Небесные тела в Мифах Ктулху

Джон Бил

Небесные тела в Мифах Ктулху1

По словам Л. Спрэга де Кампа, Лавкрафт был страстным астрономом, интерес к астрономии у него разожгли классические мифы, связанные с созвездиями. В рассказах Лавкрафта и других людей, участвовавших в написании Мифов Ктулху (далее просто «Мифы»), часто упоминается о связях между звёздами и божествами, событиями или ритуалами. Некоторые из них являются вымышленными, например, планета Шернот, которая расположена за пределами Вселенной, так сказать, во Вселенной Б. На ней живёт Ньярлатхотеп. Большинство же звёзд и планет реальны, и я решил исследовать всё с ними связанное, а также выяснить смысл имени каждой из них.

Планеты

Чтобы не перечислять каждую планету и мифы, связанные с нею, я сделал обзор нескольких, кажущихся мне наиболее интересными. В рассказе «В стенах Эрикса» Венера покрыта пышными джунглями, через которые пробирается рассказчик, находящийся в поисках кристалла, которому поклонялись венерианские люди-ящеры. Возможно, это отсылка к людям-змеям и сияющему трапецоэдру из «Обитающего во тьме» и других рассказов. Венера также упоминается вместе с Юпитером в рассказе «За гранью времён». Темой многих рассказов Кларка Эштона Смита являются планеты, например, «Дверь на Сатурн», а также «Склепы Йох-Вомбиса», для которых основой послужил Марс. Большинство работ Смита повествуют о планетах других звёздных систем, например, находящаяся в созвездии Андромеды Планета Смерти из «Рока Антариона», а также Вольтап из «Женщин-цветов». Последняя планета имеет наибольшее значение в Мифах Лавкрафта. Юггот ассоциируется с Плутоном, это обитель существ, оставляющих следы, похожие на крабов, и осуществляющих межпланетные путешествия «на неуклюжих, но мощных крыльях, которые способны сопротивляться эфиру». Кеннет Грант использует Юггот как символ грани между измерениями, эта идея выражена в стихотворении Лина Картера:

Я видел Юггот на Краю и Йит,

Зловещую Каркозу, что в Гиадах.

Интересным моментом является то, что Картер упоминал о Каркозе (изобретение Амброуза Бирса в рассказе «Житель Каркозы») как о лежащей среди семи звёзд Гиад, как об области в небе, которая вновь и вновь всплывает в Мифах.

Имя Фомальгаута (α Южной Рыбы) произошло из арабского языка, как и многие другие. В истоках её называли «Fum al-Ḥūt», что переводится как «Рот Рыбы». Неудивительно, ведь звезда находится прямо там, где должен быть рот пьющей рыбы, Южной Рыбы. Также интересным моментом является то, что это — единственная имеющая имя звезда во всём созвездии. Кроме того, эта звезда является самой южной звездой первой звёздной магнитуды, видимой из Великобритании. Дело в том, что первая магнитуда относится к Мифам, она связана с богом Ктугхой. Ктугха описывался как «постоянное горение различных форм, имеющих огромную массу». Также Ктугха преподносится как существо, относящееся к Пламенным упырям, являющимся обителями самых горячих мест.

Альдебаран (α Тельца), как правило, называют «Глазом Тельца», в связи с его оранжевым окрасом. Изначально это название было дано всему звёздному скоплению Гиады, которое на самом деле относится не к созвездию, а находится немного впереди. Название происходит от арабского «al-Dabarān», что означает «Последователь». Это связано с убеждениями греков относительно того, что звёзды следуют Плеядам. Эта звезда связана с Мифами довольно особым и интересным способом. Исходная ссылка была в рассказе Роберта Уильяма Чемберса «Король в Жёлтом», где она является яркой двойной звездой, обителью Хастура.

Август Дерлет говорит об этой звезде, что некоторые из ктулхианских божеств нисходили с неё. В связи с этим интерес обращается к цитате из «Шепчущего во тьме»: «Ньярлатхотепу, Могущественному Посланцу, ему всё должно быть сказано. И Он примет внешность человека, восковую маску и одежды, которые скроют его, и спустится вниз из страны Семи Солнц, чтобы притвориться…». Роберт Грейвс в своей книге «Мифы Древней Греции» утверждает, что Плеяды и Гиады были семью дочерями титана Атласа, что делает их эквивалентными в мифологической терминологии. Заявление из «Шепчущего во тьме» ясно указывает на соответствие семи сестёр солнцам звёздного скопления. Таким образом, связь между Ньярлатхотепом и его влияние на Альдебаран подтверждаются. Пожалуй, можно копнуть поглубже и сказать о вероятности того, что Хастур, Король в Жёлтом, является одним из «тысяч форм и воплощений» Ньярлатхотепа; В «Сомнамбулическом поиске неведомого Кадата» это описывается как ношение «жёлтой маски». Наряду с этим, история «Ползучий Хаос», написанная Лавкрафтом и Элизабет Беркли, описывает разрушение Земли, по всей видимости, как существование на «Центурионе из семи солнц», в зоне, с которой связан Ньярлатхотеп, выступающий ползучим хаосом, Немезидой Земли.

Ещё одним интересным моментом является то, что раньше Альдебаран относился к созвездию Митры, которое состояло из нынешних созвездий Тельца и Персея. Здесь мы имеем связь со звездой Алголь, ещё одной звездой, кратко упомянутой в написанном Лавкрафтом рассказе «За стеной сна».

Алголь (β Персея) — первая открытая двойная звезда. Её обнаружил в 1600-х годах итальянский астроном Монтан, он был первым, кто предположил, что в закономерностях движений и сияний звёзд может скрываться какой-то смысл. Название звезды происходит от арабского «al-Ghūl», что означает «Демон», или «Вурдалак», а в английском языке эту звезду называют «Звездой Демона». Первоначально Алголь была одной из звёзд, составляющих щит Митры, но позже она была включена в созвездие Персея и заняла положение зловеще подмигивающего глаза Медузы. В честь неё назван класс затменно-двойных звёзд, звёзды этого класса называют «звёздами типа Алголь».

Несмотря на то, что Бетельгейзе (α Ориона) — это Альфа-звезда, она слабее, чем β Ориона, Ригель. Эта звезда — красный сверхгигант, её название обозначает «Рука Близнеца», или «Рука Священного». По всей видимости, изначально звезда должна была называться Йедельгейзе, но в ходе перевода допустили ошибку, и вместо арабского «Yed», что значит «Рука», прочли «Bad», что означает «подмышка». Эта звезда находится на расстоянии около 650 световых лет от нас, и она является переменной звездой, её яркость и цвет меняются в течение года. В Мифах эта звезда рассматривается как место, где обитали и правили Старшие Боги.

Очевидно, что Полярис (α Малой Медведицы) — это Полярная Звезда, и она находится на Северном полюсе небосвода. Однако её греческое имя — Циносура, что переводится как «Собачий хвост», из чего следует, что было время, когда созвездие называлось не Медведица, а Собака. Ещё раньше греки называли эту звезду «Феонисса», что, по всей видимости, является производной от мужской формы «Феникс». Феонисса означает «красный», или «кровавый». Роберт Грейвс отмечает связь этой звезды с Деметрой и Астартой; Феонисса подразумевает роль богини Луны в Жизни-в-Смерти. Также интересно, что Феникс переименовал Землю Ханаанскую в Финикию, здесь может быть место ещё одной отсылке.

Полярная Звезда будет максимально близка к Северному полюсу в 2100, а затем её постепенно заменит Вега. Кажется, именно это и подразумевается в стихотворении Лавкрафта:

Отдохни, мой звездочёт —

Много тысяч лет пройдёт

Прежде, чем твоя звезда,

Сделав круг, придёт туда,

Где она горит сейчас.

Звёзды новые не раз

Вспыхнут в небе для тебя,

Утешая — не любя.

Только я, вернувшись, вновь

Разбужу в тебе любовь.

Использование фразы «to the axis of the skies» («к небесным осям») в оригинале стихотворения представляет особый интерес, ибо здесь есть связь со звездой, арабское имя коей — «Al Kutb al Shamaliyy», что переводится как «Северная Ось».

Имя звезды Арктур (α Волопаса) переводится с греческого как «Хранитель Медведицы», или «Медведь-Хранитель», а её арабское название — «Хранитель небес». В своё время эту звезду называли «Пастух». Эта звезда кратко упоминается у Лавкрафта в рассказе «За стеной сна», там был момент, где главный герой, Джо Слейтер, «проплывал через миры, которые вращаются вокруг красного Арктура».

Сириус (α Большого Пса) Кеннет Грант ассоциирует с Дагоном Лавкрафта. Эта идея также была изложена Робертом Темплом в «Мистерии Сириуса». Темпл цитирует одного из вавилонских историков, Берозуса, пишущего об инопланетных амфибиях, лидером которых был Оаннес, ставший позднее Богом-Рыбой, покровителем филистимлян. Берозус также говорит о другой амфибии, имя коей — Одакон, что является искажённой формой имени Дагон. Также в книге Темпла встречается кое-какая информация об африканском племени догонов. Люди этого племени знают о существовании звезды Сириус B, невидимой обычным глазом, они считают, что вокруг неё вращаются планеты, с которых пришли амфибии.

Греки называли эту звезду «Seirios aster», «сияющая звезда», ибо она становилась видна лишь в жаркие летние месяцы. Арабы называли её «Al Shira al ‘Abur al Yamaniyyah», что означает «Сияющий в коридоре Йемена». Эта звезда является очень яркой, и в ночном небе она напоминает Алголь, она тоже кратная, её парой является белый карлик — Сириус B, полный оборот на орбите она осуществляет за 50 лет. В греческой мифологии она называется «Ортус», в честь двуглавого сторожевого пса, принадлежащего Атласу, сыну Тифона и Ехидны. Кроме того, в мифе собака-звезда считалась Цербером. В египетском мифе собака-звезда связана с Анубисом, согласно Роберту Грейвсу, она может быть отождествлена с Гекатой, сукой, поедающей мёртвую плоть и воющей на луну. В другом случае её отождествляют с египетским богом Тотом, а значит, и богом Гермесом, посланником богов, роль которого в Мифах Ктулху принадлежит Ньярлатхотепу.

1 Перевод — LW.