Фуа, Эсклармонда де

Имя: Эсклармонда де Фуа, Эсклармонда Великая.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: После 1151 — вероятно, 1215.

Деятельность: Альбигойская посвящённая, меценат.

Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis и некоторых других неогностических церквей.

 

Эсклармонда де Фуа, известная также Эсклармонда Великая — видная фигура среди французских катаров XIII в. Она была дочерью Роже Бернара I Толстого, графа де Фуа, и Сесилии де Безье Тренкавель, сестрой Раймона Роже де Фуа. Катары, или альбигойцы, как они себя называли по названию города Альби, на Третьем Латеранском соборе в 1179 году были заклеймены как еретики. Однако они составляли собой сплочённую группу и встречали поддержку в том числе среди окситанской знати. Раймон Роже был католиком, а не альбигойцем, однако относился к катарам очень терпимо и не препятствовал их распространению в своих владениях. Но его близкие родственники открыто сочувствовали альбигойцам. В их числе была мать, Сесилия, происходившая из рода Тренкавелей, во владениях которых концентрация катаров была наивысшей, и жена Филиппа, а Эсклармонда де Фуа открыто перешла в стан альбигойцев. Она играла огромную роль в движении катаров. Враги часто называли её «женщиной-папой», а принадлежавшая ей крепость Монсегюр стала одним из центров альбигойцев.

Имя Эсклармонда на окситанском (провансальском) языке означает «Свет мира». Она вышла замуж за Журдена III де Л’Иль-Журдена. У них было несколько детей, в том числе Бернар, Гуилламет, Оливье, Отон де Терри и Бернар, барон де Лонак. Она овдовела в 1200 году, после чего и обратилась в альбигойство. В 1204 году в Фанжо она получила альбигойское посвящение, Consolamentum, из рук епископа катаров Гильяберта де Кастра, вместе с тремя другими женщинами высокого положения, Од де Фанжо, Фейс де Дюрфор и Раймондой Сен-Жермен, и была вместе с ними причислена к Чистым (Parfaite), то есть членам избранного круга катаров. Церемония проходила в присутствии её брата, Раймона Роже.

Она поселилась в Памье и, по всей видимости, стала одним из инициаторов восстановления крепости Монсегюр. Она присутствовала на собрании в Памье в 1207 году, известном также как «монреальское собрание». Это был последний диспут между катарами и Римско-католической церковью в лице Доминика Гусмана. В следующем году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против альбигойцев, который возглавил Симон IV де Монфор и который вскоре перерос в феодальную войну. Симон де Монфор старался завоевать в Окситании для себя как можно больше владений, в результате чего против него выступили многие феодалы, которые не были альбигойцами. В их числе оказался и Раймон Роже, который оказался недоволен тем, что в Памье Симон заменил Раймона Роже в договоре о совместном правлении, после чего Раймон объявил о поддержке своего сюзерена, графа Раймона VI Тулузского. В ответ армия Симона вторглась и во владения Раймона Роже.

Эсклармонда де Фуа участвовала в создании школ для девочек и больниц в Окситании. Она и её невестка Филиппа учредили Дом Чистых в пиренейском Дуне, который функционировал как альбигойский дом престарелых и школа для девочек. Рассказывают легенду, что Эсклармонда обратилась в голубку, чтобы унести Святой Грааль от тех, кто преследовал катаров. По данным немецкого медиевиста Отто Рана, пастухи из Монсегюра утверждали, что «белая голубка вырвалась и пролетела над гребнем стены», и они полагали, что голубкой этой была Эсклармонда де Фуа. На основании этого предания некоторые современные гностические церкви почитают Эсклармонду как святую. Близкий сюжет — белый голубь над чашей Грааля — запечатлён и на ламене Ordo Templi Orientis.