Борея и Гиперборея

В 2003 г. вышел из печати журнал «Перехід-IV» (№11), посвящённый теме «Вешняя Борея: Земля Вепря». Предложенные в нём интерпретации вызывают дискуссию, например, из-за отождествления древнегреческого мифологического Борея с ведическим мифологическим Варахи. Предлагаем результаты наших исследований данной проблемы.

 

По мнению Ю. Эволы, изначальная цивилизация «белой расы» на Севере была именно по своему определению «олимпийской», «солнечной», а далее существовали разные «героические» версии её реставрации (Туле, Агартха, Грааль и пр.).

Но Ю. Эволе и Г. Вирту, который использовал понятие «североатлантическая традиция», в этом вопросе, противостоял Р. Генон, который считал, что и «олимпийская» традиция была также вторичной относительно изначальной (примордиальной) «гиперборейской традиции».

Ариософски обеспокоенные последователи Р. Генона и Э. Шюре («Мы видим — на заре Белой расы — первого Творца арийской религии, выходящего из лесов древней Скифии в двойной тиаре Завоевателя и Посвящённого») считают, что существовала истинная прародина кроманьонцев («белой расы») — Борея «Земля Вепря», на севере от Понтийского озера (которым в то время было Чёрное море), а главным сакральным святилищем была Каменная Могила. После затопления Бореи около 5 508 г. до н. э. солёными водами Средиземного моря (т. н. «циркумпонтийская катастрофа»)[1] часть её населения под предводительством Рамы («Овна») поднялась выше, где основала Вешнюю Борею (Гиперборею) — Трипольскую цивилизацию.

Р. Генон и его последователи понимают значение имени Борей (теоним северо-восточного ветра у греков) именно как «Вепрь, Боров» (санскр. «варахи»), а его эпоху называют Швета-Вараха-Кальпа («Белого Вепря Цикл»). Таким образом, предлагается отождествление мифологических персонажей Борея и Варахи.

Однако у нас есть следующие возражения.

В индуизме у божественной пары Шивы и Парвати, кроме сыновей Ганеши (Пиллаяра) и Сканды (Катарагамана, Картикейя), есть ещё два младших — Бхайрава и Вирабхадра.

Именно Бхайрава («ужасный») почитается наиболее в среде низших каст. Ему посвящено множество алтарей, находящихся в садах и часто возле дорог под старыми деревьями. Верующие почитают Бхайраву сильным, мощным и отважным, обращаются к нему за помощью. Бхайрава был рождён из чела Шивы (ср. с рождением греческой Афины с головы Зевса!) для того, чтобы отомстить Брахме, он — чудовище с большущими клыками, подпоясан черепами и змеями. «…Мирча Элиаде писал, что бхайравизм, агхора — это выродившееся знание, силами деградации превратившееся в “культ охотников за черепами”… Это, наоборот — одухотворение грубого культа охотников за черепами, делающее грубый культ тонкостью божественного Пути. Архетип Бхайравы таков: мудрость, ночь, недра, разрушение, смерть, нечистое, зловещее — на поверхности; день, высота, созидание, жизнь, пробуждение, святое, благодатное — внутри. Мир в его недуальности, нерасчленённый мир. Это как бы лифт, соединяющий два радикально удалённых друг от друга полюса: из ада, клоаки, мрака невежества и злости — в нирвану, абсолют, утончённое, благородное и святое. На этом уровне уже нет внешнего деления на “брахманов и чандал”. Тут “чандальство вовне и брахманство внутри”. Соответственно, кшатрийство (разбойник-пхасингар снаружи и вира-тантрик внутри) объединяет-соединяет эти два полюса… Он и Кали составляют божественную пару — Калайамалу… В современном мире Запада… архетип Бхайравы прорывается на поверхность в виде готических, вампирских, байкерских (Ангелы Адов, Монголы), блэк-метал культов, нео-трайбл татуировок, определённого типа модной одежды» [Адинатх Бхайрава. Культ Бхайравы и наше десакрализованное время // http://www.liveinternet.ru/users/adinath_bhairav/post125799256/].Западным архетипным аналогом Бхайравы является именно мужеподобная Афина (рождённая аналогичным с Бхайравой способом) и скандинавский Один (от Othinn «неистовство, исступление»), для которого характерен культ ужасных жертвоприношений (т. н. «орёл Одина»)

Его брат Вирабхадра почитается как тысячерукий и тысячеголовый, имеющий боковые клыки-бивни, держащий раковину (шанкха), диски (чакра) и лук (кхадга), обмазанный пеплом. Он очень жестокий бог, поэтому любовью не пользуется, но чтить его необходимо. Утверждается, что он родился из рта (брови, пучка волос) Шивы для того, чтобы уничтожить жертвоприношения Дакши и разрушить равновесие мира. Вирабхадра отрубает голову Дакше, отцу Сати (богу ритуалов и жертвоприношений). В ритуалах голова Дакши-Праджапати, который сравним с Брахмой, замещается головой козла, который является типичным животным для жертвоприношений. «Агни пурана» даёт другое описание: средство передвижения Вирабхадры — бык, он возглавляет Матрик (матерей) или является их любовником. У него четыре лика и четыре руки. Он белого цвета.

Противоположен Бхайраве именно Варахи («Вепрь») как третья аватара Вишну. Он мстит демоническому владыке мира Хираньякше за то, что тот утопил землю в океане. В поединке, длившемся тысячу лет, Варахи победил демона и поднял со дна океана землю на своих клыках.

Греческим аналогом Варахи как силы, осуществляющей упорядочение мира, является гекатонхейр Бриарей, сын Урана и Геи, страж титанов, заключённых в Аиде. Когда боги-олимпийцы восстали против самого Зевса, богиня Фетида (Тетия) призвала на помощь Зевсу Бриарея. В награду ему досталась в жёны дочь Посейдона (Гесиод, «Теогония», 817-819). Бриарей был владыкой сказочной страны Эгеи (Егеон, Aigaion), Овидий называет его морским божеством, его чтили как первого создателя кораблей. По неизвестным причинам он был обречён бежать из своей страны (намёк на затопление черноморского шельфа?) в анатолийскую Фригию (переселение протохеттских племён?).

Исходя из вышесказанного, смешивать мифологические образы Варахи/Вирабхадры-Бриарея и Бхайравы-Борея(-Одина) в единый образ Варахи-Борея будет неправильным.

 

[1] Около семи с половиной тысяч лет назад воды Средиземного моря затопили перешеек, разделявший его с Чёрным морем. Мощный вал воды устремился на восток, ведь уровень Чёрного моря (в ту пору крупного озера) был на 120 метров ниже сегодняшнего. Ещё в 1993 году российское научно-исследовательское судно «Акванавт» обнаружило у южного берега Крыма в отложениях грунта на глубине более ста метров корни наземных растений, а также остатки пресноводных моллюсков. Эти и другие находки убеждали, что в ледниковом периоде Чёрное море было озером, лежавшим в огромной впадине. В 1997 году американские геологи Уильям Райан и Уолтер Питмен восстановили картину этого геологического переворота. Как минимум в течение трёхсот дней по Босфорской котловине (длина её — 27 километров) мчались валы воды. Они взрывали каменистую землю, местами углубляясь на сто с лишним метров. В самом узком месте котловины (ширина пролива здесь составляет сейчас всего 660 метров) каждый день проносилось около пятидесяти миллиардов кубических метров воды. Скорость потока превышала 80 километров в час. Столб воды мчался, словно цунами. Через год уровень Чёрного моря поднялся на 55 метров и достиг уровня Босфорской плотины. К этому времени солёные воды затопили свыше 100 тысяч квадратных километров черноморского побережья. Разлившееся море поглотило тысячи глинобитных хижин и архаичных культовых построек. В течение следующего года уровень Чёрного моря повысился ещё почти на двадцать метров. Дельты рек на южном побережье превратились в солёные озёра. Затопленными оказались долины Малой Азии. На востоке Чёрное море разлилось до подножия Кавказа. Наконец, его воды хлынули в Азовскую впадину и затопили её, образовав ещё одно море. Опираясь на результаты расчётов У. Питмена и У. Райана, Роберт Баллард (один из самых известных подводных исследователей современности, именно он первым отыскал «Титаник» и проник на затонувшее судно) обнаружил древнюю береговую линию Чёрного моря и нашёл остатки хижин каменного века, осколки керамики, а также каменные орудия труда, напоминающие молотки и зубила. Примерный возраст находок составлял 7 500 лет. Уолтер Питмен уверен, что «Чёрное море является уникальным археологическим кладезем сокровищ» («Знание — сила». 2005, № 8).