Медея

Имя: Медея.

Историчность: Скорее всего, мифологический персонаж (возможно, имеющий исторические прообразы, один или несколько).

Даты жизни: По-видимому, VI-V в. до н. э. (царство Колхида возникло в VI в. до н. э. и в VI-V в. до н. э. находилось в зависимости от Персии, что можно соотнести с историей о том, как отец Медеи был свергнут своим братом Персом. Возможны и другие датировки.

Деятельность: Царевна Колхиды, колдунья, жрица Гекаты.

Почитание: Включена Братом Сабазием в список почитаемых женщин Телемы. Ранее почиталась как богиня.

 

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, волшебницей, а также жрицей Гекаты. Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупреждённый Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга. Затем Медея усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата и расчленила его тело, побросав куски в воду, дабы Ээт задержал судно, чтобы подобрать их. На борту корабля Медея вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. Медея опоила Талоса травами и хитроумно убила.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там всё ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Медея сказала дочерям Пелия, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котёл. Они поверили ей и убили своего отца, но Медея отказалась воскрешать его. После этого Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф, где разные источники говорят о разных приключениях колдуньи. Так, в Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам; её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям (или ей самой). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сизифа. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сизифу.

Вскоре после этого Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея, которому родила сына Меда. Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности, и вернулась на родину, в Колхиду, на упряжке драконов. Там она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, которого и посадила на трон.

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далёкого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини и наступающим в Греции новым бронзовым веком. Такие черты образа Медеи как её способность оживлять мёртвых, летать по небесам и так далее позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня.