Архетипы культуры и развитие человека

О. А. Синько

Что лежит в основе психики, и как мы создаём сценарий жизни

Человек в духовном развитии обязательно сталкивается с расширением сознания и включает в свою деятельность более глубокие уровни работы психики, на которые опирается, как на корни, духовный рост.

Известный герметический принцип — «что вверху, то и внизу» — принимает в нашем случае динамическую окраску: «Чем выше в Дух, тем глубже в бессознательное». А в основе нашей психики лежат архетипы — базовые комплексы поведенческих программ, определённые универсальные составляющие фундамента нашего «я», одинаковые в своей сути у всех людей. Причём они как кирпичики в стене — взаимосвязаны и нераздельны. Они были открыты Карлом Юнгом, выдающимся психологом, очень подробно исследовавшим область бессознательного, в том числе и с точки зрения мифов и духовных культур. Именно он определил ключевую взаимосвязь архетипов и культуры: любая культура строится на архетипах, на естественном поведении человека. Но и любой архетип проявляет себя явно через сюжеты мифов в этой культуре. Тут человек отождествляет себя с каким-то героем мифов (Персеем, Гераклом, Афиной, Ильёй Муромцем, Рамой и Кришной, Христом, Просветлённым, Мастером и т. д.). Через эту роль архетип себя начинает проявлять, помогая человеку реализовываться в русле выбранной роли. При этом весь окружающий мир тоже осознаётся через призму мифа, создавая определённую сцену реализации роли героя. Так глубинная природа человека активно воздействует на мир, создавая его по образу и подобию человека.

Каждый человек, так или иначе, индивидуально имеет свой выбор в системе архетипов. Только вот архетипы имеют «слоистое» строение: каждый слой соответствует определённому культурно-временному этапу развития человечества и ноосферы (откуда, собственно, наше бессознательное и заполняется). Причём важно понимать: это не человек заполнил себя тем, что было вовне. Это внутренние слои психики в соответствии с развитием человечества, его культуры, проявляли себя вовне, обретая те или иные формы — но сути не меняя. Этих слоёв несколько:

  • Архаика

  • Антика

  • Средневековье

  • Ренессанс

  • Барокко

  • Научно-технический слой

  • Слой Матрицы1

И добро, если бы человек жил в однослойном мифе. К сожалению, наш миф словно перелопачен «диким археологом», слои архетипов перепутаны и смещены, как осколки разбитого стеклопакета, и человек проживает абсолютно противоречивые уровни реализации архетипов. Ситуация осложнена и тем, что социум в целом вроде бы должен жить в одном слое, но в нём присутствуют элементы всех уровней. А в этом социуме живёт человек, в котором реализуемый архетип далеко не всегда соответствует реальной культурной обстановке. Отсюда сложное и часто негармоничное развитие человека. В идеале духовного пути человек должен слой за слоем осознать и прожить все наполнения архетипов и выйти на первый, архаический, наиболее близкий к природному и божественному состоянию «я».

Рассматривать слои можно по нисходящей, начиная от того слоя, в котором мы живём сейчас2. Но лучше пойти путём исторического развития, с самых глубоких, первичных уровней. Именно к ним как к наиболее целостным и экологичным приходит в себе человек, идущий по пути активного саморазвития.

Открытым остаётся вопрос: по какой причине реализуется тот или иной слой у крупных групп людей в ту или иную эпоху? То ли социально-экономические реалии вызывают активацию соответствующих им программ поведения человека, то ли развитие человечества в целом вызывает активацию последующих слоёв архетипов, и в соответствии с ними начинается развитие тех или иных событийных сценариев? Относительно небольших групп людей, оказавшихся в условиях более архаичных по сравнению с им привычным, можно сказать довольно точно (тому есть ряд примеров): только от уровня осознанности зависит, активирует ли человек более подходящий для выживания, но зачастую не приемлемый морально тип поведения, либо, используя некие архаические элементы, не потеряет свой культурный уровень

Но сначала определим, что же отражается в мифах, какие структуры мира («кирпичики мира») отражаются в нашем сознании?

  • Глобальная Вселенная вокруг нас, всеобщее жизненное пространство, в которое мы включены — природное, натуральное пространство. Пространство Природы.

  • Наше жизненное пространство — окультуренное, возделанное, познанное. Пространство Культуры.

  • Граница между ними, защищающая нас от непознанного извне, но и сдерживающая наше развитие.

  • Сила, которая создала Вселенную.

  • Сам человек, созданный этой Силой.

  • Путь — путешествие человека, во время которого он сам становится Силой, превращаясь из гадкого утёнка в прекрасного лебедя. Путь всегда начинается с Врат, пройти через которые — серьёзные испытания.

  • Другие живые и духовные существа, населяющие пространство вне культурного.

Важно понять, что эти «кирпичики» заложены в нашем сознании в самый главный, фундаментальный период жизни. Это период внутриутробного развития, период, когда «я» человека вступило во взаимодействие с первыми и главными объектами и факторами Вселенной:

  • Пространство психофизического организма Матери — её тело, её чувства и эмоции, то, чем она кормится, то, что в ней накоплено и за счёт чего мы растём. (Пространство Природы)

  • Пространство внутри матки, часть Матери, которое она отдала нам для развития. (Пространство Культуры)

  • Границы матки, отделяющие нас от Матери и от всего, чем Мать живёт. (Граница)

  • Мать как главная Сила Жизни. (Сила)

  • Мы, живущие и развивающиеся в Матери. (Человек)

  • Процесс развития нас как физический, так и психический, обусловленный Вселенскими и природными законами. (Путь)

  • Главный процесс начинается после Родов, когда мы выходим из Матери. (Врата)

  • Новые факторы окружающего мира, с которыми сталкиваемся в процессе развития, причём благодаря новым функциям. Так, до развития слуха ребёнок воспринимал звук как физическую вибрацию всем телом. А появился слух — и появился звук, который несёт абсолютно иную, более глубокую (тонкую) информацию. (Другие)

Сопоставьте «кирпичики» — и увидите их прямую взаимосвязь. Всю жизнь мы соотносим всё, что вокруг нас, с тем, что внутри нас, с этими пунктами, находим соответствие и наполняем их новым смыслом. Вне этих «кирпичиков» мы бессознательно не воспринимаем мир и его объекты.

Архаика

Наиболее естественный, глубокий и древний уровень культурных архетипов называют «архаический». Он оформился ещё в далёкой древности, в позднем неолите, в развитом родоплеменном обществе. Это было непростое, но очень насыщенное время в развитии человечества. Именно этот уровень отделяет нас от чисто животного поведения — вне развития, самосознания, вне духовности и человечности. Именно этот уровень даёт выход на истинную Силу Жизни и Духа, индивидуального развития и становления личности. Именно на этот уровень выходит человек в процессе духовного и самоактуализирующегося развития. И главная проблема — несовпадение смыслов жизни и целей развития в архаических архетипах и в устоявшихся социально-культурных стереотипах современной жизни.

Мир в архаический период был ещё молод. Природа была естественна, занимала всю планету, людей было немного. Было пространство для развития познания. Отсутствие масс-культуры и навязываемых страхов и желаний со стороны социума давало жить человеку естественно. При этом имеющийся культурный уровень уже позволял обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей в еде, безопасности, жизненном пространстве (чего не было в примитивных племенах, вечно озабоченных выживанием), и естественные потребности духовного развития реализовывались в полноте и чистоте. При этом культура ещё не подавляла человека, а выполняла своё реальное назначение — обеспечивать потребности, не подавляя развития. Чего нельзя сказать о последующих этапах культурного развития и формировании в нашем индивидуальном сознании соответствующих пластов.

Рассмотрим картину мира архаики. При этом оцените: быть может, вы в какой-то мере так же видите мир?

  1. Пространство Вселенной в архаическом мышлении на удивление чётко и ясно структурировано и объяснено. Человек архаики живёт в очень точно расчерченном и распределённом универсуме, где есть точные ориентиры роста и движения.

Прежде всего, есть троичные деления всей Вселенной на Хаос, Космос и Эйкос. Хаос не имеет границ, и он беспределен. Он имеет свою структуру и свои законы — просто эти законы человеческим сознанием и вообще организмом не понимаются и не принимаются. Он ему не враждебен, он просто иной. Хаос не-человечен, не-экологичен.

Часть Вселенной именуется Космосом. Эта часть Вселенной была Хаосом, но под воздействием Силы обрела законы и структуру, сходные с Человеком. Космос имеет границу и чёткие законы, которые сходны с самим человеком, хотя не всегда благоприятны и невраждебны ему.

Часть Космоса человеком обжита и обустроена, очеловечена и окультурена, преобразована под свои нужды, потребности и природные склонности. Она называется Эйкос, по сути — Дом. Эйкос имеет границу, в нём властвуют законы, построенные на базе космических, но подстроенных под человека.

Эйкос стремится быть стабильным, Космос развивается по плану Силы. Хаос вносит в Космос новые непредсказуемые факторы. При этом Хаос хотя не понимается человеком, но может быть прочувствован и упорядочен через познание — по сути, отформатирован под «кирпичики» бессознательного. Отсюда границы и Эйкоса, и Космоса склонны к расширению. Хаос на воздействие никак не реагирует: он безграничен, ему всё равно, как ни расширяйся Космос — это всегда будет лишь малая, конечная часть бесконечности.

Получилась концентрическая модель Вселенной. Наравне с нею рассматривается структурная модель, делящая Вселенную Космоса на вертикаль — Ось-Кол — и горизонталь — Колесо-Коло.

В основе лежит Мировое Древо — Ось, разделённая на три уровня. Нижний Мир — слой корней, подземный мир, мир прошлого, мир умерших, которые прошли жизнь и не оставили ничего ценного своим потомкам. Более того, даже хотят от них что-то получить, вернуться, повернуть время вспять. Там содержится память рода — не всегда хорошая и полезная.

Средний уровень — Средний Мир — наш мир, мир живых. Именно в нём находится Дом (Эйкос), тут живут люди и растёт ствол (образ развития) Древа.

Верхний уровень — Верхний Мир — мир кроны, мир богов, сил, богоподобных предков, которые дали своим потомкам нечто полезное и ведущее к развитию. Именно эти предки возрождаются в потомках и дают развитие Рода. Они ещё не смогли реализовать всё, что хотели — при этом думали не о себе, а о роде, о других людях, об их будущем.

Коло-Колесо лежит в плоскости нашего мира и выражается в циклических процессах: день — ночь, зима — лето, рождение — смерть, поругались — помирились и т. д. Эти процессы могут «ловить» человека в зацикленное состояние вне развития, в повторение одного и того же. Тогда это — Сансара — вечный, рутинный круг бытия, покой и стабильность, он не даёт энергии для роста, для выхода в Нирвану, забирая всё в себя и себе.

Весь Космос окружён Мировым Океаном и Мировой Рекой, которая по спирали опоясывает всю Вселенную от корней и до кроны. Это своеобразная дорога — но о ней позже.

  1. Эйкос — пространство обжитое. Это пространство жизни племени, внутри него — пространство стойбища (деревни), внутри стойбища — пространство своего дома, внутри дома — пространство своего тела, где и живёт наше «я». Вновь концентрическая модель, очень напоминающая оболочки в утробе матери.

Это пространство подчинено абсолютно стабильным, вечным, очень экологичным законам. Именно они организовывают жизнь людей, их образ жизни, мировоззрение и образ действий. Важно то, что в Архаике закон распространялся в большей степени на действия, а не на мысли людей, которые могут быть абсолютно свободными. Главное, чтобы действия, вызываемые этими мыслями, не нарушали стабильность Эйкоса. Иначе человек изгонялся или сам уходил за пределы Эйкоса. В Космосе свободного пространства пока хватает. В Хаосе его ещё больше. Только так, наверное, и можно стать Творцом — уйдя за пределы обжитого и упорядоченного, неся в себе Иной Закон жизни, воплощая его на свободной территории Хаоса.

  1. Граница обжитого Эйкоса и необжитого Космоса — очень важная категория архаического мышления. Архаическая система мышления подразумевает чёткое деление пространства и законов, в нём действующих. В Доме-Эйкосе один закон, в Космосе — другой, в Хаосе — третий. В принципе, они все — проявления чего-то универсального, но Архаика уделяет внимание конкретному.

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» — закон архаического мышления. Если попал в определённую обжитую зону, где действуют законы, по которым в этой зоне (в доме, селе, городе, стране) жить наиболее экологично, стабильно, жизнеспособно, то лучше жить по этим общим и проверенным жизнью законам. Тогда пространство примет тебя за свою часть.

Нельзя «путать» законы, как не следует вносить законы и положения дружеской компании в среду официальной встречи. Человек Архаики хорошо умеет принимать закон и исполнять его, если для этого есть Цель. Ему что-то нужно от пространства, либо ему некуда от пространства деться. Закон внешнего, адаптивного под новые условия поведения у человека Архаики не меняет внутреннего «я», так как человек Архаики имеет, ищет, создаёт свой индивидуальный и очень стабильный закон внутреннего пространства.

Граница между Эйкосом и Космосом была точная и чёткая. Она защищает Дом-Эйкос от внешнего мира, от его возможных опасностей. Но граница защищает и внешний мир от Эйкоса. Человек Архаики хорошо понимает, что законы Эйкоса-Дома могут начисто разрушить Космос. И человек лишится всех тех ресурсов, которые он получал именно из внешнего мира (жил охотой и собирательством — и продолжает жить, по большом счёту). Эйкос хранит, потребляет, распределяет ресурсы между своими жителями, на настоящее и будущее. Космос — источник ресурсов, которые человек тащит в Эйкос.

Человек в Границе всегда имел Врата — место перехода из одного пространства в другое, от одних законов к другим. Место, где человек не просто принимал Закон нового пространства, а менял часть себя под него. Так, охотник в лесу должен быть немного зверем: с его реакцией, быстротой, голодом, настороженностью, агрессивностью. Но, возвращаясь домой, охотник должен был принимать закон Дома, прямо противоположный закону леса — иначе племя его отторгнет. Умение чётко контролировать свои состояния и самого себя присуще человеку Архаики. Не умеешь — твой статус не повысят, за Границу не выпустят, будешь сидеть дома. Чем выше контроль и гибче, быстрее адаптивность, тем выше твой статус, тем ты и полезней Эйкосу в Космосе, и безопасней в самом Эйкосе при возврате из Космоса. Это касается не только внешнего поведения, но прежде всего контроля над эмоциональными состояниями. Можно вспомнить перебранки викингов за пирами, когда на изощрённые оскорбления и злые шутки следовало отвечать ещё более сложной и крутой шуткой, не срываться в обиды и не держать зла после пира.

  1. Сила, которая организовала Вселенную в архаическом мышлении — несколько двойственна. Изначально это некий природный процесс, не созданный кем-то и неконтролируемый — он просто есть. Он создаёт основу всего — Хаос. В Хаосе порождается Сила — Творец. Чаще всего он — основа Вселенной. Его потомки приносят его в жертву будущему Космосу, и из его тела создают упорядоченную Вселенную — Космос. По сути, закон тела Творца закладывают в основу Космоса. Человек, выходя за пределы Космоса, всегда проходит через жертву собой, создавая собой Вселенную.

Отсюда — подобие Космоса человеку. Отсюда — соединение сознания человека с Космосом в моменты расширения сознания (ухода сознания в фундаментальные глубины) и чувство сопереживания «всего живого».

Бого-творцы видятся человеку Архаики подчинёнными тем же законам, под которыми рождён человек. Есть закон, есть время, есть начало и конец всему. А вот Сила, что сотворила (в христианском понимании — Бог-Творец), есть всегда. Она не-конечна. Она вне-начальна. И всегда проявляет себя как на глобальном уровне, так и на индивидуальном, т. е. каждый человек напрямую связан с Силой и напрямую ведом ею, имеет с Силой очень личные отношения.

Сила ставит перед человеком сверхзадачу — соединиться с первочеловеком, познать Космос и стать перворождённым, слитым своей основой — телом (бессознательным) — с первоосновой Вселенной, живущим по изначальным велениям Силы, которая живёт в сознании Человека Архаики как кровь, как личная жизненная сила.

  1. Сам человек рассматривается как потенциальный Первочеловек, который сам может стать Вселенной, но для этого должен пройти этапы самосовершенствования и самореализации. И самопожертвования.

Каждый этап сопровождается не только новым уровнем познания себя, раскрытием новых сил, способностей, внутренних законов, но и новым внешним статусом, с новыми законами отношения с миром и людьми, с новыми правилами и обязанностями. И назад пути нет! Иначе ты перестаёшь быть человеком. Путь человека Архаики — всегда развитие и познание себя и мира.

  1. Образ Пути как познание и восхождение к божественному состоянию пронизывает сознание человека Архаики.

Есть три пути:

Первый путь — Путь Мужчины. Это — путь в плоскости явлённого мира, которая, постепенно искривляясь, становится Дорогой к Богам. Мужчина — тот, кто решил выйти за пределы Эйкоса (дома), за пределы стабильной среды, охраняющих законов, опеки Матери и Семьи и подчинения им. Мужчина — тот, кто взял на себя право и обязанность исследовать мир и обеспечивать охотой и войной жизнь Эйкоса (стабильную и мирную). Тот, кто ощутил глубинный порыв стать собой (кем — ещё не ясно) и найти своё пространство жизни — в непознанном Космосе. Путь мужчины — за домом, в непознанном. Он ищет там и то, что полезно Дому, и то, что важно для него самого. Он ищет Путь в явлённом мире. И в какой-то момент он находит Великую Реку, текущую вокруг Космоса, соединяющую все три мира. И он плывёт по ней, даже не замечая, что мир изменился от привычного к божественному. Он плывёт по ней или идёт её берегами и незаметно для себя попадает либо в мир богов, либо в мир духов-предков. Он находит некий жизненный поток, процесс, строит своё дело, находит себя — и река Самореализации даёт ему и внутреннюю опору Рода, и свет развития Бога.

Второй путь — Путь Женщины. Она не выходит за ворота Дома и не рыщет в неизведанном Космосе в поисках себя. Она — сама Вселенная. Она — центр всего мира — и Хаоса, и Космоса, и Эйкоса. Она сама — Путь, Путь новой жизни, развития. Когда Женщина берёт на себя право и обязанность быть матерью, она раскрывает себя для Рода и Бога. И те дают ей жизнь, раскрывая женщину как Врата. Интуиция, озарение, видения, глубинные знания напрямую от Рода и Бога даются женщине. Мужчина, познавая мир, развивает свой ум и себя. Женщина раскрывает свой божественный разум. Многие древние практики (например, тантра-йога) дают возможность мужчине не рыскать по миру, а через женщину и в себе раскрыть эти Божественные Врата. Женщина-Мать (даже потенциально принявшая на себя эту роль) является источником жизни, Центром Света, освещающим Эйкос — Дом, собирая в нём всю силу Вселенной. Именно этот свет позволяет мужчине не потеряться в его поисках и, обретя божественное состояние, вернуться обратно — к матери, к жене, к детям, к Эйкосу, — и дать Дому новое развитие, новый жизнеспособный закон и знание, обретённое в процессе Пути.

Третий путь — Путь Шамана. Крайне сложный и тяжёлый путь. Здесь человек решает соединиться с основой — Древом Мира — и сделать его своей лестницей на небо и лестницей под землю. Шаман проявляет в себе соединение Женского и Мужского начал, вступая в нечто третье, совершенно иное. При этом шаман брал на себя обязательство служить и Роду, и Эйкосу, и Богу. Он помогал и охотнику, и роженице, он исцелял и защищал. И впускали его в Верхний и Нижний мир не по эгоистическому индивидуальному устремлению, а ради помощи другим людям. Путь Шамана — всегда путь Служения. Шаман не живёт по законам Космоса, ибо его закон — это закон Путешествия. Шаман не живёт по закону Эйкоса, ибо его закон — Закон подчинения. Отсюда дом Шамана всегда на границе стойбища-Эйкоса и мира-Космоса. Более того, он на границе миров — Человека, Богов, Предков.

  1. Мир архаики делится на Своих, Чужих и Иных. Свой — внешне такой же и живущий по тем же законам. От Своего можно получить помощь, поддержку, но не развитие. Ради развития человек искал Иных. Иной — не враг, не Чужой. Он живёт по другим законам, он внешне не похож, но его и человека объединяет одно — тяга к жизни, познанию, интерес друг к другу. Человек Архаики, встречаясь с ним, обогащал себя опытом и знанием, при этом Иным не становясь, а всё больше раскрывая себя как человека. Сейчас Иной — тот, кто знает больше, тот, кто живёт «не так», но хорошо, тот, кто легко даёт тебе знания и Силу. Чужой — внешне схож с тобой, но Закон его жизни противоположен твоему, ты для него — Враг и Пища. От Чужих человек охраняет мир Эйкоса, не стремится встречаться и не заигрывает с ними во время встречи. Иных он ищет в Космосе и жаждет их знаний. Со Своими он старается жить мирно и долго — не нарушая гармонии и единства.

Таков мир архаического мышления, наиболее близкий естественному процессу реализации Плана Творца, подчинённый Закону и Порядку, направленным на Цель — Божественное Развитие.

Мир Античности

Мир Античности — следующий этап развития культуры человечества. И следующий слой символов реализации бессознательного.

Мир Античности существенно отличается от мира Архаики. Это мир человека, значительно отошедшего от своего естественного, природного состояния свободного поиска самопознания в открытой и естественной Вселенной. Это мир человека, обретшего начало культуры — возделывания себя и природы, перестройки себя на нужды окультуренной среды, а не культуры как инструмента возделывания среды под себя.

Космос Античности замкнут, он имеет окончательную границу и перестал расширяться, он потерял центральную ось и опору — Мировое Древо. Он — движение первостихий и космических сил, создающих всё в Космосе и сдерживающих Хаос, который однозначно враждебен. Вселенная Космоса оказалась бесконечно богата на материальные блага, и человек стремится овладеть её богатствами и освоить их, и этому посвящается вся жизнь человека Античности.

Центр мира — Полис, организованное культурное поселение, живущее по правилам социальной культуры. В эллинской Антике Полис — место отдыха от дневных трудов и защита от враждебных сил. Стены Полиса и дома надёжно защищают обитателей от врагов-людей и врагов-демонов.

Вокруг Полиса — круг возделанной Среды, полей и пастбищ, где и проходит основная жизнь человека Антики. Это уже не Натура-Природа. Человек уже не собирает то, что даёт природа, он уже окультуривает, часто убивая, природу в своих материалистических целях. Вокруг окультуренных земель — Природа. Она — непонятная и враждебная, полна натуральных обитателей: мелких божеств, духов, дриад, нимф, существ наполовину животных (кентавров, сатиров и т. д.), наполовину прикидывающихся людьми. Они — существа Границы, те Иные, которые в Архаике контактировали с Человеком, старались стать похожим на него и внутри, и внешне. Они не учли, что человек не будет вечно стремиться к ним. И он, отказавшись от Космоса, отказался от тех Иных, которые хотели стать помощниками человека. Всем им отведены конкретные места, в которые человек старается не попадать. Вообще мир Антики стерилен и жёстко структурирован: всё на своих местах — и люди, и боги. И лучше им не смешиваться — запад есть запад, восток есть восток. И вместе им не сойтись.

Человек Антики очень дорожит своей обретённой культурой и материальными благами культуры. Всем тем, что отличает его от природы, от «дикости». Человек Антики постоянно напоминает себе: «я не зверь, я — человек!». На самом деле он стремиться стать «зверем», проявить естественные, природные эмоции, жить естественной жизнью, которая подавляется социальными, культурными законами. Благодаря этому и живёт Культура, обеспечивая человеку стабильность. Но Культура сохраняется только в Полисе. Выход за пределы окультуренного пространства грозит проявлением природного, животного, звериного в человеке. Контакт с кентаврами, нимфами, сатирами превращает человека в них, а он боится изменений (хотя подсознательно и тянется к ним). Ведь они отвлекут его от насущных дел, и он перестанет быть инструментом возделывания земли и получения её даров.

Человек Антики боится Пути. Он не путешествует. Он замкнут в пространстве Культуры и замыкает это пространство всё больше и больше. Он боится потерять его.

Его Тонкий Мир уже не населён людьми-предками. Внизу — мир мёртвых, Аид. И его обитателей лучше не тревожить — они вечно голодны и могут вселиться в человека, и это приведёт его к потере своего нынешнего культурного «Я», приводит к возврату в более древние, естественные, человечные состояния. Вверху — мир богов, но не богоподобных предков. Боги античности лишь внешне человекоподобны. Они злы, жестоки, своенравны, играют людьми, как игровыми фишками. Контакт с ними максимально опасен, он сводит с ума и приводит к бесславной смерти. Он лишает человека человечности, придаёт божественность — но такое кардинальное изменение, вполне приемлемое (даже закономерное) для Человека Архаики, для Человека Антики — глобальный стресс.

К счастью для человека Античности, места входа в Аид чётко определены на реальной карте мира: один на Пиренеях, другой — в Греции, третий — на острове Змеиный в Чёрном море. Также определено и место богов — гора Олимп, и не надо туда соваться! Как не нужно ходить в зачарованные леса и к волшебным источникам. Человек Архаики мог попасть и вверх, и вниз, просто выйдя из дома и следуя велению сердца, не важно, куда и как он шёл. Человек Антики определил свои «опасные» направления.

Человек Архаики находит Бога везде и во всём, взывая к нему сердцем, без посредников и проводников. Человек Антики определил богам безопасное для себя, ограниченное место в Полисе — храмы и Акрополь, создав жрецов, посредников, чтобы, не дай бог, не войти в прямой контакт с богами. Человек Антики не ищет в контакте с Богом раскрытие себя на новом уровне человечности. Он ищет конкретной материальной помощи.

Путь в Антике — прерогатива либо героев (полубогов), либо отчаянных одиночек (полулюдей, своеобразно воспринимающих культуру). Герой Геракл, сын Зевса, прожил интересную и трагическую жизнь, всё время страдая от козней жены Зевса и превратностей судьбы. И когда решил обрести «человеческое» счастье — погиб от ревности своей жены. Одиночка Одиссей, отринув богов, обрёк себя на Путь. Путь скитаний. Завоеватели Трои — великие путешественники, герои и потомки героев — погибли под её стенами. Аргонавты снискали не столько славу, сколько тяготы. И бесславную смерть под обломками своей славы — Пути, проделанному не по своему желанию и не себе на пользу.

Всё должно быть на своих местах, и не надо трогать природную суть себя — вот девиз античного «Я». Всё более замыкая мир Полиса-Культуры, противопоставляя его природе (и природе самого себя), человек всё более усложнил Полис-Город, делая из него искусственную природу и подчиняясь ей.

Апофеоз Античности — Римская цивилизация, лишённая мистицизма и исполненная практицизма. Антик-римлянин закончил разделение вертикали мира. Верх отдан богам. Чтобы они не трогали людей, для них строят величественные храмы и приносят потрясающие жертвы. Низ — отдан предками. С ними поступают так же — домашние алтари и жертвы держат их на своём месте. Отец семейства-фамилии — посредник и проводник воли предков, жрец семьи и её хозяин. Отец империи — император — посредник и проводник воли богов и сам Бог, верховный жрец-понтифик. А остальные люди владеют средним, явлённым миром, распространяя культуру Полиса в радиальных направлениях, бесстрашно осваивая и подчиняя Средний мир. В нём уже нет места всяким духам и чудовищам. Есть места путям-дорогам, по которым безопасно путешествовать по делам рода-Рима, Центра Мира, для всё большего освоения материального мира. Путь статичен, предсказуем, быстр и безопасен. Человек Античности овладел своим миром, стал его хозяином, царём.

Ни к чему хорошему эта гиперкультуризация не привела. Средний мир прагматичного, материального, во многом атеистичного (по сути) и суеверного (по внешним проявлениям) человека Антики разрушился с двух сторон.

С одной стороны, природные человеческие силы Архаики (племена «варваров») захватили так хорошо освоенное пространство «Я», разрушая неприродные Полисы и используя удобные Пути, молниеносно продвигаясь к самому центру Империи. С другой — небесные, сверхсознательные силы христианства как высшей религиозной доктрины овладели слишком уж прагматичным религиозным сознанием человека Антики. При этом «варвары» в «Я» (природно-естественные порывы и потребности) и сверхмистические, по сути, сверхкультурнорелигиозные устремления христианства в том же «Я» мирно ужиться не могли. Это и привело к кризису культуры и перерождению символического наполнения архетипов. Образовался новый слой — Средневековье.

* * *

Человек рождается в слое архетипов Архаики, и пока он мал, пока не поддался овладению языком и язык социума не овладел им, он на пути свободного познания. Малыши милы и безрассудны, им всё интересно. Встречи с Иным и Чужим дают им возможность познать себя и мир вокруг, подняться до высот взрослых Отца и Матери, до Верхнего Мира.

Но овладение речью, социальной культурой, привязка к материальной среде приводят архетипы «Я» в слой Антики. И ребёнок-человек замыкается в привычном, уже освоенном мире своей квартиры, своей игровой площадки, своего района и социального Полиса, своей семьи, друзей, садика, школы… И чем дальше — тем ближе к кризису.

Но он наступит реально тогда, когда желание осваивать неизведанное в материальном, социальном и информационном плане выйдет на уровень Римской Антики — когда произойдёт выход за пределы привычного в себе и вокруг себя. Когда тщательно выстраиваемый мир представлений о себе и внешнем Космосе на основе убеждений «как всё должно быть правильно и красиво, точно и прагматично» вдруг заполнится естественными желаниями, обусловленными гормональным созреванием и срывом всего, что мешает быть собой и духовными прозрениями, обусловленными естественными процессами кармического и духовного развития в плане «как оно на самом деле у реальных людей и во Вселенной». И будет сломан, частично разрушен, частично искажён попытками совместить и «варвара», и «культурного цивилизованного гражданина», и «экстатичного мистика».

Итог: внутреннее пространство, связанное с материальным миром, миром социально-культурных взаимоотношений, правил, стереотипов и законов, окажется занято противоречивыми потребностями, которые «Я» уже не признаёт своим. И от «Я» остаётся только сама основа, свободно бродящая по внутренним пространствам сознания, бродящая в поиске выхода к Богу.

Мир Средневековья

Отсутствие привязанности к материальной, абсолютно нестабильной части Вселенной — вот основная черта этого культурного слоя. Город-Полис отринул человека, и человек отринул его. Помним: убийца Каин создал первый город, отгородившись стенами от гнева Отца. Человек Средневековья бежит от Города Каина, от Города, жёстко подчиняющего человека нечеловеческим правилам жизни в общежитии. В Городе тесно, все части психики постоянно конфликтуют, борются за место в «Я» человека. Результаты работы психики не сбрасываются в естественных эмоциях, а копятся в самом человеке, подчиняясь жёстким социальным требованиям.

Ограничение рамками любых социальных сообществ тягостно человеку Средневековья — семья, работа, соседи, религиозная община. Он бежит от них вовне — на простор вне Города, подсознательно стараясь вернуть себе свободу человека Архаики. Но и там нет свободы. «Варвары» и «мистики» в «Я», столкнувшись с налаженным миром римской культуры, тоже захотели стать «культурными».

Итог: в Архаику не вернулись, но и антиками не стали. Мистики ушли от прямых контактов с Богом, насоздавали храмов и священнослужителей (как в Антике), но лучше от этого не стало. Наше массовое сознание помнит этот даже недавний переход: от мира советской Антики мы попали в дикий мир псевдокапитализма и псевдорелигиозности. И очень тяжело выходим из него до сих пор. В сознании — это странный, противоречивый коктейль из прежних родительско-социальных программ и жизненных ценностей и из малосистематизированных эгоистических требований и прозрений.

Мир Средневековья оказался поделён королями-варварами, постоянно занятыми войнами и грабежами. Церковь занялась тем же — разделом мира и уничтожением Иных, — создав инквизицию. Природные катаклизмы — малое оледенение, эпидемии чумы, засухи, нашествие саранчи — сыграли в этом хаосе дополнительную роль. Человек стал никем на материальном уровне Среднего Мира. Нижний Мир для него закрыт: там Ад, там языческое прошлое, там — ничто. Остался только Верхний Мир, мир Бога. И человек Средневековья жадно и с последней надеждой устремился ввысь, к духовному поиску, к раскрытию себя Богу. Он ищет Небесный Град, Царство Божье, Небесный Иерусалим. Там — счастье, там — гармония. Там — свобода, возврат к глубинным ощущениям лучшего из Архаики и Антики.

Опираясь на опыт Архаики — поиск божественного в путешествии по Среднему Миру через раскрытие самого себя — и на знания Антики о местах на Земле, где Дорога в Небо раскрывается как Врата, человек Средневековья бродит-путешествует, колесит вдоль и поперёк, исследуя обжитый и необжитый мир. Он уходит в Крестовые походы, он открывает Америку и южные острова, он проникает в Африку… И пока его ведёт не столько поиск земных богатств (они всё равно будут отобраны сильными мира сего), сколько поиск Царства Небесного. Человек Средневековья рассматривает земной путь как вехи просветления, как вехи Пути Духовного.

Дороги и развилки в пути — всегда выбор между Богом, Небесным Градом, и Антихристом, Градом Каина. Как не ошибиться, как не попасть под искушение плоти? Как пойти верным путём, правильной тропой? Нужно смотреть на Знаки. Знаки священного в земном даны в зримом, но их видят только прозревшие сердцем. Однако эти знаки может рисовать и «чужая» рука. И есть знаки на небе — расположение звёзд. Астрология как небесный путеводитель к своей Вифлеемской звезде зародилась, развивалась именно тогда. Неизменный божественный мир звёзд над меняющимся земным человеческим миром вселяет надежду и веру. Идя по его знакам, человек Средневековья находится каждую секунду в напряжённом ожидании чуда и прозрения, в постоянном напряжении перед выбором в себе и вовне между Добром и Злом. Сила Духа и Мысли, раскрытие глубин духовного и научного знания о мире, совмещённого с расширением освоенного мира, — вот итог, апофеоз культуры Средневековья.

Так и в сознании «Я»: поиск истинного, медитации и молитвы, напряжённая ответственность осознания, поиск — что во мне, что мною руководит, где та область меня, где есть выход в высшее «Я», — приводит к овладению собой целостно. К раскрытию глубинных внутренних богатств и талантов, с одной стороны, и высокого духовного контакта — с другой.

Отринутый от мира и отринувший мир Каина, мир поработившей его культуры материального обогащения и порабощения, сбежав из выстроенного собой же Города, ставшего из Защитника Убийцей, Человек Средневековья выстраивает в самом себе Град Небесный, строя из своего сознания Царство Божье, приглашая Бога войти в него. Можно сказать, что он строит «ловушку для Бога», создавая в себе лучшее царство, чем то, что у Бога уже есть. В плане самосозидания человек Средневековья соединяется с человеком Архаики, проявлявшем Вселенную в самом себе. «Всё своё ношу с собой» — девиз средневекового путника. Отказ от материального, даже от тела, путём его наказания аскетизмом, «отвязывает» человека от привычных мест обитания, от привычных ориентиров циклической жизни Античности. И, ведомый Духом, человек открывает новое — Америку с её золотом, Африку с её рабами, Индию с её специями, Азию с её тайным знанием и роскошью… И всё это он естественно тянет домой, повинуясь инстинкту Архаики (добычу — в Эйкос) и привычке Антики (собрал урожай — отнеси в Полис, в Европу, в Город). Произошла столь типичная для человека подмена понятий. Ища духовных богатств и не найдя их, человек закономерно находит богатства земные (одно создаёт другое). И после дальнейшего поиска и построения Небесного Иерусалима он решает наполнять свой Земной Град этим земным богатством. Решив, что этим избавится от проблем, конфликтов и распрей.

Так и человек, живя в лишениях и аскетизме, отрицая законы социума и обретая Духовное Просветление, вдруг получает дар свыше: и дар духовный, и дар земной. Он может стать целителем и учителем, обрести столь давно желаемую социальную реализацию, получить поток клиентов или учеников, признание и удовлетворение своих нужд. И вместо того, чтобы продолжать поиск дальше, не привязываться к полученному (не обязательно отказываться, вполне хватит не привязаться), человек делает скачок назад. Он возвращается к Античности. Он начинает быть как раньше — строить свой мирок (Полис), насыщая его материальными богатствами и наслаждаясь давно забытыми радостями (обильной едой, удобной мебелью, спокойной сытой жизнью) и ощущением значимости, окрашенной идеализированными представлениями о прошлом и будущем. Он начинает поглощать мир в себя, остановившись в развитии, отказавшись от поиска, перестав идти по Пути-Поиску, а застыв в Пути-Развлечении.

Наступает новая эпоха, новый культурный слой архетипов — Ренессанс.

Мир Возрождения

Он недолог. Исторически чистый Ренессанс длился 50-80 лет, не более. Он — время статической гармонии, повторяющей Античность на более высоком уровне.

Вся Вселенная Ренессанса — золотая Цепь Бытия, где всему отведено место и любая частичка Вселенной — от Бога до песчинки — чудесна и величественна, исполнена тайн и загадок. Человеческая же часть Мироздания имеет своё чудесное место в чуде созидания Вселенной.

Человек Ренессанса не боится Пути. Да и чего бояться — Земля оказалась круглой (спасибо Магеллану!), нет пугающей плоскости Земли Архаики (да и Антики) с её Неизведанным Краем. Вооружённый духовными знаниями, человек Ренессанса не теряет духовных ориентиров ни в спорах с иноверцами, ни во встречах с туземцами. И там, и там хорошо помогает не только Библия, но и результат Земного Знания — корабли, доспехи, железное оружие, стеклянные бусы… Бояться нечего! Теперь, путешествуя, человек Ренессанса играет, забавляется, познаёт мир парадоксов и гипотез. Верхний Мир познан (о Божественной Иерархии известно всё). Средний Мир познан и осваивается всё дальше. Остался Нижний Мир, мир предков. И происходит возврат и идеализация прошлого. По обликам статуй, по обрывкам текстов, по отголоскам легенд воссоздаётся мир Иллюзорной Антики — без жестоких, кровавых войн Полисов, без кровавых жертвоприношений Гере, Зевсу и Афине, без неистовых праздников Диониса… Всё гладко, культурно, возвышенно и чисто, где-то даже христианизировано. Именно в Ренессансе человек начинает забывать Бога и заигрывать с Сатаной. Ведь всё уже есть, незачем истово и безжалостно к себе идти в вере. Куда интересней Тайна, тщательно запрещаемая и оттого так манящая…

Ничего не напоминает? Воссоздание культуры Атлантиды, точные знания о далёкой Шамбале, однозначно верные знания о нашем уникально-прекрасном языческом наследии, о чудеснейшем календаре майя — всё это есть и сейчас. Мы сейчас находимся в эпохе духовного Ренессанса, эпохе духовно-информационного изобилия, эпохе, когда для многих Путь Духа перестал быть путём Поиска, а стал Путём Забавы и Самоутверждения.

Эпоха Ренессанса коротка. Человек Ренессанса самообманулся, подумав, что Царство Небесное уже воплотилось на Земле, он попал в ловушку, забыв, что Иерусалим с его Храмом был разрешён Римским Царём — Кесарем. Что эпоха Нового Завета подразумевает, прежде всего, неустанный поиск в себе. Забыв, что простым насыщением земными благами Дух не возвысишь. Более того, человек Ренессанса вернулся к атеизму Антики — а зачем Бог, если на Земле всё есть! Зачем истово молиться, если уже всё и так получено! Если ты сам стал истоком благ — как бы Богом!

Эпоха Ренессанса закончилась жестоко и плачевно. Исторически это выглядело так. Приток золота в Европу нищую до того Португалию превратил в супермонополиста — торговца золотом. Наступила гиперинфляция: золото обесценилось, десятки тысяч людей просто стали нищими. Открытие морских путей в Индию и насыщение Европы дешёвыми пряностями разрушили бизнес тысяч и тысяч людей, отрезали Европу от Передней и Средней Азии, закрыв Великий Шёлковый путь. Насыщение колоний дешёвыми рабами привело к перепроизводству сельского хозяйства и ужесточению морали. Итог: гиперинфляция, новый раздел мира, междоусобные войны в Европе с помощью уже очень серьёзного оружия, политическая борьба в Ватикане, отношение к людям как к средству войны, как к разменной монете и пушечному мясу. Ренессанс пал. Все сверхидеалы гармонии и красоты были попраны. Наступила эпоха Барокко.

Эпоха Архаики — мир Познания.

Антика Греции — мир Возделывания.

Антика Рима — мир Освоения.

Средневековье — мир Поиска.

Ренессанс — мир Приключения.

Барокко — мир Театра. О нём — дальше

Мир Барокко

Как сказал один философ той эпохи, «человек — это летящий камень, думающий, что летит он сам к своей цели, а на самом деле, чьей рукой он брошен и куда он летит, — абсолютно неизвестно».

Мир Барокко — мир крупных социумных сил, играющих в мир, как в шахматы. Мир этот — театр абсурда, где люди — лишь куклы. А Кукольник дёргает их за нитки. Причём Кукольник не всегда Бог. Да и Бог в Барокко перестал быть понятым и добрым. Он играет в какие-то свои игры, не заботясь о людях.

Путешествия в эту эпоху — опасные предприятия. Именно в эпоху Барокко продолжило развитие понятие личности. Зародилось оно в Ренессансе, когда человек ощутил себя значимой силой, способной социально саморегулироваться. А в Барокко личность стала личной маской, скрывающей человеческую суть.

И жизнь стала двойным театром. С одной стороны — театр-загадка, где нужно разгадывать, кто скрывается под личиной твоего собеседника, да и себя понять (а что за твоей собственной личиной?). И помогает в этом тонкий и гибкий ум, ум Сирано де Бержерака, ум Донжуана, ум Одиссея Барокко, опирающегося на религиозные догмы и социальные предрассудки, а не на собственное мнение и силу. С другой стороны — это театр жёстко выстроенных шифров-символов, понятных посвящённым в тайну. Мимика, жесты, детали одежды, кодовые фразы, ритуалы — это всё сигналы и знаки: «Я — такой-то! Я хочу этого! Я предлагаю то-то!» Регламентация проявлений знаков личины создают иллюзию: меня понимают! Гордое дворянское поведение с соблюдением определённых норм, даже когда дворян вели на гильотину — отнюдь не гордость или величие. Это безуспешные попытки кукол играть роли, с отчаянной надеждой сигнализирующих своим палачам: «Я — не роль жертвы! Я — роль дворянина! Меня так нельзя!», — но театр абсурда не любит логики. Он любит сталкивать в противоречиях и ломать куклы.

Человек Барокко оказался выброшенным из центров Мироздания на его задворки. И там он стал строить себе Дом, свою Вселенную в миниатюре. Вспомним здания в стиле Барокко: вычурные узоры и барельефы, множество маленьких комнат, путаных коридоров и тайных башенок и чердачков, скрытых ходов в стенах и тайных дверей… Из такого дома не нужно выходить вовне, чтобы удовлетворить свою потребность в познании Тайн. Такой Дом Барокко — сам по себе тайная Вселенная, захватывающая человека в свои хитросплетения и интриги. Он — рукотворная Вселенная, подменяющая негармоничную, сложную и жестокую Вселенную Бога вовне Дома. И обычно в таких домах всегда были тайные комнаты, где стояли чёрные алтари, посвящённые совсем не Богу… И недаром лучших творцов Барокко части ослепляли, а то и убивали, чтобы остаться полноправным Хозяином Дома, подменяя собой Творца.

Именно тогда начался процесс жёсткого противопоставления Мира и Человека. Для того чтобы не воспринимать жестокую социальную действительность, не разделять её удел и не проходить её уроков. Человек Барокко строит себя как лабиринт загадок и конфликтов, наполняя себя конфликтами и парадоксами, бесконечно жонглируя тайными знаниями и глубинными техниками. Он приглашает и других в свой тайный и призрачный мир. К сожалению, там слишком много интриг, привидений и «Фредди Крюгеров», питающихся вашими мечтами, снами и увлечениями. Наверняка многие из читателей попадали в такие «барочные» духовные практики и общества. Они, как правило, элитны или претендуют на избранность, вас там окружают тайнами и ритуалами, символами и загадками… При ближайшем рассмотрении «тайны» оказываются банальны, а истинные знания придуманы самими хозяевами. Мир иллюзий и мир лабиринтов тайных орденов и высших ступеней посвящения предназначен для одного — поймать вас в сеть. И не выпустить…

Научно-технический мир

Бегство человека в мир Барокко, в искусственный лабиринт искусственных тайн своего подсознания и искусственно созданных социальных групп «по интересам», играющих одни и те же пьесы (духовно-мистические общества, ордена, ложи, секты, партии и т. д.) по строго определённым правилам, привело к отторжению «Я» от мира.

Социальные эгрегоры получили свободу от влияния конкретных людей и стали самостоятельными сущностями, всё более глобально подчиняющими человечество. Отторжение «Я» от мира вызвало стремление вернуться в мир, но нужно было найти в нём такое осмысление, в котором нет злой воли, влияющей на «Я». И желательно — любой субъективной, индивидуальной, которая может быть непредсказуемой, как Сатаны, так и Бога. И с XVII-XVIII веков начала активно развиваться Научная Эпоха. Наука осмыслила мир извне как механизм, подчинённый неким объективным законам. И в этом мире не осталось место ни Творцу, ни человеку. Оба начали подразумеваться как некие механизмы — сначала построенные на принципах механики, затем включились электричество, химия, биология.

Но, так или иначе, Эпоха Науки — эпоха попытки подчинить мир силе мысли человека (наука — продукт интеллекта) и отдание себя в подчинение этому миру. Более того, переделки человека под некие идеальные законы: применение к себе «передовых технологий» медицины, химии, биологии, психологии, духовности etc.

Зачастую эта переделка неестественная, изменяющая природу человека, жёстко меняющая его естественное «Я». И это не только потребление продуктов на основе генетических модификаций или химического синтеза. Это и построение своего Духа под модели неких наукообразных современных духовных практик, желание снять с себя ответственность за свою судьбу, ввести себя под действие некоего эгрегора.

Чем дальше мир «науколизировался», тем больше он наполнялся плодами науки — механизмами и приборами, помогающими человеку и подтверждающими силу науки. И человек стал испытывать бессознательный страх перед механизированным миром. Во-первых, он стал предельно зависим от созданных удобств, а во-вторых, механизмы настолько усложнились, что мы подозреваем о наличии в них разума. Разума, отличного от нашего. Разума, чью работу мы не понимаем и боимся. Почему вдруг завис компьютер? И почему, как бы подумав, опять заработал? Почему стиральная машина вдруг сама сменила программы, хотя в ней всё в порядке? Почему пошёл сбой в системе обеспечения энергией всего города? Ведь её только что проверили и после не обнаружили поломок…

Подобный бессознательный страх перед своим созданием для человека не нов, он естественен. Любой родитель или родительница в определённый момент взросления ребёнка вдруг осознаёт, что не понимают, кто рядом с ним. Ранее послушный и понятный, повторяющий слова мамы и поступающий по воле отца человечек вдруг обретает собственную волю, желания, действует необъяснимо с точки зрения взрослых… И бессознательно мы отталкиваем Чужака под лицом своего спрятавшего непонятно когда созревшую индивидуальность — и чуждость. Мы создали мир машин как своё творение. Сначала это были послушные Пиноккио. Но скоро они превратились в своенравных Буратин. Мы подсознательно боимся мира машин и технологий. Ещё на заре научного прогресса восстание луддитов, разрушителей машин, отразило этот страх. Мы постоянно срываемся и уничтожаем машины и приборы. Но сможем ли мы уже жить без них? Ведь технологичность давно перестала быть уделом техники и перешла в мир эволюции Духа, порождая новый слой архетипов.

Мир Матрицы

Современный мир быстр и требователен. В нём необходимо быстрое, революционное развитие психики и духа. Только вот наше глубинное я об этом ещё не знает и само по себе помощи в быстром развитии не даёт. Что делать? Активно использовать наработки человеческой культуры в плане магии, религии, духовности, психологии… При этом не обращая внимания, что эти программы обретают собственную жизнь.

Наполняя свою духовную жизнь множеством техники и технологий, которые «работают» сами по себе, которые включают активные программы, формируют «эффективные паттерны», человек попадает в зависимость. Его маленькое осознающее «Я» как бы оказывается в окружении множества активных существ, заполнивших его психику. Они вроде бы служат человеку, но только слишком уж они сильны и самостоятельны. И часто «Я» начинает бороться со своим окружением в своей психике. Что приводит к серьёзным психосоматическим проблемам, как минимум.

Подобная внутренняя борьба против психических программ, которые человек в себе не проявил на Пути, не открыл в своём глубинном бессознательном, познав своё истинное «Я», благодаря напряжённому Духовному поиску (слой Архаики), а получил от неких Технологов в абсолютно готовом виде, приводит к глобальному конфликту. Технологи и технологии быстро и качественно слепили из психики готовые механизмы, которые действительно помогают человеку то совладать с естественными эмоциями, то организовать воздействие на партнёров по бизнесу, то подключить космические каналы и пользовать их для бытовых целей… Как это действует и почему — ноу-хау технологов, но ведь это уже живёт в нас! И не поняв, не освоив на уровне познания, мы начинаем бессознательно страшиться этих «помощников». А они действительно помощники, они уже части нас. Правда, очень часто такие искусственно созданные помощники и части нашей психики работают за счёт эгрегоров тех людей или систем (представленных опять же через конкретных людей), которые сделали этих помощников. Сделали, но не передали ключи и знания, оставшись «техниками-наладчиками», эксклюзивными помощниками в наших проблемах. И весьма дорогими помощниками.

А человек глубинно хочет быть собой, самостоятельно управлять своей психикой и сознанием, не полагаясь ни на кого и ни на что извне. И неосознанно он обесточивает эти программы, рвёт связи с учителями и наставниками, уходит из обществ, отрывается от системы и Духовного Пути, закрывая программы от того, что и кто их питает. И попадает в ещё большую проблему. Его помощники-программы — уже части психики, уже служат ему, уже живут для него. Да и сам человек подсознательно оценивает полезность этих программ. Отрезав их от источника энергии, человек не может от них избавиться. С одной стороны — и не хочет, ведь они полезны. С другой стороны — программы хотят жить. Ведь они — часть живого и обладают инстинктом самосохранения. И программы, окружив «Я» своей заботой, подключаются к единственному оставшемуся источнику Силы — глубинному источнику человеческой силы, самому человеку. А чтобы он не боролся с частями себя, программы поселяют человека в своеобразный сон, создавая ему иллюзию развития и жизни. Он может жить активно и удачно, абсолютно не понимая, что не его «Я» обрело удачу, а те части психики, которые он отверг, посчитал врагами, работают на него.

Я неоднократно встречал людей, которые «отвергли» духовные практики, учителей. И вдруг, как им кажется, обрели и удачу, и успех — вроде бы вне практик. При этом абсолютно не понимая, что практика работает, и учитель (в тебе самом) помогает на неосознанном уровне — и только благодаря этому они успешны.

Только вот в таком успехе нет реального развития «Я». Кармические уроки не реализуются, дух не взращивается, ведь «Я» — по-прежнему маленькое, и живёт, как младенец в колыбели остальных, со стороны сформированных частей «Я». Наблюдается диссонанс, перекос. В идеале «Я» развивается и шаг за шагом осваивает зоны своей психики, творя и трансформируя их — с помощью кого-то либо само. Этот путь небыстрый. В современном революционно-духовном мире детское «Я» за определённую цену как бы сразу приобретает развитое окружение, наполняя себя высокотехногенными психическими и духовными программами, и — боится их. А они в меру своих возможностей пытаются помочь человеку, защитить его, помогают нашему детскому «Я» дозреть до взрослого контакта на равных.

Возник новый слой культуры, новое наполнение архетипов. Это — слой Матрицы, названный по культовой кинотрилогии братьев Вайцовских. Мир, который возвращает нас обратно, в утробу Великой Матери, только уже не Природы — к перинатальным матрицам Технологии Культуры. Мир вокруг, как Великая Мать, окружает человека, защищая его, давая доступ к ресурсам, помогает расти и развиваться. И этот Мир Матрицы ждёт, когда спящий в сладком сне удовлетворённости человек проснётся, когда он овладеет своим пространством бытия, осознав, что приобретённые им высокоразвитые части психики — это его «Я», его суть. Просто нужно не воевать с ними, не бояться их, а выучить код (язык), на котором с ними общаться.

* * *

Кинотрилогия «Матрица» даёт много ответов на подобные вопросы. Но главный ответ один: в Матрице есть главный код — чувство единства и принятия чувства прихода к единению со всем в себе.

Пока что Матрица реализована в кинопритче и в духовных мирах нашего «Я». Пока она не стала объективной реальностью. Все описанные ранее культурные уровни уже реализованы в истории человечества. Философы и психологи мучаются пока не разрешённым вопросом: что есть начало? Может быть, развитие культуры человечества сформировало слои в психике людей, и мы как бы в своей индивидуальной жизни проходим все этапы человеческой истории? А может, всё наоборот: наше бессознательное сразу имеет все эти слои как глобальные программы самореализации, которые включаются, реагируя на внешние условия (прежде всего на уровень развития социума и субъективного отношения к окружающему миру)? И тогда история человечества есть история последовательной демонстрации строения нашего бессознательного, где человечество как некий глобальный Внеземной Человек познаёт себя, растёт и развивается…

С точки зрения эзотерики, более верно второе — человек является моделью для развития культуры. С точки зрения магии, поиск причин и следствий вообще бессмыслен: человек и человечество, развитие человека и развитие человечества — едины. Это одно целое, сущее в глобальном. Здесь и сейчас. Данное нам для осознанного выбора: на каком уровне культуры и глубинного развития оставаться.

Если мы делаем первый выбор, то следует учитывать главное: выбрав в себе уровень культуры, следует её проявлять и вовне. Нельзя, активировав в себе духовно-религиозный слой поиска Бога (Средневековье), относиться к людям и миру с точки зрения материального стяжательства и отчуждённости (Античность). Нельзя, выбрав в себе путь Архаики (открытость и поиск, реальная жизнь в освоении пространства бытия и психики, открытость к контакту с Тонким Миром как частью себя), внешне уйти в мир Барокко (уход в искусственные духовные системы, в ролевые игры «учеников» и «наставников», «магов» и «посвящённых», жёсткие правила ритуально-религиозного плана, страха перед социумом и Богом). Выбрав уровень культуры, мы выстраиваем Миф. И нельзя в этом Мифе путать культурные слои, как нельзя на один экран телевизора запускать демонстрацию нескольких каналов или в компьютере — сразу несколько игр.

И следует сделать второй выбор — как развиваться? По сути, путь — универсален. Сначала следует осознать и принять тот уровень культуры, в котором мы родились и который в нас автоматически (реакция на социум вокруг) активизирован. А затем начать «спускаться» вниз, принимая и реализовывая, и спускаться всё глубже, вплоть до уровня Архаики. Сейчас, в Мире Матрицы, нам дан универсальный шанс. Развивая революционно-вспомогательные части психики (в течение нескольких лет, а не сотен перерождений, в ключе реально идущей жизни, не уходя в горы и монастыри), с их помощью человек может, не теряя социального уровня, необходимого для реальной жизни, обрести самый глубокий уровень функционирования Духа и психики — уровень Архаики.

Современный мир для психики человека мало чем отличается от того непознанного мира Архаического периода, где человек искал себя. Ведь что произошло: тысячелетия человек строил жёстко структурированный, подчинённый, предопределённый мир социума. Мир, отрезанный от естественного мира. Мир, в котором не нужно выбирать. Вспомним кастовую систему: родился в семье водителя — будешь водителем, родился в династии банкира — быть тебе банкиром… И так было тысячелетия. И вдруг система дала сбой. С начала 80-х годов XX в. пошёл взрыв: мир техносоциума пришёл к осознанию экологичности. И техносоциум начал активно сливаться с природным миром. И мир стал един, разнообразен, неопределён, энергоинформационно перенасыщен.

И современный человек живёт, как первобытный, — на пределе сил, на полной активации интеллекта и чувств, на активации глубинных бессознательных программ экстрасенсорики, магии, мистики…

Человек создал новый мир, и мир начал расти сам. И теперь задача человека — освоить своё творение, стать его истинным хозяином, вернуть власть над глобальными эгрегорами. Познавать и реализовываться в зачастую малопонятном мире социально-психологических и техногенных уровней. Для этого следует не отдаваться им, перестраивая себя, а выстроить свой Индивидуальный Миф по архетипам Архаики, вернув себе истинные смыслы Жизни, Семьи, Мужчины и Женщины, Вселенной в целом.

Это не просто сделать нам, взрослым людям, которым пришлось из культуры Античности (а культура советского периода именно такова), зачастую реализуя в себе духовный поиск Средневековья (духовные искания советских людей, с преследованием «инквизицией»), воспрянув в иллюзорном Ренессансе («перестройка», возврат к исконным ценностям советской античности с развенчанием «тиранов» и «ложных императоров») и попав в перестроечное Барокко (жёсткий мир кровавых разборок и переделов мира), вливаться в Мир Матрицы — мир совершенного общества в принципе, выполняющего свои функции, но всё равно требующего очень трезвого и беспристрастного отношения. Мир широких возможностей, мир, открытый человеку. Но мир очень интенсивный, быстрый. Мир, в котором мозг должен функционировать на порядок быстрее, в котором психика должна быть гибкой.

Недаром с 80-х годов XX в. наблюдается феномен детей «индиго». Детей, которые с момента рождения проявляют способности к сверхвыживанию, уникальные психофизические данные, экстрасенсорные способности, общительность, врождённую склонность к работе на компьютерах, музыкальные и поэтические таланты… И одновременно — проявление резкой смены настроения: то высшей степени альтруизма, то жестокой агрессивности и отчуждённости. Это не так называемая Шестая Раса, не дети Эпохи Водолея. Не надо над ними усиленно плакать и проявлять другие эмоции. Это дети Архаики, наиболее здоровые и естественные дети, поколение, которое должно выжить (буквально!) в техногенных и социальных джунглях. Поколение, с которого снят жёсткий диктат социальной предопределённости. Поколение, которое впервые за несколько тысяч лет может реализовывать естественный человеческий потенциал в новом для человечества мире. Именно эти дети требуют Мифа Архаики. Именно они склонны реализовывать архетипическую модель семьи и самореализации, именно они жаждут жить по древним, естественным, величественным законам жизни, познающей мир.

Взрослое поколение стремится к этому же. В духовном плане прийти к Архаике (не потеряв реальный мир современности) помогает практика Рун, в самом развитом и реализованном виде позволяющая выстроить свой Индивидуальный Миф, познав и глубинные законы своего бессознательного, и глубинные основы бытия мира вокруг.

В других работах я говорил о том, что использование определённой духовной системы активизирует в человеке определённую систему архетипов. Так, работа с картами Таро, активизирует культуру Средневековья, Ренессанса и Барокко (культурологи часто объединяют их в одну эпоху). При этом Средневековью соответствуют старшие Арканы, а младшие — Ренессансу и Барокко. Важной является символика определённой колоды с её рисунками-символами.

Система Книги Перемен (И Цзин) активизирует систему античности в её развитом, «римском» варианте. Ведь определённые эпохи и отражают архетипы этой эпохи. Книга Перемен сформировалась в императорском Китае, в максимально структурированном античном обществе.

Руны формировались в общности славяно-германских (скандинавских) народов и отражают их морально-нравственные ценности, с одной стороны, и глубинные архаические поведенческие программы — с другой. Прежде всего — программы Познания и Славы. Вспомним славянских князей или скандинавских викингов, постоянно путешествующих и осваивающих мир вокруг себя. И те, и другие постоянно стремились вдаль, «за горизонт». Афанасий Никитин открыл своему миру Индию, вождь Эрик Рыжий — Америку. Ладьи и славян, и скандинавов плавали по всему миру. Идеал скандинавской архаической семьи остался жив до сих пор. Архаическое устройство социума скандинавов позволило утвердить в странах Скандинавии устойчивость и стабильность. Архаическая славянская семья, осваивая просторы Сибири, пережив Великую Отечественную войну, сохранила своё неизменное устройство и силу.

Можно приводить массу других примеров стойкости и эффективности архаического мышления в любых культурно-социальных условиях, всегда присутствующего в самых глубинах и культуры, и человека.

Человек и Зло

Последнее, о чём следует сказать, — отношение к Злу, к его явной персонификации в различных культурных слоях на место «Я» и культур исторического ключа.

В Архаике отношение к воплощениям Зла принципиально и жёстко — это враг, который не заслуживает ни общения, ни понимания, ни, тем более, сотрудничества. Человек Архаики страшится развить свою человечность (не деля её на натуральную и культурную части) и, столкнувшись с персонификацией Зла, сражается с ним. Человек Архаики нигде не заигрывает с сатаной, с демонами и злыми духами, с нелюдями типа фейри. Он изгоняет их со своей территории — как земной, так и внутренней территории своего сознания.

Человек Антики страшится персонификации Зла и стремится задобрить его жертвами, причём жертвами очень серьёзными, вплоть до человеческих. Лучше пожертвовать одним человеком из племени, чем пострадает всё племя.

То же происходит и во внутренней сфере. Человек Антики жертвует частями себя, отдавая их злу в себе. При этом могут быть и худшие, и лучшие части. Пожертвовав, он считает эти «злые» части не собой. «Бес попутал, порчу навели, подсадка во мне сидит» — обыденное оправдание человека Антики, который тем самым разделил свою внутреннюю Ойкумену на малую хорошую, «культурную» часть, во всём «хорошую», и на большую плохую — отданную злу. При этом извне действительно привлекаются и злые духи, и порчи, и всякие низкоастральные голодные сущности. Человек Архаики в такой ситуации жёстко и властно заявляет права на всего себя и изгоняет Зло, не оставляя ни миллиметра территории в его власти.

Человек Средневековья относительно персонификаций зла защищает две противоположные позиции. Одни отдают земное явлённое пространство Злу, а своё внутренее — Добру. Причём и там, и там ищется Хозяин. Хозяин Злу — Сатана, Добру — Бог. И они ведут непримиримую битву на «спорной территории», во внутреннем «я» человека. То есть человек перестаёт быть властелином своего тела и психики, бессильно отдавая их тому, кто победит. И тут уже один шаг до второй позиции — отдать себя Сатане, избрав своим хозяином. Именно Средневековье дало культуре мощный и, к сожалению, живой до сих пор пласт чёрной магии и сатанизма, в его реальном и живом виде. Человек Средневековья в своих духовных поисках, отдав себя в руки Хозяина, впустив его в себя, начинает психологически отождествлять себя с ним, становясь фанатичным проявлением либо Творца, либо Сатаны. При этом считает самого себя то одним, то другим — и ведёт себя соответствующим образом.

Человек Ренессанса слишком беспечен. Он считает себя силой, а к Творцу и Сатане относится горделиво. Он перестаёт воспринимать их как явные, реальные Силы. Он слишком увлечён явлённым миром и собой в этом мире. Он заигрывает и с Богом, и с чёртом, часто занимая то одну, то другую сторону. Развивая чёрную магию, человек Ренессанса использует её не для духовной защиты и определённости, а для практических целей — секса, денег, власти, познания. Но суть проникновения зла от этого не меняется. Если часть твоих богатств, материальных либо духовных, получена при помощи Зла, то Зло владеет и этой частью, и тобой, использующим эти богатства. Беспечность человека Ренессанса приводит к тому, что Зло беспрепятственно овладевает его миром, обманывая и прикидываясь то интересным собеседником, то владельцем Знания (вспомните Фауста).

Человек Барокко живёт в мире Зла. Весь мир вокруг уже отдан Злу. Зло владеет им и без решения человека. Выстраивая свой искусственный запутанный внутренний мир, человек Барокко обязательно строит в нём и маленький скрытый алтарь Сатане — ведь тот владеет внешним миром, источником ресурсов. Играя в салонные игры духовности и магии, вращаясь в закрытых духовых обществах и сектах, человек зачастую и не подозревает, что чем выше ступень посвящения, тем чаще придётся отдавать себя Злу, чтобы обеспечить ресурсом и себя, и эгрегор общества.

Человек Научной Эпохи обесценивает и Зло, и Добро. Он и Творца, и Сатану рассматривает под лупой «научных законов», делая вид, что выше и круче их. И даже не отдаёт отчёта, что кто-то овладевает его миром и делает его своим слугой. И очень часто это не Бог.

* * *

Описанные выше архетипы являются основой сценариев всей нашей жизни, основой для написания Сценариев Мифов. Наше мышление строится из четырёх эволюционно развивающихся уровней — мистического, магического, мифологического и рационального. При этом рациональный уровень, малозначимый в общей системе, слабо развит и базируется на самых молодых структурах мозга. Самые древние — мистическая и магическая, они есть у всего живого с достаточно сложной организацией мозга. До 2,5-3 лет они и являются основой мышления. Мистический позволяет обучаться, развиваться, адаптироваться, а магический — защищаться, доминировать, изменять мир. Но с указанного возраста у человека созревают структуры мозга, формирующие осознанную речь и осознание себя. Ребёнок обретает концепцию «Я». Он описывает себя, он описывает окружающих его людей, он описывает мир, он задаёт всему Роли и создаёт систему «Игры взаимосвязей». И он описывает процесс Игры-жизни, в котором есть его путь среди Добра и Зла, Своих и Чужих. Он описывает миф-путешествие героя. Этим мы занимаемся неосознанно всю жизнь, на описании мифов строится любая картина мира. В том числе и научная. В мифе, который описываем мы, действует магическое мышление — мы стараемся изменить мир вокруг под миф, убедив мир, что мы — Герой. Слушая миф, мы проявляем мистическое мышление в доверии к мифу, к рассказчику. Доверяя, мы строим свою картину мира под рассказанный нам миф. На этом строится вся культура человеков, этим мы отличаемся от животных — умением создать миф о мире, рассказать миф о мире, сделать миф миром.

1 Который зреет сейчас. — Прим. автора.

2 В котором, по сути, находится человек в целом. — Прим. автора.