Буддхананди

Имя: Буддананди (Буддананда).

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: Ок. II в. н. э.

Деятельность: Учитель буддизма.

Почитание: Патриарх дзен.

Буддананди, восьмой индийский патриарх, ученик Васумитры и учитель Буддамитры, происходит из индийского княжества Камала. Он принадлежал к семье Гаутама, как и Будда Шакьямуни. Он родился с выступом голой плоти на макушке, хорошо заметным на его изображениях. Его красноречие было безгранично. Никто не мог вставить ни слова, когда он говорил, и он побеждал в любых спорах. В сборнике дзенских коанов «Денкороку» рассказывается, что когда он впервые встретился с седьмым патриархом, преподобным Васумитрой, они поспорили. Буддананди обратился к Васумитре:

— Меня зовут Буддананди, и я хочу обсудить с тобой истину.

Седьмой патриарх ответил:

— Любезный, если ты говоришь об этом, это не истина. Истину нельзя «обсуждать». Теория не может быть истинным смыслом; истинный смысл не может быть теорией. В теоретических спорах никакого смысла. Используя ум, истинного смысла не найдёшь.

Буддананди понял, что патриарх победил. Он осознал, что принцип седьмого патриарха выше его собственного, поскольку истинный принцип не может быть выражен. С сердцем, исполненным почтения, он сказал:

— О патриарх, я хочу найти Путь и напитаться ароматом сладкой росы.

Патриарх обрил ему голову и передал все необходимые наставления. Он вручил Буддананди Великую Дхарму, Дхарму Печати Разума, обратившись к нему со стихами:

Умом, подобным Царству Пустоты,

Я объясняю Дхарму как пустоту.

 

Когда ты утверждаешь пустоту,

Не остаётся ни Дхармы, ни не-Дхармы.

Как-то раз, практикуя и проповедуя Дхарму, Буддананди с учениками забрёл в страну Ти Цзе, где встретил Буддамитру, будущего девятого патриарха, и передал ему Дхарму. После этого, согласно преданию, он вознесся над землёй и претерпел восемнадцать духовных преображений. Затем он вернулся на прежнее место, распрямил спину, сел в позу лотоса и отправился на новое перерождение. На этом месте была возведена ступа, в которую поместили его тело.

Восхваляющие Буддананди стихи гласят:

В обсуждениях нет смысла:

Он понял это с первого слова.

Погружаясь в источник силы,

Он отказался от мирских благ.

Путь для сладкой росы открылся,

И она сверкает на солнце даже в полночь.

Его путь засверкал тем же светом

Ослепительной чистоты, что и встарь.

В другом стихотворении говорится:

Выступ голой плоти на макушке

Открыл истинный исток.

Он прекрасен собою;

Обеты его тверды.

Из безграничного красноречия

И глубокой праджни

Он достиг великого просветления,

Постигнув тайные смыслы.

Умом, подобным Пустоте,

Он проник в царство Дхармы.

Сила его вмещает вселенную,

Но вмещается в крохотной пылинке.

Мгновенно испытав духовные преображения,

Он вернулся на прежнее место.

Полночь освещена солнечными лучами,

Как если бы настало завтра.