Потерянные Кольца Власти

Каждому, кто мало-мальски знаком с творчеством Дж. Р. Р. Толкиена, известен текст Заклинания, фраза из которого была написана на сауроновом Кольце Всевластия. На всякий пожарный приведу два варианта, дошедших до нас через Профессора: текст на Чёрном Наречии и русский перевод (один из самых известных — И. Гриншпуна):

Гакх назги илид дуруб ури лата нут.

Уду такоб ишиз гунд об Газат шакх ури.

Криф Шара ури матурз матат думпуга.

Аш туг Шакхбурз ур Улима таб иши за,

Узг Мордор иши амал фауфут бургули.

Аш назг дурбатулук, аш назг гимбатул,

Аш назг фракатулук, агх бурзум иши кримпатул.

Узг Мордор иши амал фауфут бургули.

 

Три — эльфийским Владыкам

в подзвёздный предел;

Семь — для гномов,

царящих в подгорном просторе;

Девять — смертным, чей выверен срок и удел.

И Одно — Властелину на чёрном престоле

В Мордоре, где вековечная тьма:

Чтобы всех отыскать, воедино созвать

И единою чёрною волей сковать

В Мордоре, где вековечная тьма.

 

Итак, ещё раз и по порядку. Одно (1) достаётся самому Саурону, принадлежащему к народу Айнур — высших бессмертных существ, хранителей Арды (если точнее — к их ветви Майар). Три (3) отданы эльфам, Старшим Детям Эру, существам тоже бессмертным и могущественным, но всё же не настолько, как Айнур. Следующие семь (7) принадлежат гномам — ещё одной древней расе Средиземья, на этот раз смертной. Наконец, девять (9) предназначены для людей — наиболее молодых и наименее наделённых какими бы то ни было сверхъестественными способностями обитателей Арды.

1, 3, 7, 9. Не находите ничего необычного?..

А ведь это — почти правильная последовательность нечётных натуральных чисел! Почти — потому что между тройкой и семёркой не хватает одного звена, числа 5!

Мог ли Саурон не знать математику или не заметить столь очевидного совпадения? Несмотря на то, что образ Второго Тёмного Властелина Арды далеко не так однозначен, как это было представлено Толкиеном (вспомним хотя бы трактовку Ниеннах в её «Чёрной Книге»), и Толкиен, судя по всему, не считал ученика Мелькора глупым. Напротив, во времена Нуменора Саурон считался великим знатоком наук и искусств, сумевшим произвести благоприятное впечатление даже на нуменорцев, высокая цивилизация которых много переняла от Старших Детей Эру — эльфов. Что же до того образа, в котором Гортхауэр предстаёт в Чёрной Книге Арды, то тут искусность Чёрного Майа вообще не вызывает сомнений. Что же заставило его дать гномам не 5, что было бы совершенно естественно, а целых 7 Колец Власти, нарушив тем самым «идеальный» числовой ряд? Достанься Подгорному Народу 5 Колец, а людям по-прежнему 9, это можно было легко объяснить тем, что и Мелькор, и Саурон придавали большое значение людям, видя в них родственные души (по Ниеннах, рождение людей было предопределено Песней Мелькора) и будущих хозяев Средиземья. Но о том, чтобы Гортхаур обращал какое-то особое внимание на гномов, ни один комментатор истории Средиземья, насколько мне известно, не упоминал, — несмотря на весьма широкий спектр имеющихся мнений.

Но ведь текст Заклинания, — скажет кто-то, — хорошо известен, и там нет ни слова о каких-либо Пяти Кольцах! Действительно, тот текст, который был приведён в трилогии Толкиена, не содержит упоминаний о них, и если считать, что Профессор просто сочинил свой мир, все мои вопросы отпадают сами собой. Но считать так мне не позволяют несколько моментов. Во-первых, трактовки Толкиена, Ниеннах, Перумова и других авторов, известных и неизвестных, разнятся настолько, что принять на веру одну из них в ущерб остальным — дело сомнительное. Во-вторых, ещё читая Чёрную Книгу, я знал о некоторых описанных там событиях ещё до того, как прочитал о них (думаю, такое же ощущение посещало многих). Наконец, даже тот текст, который приведён в трилогии, содержит весьма недвусмысленное указание на то, что он не является точным.

Дело в том, что одна из восьми строк Заклинания повторена дважды. Слова «В Мордоре, где вековечная тьма» вслед за словами «чёрною волей сковать» вполне оправданы, так как указывают на место, где должно произойти объединение их власти (ведь теоретически это мог быть, например, Ангмар, или Мория, или руины Ангбанда). Но та же строка после слов «Властелину на Чёрном престоле» предполагает очевидную несуразность: как будто чёрных престолов (или «Властелинов Чёрного престола»)… несколько! (А иначе зачем указывать, что Единое Кольцо достаётся Властелину Чёрного престола именно в Мордоре?)

Но в Третьей Эпохе мы знаем только один Чёрный престол — в Мордоре, и только одного Властелина Чёрного престола — в Мордоре же. Зачем же перегружать текст заведомо лишней информацией?

Не нужно быть слишком ярым поклонником «Новой Хронологии» Носовского и Фоменко, чтобы сделать очевидный вывод: Толкиен (или тот источник информации, на котором основывал он свои произведения) заменил повторяющейся строкой какую-то другую, которую по тем или иным соображениям нельзя было предавать огласке, во всяком случае, в нашем мире.

Два следующих вопроса взаимосвязаны: почему строка о Пяти Кольцах была вымарана и комуэти Кольца достались? Список претендентов невелик: Валар (но Саурону они заведомо неподвластны), энты, хоббиты, балроги, орки, тролли, хоббиты, волки, орлы. Хоббиты, вероятно, отпадают, как ближайшие родственники людей, уже поделивших свои 9 Колец. Как родственники эльфов отпадают орки (тем более, они и так в полном подчинении Саурона — хоть по Толкиену, хоть по Ниеннах). Балроги — племя Первой Эпохи, к Третьей почти исчезнувшие, к тому же, они — верные союзники Саурона (а по Толкиену — ещё и Майар, как и обладатель Единого Кольца Саурон). По тем же причинам, что орки и балроги, отсеиваются тролли. Остаются энты, орлы и волки (вопреки толкиеновской трактовке, далеко не поголовно подчиняющиеся «Силам Тьмы», и, к тому же, имеющие в своей среде Гауров, оборотней, наделённых магической силой и способностью обретать человеческий облик).

Продолжить отсев помогает второй вопрос: почему информация о Пяти Кольцах может иметь особое значение? Мой ответ таков: ПОТОМУ ЧТО ЭТИ КОЛЬЦА ВСЁ ЕЩЁ В МИРЕ. Единое Кольцо уничтожено в Ородруине. Три Кольца уплыли в Аман. Семь Колец исчезли вместе с гномами (судьба которых неизвестна, но, в любом случае, проходит в стороне от нашего мира). Девять Назгульских колец погибли вместе с Назгулами или (если верить Перумову) превратились в Кольцо Олмера и тоже сгинули. Но Пять Колец остались, так как народ, которому они были предназначены (пусть и в изменившемся виде), остался в Арде (т. е., на Земле). А потому — оставим в покое Пастырей Деревьев и обратим свой взор к орлам и волкам.

Возможно, я чересчур небезразличен к волкам, но мне кажется, что орлам Кольца совершенно ни к чему: ни одна легенда, ни одно предание не даёт основания полагать, что орлы принимали когда-то человекоподобный образ и, следовательно, могли носить какие бы то ни было кольца, пусть и самые обыкновенные. Что же до волков, то я уже говорил о Гаурах-оборотнях: не им ли достались Пять Потерянных Колец Саурона?

В заключение приведу собственную реконструкцию Заклинания о Кольце Всевластия, построенную мною исходя из вышеприведённых доводов:

 

Девять Колец — для Людей, что избрали дорогу,

Семь — для великих властителей Гномов подгорных,

Пять — для свободных Волков в их зелёных чертогах,

Три же — для Эльфов, хранителей тайны земли,

И лишь Одно — Властелину Печального Трона:

Все отыскать и собрать их в Твердыне Востока,

Вместе составить их волею Гэртсаурона

В Мордоре, Царстве Печали, где тени легли.

Такова моя позиция, и она не менее обоснована, чем любая другая.

Принимать её или нет — дело ваше.

«Ничто не истина, всё дозволено».