Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского Пастриархата

Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса,

Архиепископа Калининградского

Русской Пастафарианской Церкви

Московского Пастриархата

Влад Ковалевский (В.К.): Роман, здравствуйте. Меня зовут Влад Ковалевский, я корреспондент газеты «Комсомольская правда в Беларуси». Я пишу материал о пастафарианстве и хотел бы поговорить с тем, кто придерживается этой религии. Для начала скажите, кто Вы по профессии.

Вермис Отис (В.О.): По образованию я биолог, лет 11 в полиграфии (дизайн, вёрстка, корректура, печать, постпечатная обработка — практически весь цикл), кроме того, работал ещё много где, от завскладом до педагога дополнительного образования.

В.К.: Как давно Вы проповедуете пастафарианство? Откуда о нём узнали?

В.О.: Не проповедую, а исповедую 🙂 Пастафарианином я стал с прошлого года, хотя узнал о нём как об одной из «пародийных религий» ещё в свою бытность в Культе «Ктулху Зохаваит Фсех» в 2008 или 2009-м. Щупальца Ктулху и Макароннейшая Десница — в этом, несомненно, есть что-то общее 🙂

В.К.: Что Вас заинтересовало в нём? Почему вдруг решили вступить, так сказать, в ряды пастафариатов?

В.О.: Пастафарианство — одна из религий, во многом удовлетворяющих мои эстетические, интеллектуальные и духовные потребности. Один из важнейших тут моментов — ироническое отношение ко всему, включая собственную веру. Сейчас, когда среди представителей других религий стало особенно модно громко обижаться на самые невинные шутки в свой адрес, наличие таких религий не может не радовать. Если нам удастся построить полноценный Храм Пиратского Корабля, мы постараемся отвести в нём особую площадку для желающих спеть какую-нибудь неортодоксальную молитву в адрес Летающего Макаронного Монстра или нарисовать карикатуры на нашего Пророка. Обещаем, что не только не будем за это никого поджаривать или судить за «оскорбление религиозных чувств», но и угостим лапшой с тефтельками 🙂 А кроме того, пастафарианство не предполагает догм и даёт возможность своим адептам полагаться на логику больше, чем на священные писания и мнения церковных иерархов. Всё это и многое ещё и послужили причиной того, что меня коснулась Макароннейшая Десница.

В.К.: А какую религию Вы исповедовали до? Или Вы были атеистом?

В.О.: Пастафарианство допускает поликонфессиональность, то есть принадлежность одновременно к нескольким конфессиям. Поэтому я исповедую до сих пор все те убеждения, которые и раньше, они вполне могут уживаться в одном человеке, если он творчески подходит к жизни и не ограничивает себя навязанными догмами. Конечно же, я был и остаюсь атеистом, если иметь в виду мысль о том, что наличие или отсутствие божества не должно и не может оказывать влияния на наши научные, этические и иные представления. Я телемит (последователь Телемы — оккультного учения Алистера Кроули) в том смысле, что разделяю его тезисы «Поступай согласно своей Воле», «Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда», «Нет Бога кроме Человека» и пр. Я вольный дзенствующий, поскольку обретаю духовность в повседневной жизни, а не в оторванных от неё умствованиях и церемониях. Я ктулхуист (по нынешним российским законам, наверное, в этом слове поставят звёздочки), поскольку образы Ктулху и прочих Древних считаю одними из мощнейших архетипов современного Бессознательного. Я пантеист в том смысле, что уверен: Божественное разлито вокруг нас и обитает внутри нас, независимо от того, персонифицируем ли мы его как воскресшего из мёртвых израильтянина, диск Солнца или Высокоуглеводную Субстанцию с парой тефтелек. И, по-хорошему, только ту религию можно считать истинной, которая не копирует чужие модели мышления и поведения, а позволяет выработать свою собственную.

В.К.: В чём заключается вообще вся религиозная деятельность в этой церкви? Есть ли у Вас какие-то особые обряды, молитвы, церемонии, книги и т.д.? Ходите ли Вы, например, на воскресные молитвы и т.д.?

В.О.: Главный праздник у нас — не воскресенье, а Пятница, её мы стараемся посвятить размышлениям о сущности Макарон и Пиратства и поеданию лапши быстрого приготовления. Поедание макаронных изделий и есть наш основной обряд, аналогичный причастию, с ним связаны и некоторые другие наши праздники. Другой важный атрибут — чтение книг о пиратах, ношение пиратской атрибутики, раздача конфет детям, как это делали пираты прошлого (годится и мороженое), попытка внесения в свою жизнь вечного пиратского Аррргх (только не спрашивайте, что это такое!). Иногда мы проводим Пастные Ходы, и главное, чтобы на них было весело. Эти и другие традиции описаны в нашем Священном Писании — Евангелии от Летающего Макаронного Монстра, которое буквально полмесяца назад увидело свет в одобренной Пастриархатом редакции (сейчас мы ищем заинтересованное издательство, чтобы выпустить его в бумажном виде: миссионерство — тоже важная часть нашей работы, в Евангелии описаны и некоторые рекомендации на этот счёт). И всё-таки самое главное — это соблюдение пастафарианами Восьми «Лучше бы ты не», иначе — Заправок.

В.К.: Говорите ли Вы окружающим, к какой религии себя относите? Как они воспринимают? И знает ли Ваша дочка о пастафарианстве?

В.О.: Почему бы и нет? Конечно, говорю. Иногда, правда, называю только что-то одно: Телема, дзен, культ Ктулху, пастафарианство, — в зависимости от ситуации (одно дело — когда требуется эпатаж, другое — когда надо найти с кем-то общий язык, третье — когда кто-то действительно интересуется этим вопросом, а не тешит любопытство). А иногда расписываю подробнее, как Вам сейчас. Реакция других (и не только на моё мировоззрение), как правило, гораздо больше говорит о том, кто реагирует, чем о том, на что он реагирует. Так что, понятно, она бывает разной. Дочка, конечно же, в курсе: я рассказывал ей на ночь фрагменты Евангелия от ЛММ (так же как буддийские и суфийские притчи, греческие, скандинавские или индийские легенды, историю жизни на Земле, устройство Солнечной системы и человеческого организма и много чего ещё). На последний Новый год ей подарили плюшевого Ктулху, на день рождения, по её просьбе, ещё и плюшевого ЛММ. Следующими она хочет или плюшевого Будду (слово «Будда» было одним из первых двадцати, которые она произнесла — примерно наряду с «Гугль»), или Святого Георгия (она готовится к вступлению в скауты, а Георгий — покровитель скаутинга, поэтому архетип драконоборца в разных мифологиях мы с нею периодически разбираем). Наверное, плюшевый Георгий смотрелся бы особенно забавно.

В.К.: Скажите, а как часто Вы едите макароны? И, может, у пастафариан есть какое-нибудь коронное макаронное блюдо? 🙂

В.О.: Достаточно часто, но не скажу, что это самое основное или самое любимое блюдо. Наверное, коронное у каждого своё. У меня это обычно рожки с яйцом, маслом, сыром, специями и помидором, но возможны и варианты. Хотя, бывает, чувствую острую нехватку в химикалиях в крови, и тогда уплетаю лапшу быстрого приготовления, как правоверный пастафарианин 🙂

В.К.: Есть ли у пастафариан какой-нибудь пиетет к макаронам, лапше и т.д.? Например, вот идёте вы в супермаркете мимо стенда с макаронами, испытываете ли какие-нибудь странные чувства? А если кто-то выбрасывает макароны в мусор, например, что к такому человеку испытываете? 🙂

В.О.: Первая наша Заправка гласит: «Лучше Б Ты Действительно Не Вёл Себя Как Самовлюблённый Осёл И Святоша, Когда Проповедуешь Мою Макаронную Благодать. Если Другие Люди Не Верят В Меня, В Этом Нет Ничего Страшного. Я Не Настолько Самовлюблён, Правда. Кроме Того, Речь Идёт Не Об Этих Людях, Так Что Не Будем Отвлекаться» (Все Заглавные Буквы Обязательны). Третья — «Лучше Б Ты Действительно Не Судил Людей По Их Внешнему Виду, Одежде Или По Тому, Как Они Говорят. Веди Себя Хорошо, Ладно? Ах Да, И Вбей Это В Свою Тупую Башку: Женщина — Это Личность. Мужчи-на — Это Личность. А Зануда — Это Всегда Зануда. Никто Из Людей Не Лучше Других, За Исключением Умения Модно Одеваться — Извини Уж, Но Я Одарил В Этом Смысле Только Женщин И Лишь Кое-Кого Из Парней — Тех, Кто Отличает Пурпурный От Пунцового». Следовательно, если кто-то выбрасывает макароны — это его личное дело, если, конечно, он не мешает этим окружающим. А стенд с макаронами… Падать перед ним на колени, конечно, никто не собирается, но, разумеется, это один из множества поводов ещё раз вспомнить о Его Макароннейшей Благодати 🙂

В.К.: Вы говорили про пастные ходы. Как к ним относится общество и власти? Разгоняют ли пастафариан?

В.О.: В моей епархии пока что такие мероприятия не проводились. Но скоро мы будем отмечать годовщину первого Пастного хода в России, весьма показательные материалы об этом событии есть на нашем официальном сайте: http://www.rpcmp.ru/#!pastniyhod/c1wug

В.К.: Для Вас пастафарианство — это такая шутка, или Вы относитесь к нему как с настоящей религии?

В.О.: Для меня пастафарианство — это такая шутка, поэтому я отношусь к нему как к настоящей религии. Настоящая религия не должна быть занудной, мрачной, мешающей наслаждаться жизнью. Если религия против юмора — значит, она против жизни. Если она против жизни — значит, она не настоящая. РАминь!