Парсифаль

Имя: Парсифаль (Парсифаль, Парсифаль, Персиваль и пр.), Передур.

Историчность: Литературный персонаж.

Даты жизни: Персонаж отнесён к эпохе короля Артура (V-VI вв. н. э.).

Деятельность: Рыцарь Круглого стола.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. Также со всей очевидностью относится к категории «пророки, жрецы и короли, которые сберегли Копьё и Чашу, Меч и Диск от невежд», упоминающейся в тексте Гностической Мессы среди Святых EGC.

Сказание о Парсифале и Граале, обретшее известность в Средние века, большинством поэтов было соотнесено с легендой о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В истории Западной Европы обработал сказание о Граале в рамках этой легенды Кретьен де Труа. Около 1185 года он написал роман «Парсифаль из Уэльса, или Сказания о Граале», который из-за преждевременной смерти поэта остался незавершённым.

В книге де Труа женщина, потерявшая своего супруга и двоих сыновей, прячется в лесу со своим последним сыном Парсифалем и воспитывает его в полном неведении о мире, дабы оградить от судьбы, отобравшей у неё детей и мужа. Но однажды Парсифаль встречает рыцарей. Он приходит в восторг от их вида и решает покинуть мать, невзирая на её мольбы. При дворе короля Артура он поражает всех своей неотёсанностью, однако с победой выходит из первого поединка и завладевает оружием противника. Старый рыцарь Горнеман решает привить Парсифалю рыцарские добродетели. Благодаря своему усердию и благородному происхождению Парсифаль быстро продвигается в учёбе, но, желая применить выученное на практике, отправляется на поиски приключений.

Однажды Парсифаль попадает в замок раненого короля. Его принимают там, и он присутствует при выносе Грааля, видит омытое кровью копьё, окружённый сияющим светом Грааль и серебряное блюдо для причастия. Потрясённый увиденным, он так и не задаёт вопроса «Кому вы служите Граалем?», который мог бы исцелить короля и избавить его страну от колдовства. Позднее, узнав от кузины, что его нерешительность была наказанием за внезапный отъезд, разбивший сердце его матери и ставший причиной её смерти, он отправляется на поиски Грааля. Пять лет он переезжает с места на место и теряет веру в Бога.

Как-то раз в Страстную пятницу Парсифаль встречает отряд рыцарей, один из которых напоминает ему о символе веры. Потрясённый, Парсифаль доверяется отшельнику, который раскрывает юноше все его грехи и обучает христианской вере. Сердце Парсифаля исполнено раскаяния, и в пасхальное воскресенье он в первый раз причащается. Отшельник объясняет ему также, что Грааль, который он когда-то видел и который он ищет, — это святыня, содержащая просфору. Каждый день в торжественной процессии эту просфору приносят старому королю, благодаря чему вот уже пятнадцать лет поддерживается его жизнь. На этом незавершённое произведение Кретьена де Труа обрывается, но оно находит продолжение в «Парсифале» Вольфрама фон Эшенбаха. Первые две части эпоса (отсутствующие у де Труа) посвящены родителям Парсифаля, книги III-XIII по сюжету примерно совпадают с произведением Кретьена, но снабжены большим количеством подробностей. Раненого короля, о котором Парсифаль узнаёт от отшельника, у Эшенбаха зовут Амфортасом. Парсифаль расстался с отшельником внутренне созревшим, укрепившимся и полным радостной надежды, что сумеет добыть Грааль. После долгих приключений он излечивает Амфортаса, задав ему нужный вопрос, и сам становится королём Грааля. Этот же сюжет позднее перерабатывается и переосмысливается Ричардом Вагнером.

Освобождённое от всех человеческих искажений и принижающих предположений, знание о личности и деяниях Парцифаля позволяет понять значение и роль Святого Грааля как космического центра силы. Замок Грааля играет важную роль в восприятии и перераспределении дающей жизнь божественной силы: это родник жизни, принимающий божественное излучение в его нестеснённой силе и полноте и направляющий благословенный поток дальше. Но если этот процесс повторяется регулярно и в определённое время, то, быть может, и мы имеем возможность осознанно пережить его и черпать из благословенного потока?