Василид

Имя: Василид.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: Первая половина II в. н. э. (учил в 117-138 гг.).

Деятельность: Религиозный учитель, философ, гностик.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» OrdoTempli Orientis.

Василид, гностик и христианский философ, который жил в Александрии в первой половине второго века, был активным учителем, наставником и оригинальным мыслителем. Никаких деталей о его жизни и карьере не сохранилось, из его трудов, вероятно, многочисленных, осталось только несколько фрагментов. Помимо создания оригинального учения о первопринципах, которое имеет много общего с гностическим мифом, но излагается совершенно по-разному Иринеем и Ипполитом, Василид был христианским теологом, серьёзно занимался писанием, сочинял гимны и даже опубликовал своё издание Евангелия. Известно, что ему принадлежали 24 книги Толкований, в т. ч. на книги неизвестных нам авторитетов вроде Барнофа, Барнаббы и Пархора, историчность которых не подтверждается ни одним другим источником.

Философско-мифологическая система Василида излагается совершенно по-разному Иринеем и Ипполитом. По Иринею, из нерождённого начала произошли шесть сил, которые породили целую иерархию ангелов. Низшие в этой иерархии создали мир. Их глава, иудейский Бог, пожелал подчинить иудейскому народу все остальные нации, и началась война. Поэтому высший Бог послал Христа, чтобы тот освободил верящих в него от власти ангелов. Христос не страдал, но посмеялся над палачами, предав им на распятие вместо себя некоего Симона из Кирены. Последователи Василида, по Иринею, увлекаются магией и ведут распущенный образ жизни. Ипполит и Климент этого не подтверждают, хотя Климент говорит, что последователи испортили учение самого основателя школы.

Согласно Ипполиту, Бог Василида превыше бытия и мышления и поэтому называется не-сущим. Мир возникает в прямом смысле из ничего (об этом, насколько можно судить, Василид говорит первым из христианских теологов), причём и сам сначала также является ничем, неким не-сущим мировым семенем, возможностью всего. Этот абсолютный трансцендентализм является, с одной стороны, развитием популярных философских идей, как это справедливо отмечает Ипполит, а с другой — представляют собой философское толкование на книгу Бытия.

Философия Василида и его «сына» и ученика Исидора (оба этих автора имеют много общих черт) выглядит синкретично и содержит в себе явные платонические, неопифагорейские и стоические элементы. Стоический детерминизм особенно явно виден в его учении о спасении, вере и гнозисе. Василид учит об обретении гнозиса как о пробуждении внутренней природы человека. Таким образом, гнозис — это «знание себя», своей истинной природы, сокрытой в глубинах души. Примечательно, что Василид различает душу (бессмертную, но всего лишь оболочку духа, навеки обречённую жить в этом мире) и дух (истинное «Я» — неизречённое семя высшей природы). Душа не может покинуть его, высшие сферы столь же смертельны для неё, как воздух для рыбы.

Мировая история делится Василидом на три этапа, причём кардинальным моментом является акт откровения. При этом Высшая сила ни при каких обстоятельствах не пересекает предела, который разделяет этот мир и тот. Благая весть — это информация, которая передаётся при посредстве нескольких заблаговременно установленных передатчиков. Эффект, который она производит, также носит чисто информационный характер: она приносит знание. Примечательно, что из этого сообщения следует, что, по Василиду, в мире не существует никакого конфликта, столь характерного для многих других гностических систем. Всё предустановленно заранее и происходит мирно, эволюционным путём. Однако в конце Василид рисует картину, поистине мрачную для многих. Мир будет избавлен от мук, но погрузится в вечное забвение и будет существовать вечно как механизм, без боли и без Бога.