Бакстром, Сигизмунд

Имя: Сигизмунд Бакстром.

Историчность: Историческая личность.

Даты жизни: XIX в.

Деятельность: Переводчик, алхимик.

Почитание: Член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis.

Доктор Сигизмунд Бакстром, чья деятельность пришлась на конец восемнадцатого — начало девятнадцатого веков, был одной из наиболее важных фигур в сфере исследования алхимии за последние несколько столетий. О жизни его известно немного, за исключением того, что он был, вероятно, скандинавского происхождения и свои ранние годы провёл, путешествуя по миру в качестве судового врача. Впоследствии он поселился в Лондоне и собрал вокруг себя небольшой кружок знакомых (включая Эбенезара Сибли и генерала Рэйнсфорда), в котором циркулировал ряд переводов алхимических текстов, выполненных им с латыни, немецкого и французского. Эта группа избранных стала проводником идей Бакстрома, намеревавшегося вновь открыть людям древнюю мудрость алхимической традиции. Очевидно, что в духовном плане именно он посеял семя, из которого в конце девятнадцатого столетия возродился интерес к алхимии, реализованный Томасом Саузом и его дочерью Мэри Энн Этвуд, а позже Фредериком Хокли (1809-1885), который, как кажется, имел в своей библиотеке копии отдельных манускриптов Бакстрома. Научное наследие Хокли, а также его книжное собрание перешли в собственность Эйтона, Уэсткотта и Мазерса, послужив основой для некоторых материалов, с которыми работал Герметический Орден Золотой Зари. Практически в то же самое время доступ к бумагам Бакстрома получила мадам Блаватская (в частности, к его переводу «Золотой цепи Гомера», которую она опубликовала в 1891 году в теософском журнале «Люцифер»). Многие тома его манускриптов сохранились, а некоторые находятся сегодня в частном владении.

Важно отметить, что в то время, когда Бакстром собирал и переводил алхимический материал, в свободном доступе имелось немногое. Большинство крупных публичных коллекций и библиотек возникли лишь в конце девятнадцатого столетия. Материал Бакстрома и его доступ к источникам имели важнейшее значение, и его стоит рассматривать как одного из наиболее осведомлённых людей своего времени в сфере алхимической традиции. Нередко утверждают, что он не добился бы своего без поддержки некоторых розенкрейцеров, его отношения с которыми не подлежат сомнению.

12 сентября 1794 года на острове Маврикия д-р Сигизмунд Бакстром был посвящён в Societas Roseae Crucis графом Луи де Шазалем, ещё одним «учредителем» O.T.O. Граф, в то время благородный пожилой господин приблизительно 96 лет, очевидно, оценил большой потенциал Бакстрома в сфере герметических изысканий и предложил ему стать своим учеником и преступить к постижению великого делания; так Бакстром был допущен к проведению трансмутации под руководством Шазаля, используя при этом его субстанции.

Бакстром перевёл множество алхимических текстов, и можно удивиться тому, откуда же он их доставал. Возможно, в лице Бакстрома мы имеем прямую связь через Шазаля и графа де Сен-Жермена с продолжающимся потоком таинственной розенкрейцерской мудрости. Судя по всему, свою небольшую алхимическую школу Бакстром основал не на собственных ресурсах, за ним стоял эзотерический Орден Розенкрейцеров, который снабдил его материалами и придал импульс продолжению и развитию алхимической науки. Все изучающие алхимию в двадцатом столетии испытывают глубокую признательность Бакстрому, этому малоизвестному человеку, за его незримый труд по собиранию и переводу алхимического материала, а также за то, что он вдохновлял других изучать ту мудрость, которую он узрел в древних алхимических текстах.