Изучаем опыт протестной активности в Калининграде

Как известно, в Калининграде успешно проводятся многие протестные акции. Поделиться опытом гражданской активности я попросил, соруководителя творческого клуба «Аделаида», члена Общества охраны светской культуры, члена Комитета общественной самозащиты, редактора электронного журнала «Апокриф» Романа Адрианова (Элиас Отис [info]eredraug). Роман ответил на несколько наиболее важных и спорных вопросов.

1.       Тема защиты объектов культурной собственности — это политическая тема, или сугубо культурная? Выдвигаются ли на пикетах политические требования? Есть ли лозунги против «Единой России»?

Вообще, разумеется, тема сугубо культурная. Ещё до подписания скандальных законов о передаче символически значимых калининградских объектов от 28 октября (добавлю также, что до 28-го было передано ещё не менее 45 объектов, но они, как правило, малозначительны, а в последнем списке — всем калининградцам известные и всеми любимые Театр кукол, Филармония и пр.) с открытыми письмами по этому вопросу выступили именно работники культуры: члены Союза российских писателей под руководством Бориса Бартфельда (здесь и здесь) и директор филиала Историко-художественного музея «Фридландские ворота» Светлана Соколова (здесь издесь). 30 октября, на митинге, посвящённой, в общем-то, совершенно другим проблемам, именно музейные работники впервые вывели эту проблему из кулуаров и блогосферы на широкую публику «реала», собирая подписи за сохранение культурной среды Калининградской области. Но, конечно, довольно быстро стали подключаться и политические силы: прежде всего те партии, которые проголосовали против принятия этих законов — КПРФ и «Патриоты России». Но вообще состав защитников культуры оказался достаточно пёстрым с политической точки зрения (об этом я скажу ещё при ответе на следующий вопрос). Мы собирали подписи на таких разных мероприятиях как Русский марш 4 ноября, празднование Дня согласия и примирения (или как он там называется?) в тот же день, октябрьской демонстрации коммунистов 7 ноября. С 14 ноября мы каждое воскресенье проводим пикеты, собирающие не менее 100 человек (несмотря на то, что последняя акция, 28-го, не была санкционирована властями, а температура как раз накануне упала с плюсовой до -5). Хотя на основной листовке, свёрстанной в первые же дни, прямо говорится, что «мы не выдвигаем политических лозунгов, мы всего лишь хотим жить в культурном городе» (http://eredraug.livejournal.com/27442.html), да и в обращении, под которым собираются подписи в реале, всё предельно корректно и аполитично, на митингах, разумеется, политические требования вполне себе выдвигаются, и против «Единой России» — в том числе (с её «популярностью» может поспорить разве что «популярность» самой РПЦ, и то не факт). Фотоотчёты с пикетов, где отсняты и плакаты, можно посмотреть здесь:

14 ноября:

·        http://vkontakte.ru/album-21361708_121193110

·        http://vkontakte.ru/album2044746_121402572

·        http://kaliningrad.ru/news/item/7837

·        http://www.newkaliningrad.ru/news/foto/k1167430.html

 

21 ноября:

·        http://www.regnum.ru/news/polit/1348497.html

·        http://www.klops.ru/news/34528.html

28 ноября:

·        http://kaliningrad.ru/news/item/8132

·        http://trynoff2010.livejournal.com/35828.html

На последнем мероприятии, из-за его несогласованности с властями, плакатов практически нет, но следует учитывать, что акция проводилась на одной площадке с «Единороссами» и «Молодогвардейцами», но в чёткой оппозиции к ним (что понимали и обе стороны сами, и милиция, и прохожие), а ещё более — что на акцию приносились мандарины, которые в Калининграде после «мандариновой ярмарки» 20 марта 2010 года и последующего за нею смещения губернатора Бооса сами по себе уже воспринимаются как призыв «Долой губернатора!» 🙂

В общем, основные политические требования выглядят примерно так: «Долой власть, спевшуюся с попами, и попов, спевшихся с властью!», а конкретику уже добавляют конкретные граждане и партии.

2.      Какие силы принимают участи в протестной активности? Это самостоятельные гражданские объединения? Какую роль играют политические партии?

Силы можно поделить, наверное, на пять основных частей:

1.                     Творческие объединения, организации культуры и пр. (как пострадавшие от этих законов непосредственно, так и не пострадавшие): Союз российских писателей (тогда как Союз писателей России как раз выступил с открытой поддержкой РПЦ), члены Союзов художников, фотографов, журналистов, сотрудники музеев, актёры Театра кукол, участники проектов Замка Инстербург, бардовский клуб «Подорожник», творческий клуб «Аделаида» и много кого ещё (значительная их часть, например, подписала так называемое «Письмо 50-и», под которым сейчас уже более полутора тысяч подписей, Театр кукол выпустил ещё отдельное обращение).

2.                     Политические партии и организации: КПРФ, немцовская «Солидарность» и «старая» «Солидарность», «Рот-фронт», «Патриоты России», «Яблоко», нацболы, Союз анархистов, ДПНИ (в общем, очень пёстро: практически весь спектр социалистических и коммунистических сил, либералы, некоторая часть умеренных националистов и т. д.). Также на один из пикетов зашли трое молодых человек в униформах «Справедливой России», подписавшие наше обращение, но, как оказалось, они всего лишь нанятые на промо-акцию студенты 🙂

3.                     Независимые протестные группировки (против транспортного налога, против вырубки парков, застройки территорий детских садов и т. д.); отчасти они связаны с партиями, Штаб протестных действий собирается в Думе под кураторством КПРФ, отчасти — с «гражданским сопротивлением», представленным, прежде всего, Комитетом общественной самозащиты, но многие проводят пикеты совершенно самостоятельно.

 

4.                     Неправославные религиозные организации (прежде всего католики, лютеране почему-то оказались менее организованны, хотя их это затрагивает не в меньшей степени, чем католиков).

5.                     Просто спонтанные группы граждан, которым дорог тот или иной переданный объект или вся культурная среда в целом (тут, например, можно назвать педагогический коллектив ПТУ № 5, которые, впрочем, насколько мне известно, от борьбы уже отказались, хотя и смогли отвоевать одно из зданий и отстоять своего директора, а также незарегистрированное, но созданное специально в связи с этой проблемой Общество охраны светской культуры, http://kaliningrad-kultura.net/; здесь же — постоянные гости Инстербурга, посетители Филармонии и т. д.).

Роль политических партий довольно неоднозначная. По поводу некоторых из них есть серьёзные основания считать, что они просто хотят пиариться на этой ситуации ради предстоящих выборов, у других эта позиция достаточно последовательна. Например, хотя в целом на российском уровне КПРФ поддерживает РПЦ (что лично мне само по себе кажется весьма странным, ну да ладно), большинство (но не все!) местных депутатов от КПРФ голосовали против передачи, и именно отдельные представители КПРФ организуют значительную поддержку нам при подготовке и проведении пикетов, при этом прямо отмечая, что не все их товарищи с ними согласны. У другой коммунистической партии, РКРП-РПК (Рот-фронт), нет таких ресурсов, как у КПРФ, но при этом они занимают последовательно антиклерикальную позицию. От Яблока представители малочисленны, но зато, в отличие от КПРФ, они выпустили официальное заявление против передачи (http://www.yabloko.ru/regnews/Kaliningrad/2010/11/08_0). В общем, прежде всего в этой ситуации мы стараемся полагаться на гражданское общество, а от партий принимать помощь, но не управление ситуацией в целом. Со своей стороны, мы готовы вместе с ними протестовать против «партии власти» в целом, но далеко не все поддерживают конкретно КПРФ, конкретно «Патриотов» или конкретно «Яблоко».

3.      Взаимодействуют ли протестующие с властями? Идут ли власти на переговоры?

Протестующие СТАРАЮТСЯ взаимодействовать с властями. Большинство обращений направлялось сначала в местную Думу, правительство области, губернатору, потом — в Общественную палату России, Думу РФ, Медведеву, Путину. Ответы преимущественно на уровне отмазки (например, из Москвы, куда направлена одна из жалоб на местное правительство, прислан ответ, что вопрос направлен на рассмотрение… в это самое местное правительство). Единственное — удалось отвоевать музей Донелайтиса, но за это отдельное спасибо литовскому правительству, собственных граждан наша власть слушать не хочет.

Не менее вызывающая ситуация была на заседании Облдумы, куда были приглашены представители общественности и РПЦ. Заседание продлилось 2 с половиной часа, общественности слово предоставлено не было, а церковники сказали, что отвечать на вопросы не будут.

Единственное, что можно назвать более-менее нормальным диалогом — круглый стол в замке Инстербург (http://dialog-2010.livejournal.com/). Уж там-то церковников даже за язык тянуть не пришлось, они сами наговорили ТАКОГО, что всякие мысли об их благих намерениях и добросовестности исчезают…

http://arsboni.livejournal.com/29592.html

(Челябинск)