Памятник воинам-сапёрам, погибшим в Первой Мировой войне

Кысь (А. Н.)

Памятник воинам-сапёрам,

погибшим в Первой Мировой войне (1914-1918 гг.)

Не так давно, в день зимнего солнцеворота, 21 декабря ушедшего уже 2013 года мною было посещено одно из малоизвестных, но достаточно интересных мест Калининграда, Памятник воинам-сапёрам, погибшим в Первой Мировой войне.

Данное сооружение расположено напротив домов 5 и 7 по ул. Малоярославской, в 2007 году Постановлением Правительства Калининградской области за номером 132 от 23 марта оно признано памятником местного (муниципального) значения.

Место расположения памятника на карте

Чем же примечателен данный монумент? В первую очередь, своей формой. На первый взгляд она кажется весьма необычной. Такая форма, особенно в последнее время, порождает множество легенд, которые связывают с этим местом. Подогревает интерес и то, что сооружение, представляющее собой пирамиду, состоит из тринадцати ступеней и, как считается, из 666 блоков.

Этот памятник был установлен в 1923 году на территории дислокации первого сапёрного батальона «Князь Радзивилл». До 1946 года это место называлось Учебным плацем (нем. Exerzierplatz Str.).

На лицевой (обращённой к ул. Малоярославская, бывш. Радзивилл-штрассе (нем. Radziwillstrasse)) стороне присутствует барельеф «Умирающий боец» работы скульптора Пауля Борхерта (странно, но никаких сведений об этом скульпторе (или архитекторе?) найти не удалось):

и надпись, выполненная на немецком языке «Нашим павшим товарищам. 1914-1918» (Unseren gefallenen Kameraden 1914-1918):

На обратной стороне памятника укреплена мраморная плита с названиями сапёрных частей:

В 1921 году (по другим источникам — в 1922-м, в 1921-м принято только решение о строительстве) в основание будущей пирамиды была заложена капсула с именами погибших. Этот год пришёлся на 666-летие Кёнигсберга (нем. Königsberg), который был основан в 1255 году (до этого на месте будущего города крестоносцев находилось прусское поселение Туангсте (прус. Twangste)). Сами же числа года дают в сумме 13 (1+9+2+1 или 1+9 и 2+1).

После захвата города советскими войсками (9 апреля 1945 года) монумент не был уничтожен, пострадал лишь барельеф. С ним связана одна из легенд пирамиды. Якобы монумент пытались взорвать, но в последний момент исполнитель испугался и лишь отбил голову бойца на барельефе. Честно? Звучит не очень убедительно. Более вероятно, барельеф разрушила не бомба, а мелкий вандализм и время.

Барельеф «Умирающий боец» до реставрации (январь 2011 года)

На лицевой части пирамиды (обращённой к Радзивилл-штрассе) ранее имелся крест (его можно видеть на архивной фотографии):

Памятник воинам-сапёрам, архивная фотография

Считается, что он был изъят ещё до взятия Кёнигсберга и якобы даже не так давно всплыл в одном из немецких музеев (вот не той ценности вещь, если честно, хотя, кто знает…). Долгое время на его месте находилось прямоугольное углубление в блоке:

Памятник воинам-сапёрам до реставрации (январь 2011 года)

Сейчас восстановлен контур этого креста. Его часто называют тевтонским, однако у тевтонского креста нижний луч более вытянут, закреплённый же на пирамиде символ изображает знаменитую немецкую и прусскую награду «Железный крест», форма которой является смесью форм тевтонского и мальтийского крестов.

Есть на пирамиде и ещё один «крест». Дело в том, что после реставрации некоторые камни остались более тёмными, чем другие. На правой (если стоять лицом к табличке с названиями воинских частей) грани эти более тёмные блоки складываются в своеобразный крест. Впрочем, эта форма не более чем совпадение.

Реставрация монумента была проведена совсем недавно, в августе-сентябре 2013 года по заказу Муниципального казённого учреждения культуры Калининграда «Центр охраны памятников» сотрудниками Санкт-Петербургской организации «Наследие» (Эрмитаж).

На этом, собственно, можно закончить исторический обзор и перейти к легендам и символизму, который весьма интересен и, как оказалось, не исследован.

Легенд, связанных с этим монументом, достаточно много. Более того, в последнее время необычная форма в сочетании с мистическими историями самого Кёнигсберга (от древних прусских дохристианских капищ до тайных лабораторий Аненербе) и увлечением германского руководства в начале-середине XX века мистицизмом и оккультизмом, привлекает к нему повышенное внимание псевдоисследователей (особенно после нескольких передач, отснятых «настоящими мистическими» каналами).

Эти «исследователи» не стесняются создавать новые теории, легенды, факты. Так, например, в одной из псевдонаучных передач известного канала «Из жизни приведений» утверждалось, что данное место притягивает приведения, а местные жители часто видят призраки павших в Первой Мировой воинов. Можно с уверенностью утверждать: «Нет, не видят», — а если и видят, то не чаще, чем в любом другом месте, независимо от его истории и располагающихся на нём конструкций. Кстати, жители окрестных домов весьма трепетно относятся к монументу, несмотря на то, что он установлен солдатам, воевавшим на стороне врага. Ими предпринимались даже самостоятельные попытки его реставрации.

Капсула, заложенная в основание пирамиды (и, судя по интервью С. Трифонова еженедельной общественно-политической газете «Новые Колёса», ещё две, заложенные на плацу), также не даёт покоя искателям таинственного. Не все верят, что там лежат лишь списки погибших, многие надеются найти там некие ценности или даже ключи к тайнам Третьего рейха (и не важно, что этот рейх появился лишь спустя 10 лет после строительства). В любом случае, ознакомиться с содержимым капсулы (равно как и посчитать, из скольких же блоков на самом деле сложена пирамида) можно лишь разобрав памятник по кусочкам.

Есть версия, легенда, что данное сооружение — залог того, что Кёнигсберг никогда не будет захвачен, своеобразный оберег города. В доказательство этого утверждения обычно (скорее всего, с подачи того же г-на Трифонова) приводят историю генерала Павла Карловича Ренненкампфа. Во время Первой Мировой войны (Восточно-Прусской операции 1914 года) он был командующим 1-й русской армией Северо-Западного фронта. В августе 1914 года, когда Кёнигсберг был практически у него в руках, он дал приказ об отступлении, сам же якобы сбежал из расположения армии, увлёкшись женщиной. Такое поведение шестидесятилетнего генерала связывают, конечно же, с мистическим воздействием сооружения.

Генерал действительно не пошёл на Кёнигсберг, однако совершенно по другим причинам. Была и неудачная операция, только вот не по захвату Кёнигсберга. После этой операции генерал вышел на пенсию с сохранением мундира и жалованием. Ни о каких женщинах и исчезновениях из ставки речи не шло. Подробности похода на Кёнигсберг 1-й армии под командованием Ренненкампфа, равно как и его биографию, найти не составляет труда, так что цитировать здесь факты не вижу смысла. Да и год, в котором всё это произошло, говорит сам за себя. Видимо, пирамида — сооружение настолько мистическое, что останавливает армии не только в пространстве, но и во времени, меняя события, произошедшие аж за 9 лет до её строительства. Правда, в 1945-м по каким-то причинам устройство не сработало, видимо, что-то за 22 года испортилось…

Монумент (опять же согласно легенде) властен и над будущим, точнее, это место якобы усиливает дар пророчества, предсказания. Именно это свойство дало монументу его второе, «мистическое» название — «Пирамида предсказателей». Ну… из меня и моих спутников предсказатели, как из Валуева балерина, так что усиливать особо нечего, а потому подтвердить или опровергнуть данное утверждение не представляется возможным. Но вообще название мне лично нравится.

Ещё одно утверждение (возможно, также сделанное упомянутым активным исследователем мистического наследия Калининграда): «монумент — это уменьшенная в 100 раз копия пирамиды Хеопса». Грани памятника якобы строго сориентированы по сторонам света.

Необоснованность этого утверждения видна, что называется, невооружённым глазом:

Пирамида Хеопса

Высота пирамиды Хеопса 139 метров, основание 230 на 230, таким образом, отношение её высоты к ширине основания составляет 0,6. Размеры основания монумента в Калининграде 4 на 4 метра, высота — 4,4 метра, соотношение 1,1. Что, как говорится, и требовалось доказать… Ориентировка по сторонам света также весьма условна, грани указывают на них очень примерно, в чём несложно убедиться самостоятельно. А вот что действительно очень напоминает этот памятник, так это изображение усечённой пирамиды с лучезарной дельтой на однодолларовой купюре:

Изображение пирамиды на однодолларовой купюре

Хоть сама купюра с таким дизайном и появилась в 1935 году, но изображённая на ней Большая Государственная Печать США была утверждена в 1782-м. Отношение высоты к основанию пирамиды, изображённой на ней, то же, что и у монумента — 1,1.

Вспоминаем про 13 ступеней в обеих пирамидах и символизм 666, без труда отыскиваем его в символах купюры… иии… сторонники теории мирового жидо-масонского заговора торжествуют. Вот оно, новое, с пылу с жару доказательство модной теории, корми прессу сколько душе угодно, тема всегда популярна.

Использование оккультных и мистических символов при строительстве монумента не удивительно. В период Веймарской республики в искусстве Германии зарождается новое направление — «Новая вещественность» (в основном, отразившееся в живописи), включающее в себя так называемый «магический реализм», для которого, кроме прочего, характерно использование языка символов, образов, магических элементов.

Символы, использовавшиеся при проектировании монумента, действительно, в большинстве своём, масонские (откуда, из каких традиций они пришли в само масонство, вопрос более широкий, у совершенно разных религиозных, мистических, околооккультных и оккультных направлений очень много общей символики, потому в какой-то степени можно сказать, что она универсальна) и, действительно, имеют связь с американской печатью, только не как с источником, а как происходящие от одного и того же корня. Использование масонской символики, в общем-то, не удивительно. Несмотря на то, что в 20-е годы XX века в Германии масонские ложи были вынуждены, в некотором смысле, уйти в тень, их история на этой территории насчитывала уже 200 лет. В этих ложах поколениями состояли представители политической и военной элиты общества. До создания Аненербе оставалось ещё около 13 лет, общество Туле (к тому времени уже реорганизованное в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию), несмотря на увлечение отдельных его членов, в том числе самого Гитлера, оккультизмом, не способно было заменить собой масонство и не обладало разработанной символикой. В общем, выбор архитектора был очевиден.

Теперь самое время взглянуть, собственно, на использованные символы:

Пирамида: распространённый и весьма популярный символ вечности и незыблемости (квадратное основание), а также восхождения, личной эволюции человека, приближения его к богу (треугольник). Пирамида не может быть построена случайно, потому она ещё и символ человеческой цивилизации (в противовес первобытному полузвериному обществу, где каждый сам за себя), совместной человеческой деятельности, объединения для достижения единой цели, решения общей задачи под предводительством общей воли.

13 ступеней: Во многих культурах 13 — это число смерти, потому среди обычных людей оно считается несчастливым и его стремятся всячески избегать. Но 13 — это не просто смерть, но возвышение, восхождение через смерть физического тела. Таким образом, количество ступеней дополняет символизм пирамиды и конкретизирует значение памятника. Год же, в котором было принято решение о строительстве, если, конечно, это не случайное совпадение, может дополнительно символизировать постепенное возрождение военной мощи Германии, которая после Первой мировой войны была, действительно, уничтожена (20-е не зря называют «золотыми годами» Веймарской республики).

666 блоков: Тут, конечно же, стоит обратиться к Библии, сделавшей это число безумно популярным. Там оно упоминается четырежды. В Книге Ездры (2:13) «сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть». Дважды в связи с историей царя Соломона (эти отрывки очевидно дублируют друг друга): «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (Третья Царств 10:14) и «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2 Паралипоменон 9:13). И единожды в Откровении Иоанна (13:18): «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Последнее упоминание и принесло числу особую популярность. 666 широко используется в оккультной символике, в том числе в символике масонов. Шесть шестёрок и гексаграмма изображены на Большой Государственной Печати Всемирного Масонства. В простейшем варианте толкования они обозначают дуальность человеческой природы, сочетание в человеке низшего, звериного, начала и начала божественного, высшего, к которому и следует стремиться.

Кроме прочего, 666 символизирует ещё и материальное солнце как объект поклонения профанов, которые пока не познали истинного бога. То есть, опять же, состояние человека обычного, пока ещё не просвещённого, но имеющего возможность достигнуть посвящения, высшего знания.

Форма пирамиды также содержит это число: углы между её сторонами и основанием должны составлять (понятно, что соблюсти такую точность сложно) 66,6 градусов.

Значение камня в масонстве широко известно. В храме всегда присутствует необработанный и обработанный камень. Первый символизирует начало пути, человека «не обработанного», ученика, второй — человека «обработанного», посвящённого.

Таким образом, блоки, образующие пирамиду — это люди, которые через свой подвиг, презрение к эгоистичной звериной природе были очищены и возвышены.

Крест: Крест, который был вмонтирован в один из блоков лицевой стороны десятого яруса пирамиды, совершенно очевидно, является изображением награды «Железный крест», учреждённой Фридрихом Вильгельмом III в 1813 году. Он показывает, насколько высоко оценён подвиг и насколько высоко вознесены люди, его совершившие, ведь выше лишь три ступени пирамиды, которые традиционно символизируют самого бога. Не стоит забывать, что Железный крест — первая награда, которая вручалась независимо от положения и звания, то есть удостоиться высшей почести мог любой, кто проявил себя должным образом.

Таким образом, в самой форме сооружения мы видим своеобразную эпитафию: совместный подвиг возвысил обычных людей над остальными, поднял их почти до уровня богов. Причём это памятник именно людям, чьи имена лежат в основании пирамиды, что явно говорит «Они будут сохранены в вечности».

Умирающий воин на барельефе уже протягивает руку валькирии, чтобы занять своё место за столом в Небесных Чертогах… Кстати, воин этот до боли напоминает Адама с картины Микеланджело («Сотворение Адама»), протягивающего руку своему творцу, но, скорее всего, это не более чем совпадение…

Интересно отметить акцент, выставляемый данным сооружением. Это монумент, где именно человек поставлен во главу всего. Нам более привычны памятники несколько иного характера. В России ставят памятники подвигу, какому-либо действию, поступку. Здесь всё более «эгоистично» — памятник поставлен людям, которые подвиги совершили. Наши памятники говорят «делай так же», этот призывает — «будь таким же». Такой призыв, наглядная агитация, на плацу, где проходило обучение молодых офицеров-сапёров, будущего костяка армии, как нельзя более уместен. Он показывает, что к любому свершению, героическому поступку надо идти, готовиться с самого раннего возраста, совершенствуя себя… Может быть, кто-то перевёл бы эту архитектурную композицию в стихи, красивый текст (они тут напрашиваются), я не умею… да и выраженная в символах эпитафия более многомерна и интересна. Такой монумент, действительно, должен являться сакральным местом для тех, чья профессия — война.

10.01.2013 г.

_________________

* Фотографии с общим видом памятника, архивное фото и фотографии 2011 года взяты из открытых источников в сети. Остальные сделаны автором.