Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века (Введение)

15 — 17 марта 1824 года император Александр I издал целый ряд важнейших указов. Расформировывалось созданное в 1817 году Министерство духовных дел и народного просвещения. Теряли свои посты его руководители, главным из которых был друг царя князь А.Н.Голицын. Российское библейское общество передавалось в руки его врагов, а к власти в духовной сфере приходили крайние консерваторы. Масштаб произошедших перемен был заметен очень небольшому кругу лиц, и уже через год ситуацию изменила смерть Александра I. Произойди подобные события в XX веке, они, несомненно, стали бы известны широкой общественности и рассматривались как консервативная революция. Поводом к произошедшему стала книга «Евангелие от Матфея», написанная известным проповедником пастором И.Е.Госснером, вызванным в Россию из Германии в 1820 году.

В конце XVIII — начале XIX веков по приглашению правительства в Россию прибыли многие европейцы, среди них были и деятели религиозного движения «пробужденных» пасторы И.Линдль и И.Госснер. В 1824 году они подверглись ожесточенной критике консерваторов. Пасторов обвиняли в подготовке государственного переворота и попытках создания новой церкви. Единственным исследователем процессов, в которые оказались вовлеченными И.Линдль и И.Госснер, был академик А.Н.Пыпин. Но круг источников, на которых он основывал свои выводы, был узким. Ко времени опубликования труда А.Н.Пыпина в Германии биографии И.Линдля и И.Госснера еще только создавались. Уже через полвека этому вопросу было посвящено не менее десятка монографий, изданных в Европе. Однако российские ученые к биографиям И.Линдля и И.Госснера больше не возвращались. В специальных исследованиях, посвященных проблемам религии, мистицизма, книгоиздания, философии, российские исследователи ограничивались лишь цитированием труда А.Н.Пыпина.

В конце XX века в России вновь проснулся интерес к царствованию Александра I. Вновь начали изучать религиозную жизнь страны этого периода. Были обнаружены и опубликованы материалы «Дела Госснера»[1]. Однако биография пастора, его деятельность в России по-прежнему оставались слабо освещенными. Подход, когда «консервативный переворот» 1824 года рассматривался лишь с позиций консерваторов, представляется однобоким.

Явление, позднее получившее название «либерализм александровского царствования», в действительности носило весьма своеобразный характер. И.Линдль и И.Госснер были не единственными людьми, пострадавшими за свои религиозные убеждения. В разное время в царствование Александра I ссылке и тюремному заключению подверглось множество лиц различной конфессиональной принадлежности и разных философско-религиозных взглядов. В 1807 году был арестован и заключен в тюрьму мистик Т.Лещиц-Грабянка (там и скончался), в 1810 году был уволен из Духовной Академии известный реформатор масонства И.А.Фесслер (а еще через год он был вынужден оставить С.-Петербург), в 1819 году были высланы из С.-Петербурга епископ Иннокентий (Смирнов) и писатель Е.И.Станевич, в 1820 году заключен в Шлиссельбургскую крепость В.Н.Каразин, в 1821 году потеряли свои места целый ряд профессоров С.-Петербургского университета, в 1822 году отправлен в ссылку известный масон А.Ф.Лабзин (вскоре умер), в 1824 году отдан под суд В.М.Попов и заключены в монастыри священник Ф.Левицкий и есаул Е.Н.Котельников. Простой перечень этих событий полностью опровергает миф об «аракчеевщине». Большей частью этих карательных мероприятий руководил князь А.Н.Голицын. Граф А.А.Аракчеев был лишь одним из исполнителей воли императора, использовавшийся им, как и многие другие, для прикрытия непопулярных начинаний. Взгляды императора с годами менялись, происходили изменения и в политике. В различные годы гонениям подвергались те, кто двигался вне русла курса Александра I. Легендарный либерализм императора имел выборочный характер. В первой четверти XIX века свобода была предоставлена сектам и неформальным религиозным объединениям, но при этом грубо попирались права Русской православной церкви. Орден иезуитов, масонские ложи, Библейское общество свободно работали в России до тех пор, пока это было угодно императору, а затем были запрещены. Схожая судьба была уготовлена И.Линдлю и И.Госснеру. Подробное освещение их пребывания в России может дать дополнительный материал для оценки политики Александра I.

В течение двух веков теория «Россия — III Рим» делала их страну в глазах русских центром христианской вселенной. Сюда ездили за милостью восточные патриархи, здесь проводились крупнейшие в мире Соборы, здесь сидел на троне единственный православный царь. Культурные связи с Европой ограничивались технической сферой. В Россию приезжали ремесленники, медики, военные специалисты. Все изменилось в ходе реформ Петра I. Из центра мирового христианства в несколько лет Россия превратилась в дальнюю европейскую окраину. Теперь по европейским меркам нужно было корректировать российскую культурную жизнь. Начиная с XVIII века, россияне получили доступ к богатейшей школе европейского богословия. Не имея должного опыта, русские не могли постичь и впитать всего многовекового богословского наследия и выхватывали из него наиболее яркие куски. Восприятие европейского религиозного опыта в России происходило настолько быстро, что у россиян не было времени «переварить» и адаптировать полученное богатство. Результатом стал культурный шок и смена акцентов. Для части россиян, плотно соприкоснувшихся с богословской культурой Европы, культовое значение приобрели далеко не самые важные труды. Подобно тому, как принятое из Византии христианство сразу стало неизменной догмой, так и европейский мистицизм в России был быстро «канонизирован». Частью этих сложных процессов стали прибывшие в Россию И.Линдль и И.Госснер. Их русские последователи не могли понять происходившей вокруг пасторов борьбы. Как и консерваторы, они приписывали все «темным силам», пытающимся сокрушить «пробужденных». Исследования деятельности И.Линдля и И.Госснера поможет пролить свет на эти проблемы.

Борьбу с мистицизмом российские консерваторы связывали с защитой вероучения Русской православной церкви. И.Линдля, И.Госснера, а так же их покровителей А.Н.Голицына, Р.А.Кошелева, В.М.Попова православные оппозиционеры обвиняли в попытке «повергнуть алтари и престолы». Подобные обвинения категорически отрицались либеральными исследователями Александровского царствования и безоговорочно принимались писателями консервативной ориентации. До сих пор на русском языке нет исследований, посвященных европейскому движению «пробужденных», являвшегося частью европейского религиозного возрождения. Не прояснены особенности религиозных взглядов И.Линдля и И.Госснера. На сегодняшний день совершенно недостаточно материала, чтобы ответить на вопрос, чем же именно «пробужденные», действующие среди католиков и лютеран, угрожали Русской православной церкви.

На эти и многие другие вопросы поможет ответить подробное рассмотрение истории пребывания в России И.Линдля и И.Госснера. Выполнить подобное исследование стало возможно лишь в результате привлечения широкого пласта европейской литературы, посвященной данной проблематике, никогда не переводившейся на русский язык. Кроме того, в данном труде будет обобщен огромный материал, накопленный со времени публикации исследования А.Н.Пыпина.

Выполнить эту работу было бы невозможно без финансовой поддержки в виде гранта РГНФ (07-01-00009а). Хочется выразить благодарность сотрудникам Берлинской библиотеки Staatsbibliothek, оказавшим помощь в отборе и получении необходимой литературы, сотрудникам берлинского отделения «Фонда Госснера», любезно принявших автора данного исследования и снабдивших его литературой, выпускаемой фондом. Техническую помощь в работе над проектом оказывали специалисты в различных областях С.А.Давыдова, Т.С.Андреева, Г.З.Гимельштейн, Сандро Тенне.

 

 

[1] Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998. С. 139-177.