Магия в повседневной жизни: Как улучшить свою жизнь

Магия в повседневной жизни:

Как улучшить свою жизнь

Игорь Спрейс, Fr. Nyarlathotep Otis, 14.12.20131

Часть 1

Игорь Спрейс: Когда мы говорим о магии в повседневной жизни, нас, прежде всего, интересуют два вопроса: во-первых, что мы хотим получить и стоит ли вообще начинать, и во-вторых — что же такое в нашем представлении магия. С какого вопроса начать — не принципиально. Но начнём, наверное, с вопроса о том, чего каждому из нас хочется. Универсального ответа на этот вопрос нет. Точнее, есть универсальный ответ: «Каждому в жизни хочется счастья», — но каждый подразумевает под счастьем совершенно разные вещи. И для того чтобы говорить об одних и тех же вещах, стоит уйти на поле классическо-магическое.

Во-первых, как очень хорошо говорят психологи, карта не есть территория. Под картой подразумевается, что каждый из нас строит модель жизни, людей, общества, понимания мира, своей жизни. Это — так называемая карта. То же самое, когда мы можем видеть часть города, ездя по одним и тем же улицам, и не видеть другую часть. А город есть, целиком и весь. Более того, вот классический пример — кружка с чаем. Если взять 10 человек и спросить, что такое чай, то можно услышать: что-то горячее, ободряющее, сладкое, вкусно пахнущее и т.д. А это — одна и та же чашка чая. Слово не отражает то, что есть, то есть слово — условность. Ещё, например: что такое розовый цвет? Это — условный термин, договорённость о том, что называть розовым. Причём грань перехода между розовым, красным или другим цветом — тоже очень условная.

Есть одно понятие во всех магических практиках, и называется оно «договор». Договор — это комплекс представлений о мире, о людях, о событиях и т.д. Он бывает разный и закладывается у человека с детства. Ребёнок рождается, и ему говорят: «Смотри, вот это — белое, это — красное, а это — чёрное». Насколько это важно? Классический пример рассказывают про чукчей. У нас снег — это снег. У чукчей для него есть 30 наименований, в зависимости от того, какой снег: холодный, жёсткий, можно ли по нему ездить и т.д. А говорят, что есть племена, где весь спектр разделяют всего на три цвета.

Более того. То, что мы считаем зрением, является очень маленьким участком в электромагнитном излучении, которое воспринимает глаз. На самом деле электромагнитный спектр гораздо больше. То, что мы видим, мы считаем реальностью. А если надеть очки или прибор ночного видения, то мы видим мир совершенно по-другому. Но это — тоже реальность. Как насекомые видят поляризованный свет — совершенно другая картина. Из физиологии, например, известно, что глаза, когда формируется картинка и отправляется в мозг, отправляют картинку перевёрнутой. Мозг переворачивает потом обратно. Делали опыт (классика из нейрофизиологии): человеку надевали очки, которые переворачивают изображение. В среднем через две недели практически у всех картинка опять стабилизировалась, то есть мозг опять переворачивал картинку. И стоило снять очки, человеку снова приходилось перестраиваться. Ещё классический опыт, который делают не на людях, а на животных — например, на котятах, — потому что опыт жестокий. Одна часть котят с рождения росла в комнате, где были только горизонтальные полосы. Другая — где были только вертикальные. Одна часть котят видела только горизонтальные полосы, а другая — только вертикальные. Определённый период развития проходил, и котята воспринимали только горизонтальные или только вертикальные линии. И, соответственно, ступенька, яма или колонна были для них проблемой.

Насколько человек зависим от этого программирования — тоже показатель. На самом деле мультик про Маугли — это сказка. Потому что когда ребёнок развивается, если, например, он не начал говорить до трёх лет, то он не заговорит уже никогда. Есть определённый этап, когда он учится речи. Если этот этап пропущен, как, например, с детьми-маугли, которых находили, то они не социализировались. Это — момент программирования, навязывания договора. Договора о том, что считать белым, а что чёрным. Любое общество, будь то государство или культура, навязывает своё видение мира, потому что очень много зависит от точки зрения. Шутливый пример, который сейчас все любят (по-моему, его даже Медведев сказал). Вот — луг, на луг прилетает пчела и муха. Пчела видит цветочек, мёд, пыльцу, а муха видит коровью лепёшку под цветком. Один и тот же луг, только кто-то видит мёд и красоту, а кто-то видит экскременты. И это зависит от восприятия. Самое интересное и хорошее — то, что договор, эту точку восприятия, можно менять.

Ещё одно понятие всех магических практик — изменение картины мира. Без разницы, как это назвать, но сейчас общепринятым является выражение «изменение точки сборки». Идея идёт из Каббалы. Там смысл простой: есть свет (свет Творца), который всё создал, и он идёт через определённое преломление преград, и если где-то есть дырочка, то в зависимости от того, где эта дырка и насколько она большая, настолько полно человек видит мир. Даже для нас, например, живущих в обществе, в одном городе. Для кого-то город Калининград — история, Пруссия, Германия. А для другого — советская военная база. Для третьего это — оплот оккупантов, который забрали у Германии. Для Лукашенко — нераспаханные поля, на которых можно засевать. Но это же — одна и та же земля, один и тот же мир. Более того, мы просыпаемся в один день — светит Солнце, и мы говорим: «О мир, ты прекрасен!» В другой день просыпаемся, а на улице идёт дождь и сумрачно, и мы говорим: «Мир — говно». И здесь, возвращаясь к договору о том, как мы видим мир и что меняем, основной и ключевой момент — с каких позиций программируется человек на восприятие, что закладывается. Тут три основных позиции:

  • Материалистическая позиция, со стороны науки: мир — чётко материальное, идеальных вещей нет.

  • Церковно-религиозная позиция: есть бог, который всё определяет, и надо вести себя в соответствии с правилами, и тогда всё будет хорошо.

  • Срединная позиция, которую, по сути, занимают все магические традиции: в мире есть место для чуда, и право на чудо (то есть на изменение своего мира/жизни) имеет каждый человек. Методы в разных традициях различаются.

И отсюда мы переходим (точнее, возвращаемся) к понятию счастья. Что такое счастье для каждого человека? Понятие счастья закладывается с детства. Во-первых, сначала — что говорят родители. Во-вторых — что читается в сказках. В-третьих — что идёт по зомбоящику. Для кого-то счастье — здоровье фюрера, для кого-то — банковский счёт, для кого-то — дети, для кого-то — самореализация, для кого-то — сдвинуться по стихии огня и огненное вознесение. И каждый из этих путей имеет право на жизнь. В этом и огромный плюс любой магической традиции: в возможности человека самореализоваться. И чем хорошо наличие многих путей — тем, что каждый человек может найти что-то близкое ему, что соответствует его критериям счастья. Но основная проблема заключается в том, истинное это желание (понятие счастья) или навязанное ему обществом, родителями или кем-то ещё. Для большинства людей цели/идеалы — не истинные, а навязанные. Навязанные с очень простой целью. Любое государство имеет идеологию, в основе которой лежит то, что все должны работать на благо небольшой части людей. Этот глобальный прессинг идёт очень эффективно и мощно, но среди всего прессинга получается, что большая часть людей поддаётся ему, и есть две группы людей, которые вне этого давления. Одна группа — те, кто рулит процессом. Например, патриарх, который, тихо посмеиваясь, зарабатывает бабки и имеет власть. И другая часть людей — «выродки», как сказал Рома, цитируя Стругацких: кто не у власти, но не подчиняется этой машине.

Fr. Nyarlathotep Otis: Я подчёркиваю, что это были «выродки» не в общем понимании, а по Стругацким («Обитаемый остров»). То есть те, у которых в той или иной степени существует невосприятие систем вроде зомбоящика.

Игорь Спрейс: Пример вот, буквально недельной давности. Знакомая у меня по работе из Литвы приехала. Она говорит:

Как хорошо вам в России!

Почему?

Я смотрю у вас Первый канал, а там говорят, какие масштабные стройки, Олимпиада, Дальний Восток поднимают, митинги в поддержку правительства, духовность растёт…

Я на неё смотрю и… Она — человек очень хороший, грамотный, красивая женщина, занимается коммерцией. Но её информация о жизни в России складывается оттуда. И вот у человека картина мира. Я ей говорю, что всё не совсем так.

И понятие счастья. Раньше строили коммунизм, то есть счастье — это когда счастливы несколько поколений после нас. Счастье — в стройке коммунизма. Сейчас у большинства проблема в том, что нет подобного идеала. А вот понятия нам навязываются. И самое сложное — определить, что является счастьем. Есть ещё один ключевой вопрос, чтобы каждому можно было понять, что такое счастье: результат это или процесс. Например, сверхсовременный телефон, самая крутая модель. Можно получать удовольствие и быть счастливым от обладания: «У меня крутой телефон, таких в России всего пара штук», — счастье, ориентированное на результат. А можно быть счастливым от того, что это не просто крутой телефон, а что в нём всё работает быстро, позволяет работать мне, и всё такое. Можно получать удовольствие от процесса. Или даже нет, другой пример будет более показательным. Как в анекдоте:

Поручик, Вы любите детей?

Не особо, но сам процесс…

Это разное видение мира, разный подход. Например, в том же сексе кому-то нужно, чтобы партнёр был сверхкрутой. Сексом можно при этом и не заниматься, но все должны знать, что у меня вот такой партнёр. А кому-то можно не хвастать, а просто быть в кайфе от самого процесса. Даже в этом понятие «счастье» воспринимают по-разному.

Дальше. Если говорить о понятии «счастье» и о том, что нужно каждому человеку, то моделей существует миллион, и это многими принимается, это — из психологии. Есть базовые потребности человека, которые делятся по уровням. Самая знаменитая система — пирамида Маслоу. Смысл в том, что есть базовые потребности, и если их удовлетворить, то возникают следующие, и так далее:

Но есть модель проще. Можно разделить человека/личность/психику на три части:

  • Биология: инстинкт выживания, голод, секс.

  • Эгоцентризм (уровень личности): признание, безопасность, ощущение принадлежности.

  • Духовность: самореализация, поиск смысла жизни.

Эта модель — проще и понятней. Тут, не отвечая на вопрос «что такое счастье» и не беря конкретные магические школы, можно говорить о том, каким образом можно улучшать свою жизнь при помощи любого из направлений магии.

Возьмём первый, базовый уровень (биология): инстинкт самосохранения, чувство голода и секс. Начнём с самого вкусного — то, что касается секса. В большинстве направлений народов и культур всё, что касается сексуальной магии — одно из самых востребованных. Что самое востребованное из деревенской магии? Приворот/отворот. Клиенты, в основном, идут с этим. Все предсказательные практики тоже основаны на: «Ой, вижу соперницу. Она — такая… Светлая?.. Нет, скорее тёмненькая. Высокая?.. Нет. скорее, не очень». В этом случае, опять же, кто на этом работает, можно быть высокооплачиваемым шарлатаном, но это, наверное, самая востребованная область. Люди готовы платить и отдавать всё, что угодно, за возможность услышать, что всё будет хорошо и привлекательно. А если говорить про серьёзные моменты сексуальной магии, то начинается с той же Тантры, да и Кама-сутра во многом имеет сходные моменты. И все традиции преследуют какую цель? Улучшить самого человека. Чтобы получить реально хороший результат, надо, во-первых, самому стать лучше, за счёт уверенности в себе. Во-вторых, действительно достичь понимания и чувствования другого человека. В-третьих, можно использовать разные приёмы по повышению своей привлекательности.

Fr. Nyarlathotep Otis: Иначе говоря, первый уровень — чисто сексуальный. Второй уровень — использование сексуальной энергии для достижения каких-то своих целей. А третий уровень — даосская традиция, алхимия, тантрические направления… Плюс важный момент в сексуальной магии — концентрация и осознанность в те моменты, в которые труднее всего их удержать. Если человек умеет в такой момент удерживать осознанность, то в другие моменты ему проще. Полностью концентрируясь на процессе, который он делает, человек всё время будет успешнее в этом деле.

Игорь Спрейс: Роману огромное спасибо. Весь разговор стоило начать со слова «осознанность». Самый большой бонус от всех магических практик — осознанность. Бонус, который, в отличие от метания молний или огненных шаров, работает. Потому что все нормальные практики предусматривают повышение уровня осознанности. Большинство практик даже в психологии направлено на то, чтобы человек проснулся, чтобы он задал себе буквально три вопроса: что я делаю сейчас, что я чувствую сейчас, где нахожусь.

Fr. Nyarlathotep Otis: В иудаизме есть сходный момент. Наставление, что человек будет всё делать правильно, если будет задумываться: откуда он пришёл, куда идёт, перед кем держать ответ. Если под «перед кем» подразумевать некую свою глубинную сущность, то, в принципе, это достаточно легко совместить с уже сказанным.

Игорь Спрейс: В первую очередь, выживание обусловлено уровнем осознанности. Если говорить об инстинкте самосохранения, то существуют парадоксальные вещи. Самый показательный пример — когда люди находятся в концлагере. Они видят газовые камеры, печи, где сжигают, и народ удивлялся, почему люди, зная, что их сейчас будут сжигать, покорно идут туда. И у них не возникает мысли как-то попытаться изменить ту ситуацию.

В психологии есть известное имя — Виктор Франкл. Там целое направление, но он сделал одну-единственную вещь. Лично побыв в концлагере, Франкл удивился этому моменту покорного сожжения целыми семьями. Ладно, когда мать утешает ребёнка и говорит, что, мол, «там всё будет хорошо»; но когда люди сознательно идут, это вызывало у Франкла удивление: почему даже мысли не возникает о бунте? Понятно, что система подавления и репрессии, но всё равно… Но это же работает и сейчас в обществе. Не зря существует куча анекдотов про Россию — мол, если завтра по телевизору скажут, что приходить всем на площадь — будем вешать, то все спросят: «Мыло и верёвку свою приносить?».

Есть моя любимая притча-анекдот, как раз на тему осознанности:

Был большой лес. Жили все звери хорошо и счастливо. И однажды в лес прилетел огромный Дракон. Сел, собрал всех зверей и сказал:

Баста, карапузики. Новые времена настали.

Как? — удивляются звери.

Всего две вещи. Я — хозяин. И каждый вечер я по списку буду смотреть, кого-нибудь называть, он будет приходить, а я его съедать, — отвечает Дракон.

Звери пригорюнились, но что делать, ведь Дракон — огромный. Вечер, собрание, оглашается список:

Так… Олень. Придёшь вечером, съем. Вопросы есть?

Вопросов нет.

Все звери довольны, Олень — грустный. Вечером пришёл, и его сожрали.

Следующий день. Снова собрание.

Так, Лиса! Придёшь вечером, съем. Вопросы есть?

У Лисы вопросов нет, она — грустит. Все звери довольны. Третий вечер.

Заяц! Вечером приходи, съем. Вопросы есть?

Есть.

Какой?

А можно не приходить?

Можно. Вычёркиваю. Кто у нас следующий?

Это про проявление осознанности и активность. Даже в этой системе бывают возможности для изменения ситуации, судьбы. Просто система заставляет быть покорными, с одной стороны, и многие люди живут на автоматизме.

Fr. Nyarlathotep Otis: Вспомнил картинку. Толпа голов, и над всеми — плакат: «А что я один могу сделать?»

Игорь Спрейс: Возвращаясь к нашей теме. Что даёт магическая практика для улучшения качества жизни? Во-первых, осознанность. Без неё нет эффективности. Чем отличается секта от нормальной магической школы? В секте говорят: «Надо поступать так и никак иначе». В нормальной школе говорят: «Вот есть техники, возможности. Работай, думай, задавай вопросы».

Поэтому (возвращаясь к биологическому уровню выживания) осознанность повышает шансы человека выжить. Если говорить об инстинкте самосохранения, то это осознанность плюс практики на развитие интуиции. Практики могут быть любые. Это всё тоже повышает шансы на то, чтобы остаться живым в этой жизни. Каждый может вспомнить истории на эту тему. Помню, у одногруппника брат должен был лететь в Москву. Он вечером выпивает чуть больше, чем нужно, хотя он — не сторонник этого. В итоге не попадает на самолёт, сидит, горюет, и тут видит по телевизору горящий самолёт, который пролетел всего 50 километров. И таких на рейсе оказалось два человека, которые в последний момент не попали случайным образом на самолёт. Подобных случаев достаточно много, поэтому занятие любой из магических традиций, которая развивает интуицию, повышает шансы на выживание.

Есть ещё ключевой момент, где без бутылки не обойтись, как говорится. Все мы чем-то занимаемся и можем влиять на события, но никогда нет гарантий: я какое-то событие создал — или просто предвидел. Хотя, по большому счёту, по барабану.

Владимир: Для меня магические техники — просто методы изменения сознания, возможность посмотреть на мир с какой-то другой стороны. Мне, допустим, нравятся раджнишевские техники, потому что они мощно раскрывают чакры, и ты смотришь на мир не глазами, а как-то по-другому. И действительно, весь мир меняется. То есть магические техники — это даже не стабилизация сознательности, а просто изменение точки зрения. И получение от этого удовольствие. Мы живём в мистической реальности. Если мы утвердим это положение, то мир вокруг нас станет живым.

Игорь Спрейс: Существует куча примеров, подтверждающих, что наше мышление — достаточно относительно, условно и не совсем соответствует действительности. Оно очень избирательно. Есть фильтр. Более того, чистая физиология. Человек воспринимает всё с помощью, как минимум, пяти органов чувств, а до мозга доходит порядка 1-2% информации, потому что больше обработать не получается.

Итак, если мы берём биологический уровень выживания, то всё, что касается предвидения, создания событий, повышающих шансы на жизнь — это плюс. Какую технику использовать — это дело личное. Берём следующий уровень — эгоцентрический, т.е. уровень личности. Здесь всё становится гораздо интереснее. На эгоцентрическом уровне человеку важно понимание себя как личности, частицы общества, принадлежности к чему-то — и индивидуальности. Существует определённый возрастной кризис, который касается детей, подростков в возрасте пятнадцати лет. Когда одновременно борется два направления:

  1. хочется быть очень индивидуальным, уникальным;

  2. хочется принадлежать к какой-то группе, направлению.

И значительная часть людей, кто занимается магией, особенно в стиле Гарри Поттера, — это подростки, задержавшиеся на этом уровне развития. Когда хочется быть уникальным сверхмагом и принадлежать к суперкрутому ордену. Или хотя бы учиться в Хогвартсе. Что-то в этом духе. А если серьёзно, то что может дать любая оккультная, эзотерическая или магическая традиция на этом уровне? Во-первых, возможность разобраться в себе. То есть, за счёт осознанности жизни понять, что на самом деле нравится, чего на самом деле хочется, что является истинным желанием. Что на самом деле не нужно каждые полгода менять телефон, а нужно, например, иметь хорошее общение или крепкое здоровье. Здесь существует масса возможностей. На эгоцентрическом уровне появляется много возможностей, но ряд из них — интересно-тупиковые. Можно действительно создать орден, направление, школу. Можно в это играть, а можно получать самореализацию. И как мы говорили? Что жизнь и счастье — это результат или процесс. Если, например, наслаждаться процессом, то можно быть в любой традиции, но если там интересные люди, то жизнь — хороша. Человек — существо социальное. Ему нужно общение, признание, но, с другой стороны, каждому человеку жизненно важно быть единственным, уникальным, то есть иметь что-то, что отличает его от других.

Fr. Nyarlathotep Otis: Собственно, феномен субкультуры — один из вариантов решения такой проблемы.

Игорь Спрейс: Грань между подростковым мышлением и поиском себя (самореализацией) — очень тонкая.

Ксения: Вчера была передача на эту тему. Что кто-то именно задерживается в этих фантазиях, и дальше никак. Одна девушка (на сегодня ей уже 30 лет) до сих пор ходит в костюмах фей — из игр компьютерных, фильмов про эльфов.

Fr. Nyarlathotep Otis: С другой стороны, тоже тонкая грань. Потому что у многих механизмов а-ля зомбоящики есть задача показать, что человек реализовавшийся — домохозяйка или бизнесмен. Ограниченность, как в секте. Реализовавшийся — вот он, а остальные — «не наигравшиеся».

Игорь Спрейс: Что мы и говорили про фильтр восприятия. Человек видит то, что хочет видеть. В классическом гипнозе есть интересная вещь — «отрицательная галлюцинация». Человека погружаешь и говоришь ему, что, например, он не будет помнить, о чём мы говорили, когда ты досчитаешь до пяти. Говоришь, что человек будет себя чувствовать хорошо и всё такое, но вот на этом столе нет книжек. И человек реально не видит их. Проводили опыты. И зомбоящик говорит нам: «Есть счастье, есть процветание», — а мы видим / не видим этого, в зависимости от того, как работает фильтр восприятия.

Возвращаясь к нашей теме. Если говорить про уровень эгоцентрический, про самореализацию в обществе. Человек нужен момент признания (поскольку ое существо социальное), безопасности. И в данный момент люди, занимающиеся магическими/оккультными практиками, являются меньшинством. Не сексуальным, но маргинальным 🙂 И, по большому счёту, есть те, кто с этого зарабатывает. Из двадцати человек восемнадцать действительно ничего не умеют, но десять из них хорошо зарабатывают и веселятся. И так как они ни во что не верят, то они не получают ни отката, ни вообще ничего, то есть — живут нормально (в большинстве случаев). Здесь наша задача — как раз на улучшение качества жизни. Вот сейчас мы запустили сайт, у Романа есть Колледж, делаем Лагерь. По-хорошему, чтобы нам всем хорошо жилось на социальном уровне, нужно создавать в жизни какой-то маленький философский клуб, ложу и т.д., — не важно, как называть. Это должна быть какая-то организация, у которой есть общественная репутация — хорошая, спокойная, не попадающая под действие не нужных нам законов.

Что предусматривает большинство практик настоящих магических и традиций? Чтобы была возможность что-то делать, чтобы хватало сил и здоровья на какую-то из техник, нужно иметь:

  • здоровье,

  • энергию (чтобы поменять что-то в мире).

Соответственно, все занятия можно разделить на две большие группы:

  • чтение книг,

  • практика.

Можно быть очень начитанным человеком, но не иметь никакой возможности влиять ни на свою жизнь, ни на мир, ни на кого. Нормальная практика базово предусматривает работу со своим здоровьем и энергетикой. Потому что если, например, вы приходите к врачу-эндокринологу, но видите стадвадцатикилограммового человека в очках, с одышкой, то сколько будет доверия к этому доктору? Поэтому настоящий человек, который что-то может (маг), должен быть здоров, успешен, в хорошем настроении, хорошо себя чувствовать по жизни. Если человек занимается целительством, а сам кашляет и пытается из последних сил не умереть, то он, в лучшем случае, заберёт твоё здоровье. За счёт этого он, может, и живёт. Тут два варианта. Либо ты — никакой по квалификации, раз сам болеешь, либо ничего не умеешь и просто играешь.

Владимир: Третий вариант: какое-нибудь психотропное вещество взял на короткий срок.

Ксения: Это потом будет мешать нормальной настройке. Ты сначала можешь этим облегчить себе выход в свободное сознание, но на трезвую голову ты не сможешь. И в итоге ты — торчок.

Fr. Nyarlathotep Otis: Психотропные могут помогать в том, чтобы действительно увидеть, то точка зрения более подвижна, чем ты думал раньше. Но дальше надо работать без них.

Игорь Спрейс: Вот смотрите. Кофе — это психотроп. Но его можно использовать, чтобы чуть-чуть сдвинуть точку сборки, уровень внимания, осознанности и бодрости. Но если пить его много, то можно оказаться с инфарктом в больнице.

Ксения: Сейчас у шаманов это применяется, чтобы, скажем так, освободить своё сознание. Но нужно быть очень осторожным.

Игорь Спрейс: Да чего как раз все шаманские практики: например, шаманский костюм — это сразу: вот дорожка, вот врата, вот страж, — можно рукой по всему этому пробежать. Для тех же галлюциногенных грибов существует целая школа подготовки, чтобы, оказавшись в этом состоянии, чётко знать, что нужно.

Fr. Nyarlathotep Otis: Плюс, когда все эти вещи используются в магической практике и когда это уже — часть традиции, и человек знает, в каком мире он оказывается, что он видит и какие у него цели. А не как ты появился там — и началось: «А! О!»

Игорь Спрейс: Да, человек должен быть готовым, когда он знает и контролирует реальность. Потому что есть опасность, что крыша слетит. Так же, как в йоге (раджа-йога, например), или чань-бин. Если неправильно тренироваться и не привести сначала тело в порядок, то крышу просто сносит. Это — реальная опасность.

Возвращаясь к основной теме. Нормальная магическая традиция направленно приводит к улучшению здоровья, повышению работоспособности, памяти, внимания за счёт осознанности, дисциплины. Хорошо, когда лет в 16-18 можно забивать на здоровье и не думать о жизни. А когда переваливает за 30-35, то появляется мысль: «А неплохо бы ещё пожить активно». И чем дальше по жизни, тем чаще звенят звоночки. И здесь актуален вопрос сохранения не столько количества жизни, сколько качества. Второе по востребованности после сексуальной магии — поиск бессмертия или качества жизни.

Идём дальше. Из прагматичного на эгоцентрическом уровне — человек в обществе. Чтобы иметь возможность заниматься практиками, нужны ещё две вещи. Чтобы успешно заниматься, тренироваться, нужно свободное время и ресурсы. Ресурсы, например, на книги. Иначе говоря, нужны время и деньги. Из того, что востребовано и что работает — магия социального успеха. Если человек постоянно занимается этим, то он работает над своим уровнем осознанности, то есть понимает, что делает, для чего делает, как делает. Правилом для любой нормальной магической практики является дисциплина, то есть понимание, что ты делаешь. Ненавидимый всеми магический дневник, где надо записывать, что делаешь и что получается, на самом деле, по уровню эффективности — волшебная палочка. Это нужно для того, что не обманывать себя (видеть динамику) и дисциплинировать мозг.

Fr. Nyarlathotep Otis: И ещё для последующих поколений: возможность этот опыт проанализировать (неважно, плохой или хороший) и не наступать на те же грабли.

Игорь Спрейс: И если человек осознан, настроен, то он уже по умолчанию является более эффективным и успешным, чем любой другой в его профессии. А если это подтверждается осознанием чувства своей уникальностью, принадлежности к древней традиции, то можно поиграть ещё кучей вещей, давая себе настройку на успешность, эффективность, магическим образом улучшить свою память, внимание и включить везение, выбирать линии вероятности и т.д. Можно быть социально успешным и получать ресурсы на реквизит, нормально работающий инструментарий.

Отношению к реквизиту может быть разным. В идеале крутому человеку достаточно воображения и силы воли, чтобы всё это делать. Но это — высший пилотаж. С другой стороны, чтобы повесить на стену картину, мы можем проковырять дыру гвоздём всего за каких-то 3-4 часа. А можно взять дрель или перфоратор и за три секунды сделать дело.

Fr. Nyarlathotep Otis: По поводу инструментария. Как правило, хорошо работающий инструментарий приходит в руки более-менее сам.

Игорь Спрейс: Если мы говорим про общество (успешность, деньги и т.д.), то можно с помощью магических практик добиться там успеха. Какие выбирать техники — не принципиально, если они, например, направлены на улучшение осознанности, памяти, внимания. С одной стороны — работоспособность и навыки человека как специалиста. Можно даже не создавать свою Вселенную с вариантом развития, а всё делать за счёт продумывания жизни. Нарисовать только одну картину (что значит «я — реализовавшийся человек»), визуализировать её во всех подробностях — это, по сути, магический акт. Психологи любят такие вещи и взяли на вооружение. Это эффективно работает. Бизнес-тренинги так и работают. Бизнесменов сажают и говорят: «Рисуем дом мечты. Вот — доска визуализации желаний».

Ксения: Или просто берём фотографию и выстраиваем.

Владимир: Там есть тонкости. Я не уверен, что всё это работает, потому что главное — с кем ты общаешься. Если ты будешь общаться с бомжами, то какие картинки не рисуй, то всё равно будешь бомжем.

Ксения: А не замечали никогда, что, пообщавшись с людьми подобной направленности, у самого градус повышается?

Fr. Nyarlathotep Otis: Кончено. В этом-то и смысл создания такой группы.

Игорь Спрейс: На самом деле всё немного сложнее. На одной из неофициальных встреч мы говорили, что Калининград — не очень простая территория. Здесь есть несколько мест с уникальной энергетикой, и сейчас — время, когда просыпается один из древних эгрегоров. И он собирает людей, даёт им энергетику, настраивает, собирает. Ну, во всяком случае, можно придумать легенду правдоподобную, и она будет работать. Кто-то просыпается в Тихом океане 🙂

Важен факт того, что действительно раскладывается общая энергетика. Чем хороши практики магического круга? Тем, что энергетика не просто складывается, а резонирует. И тогда можно получать вещи, которые в одиночку получить почти нереально. Но энергия не теряется — каждый, кто отдаёт, получает ещё больше. Даже сам процесс рождения человека: складывается информация из мужской и женской клетки. В итоге получается не просто сложение, а нечто новое.

Вернёмся к успешности в обществе. На мой взгляд, должен формироваться круг, и одним из непременных условий должна являться деятельность, направленная на то, чтобы жизнь каждого члена общества становилась лучше. В первую очередь, это — практики по здоровью. Для всех один из приоритетов — практики, направленные на энергетику, на улучшение здоровья. В общем, база. Во-вторых, практики на улучшение внутреннего состояния. Потому что — чем хорошо такое общение? Когда я один, например, то я думаю: «Может, мир — нормальный? Это я — немного того?». А когда есть ещё такие же люди, думающие так же, то понимаешь, что всё ОК, просто другое видение мира. В-третьих, действительно можно делать так, чтобы было лучше каждому за счёт техник общей визуализации. Можно работать на результат. Возможности — огромные. И ритуальная работа тоже может быть очень эффективна.

Обычная организационная практика выглядит таким образом. Есть деятельность, которую видно всем. В основном это — просветительская деятельность, если учитывать то, что каждый из нас — специалист в чём-то одном. Каждый делится своими знаниями. Можно годами лопатить книги, а можно… Антон, например, про Вуду один раз рассказал и показал. После этого я прошерстил буквально 3-4 книги, попробовал техники — и мне понравилось. Сам бы я до этого не дошёл. Каждый делится, и все становятся умнее и толковее. И чем хорошо сейчас? Мы сводим наши интересы. Когда находим точку, которая интересна всем, тогда, не привлекая кого-то со стороны, зная людей и доверяя им (в определённой мере, естественно), можно работать. Начиная просто от успешности по жизни до сотворения совместного талисмана (если нравится такая деятельность), который работает на всех. Или создали своего сервитора/эгрегора.

Большинство школ как работает? Создают и накачивают своего эгрегора, который осуществляет функцию защиты, поддержки, подключения в библиотеку. В общем, вариантов много. И здесь возвращаемся к ключевому вопросу, с которого мы начали вечер. Что хочется получить человеку в результате своей жизни, усилий, ради чего он старается. Человек должен быть счастлив, но кому-то нужен процесс, кому-то результат, а кому-то (таких много) нужно разрешение быть счастливым. По секрету скажу, что все чудеса исцеления в медицине, которые бывают на самом деле, происходят так. Приходит человек и говорит врачу:

Всё. У меня — пушной зверёк. Да не один, а стая. Что делать?

Жить хочешь? — спрашивает эскулап.

Хочу.

Почему хочешь жить?

Я хочу доделать то и то…

Фигня. Почему хочешь жить?

Я просто хочу жить. Готов стараться.

Принимаешь ответственность за свою жизнь?

Принимаю.

Живи! *щелчок пальцами*

И человек живёт. То есть — нужно было разрешение жить и быть счастливым. И если затевать что-то совместное — например, ту же ритуальщину, — то основной вопрос в том, чтобы это давало результат в плане удовольствия по жизни. Результат должен быть, в первую очередь, внутренним ощущением. Когда всё слишком серьёзно, то это — неправильно. Должно быть чувство удовольствия. И тут есть такое условие: что когда человек в хорошем настроении делает, то вся его энергия направлена в нужное место, он не борется с собой, не убеждает себя: «Это надо потому, что так и так». Когда есть хорошее настроение, когда это нравится, тогда силы появляются, энергия фокусируется и прочее. Поэтому, когда затевается всё, то нужно определиться, чего хочется. Это — моё видение, не претендующее на универсальность. Если затевается что-то интересное, например, пятиминутный ритуал, то это должно быть в кайф.

Есть направление в магии — магия Хаоса. Название красивое, а смысл там такой: можно использовать любую технику, важен результат. И работать там можно с любыми богами, духами, инвентарём. Важен только результат. Есть две составляющие. Во-первых, радость действий, во-вторых — скажем, каждую неделю надо работать в другой системе. Например, неделю в буддизме, неделю в шаманизме…

Ксения: И что даёт этот принцип «туда-сюда»?

Fr. Nyarlathotep Otis: Непривязанность к одной картине мира.

Игорь Спрейс: Свобода действий, поиск наиболее эффективных техник.

Ксения: А нет риска, что ты ни там, ни сям не сможешь?

Fr. Nyarlathotep Otis: Там не нужно полностью хватать всё.

Ксения: А смысл по поверхности болтаться?

Fr. Nyarlathotep Otis: Втягивать с этой поверхности то, что более подходит на твой личный стержень. У меня, например, очень хорошо лёг тантрический термин «Идам» — образ, на который медитируешь для пропитывания его характеристиками. В моём представлении, это — совершенно другое, чем в тантрической системе. Но у меня эта вещь работает именно под этим названием. Из другой традиции я вытащил ещё что-то такое, что в другой традиции будет пониматься не так, но на мой личный стержень это ложится хорошо, легко и эффективно.

Игорь Спрейс: Маленькое дополнение. Огромный плюс этого подхода в том, что он позволяет работать вместе людям из разных традиций. Техник в магии Хаоса, на самом деле, не так много. В основном, это — работа с определёнными силами и божествами. Берётся любой бог из любого пантеона — например, Гор. Нарабатывается информация по нему, подключаемся (стандартная техника), работаем.

Fr. Nyarlathotep Otis: Бхакти-йога — одна из систем, которая позволяет подключаться к произвольно выбранному божеству — выдуманному, традиционному… Хоть Ктулху.

Игорь Спрейс: Эти эгрегоры работают, можно настраиваться на любой эгрегор. Чтобы говорить, приземляясь. Работа с божествами, например, выглядит как. Информация по богу — Гору, как мы выбрали. Максимально представляем себе: я — Гор, я — И-Гор-ь. Вот атрибуты, состояние потом разделим.

Пример из жизни. Был один психолог, очень прагматичный, за деньги работал — консультировал. Но он сделал себе имя буквально на следующем. Он занимался психотерапией, классическим гипнозом. У нас была секция стрельбы из пистолета, из которой он взял толковую девчонку. Хорошая девчонка — гипнабельная, с хорошей рукой, с неплохими результатами. Они договорились:

Хочешь быть чемпионкой? — он её спрашивает.

Хочу.

Я — гипнотизёр. Давай попробуем? Будут результаты — будешь чемпионкой мира, но будешь делать, что я скажу.

Они начали работать. Сначала он её тренирует на то, чтобы была твёрдая рука, уверенность, спокойствие. Гипноз — всего-навсего трансовое состояние, сосредоточенность на чём-то. Это — архаизм, но всё равно. Так вот, девчонка сосредоточена так, что может по 4-5 часов стоять. Чтобы это было не скучно, это было вхождение в образ индейца-стрелка и т.п., с картинками. Но это делал психолог-прагматик. В результате она — многократная чемпионка мира.

До смешного доходит с дипломированными целителями. У нас в Иркутске целителю досталась одна техника от военных инженеров. Он начитался книжек и получил диплом целителя. Он реально может, и он — шаман футбольной команды Зенит.

Ксения: Я всё равно магию Хаоса не понимаю. Ну, вот мусульманская магия. Как я могу что-то поймать, если вообще не представляю, о чём речь?

Игорь Спрейс: Если ты работаешь в исламе, то до конца жизни ты — в исламе, и обязана воевать со всеми.

Ксения: Я о другом. Если у меня не получается решить какую-то проблему сибирской школой, я подключаю руны. Если не получается руническая магия, то я возьму Каббалу. Нет такого, что если сделали обряд по-христиански, то и чистить надо так же.

Игорь Спрейс: Вот давай по рунам, к примеру. Берём руну Беркана. С одной стороны, можно лечить человека, возвращать здоровье. Это — универсальная защита, мощнейшее заземление. А можно этой руной гробить человека. Переворачиваем и землим его канал, и вся энергия — в нуль. Или руна Иса…

Ксения: Да, вот в бизнесе она. Сейчас, скажем, у меня доход — сто пятьдесят тысяч в месяц. И я не хочу, чтобы он падал. Можно же заморозить. Роста не будет, но и спада тоже. А можно руну Иса использовать в формуле так, чтобы весь бизнес заморозить. Вопрос — как подойти к этому.

Игорь Спрейс: Вот идея пришла. Ты говоришь про магию Хаоса: на фига это нужно. Вот, например, мы решили, что в следующее занятие мы работаем на успешность каждого из нас. Думаем, как делать. Групповой ритуал мы не потянем, потому что у нас техники разные. И мы для успеха, как ты говоришь, вешаем на каждого руну. Я говорю: «У меня есть рабочая сигила». Владимир говорит: «Я подключаю вас к энергетике солнечного свет». Я немного утрирую, но каждый вешает что-то своё по договорённости. На каждом получается по фиговине на успех, и плюс можно понавешать защиту друг на друга.

Fr. Nyarlathotep Otis: По аналогии вспомнил. Генетика. Родилась двойня. Одного покрестили, а второго оставили — для контроля. Что-то да сработает.

Игорь Спрейс: Что-то да сработает. Поэтому — вопрос в удовольствии.

Существует много мифов. Во-первых, во многом мы зазомбированы. Начиная с того, что на самом деле жизнь и общество наше очень мистифицировано. У нас только говорится, что государство светское. Светское государство — это когда освещается, что магии нет. А у нас? Языческий огонь по всей стране бегает, в космос летает, на дно Байкала плавает, а первые лица государства в церковь ходят…

Fr. Nyarlathotep Otis: …а единственные, кто верит в реальное существование Нептуна — православные священники. Которые хотят запретить все эти «бесовские праздники».

Игорь Спрейс: Я читал, что где-то в Голландии или Германии было интересное судебное дело. На улице стояли напротив церковь и булочная. Поп (пастор) не любил эту булочную и булочника, и на каждой проповеди говорил, чтобы Геенна Огненная уничтожила эту булочную. В результате булочная сгорает, потому что в неё попадает молния. И булочник подаёт в суд на этого пастора и говорит, что пастор каждый день призывал на него гром и молнии, так что пусть компенсирует. Попы говорят ему: «Как Вы можете верить в такую ересь?». И судья влепляет компенсацию.

Fr. Nyarlathotep Otis: Судья начинает заключительную речь со слов: «Я не знаю, кто здесь прав, а кто виноват, но одно понимаю точно. Булочник верит в силу молитвы, а священник нет».

Игорь Спрейс: А священник нет… И на этом основании — приговор.

То же самое в магии. Масса вещей, вроде защиты и откатов. Половина рассказов про откаты — мифы. Он есть не везде. Рассказывают это, чтобы люди были в страхе, чтобы не занимались. Про карму — тоже много мистификаций, чтобы люди не пытались оспаривать власть и лавры церкви, с одной стороны. А с другой стороны, по откатам и прочему: осознанность и квалификация. Если ты не умеешь защищаться, то зачем лезть в это?

Ксения: Я когда маленькая была, то не могла дотянуться до старого радио, до верхней розетки. Я думала, что какая разница, они же подходят. Разницу я поняла довольно быстро…

Игорь Спрейс: Больше же не делаешь так? Значит, сработало.

Поэтому, завершая разговор: независимо от традиции — магической, эзотерической, оккультной, — можно работать на улучшение собственной жизни. Нужно быть вовлечёнными в общество, в жизнь. Уход в пустыню — тупиковый путь, потому что человек — существо социальное.

Fr. Nyarlathotep Otis: Как промежуточный путь — может быть. Какие-то аскезы полезны не как окончательное достижение, а для тренировки, допустим, той же осознанности. То есть, после пребывания в пустыне (физической или нет) всё равно должен быть выход в общество. Суфийский принцип: «В мире, но не от мира», — на котором можно проверить, действительно ли ты достиг чего-то.

Игорь Спрейс: Нужно быть включёнными в общество и быть в нём успешными. Насколько быть интегрированными в него, быть независимыми от него — дело личное. Но критерий того, что традиция вполне реальна и работает эффективно — есть хорошее здоровье, есть безопасность, есть успешность и свобода действий по жизни, всё тебе в удовольствие. Причём последнее не означает весёлое скакание по улицам с улыбкой. Можно иметь очень серьёзное выражение на тяпке, но чувствовать себя хорошо.

Часть 2

Fr. Nyarlathotep Otis: В общем, Игорь очень многое сказал из того, что я хотел сказать. Поэтому я постараюсь сейчас говорить конкретно о практиках. Конечно, не обо всех, а о некоторых менее известных. Но начну всё равно с теоретических моментов.

Первый момент, который говорил Игорь — насчёт того, стоит ли вообще начинать и что такое магия. Я тоже обозначу это как цель — чего мы хотим добиться. И, по стандартной дихотомии (цели/средства), — не так, как у Игоря, а — что мы хотим достичь и откуда возьмём средства для достижения.

С целью всё просто. То, что говорили по поводу понимания, где наша цель, а где — не наша. Есть такая модель, я её в своё время озвучивал так. Есть у нас личные желания. Это — то, что мы хотим именно сами. Есть вторичные желания. Это — то, что мы не шибко хотим, но что помогает нам реализовать наши первичные желания. (Допустим, мы хотим зарабатывать много денег, но мы не очень хотим учиться. Но мы понимаем, что нужно учиться, чтобы зарабатывать деньги. И идём учиться.) А есть псевдожелания. Это — то, что сами мы не хотим, но нас убедили в том, что это — именно то, что нам нужно. Что интересно: одно и то же желание может быть любым, и первичным, и вторичным, и псевдожеланием. Например: Я иду в университет, потому что мне интересно учиться в университете, — первичное желание. Я иду в университет, чтобы получить социальную значимость и реализовываться в этом направлении, — вторичное желание. И третье — я иду, чтобы: откосить от армии, потому что родители сказали, место престижное и т.д. Это — не наша цель, но так сложились обстоятельства.

Поэтому первая задача любой практики (не только оккультной) — разобраться в том, чего я хочу. Хочу я само это или по какой-то другой причине? Хочу сам, это действительно мне нужно или кто-то мне это сказал? Если я это делаю, чтобы получить какой-то результат, то действительно ли это принесёт результат? Я могу считать, что что-то даст результат, но оно может быть не эффективным для этого. С этим тоже нужно разбираться. Грубо говоря, каждый приходит сегодня вечером домой, и все свои желания по полочкам раскладывает. Соответственно, чем больше у человека первичных желаний (не по количеству, а по процентному соотношению), и чем лучше он понимает, какие желания — вторичны, тем больше этот человек является магом. Чем больше он находится под чужими желаниями, тем меньше он — маг.

Идём дальше. Что не просто делает мага «в большей степени магом», а вносит качественные изменения? Я рассказываю со своей, телемитской точки зрения. Качественное изменение в данном случае даёт то, когда все наши первичные желания складываются в какую-то единую сеть. Обычный человек, когда сам что-то захотел, — например, мороженное, — то он пойдёт и купит мороженное. А для чего это мороженное? Ни для чего, просто хочу. Или захотел пойти учиться — пошёл учиться. Зачем? Захотел. Такой человек в большей степени маг, чем тот, кто по каким-то чужим причинам это делает. Но до тех пор, пока все эти цепочки у него останавливаются на нескольких ступеньках, то этот человек из серии «я не волшебник, только учусь». В том случае, если эти цепочки замыкаются в одну сеть… Допустим (начнём с банального), моя настоящая цель — заработать много денег. Дальше — я хочу быть здоровым. Для чего я хочу быть здоровым? Чтобы иметь возможность заработать много денег. Я хочу пойти в этот институт. Для чего? Чтобы устроиться потом на хорошую работу, чтобы заработать много денег. Это — понятно. Чем больше этих цепочек смыкается к какой-то цели, тем больше это — магичность. В идеале, первичное желание остаётся только одно, а все остальные воспринимаются как вторичные. И в связи с этим — практика, которая, на мой взгляд, является ритуальной основой Телемы — ритуал Воли. Это — простейший ритуал. Один из простейших, которые вообще существуют. Традиционно прописано применение перед едой (как у христиан — молитва, так у телемитов — ритуал Воли). Когда мы приступаем к еде, то мы задаём себе вопрос:

Что я желаю?

Я желаю есть.

Для чего я желаю есть?

Чтобы укрепить тело и душу.

Для чего я желаю укрепить тело и душу?

Чтобы совершить Великое Делание.

Понятно, что там может быть куча промежуточных ступеней. Великое Делание — это из алхимии, примерно соответствует понятию индивидуации, самореализации и т.д. То есть, если каждое действие (не только еда), которое ты делаешь, ты воспринимаешь именно с этой позиции, то, во-первых, ты без сожалений избавляешься от тех действий, которые не ведут к этой цели, освобождая тем самым ресурсы для более нужных вещей. Во-вторых, ты с бо́льшим принятием/терпением/пониманием совершаешь те действия, которые человеку в обычном состоянии кажутся трудными, ненужными и т.д. Все вопросы в ритуале (относительно любого действия) должны сводиться к: «Чтобы укрепить тело и душу. Для чего я желаю укрепить тело и душу? Чтобы совершить Великое Делание». Если мы понимаем, что как бы тяжело действие ни было, оно ведёт к собственным каким-то целям… Понятно, что это — не абстракции, а разговор конкретно о нашей теме — «Как сделать свою жизнь лучше». Первым действием мы высвобождаем ресурсы. Вторым — достигаем гармонии с теми действиями (сколь бы трудными они ни были), которые нам действительно нужны.

Дальше. Игорь тоже говорил насчёт эффективности, концентрации и т.д. Если говорить о том, зачем это надо, то, думаю, всем понятно. Если мы направили внимание на свои действия, то не потратим лишнего, не уроним чашку, которую несём, аккуратнее нарисуем что-то и т.д. Мы будем эффективнее, если будем сосредоточены на процессе. Поэтому все практики, направленные на увеличение способности к концентрации, являются промежуточным этапом для достижения наших целей в повседневных делах. Например, я вспоминал один из ритуалов на одном из прошлых занятий. Текст у Кроули называется «Борьба лягушек разума с быками космоса» (Liber Batrachophrenoboocosmomachia). Суть его в чём. Всё разделено на несколько этапов. Первый этап. Напарник берёт горсть бобов или ещё какие-то небольшие, однообразные предметы, высыпает перед тобой на стол. Засекается какое-то короткое время, за которое ты должен сосчитать эти бобы. Причём понятно, что когда мы начинаем считать по одному, то, во-первых, с большой вероятностью собьёмся, во-вторых, это займёт больше времени. Поэтому, когда человек приучается смотреть на целую картинку, чтобы (когда картинку закрыли) мозг автоматически подсчитывал, то он становится эффективнее. Если человек приучает мозг именно к такому варианту работы, то он начинает делать это автоматически. В более продвинутых ступенях в этой практике надо представить все предметы, находящиеся в комнате, с закрытыми глазами. И пытаешься, не двигаясь с места, всё это ощупать, потрогать. Например, трогаю чашку, а она — холодная, твёрдая и т.д. Заканчивается это всё высшим пилотажем, когда ты представляешь себя Солнцем в центре Солнечной системы и представляешь, как планеты вокруг тебя вращаются, что на них происходит. Сам я дальше первой ступени не продвинулся, где-то пробовал вторую. Но можно использовать и много других аналогичных техник, увеличивающих концентрацию на процессе, помимо этой. Например, считается, что внимание человека может одновременно в среднем держаться на семи предметах (±2). Технику я для себя разрабатывал сам, но позднее вычитал кое-что ещё где-то. Взгляд сосредоточили на одном предмете, который прямо перед нами. Не двигая глазами, мы пытаемся поймать нашим вниманием семь предметов. Мы смотрим, держим эти предметы взглядом, а потом добавляем к этим семи ещё один из предметов. Какое-то время удерживаем осознание на восьми предметах и добавляем девятый предмет. И так делаем до тех пор, пока можем, пока не начинают бегать глаза. Или, если глаза не забегали, может быть так, что смотрим мы сюда, допустим, добавляем предметы из периферии, и потом в какой-то момент мы смотрим на этот предмет, но не видим его. Здесь, наверное, те же механизмы, что в «отрицательной галлюцинации». У меня максимально было 13 предметов, но если идти дальше, всё просто сыплется. Хотя уверен, что можно и больше.

Ксения: Я вот сейчас совершенно свободно вижу восемь предметов.

Fr. Nyarlathotep Otis: ±2 — это нормально. Глядя в одну точку, надо не только видеть, но и знать, что это чашка, это книга — держать их в поле внимания. Понятно, что мы видим сейчас много чего, но суть в том, чтобы одновременно держать в сознании это количество. А смысл самой техники — та же, что я говорил по поводу бобовых зёрен: когда мы одним взглядом можем поймать больше информации, чем получает в среднем человек. Можно много других техник изобретать или где-то вычитывать — все техники, связанные с увеличением возможности концентрации.

Когда мы говорим о цели, то это — ещё и энергетический ресурс, грубо говоря (не будем сейчас вдаваться в понятие «энергия», что это вообще такое). Сюда попадают все техники подпитывания от чего-либо: от вампиризма у конкретных людей и до подключения к каким-то эгрегорам, силам природы и т.д. Здесь по собственному опыту могу сказать, что очень хорошо работают «спонтанные эгрегоры». Это — футбольные матчи, концерты, религиозные мероприятия (не твоей религии) и т.п. Если мы приходим в такие места, где люди добровольно отдают огромное количество энергии и не сильно задумываются — куда, то ты можешь, не причиняя вреда конкретному человеку, очень хорошо подпитаться. Это происходит, когда мы погружаемся, а не растрачиваемся с криком «Гол!». У меня это происходит как визуализация голубеньких линий, идущих от всех людей. Для этого удобно найти какую-то антенну (предмет для концентрации), в которой ты визуализируешь все эти потоки, чтобы не тянуть от каждого отдельно, и представляешь, как это идёт в тебя.

Ксения: На этом же ещё сосредоточиться надо. Концентрация.

Fr. Nyarlathotep Otis: Естественно. И, кстати, если в такое состояние входишь, то у тебя реально берутся те силы, о которых ты и не подозревал. Были мы как-то на концерте, с большой рок-тусовкой и всё такое. Все колбасятся, я тяну энергию, и дочка маленькая рядом стоит. Я руки расставил и буквально кончиками пальцев удерживал эту толпу, которая ребёнка-то и не видит. Но мне хватает ресурсов, чтобы всё это удерживать. Такие вещи реально работают на увеличение ресурса. И после таких мероприятий можно достаточно долгое время заниматься какими-то энергозатратными делами.

Игорь рассказывал, что всё должно быть в кайф и т.д. Я думаю, об авторе Раймонде Моуди многие слышали, главная книга называется «Жизнь после жизни». Но мало кому известна другая его книга, «Последний смех». Насколько я знаю, в Интернете она не лежит (по крайней мере, я целенаправленно искал несколько раз и не находил). В предисловии ней автор пишет, что эта книга — обязательное приложение к «Жизнь после жизни» во избежание того, чтобы быть понятым неправильно (потому что на момент написания «Последнего смеха» он столкнулся с тем, что его вполне научные исследования начали использовать для доказательства какого-то посмертного существования и т.д., чем они не являются, как говорит сам автор). И о чём эта книга? Одна из основных целей любой эзотерической практики — развлечение, как бы кощунственно это ни звучало для многих. Причём там не вкладывается какого-то негативного значения в слово «развлечения». И там приводится много примеров, на которых всё доказано. Поэтому, если мы воспринимаем наши магические действия как развлечения (полезные, вредные или полезные и вредные сразу), то мы уже автоматически получаем более хорошее настроение. А что такое хорошее настроение? Тут вспоминаем ещё одно исследование — насчёт людей с позитивным и с негативным мышлением. Проводили такое исследование. Есть хронические неудачники, и есть хронические везунчики. Выбрали тех, кто себя относит к первой категории, и тех, кто — ко второй. И провели эксперимент, организовав этим людям один день. В какой-то момент они должны зайти в кафе перекусить или ещё что, и при этом есть несколько подставных людей, и рядом на пол бросается купюра в сто долларов. Соответственно, человек с позитивным мышлением чаще обнаруживает купюру. Он, сидя за кофе, знакомится с интересными людьми, заводит полезные контакты и т.д. Обе категории людей оказались в одинаковой ситуации, но один был с позитивным настроем, а другой — с негативным. Один извлёк из всего этого кучу полезного, а другой сказал: «Ну, зашёл, посидел в этой скучной кафешке…»

Опять же, прямая привязка к использованию на практике в повседневных делах. Когда мы говорили насчёт осознанности, то вспоминали психоделики. И тут вспомнился собственный опыт со смесью «red spice». Самое интересное — что было получено оттуда. Когда употребляешь это вещество, то происходит достаточно сильная изменёнка, не какие-то галлюцинации. Кому интересно — прочтут мой отчёт в 13-м номере «Апокрифа». Самое интересное заключается в том, что с самого начала, как только я употребил и заметил эффекты, я выставил себе якоря на осознание. Поэтому, как бы глубоко я ни уходил в изменёнку, зацепившись за этот якорь, я мог осознать, что всё происходит в изменённом состоянии сознания. В данном случае это был якорь на безопасность: как только возникает потенциально опасная ситуация, то я осознаю́сь. Потом к первичному якорю цеплялись вторичные, и т.д. То есть, то, что заставит меня вспомнить о ситуации, которая может вызвать опасность; то, что вызовет ассоциацию, которая приведёт к тому, что заставит меня вспомнить о ситуации, которая может вызвать опасность и т.д. И вот я иду и всё чаще говорю себе: «Осознаюсь».

Почему я говорю, что это — важный опыт в повседневной жизни: точно так же мы можем действовать без всяких психоделиков. Думаю, никто не будет спорить с тем, что большинство людей (включая всех сидящих здесь) в той или иной степени часто делают что-то неосознанно. Простой пример. Перегорела лампочка. Мы знаем, что она перегорела, заходим в комнату, но автоматически тянемся к выключателю. Через некоторое время мы тянемся к выключателю и по ходу движения руки вспоминаем. Потом мы вспоминаем, как только дёргаемся к выключателю. А потом вообще не дёргаемся. Если мы в нашей повседневной жизни выставляем похожие якоря и начинаем каждый раз говорить «Осознаюсь», то мы точно так же будем быстрее понимать те действия, которые мы делаем неосознанно, переходя к осознанности. То есть — вместо того, чтобы тянуться к лампочке и тратить секунды (которые из-за неосознанности могут набегать в более длительное время), мы будем сразу, допустим, идти за свечкой.

Что касается осознания и целей. Хорошая практика — день Воли, как я её называю. Фактически, это — то же самое, что и ритуал Воли, но я придумал это до того, как познакомился с ритуалом Воли. В течение какого-то одного дня (как только мы вспомнили об этой технике) каждое действие мы начинаем формулой: «У меня есть желание сделать это». То есть я не просто беру, например, чашку, а думаю: «Я хочу взять чашку». Это кажется простым делом, но если так делать в течение дня, то приходится быть очень бдительным. Очень часто бывает, что идёт большой пробел между этими мыслями, а потом вдруг: «Ох! Я же совсем забыл». Но, как и любая тренировка, чем чаще повторяешь, тем естественнее она даётся.

Что можно ещё сказать о практических делах? Когда мы говорим о таблицах соответствий, вспоминая о классических магических системах, самая простая и универсальная система — четыре стихии. Речь шла о том, чтобы магические действия направить на здоровье, на успех и т.д. Если всё это делить по четырём стихиям, то мы можем развиваться в четырёх направлениях сразу. Некоторые говорят: «Мне надо прокачать стихию воздуха». И они считают, что нужно просто сидеть, медитировать на какие-то воздушные образы. Но важно то, что эти четыре стихии проявляются на материальном уровне. Если мы развиваемся в сторону стихии земли, то мы занимаемся своим физическим телом и здоровьем. Если занимаемся воздухом, то развиваем интеллектуальную сферу, например, читая книги или решая кроссворды. Если мы каждое действие будем классифицировать по этим четырём стихиям (не обязательно постоянно), то мы начинаем понимать, что все символические составляющие этих стихий тоже развиваются. Если мы занимаемся физическим телом, тренируемся, то понимаем, что становимся более заземлёнными и с символической точки зрения. Это же касается и остальных стихий.

Вопрос заходил об отношении к смерти. В самурайских практиках предполагается, что самурай должен ежедневно готовить себя к смерти. Понятно, что никто не может в полный контакт репетировать харакири, поэтому самурай должен себя как-то готовить на нефизическом уровне. Это можно переносить не только на отношение к смерти. Хотя и к смерти тоже: очень хорошая практика — периодически очень наглядно и ощутимо представлять свои самые разные смерти. Это хорошо помогает в отношении к смерти или другим опасностям, но это можно использовать не только непосредственно к смерти, а ещё как внутреннюю репетицию к тем ситуациям, которые нам не удастся прорепетировать в реале. Например, у нас — важная встреча. Мы не можем десять раз встречаться с деловым партнёром / начальником / потенциальной женой и т.д. (Сюда же подходит рождение ребёнка, свои действия в момент его рождения.) У нас будет лишь одна первая встреча. Но перед этим событием я могу всё многократно проигрывать в уме, причём в разных вариантах и с любыми подробностями. Если мы делаем такие предварительные репетиции, то при столкновении с этой ситуацией на практике нам, как минимум, легче психологически. Как максимум — какие-то из вариантов действий мы уже выбрали. Всё произойдёт, скорее всего, совершенно по-другому, но тут мы подходим ещё к одному вопросу. Если мы умеем менять точки сборки, выбирать по собственному желанию картины мира, те традиции, в рамках которых мы действуем, то это даёт нам пластичность мышления. Грубо говоря, если мы решили десять IQ-тестов, то с большей вероятностью мы хорошо решим одиннадцатый, даже если он будет другим. То есть — предварительными вариантами мы не исчерпали все возможности, мы тренируем своё сознание, готовя его к тому, чтобы оно могло быстрее и эффективнее действовать по обстоятельствам уже в сложившейся ситуации, как бы она ни изменилась.

Насчёт пластичности мышления. Что такое брейн-сторм (мозговой штурм), представляете? Когда собирается несколько человек, которым нужно решить какую-то проблему, придумать название или что-то ещё. И они могут предлагать абсолютно любые идеи, даже самые безумные и бредовые. В конце концов, что-то из этого рождается. Но для этого надо несколько человек. Если у тебя существует такая подвижность точки сборки, то ты можешь симулировать себе мини-шизофрению, то есть одновременно запускать мышление разных субличностей, чтобы они могли брейн-стормить самостоятельно. Понятно, что вариантов будет меньше, чем при наличии других людей, но большем, чем при отталкивании одного человека только от собственной парадигмы.

И последний момент, о заземлении (не буду делать что-то обобщающее и универсальное, с этим Игорь хорошо справился). Автора Дион Форчун все знают? Она — член Ордена Золотой Зари. Одна из её книг — «Психическая защита». Там рассматривается и заземление, и там говорится один простой и интересный способ защиты от любого отката или магической атаки, о котором многие, к сожалению, забывают. Метод — заземление с переходом в максимально материалистическую парадигму. Что это такое? Мы знаем, что некто проводит на нас магическую атаку, а мы думаем: «Какая магическая атака? Мне огород копать». В общем, идёшь заниматься какими-то делами, которые никоим образом не связаны с той парадигмой, в которой магические атаки могут на тебя действовать. Провёл сам какое-то магическое действие — и вместо того, чтобы думать: «А вот будет откат. Мне надо сделать то-то и то-то, чтобы не было», — просто пошёл мыть посуду, тренироваться или копать огород. Сама возможность отката просто уходит в землю вместе с картошкой. (Можно предполагать, что потом выкопаешь в увеличенном количестве, но на практике я такого не встречал.)

Суть всего, что я говорил, в чём. Когда мы говорим об использовании магических техник для улучшения повседневной жизни, то мы вспоминаем формулу: «Что такое магия? Это — наука и искусство вызывать изменения посредством своей воли».

1 Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.