Таро Хейндля

Наталья Гиндикина

Таро Хейндля

haindl-cover

Маг

haindl-magusМне на карте видится лик Пана и Водана, мириады звёзд на рисунке — мириады Его глаз. Всеведущий Меркурий. Пламя и лёд, Луна и Солнце, Бесконечный и Всеобъемлющий. Создатель и разрушитель. Двуликий.

Один лик обращён к Солнцу, дню и свету, второй — к Великой Ночи и Тьме. Видевший Его лицом к лицу становится безумен, ибо человеческий разум не в силах выдержать Его бесконечность. Любой после встречи с Ним станет счастлив и безумен одновременно.

Я всматриваюсь в Двуликого на карте и меня охватывает хтонический ужас. Глаза Единого, Того, кто творил Вселенную, невыносимы.

Верхний тёмный лик, устремлённый в ночь — это тёмные хтонические силы, тьма души, смерть, нижние миры, недра. Это Пан, жуткий и всемогущий, чей крик вызывает священное безумие.

Руна Ансуз — руна Асов, руна Водана, руна дыхания Бога и связи с Асгардом. Для меня лично загадка, почему на карте она перевёрнута. Возможно, чтобы подчеркнуть Единство Бога и указать и на тёмную, хтоническую сторону Творения, недаром же руна изображена на «ночной» стороне карты. Вот что о руне Ансуз пишет Фрейя Асвинн: «Стихия Одина, божественная сила, связанная с этой руной, — воздух… Согласно философским воззрениям, принятым в северной традиции, все мы — потомки богов, и в этом отношении руна Ансуз связывает нас с предками». Также Асвинн называет Ансуз «дыханием жизни» и «даром Одина».

Геза фон Неменьи соотносит Ансуз с мировым ясенем, на котором висел Один, желая познать руны. Он пишет, что в рунной песни Одина эта руна означает освобождение от оков, то есть освобождение души от тела в момент смерти или достижение такого состояния при выходе в астрал (путешествие шамана). Достижение этого состояния разотождествления с телом обычно вызывалось во время инициаций в самых разных традициях. В Египте жрецы с этой целью помещали посвящаемого в гробницу, в шаманизме посвящаемых вводили в трансовое состояние, сопровождающееся переживанием состояний смерти. В младшем футарке Ансуз связывается с Одином, поскольку он считается богом мёртвых, в старшем руна обозначает душу, предков и асов. Кроме того, Неменьи указывает, что англосаксонская рунная песнь соотносит эту руну с мудростью.

Меч в камне неизбежно вызывает ассоциации с мифом об Артуре и Мерлине. Меч, который мог вытащить из камня только истинный король. Все мы слышали мифы о королях-магах, за которыми стояли сами боги. Артуру помогает Великий Маг и Учитель, и только ему дано взять Экскалибур. Сам меч, естественно, наделён по легенде рядом магических свойств. Рукоять меча обвита на рисунке не то золотом, не то медью, и это означает, что это тот самый Меч Единства, о котором пишет А. Кроули в Книге 4.

Огненное копьё — символ магической Воли. Огонь способен растопить даже льды Арктики, на которые направлено на карте остриё копья. Копьё устремлено вверх, что указывает на то, что Воля Мага — в единении с Высшим. Разумеется, сочетание копья и чаши напоминает о копье Лонгина и Граале, то есть о высшей мистерии и самой цели Великой Работы.

Внизу карты мы видим символ Меркурия, планеты-покровителя магии. Бог Меркурий, как известно, отождествляется с Гермесом, вестником богов. В алхимии Меркурий обозначает философский камень.

Напоследок процитирую Израэля Регарди по поводу буквы и пути Бет: «“Сефер Йецира” утверждает, что Бет царит в мудрости. Мудрость — это, естественно, бог Гермес и, следовательно, её планетарный атрибут — Меркурий», «сюда можно отнести скандинавского Одина…», «от Одина исходят все знания, он также изобрёл поэзию и скандинавские руны», «магическое орудие Бет — жезл Кадуцей».

Жрица

haindl-priestessБогиня двурогой Луны, Диана. Посвящающая в тайны. Дающая прозрение, ясновидение.

Луна, хрустальный шар, туман, Мать. Всё на этой карте — иллюзорно, всё обманчивый туман, всё зыбко и переменчиво. Но там, в глубине вод — потерянный Лонгин. Там, в глубине вод, сокровище. Это та же самая озёрная дева, которая, по одной из версий легенды об Артуре, подарила Артуру Экскалибур (по другой версии, Артур вытащил его из камня). Она же после смерти Артура заберёт меч обратно, под водную гладь. Именно здесь происходит встреча с Духом-Учителем и Проводником. Встреча шамана со своей душой. В этом тумане над бездной ворон дарит ученику своё перо. Воды расступились, сокровище обретено.

Не зная своего будущего, куда и зачем он идёт, кто он, посвящаемый вступает в клубы тумана. Он теряет ориентиры, он не видит больше ни верха, ни низа, ни себя, ни прошлого, ни будущего. И из тумана выступают сначала иллюзии, фантазии, картины из облаков… А затем происходит Встреча. Встреча на Пути, которому не будет конца.

Круг в центре карты похож на хрустальный шар, и его появление на рисунке весьма обоснованно. Каков механизм работы с хрустальным шаром? Как все мы знаем, его используют для развития ясновидения. Но как? Сначала вы видите то, к чему вы привыкли. Своё отражение, отражение предметов обстановки. Затем вы отключаетесь от внешнего и начинаете видеть образы из вашего воображения, в основном, то, что вы ожидали увидеть. Но в какой-то момент вы отвлекаетесь и от этого, как перед этим отвлеклись от отражения физической реальности в шаре. И внезапно видите нечто из своего Подсознания, получаете откровение.

Карта похожа на мир сновидений, в котором можно бесцельно блуждать и не обрести ничего. А внезапно можно столкнуться с сокровенным. Как повезёт. Как я уже говорила, на карте изображена Богиня, которая способна провести вас через туман и дать посвящение.

Когда я медитировала на карту, то увидела образ чёток. Что есть чётки? Чётки — это лестница в небо. Это символ нашей связи с Божественным. Верёвка, один конец которой держит ваш Бог, а другой — вы сами.

Обычно, в каноническом изображении карты, Жрица сидит между двух колонн, чёрной и белой. Здесь их нет. Но в медитации я увидела внезапно в шаре в центре карты символ Инь-Ян. В принципе, это то же самое. Силы первозданного Хаоса и созидания, Земли и Космоса, сознания и подсознания, две противоположности, означающие единое целое.

«Великое единое создаёт два полюса, которые, в свою очередь, порождают энергии тьмы (Инь) и света (Ян)», — слова Ли Шинь.

«То, что духовно, есть часть небесного. Физическое есть часть земного. То, что принадлежит небесам, чистое и быстротечное. То, что принадлежит земле, плотное и вязкое. Когда дух покидает форму, и то и другое вновь обретает свою истинную природу». Это цитата из Лао-Цзы.

Привожу также цитату с сайта Великой Ложи Франции о символизме колонн: «Это две колонны Геркулеса, указывающие границы, между которыми индивидуальность человека умирает».

Это всё к той же тематике Посвящения. Без этого момента — умирания индивидуальности, Эго — Посвящение не происходит.

Вот, вкратце, то, что происходит с нами в данном Аркане.

Напоследок немного о руне Уруз. Геза фон Неменьи пишет о вратах смерти, также о богине Земли и оплодотворении, применительно к этой руне. «Врата смерти олицетворяют дверь в иной мир». То есть снова речь идёт о Богине, которая даёт жизнь, и в чрево которой всё возвращается после смерти, снова говорим о вратах посвящения, поскольку врата Посвящения и врата смерти — это одни и те же врата.

Неменьи пишет: «Взаимосвязь этой руны с землёй и подземным царством заставляет нас вспомнить о боге тьмы Хёнире (Но;r, Hotherus), называемом в Младшей Эдде (Язык поэзии, 15) «Царём Влаги» (aurkonungr). Если записать это имя, «Ho;er», старыми рунами, то получится «ha;eR», что почти однозначно соответствует имени древнегреческого бога подземного царства: “Гадес”».

Теперь о букве (пути) Гимель. «Гимель — обозначает “верблюд”, корабль пустыни, — пишет Израэль Регарди. — Этот путь соединяет первую и шестую Сфиры, пересекая Бездну, которая, согласно каббалистической символике, считается бесплодной песчаной пустыней, где отмирают мысли и эмпирические “я” людей, как “задушенные в зародыше младенцы”». Планетарным соответствием Гимель, согласно Сефер Йецира, является Луна.

Императрица

haindl-empressЧто сказать о карте, на которой изображён Бог? Око Бога, Лучезарная Дельта — символ присутствия Бога. Открытая дверь — как открытый ковчег, алтарная дверь, сердце Храма, святая святых. Куб — опять-таки, символ Бога, символ единения с Ним, как сияющий алмаз над головой центральной фигуры, на месте чакры Сахасрары. Центральная фигура стоит на полумесяце, это символ попрания смерти, поскольку месяц — серп — означает смерть. Змея — символ мудрости — вокруг руки оплелась так, что напоминает своей формой Кадуцей. Жезл — символ воли и возможности творить миры. Далет (буква в верхнем углу карты) означает дверь, во фрейдистской символике матку, как можно прочитать у И. Регарди; кроме того, путь Далет означает Венеру, чей знак мы видим внизу карты. Символом этого пути является голубка, её можно увидеть на заднем плане. Карта выдержана в зеленоватых тонах, поскольку цвет пути Далет изумрудный. Цветком Венеры традиционно считают розу. Самой розы на карте нет, но есть руна Турисаз. Эта руна ассоциируется с шипом. Асвинн сравнивает руну с шипом, охраняющим розу. Кроме того, рунологи часто рассказывают сказку о спящей красавице, говоря об этой руне, поскольку сей шип — шип сна. Также руна Турисаз ассоциируется с силами хаоса, с великанами. А здесь, на карте, мы видим сотворение мира из Хаоса. Есть и ещё одно значение Турисаз — силы плодородия, её связывают с богиней Земли. А Венера — «богиня не только любви, но и земледелия», — пишет И. Регарди. Путь Далет связан также с богиней Хатхор, а Хатхор также богиня и любви, и плодородия. Таким образом, здесь аспекты любви, плодородия и загробного существования. С любовью мы выяснили, с Далет соотносятся Афродита, Хатхор — это Венера, всё ясно, казалось бы. С плодородием тоже понятно, Хатхор был посвящён культ плодоносящих деревьев, кроме того, Асвинн соотносит Турисаз с плодородием. Да и в другой колоде — Таро Уэйта — Императрица изображена на колосящемся поле. А что с загробным миром? Турисаз, как уже говорилось, шип сна. Этой руной можно убить, можно заставить впасть в спячку. А другой аспект Хатхор — богиня загробного мира. Она встречает умерших у порога. И вот тут можно снова вспомнить о двери. Дверь классически подразумевает дверь между мирами, дверь в загробный мир. Речь как бы не о самой Великой Матери, из которой все рождаются и в которую все вернуться (в начале мы говорили о фрейдистской концепции, где дверь означает матку).

Я начала главу с того, что на карте изображён Бог. Я думаю, что изображение на карте — это сама София. В философском словаре читаем: «СОФИЯ (мудрость) — образ вечной женственности (центральный образ в философии В. Соловьёва, П. Флоренского и С. Булгакова) и творческой божественной мудрости, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София — некая надмировая “память”, связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она — источник божественной энергии». Не похоже ли? Вечная женственность — на карте фигура явно женская. Творчество — у фигуры на карте жезл, а это символ возможности творить. Мудрость — змея на руке в форме Кадуцея, жезла Гермеса. Носит в своём сердце всю природу? Мы только что обсудили символизм двери и матки. Философы говорили о любви и красоте, рассуждая о Софии. Кроме того, в Книге Притчей Соломоновых София — «художница» (Прит. 8:27-31). А Венера, как известно, сфера как любви и красоты, так и искусства. О да, я уверена, что на карте — сама София, женская ипостась Бога. Тайна Мира.

Хозяин

haindl-emperorКороль Земли, Адам Кадмон, Адам до падения. Хозяин Эдема, наделённый божественной властью над Садом, проводник божественной воли, которую символизируют скипетр и держава, уполномоченный Бога. Сила и Мощь, смотритель. «В последней [в Каббале (ред.)] Адам Кадмон является Древом Сфирот и также “Древом Познания Добра и Зла”. И “Древо это”, гласит стих 32, “имеет вокруг себя семь колонн” или чертогов семи творящих Ангелов, действующих в Сферах семи Планет на нашем земном шаре. Так как Адам Кадмон есть имя собирательное, то таким же является и имя человека Адама» (источник — Блаватская Е. П. «Тайная Доктрина», т. 2, гл. «Предварительные заметки»)1.

Также это образ изначального, совершенного человека до падения, в состояние которого мы все должны вернуться. Тот человек, который «по образу и подобию».

Он душа Сада.

За фигурой Адама изображён Мировой Ясень. Как известно, и в самом человеке заключено Древо, и сама Вселенная — Древо. Макрокосм и микрокосм.

«Об Иггдрасиле рассказывает любознательному Гюльви Равновысокий: “Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котёл, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг”»2.

Руна Ансуз, изображённая наверху карты, также имеет одним из своих значений Ясень. Кроме того, как пишет Ф. Асвинн, «на более высоком уровне Ансуз символизирует жизненную энергию, которую на Востоке называют праной, а приверженцы традиций германской магии именуют “энергией од”».

На каноническом изображении Императора в колоде Уэйта, например, руки и голова фигуры образуют треугольник, «таким образом мы получаем алхимический символ Серы, огненного энергетического начала, индуистской Гуны Раджей, энергичного и волевого качества», — пишет Регарди. Итак, делаем вывод, что эта карта обозначает энергию, что видно и из слов Асвинн, и из слов Регарди. Что это за энергия? Когда я медитировала на карту, я ощутила жар, поднимающийся по позвоночному столбу. Энергия Кундалини.

Ансуз — руна Асов, руна Одина, Геза фон Неменьи называет её «птицей души», «душой предков». Также он называет её «ствол», ибо «дома нередко строились вокруг деревьев», «в таких стволах, поддерживающих крышу, обитали божества… и их почитали».

В другом верхнем углу карты мы видим букву Хе. Хе — это окно, астрологическая атрибуция — знак Овна, соответствующее орудие — копьё, как можно прочитать у И. Регарди.

Отсюда делаем вывод, что карта даёт нам повод задуматься о сообщении с Божественным, поскольку Ансуз есть руна Асов и «птица души». Кроме того — «окно», как мы уже сказали. При открытом окне молились, насколько я помню. Не говоря о том, что открытое окно даёт нам возможность дышать, то есть воздух, то есть жизнь.

Поговорим о Сере, о которой уже было сказано выше. Сера — это феникс в Алхимии. Опять-таки, Адам Кадмон — состояние, в которое следует вернуться, то есть состояние до падения, состояния присутствия «в Боге». Таким образом, карта даёт нам представление о том, что такое Феникс и каково оно, состояние человека, достигшего «возвращения в Эдем», то есть полного перерождения.

Иерофант

haindl-hierophantДверь. Открытая дверь, за которой — свет. Это первое, что я увидела, когда стала медитировать на карту. За дверью я увидела растущее дерево. На самом деле, это дверь, за которой великий мрак и великий омут, и только достигнув дна омута, можно обрести видение света. Дерево — это новая Вселенная. В этом аркане происходит, наверное, самая главная мистерия. Этот выход в свет равносилен обретению Учителя. С этого момента человек творит миры сам.

На карте изображён диалог с Учителем, собеседование со Священным Ангелом-Хранителем (С.А.Х.). Он даёт ученику ключи мудрости. Руки, сложенные в молитве — акт обращения к Нему. И Он склоняет голову к ученику, как мудрый советчик. Он слышит просьбу, зов сердца, и протягивает ключ. Это карта не просто молитвы, но Диалога.

Руна Райдо, изображённая наверху карты, означает «путь» или «путешествие», «добрый труд для скакуна». Также она означает «подниматься, восходить, быть рождаемым»; «песнь Одина говорит о движении, и сам ряд рун именно здесь отводит место рождению, ибо душа в царстве мёртвых готовится к новому воплощению», «и путь души в самом царстве мёртвых, путь Хель, вот почему эту руну чертили на урнах». Это цитаты из книги Гёзы фон Неменьи «Священные руны. Магические символы севера».

Асвинн пишет про Райдо «шаманское путешествие в подземный мир», также «совет», «в руническом раскладе эта руна даёт совет». Совет? Так это снова о диалоге с Высшим.

В другом верхнем углу карты — буква Вав. У Регарди читаем «Вав — также “Сын Тетраграмматона, Вакх, или Христос на Олимпе, Небесах, спасающий мир”». На карте из колоды Уэйта, каноническом изображении Иерофанта, внизу лежат два ключа, Регарди говорит о них: «два ключа от Жизни и Смерти, разрешающие загадки бытия» (см. Израэль Регарди, «Гранатовый сад»).

Влюблённые

haindl-loversПервая ассоциация, когда я смотрела на сочетание чаши и копья — половой акт. Создание нового человека, акт, от которого родится новое существо. Что же это за новое существо?

Единорог — символ Христа. Расцветшая роза — символ души. Гексаграмма — один из символов Мессии. Символ объединения божеского и человеческого. То есть здесь, в этом аркане, происходит соитие двух для рождения третьего, нового существа. Это существо возникает от союза противоположностей, копья и чаши. Копьё — это принцип мужского, активного, огненного начала и воли. Чаша — принцип женского, пассивного, восприятия. Человек должен всей волей, всей силой призвать в свою жизнь божественное начало. И стать абсолютным восприятием для Него. И тогда расцветёт роза. Или сказать иначе: человек должен стать полностью восприимчив к божественной Воле. Стань Его чашей. По отношению к Нему ты — женщина. А твой плод в данном случае — ты сам, рождённый от союза с божеством. При проникновении копья в чашу рождается новая Вселенная. Ассоциация — Св. Дух, вошедший в Деву.

Вверху карты изображена руна Кеназ. Неменьи о ней пишет, что это руна кармы, принесённой из прошлого воплощения: «Санскритское слово “карма” (действие) не было для наших предков совсем незнакомым — вспомните древненордическое имя Гарм (в записи младшим футарком KarmR), так звали пса, отмечавшего своими зубами те души в подземном царстве, которым предстояло возрождение». И здесь, в этом аркане, мы говорим о Возрождении в Духе, то есть Рождении Нового Человека. То же, что происходит при шаманском посвящении: посвящаемый проходит царство мёртвых и возвращается в мир уже другим существом, посредником между людьми и богами.

Теперь рассмотрим букву Зайн в другом верхнем углу карты. Зайн означает меч и соответствует знаку Близнецов. Регарди пишет: «В Сефер Йецира Зайн именуется “Размещающим Разумом”. С ним соотносятся все гибриды…». Гибрид, близнецы, две персоны на переднем плане карты? Не намёк ли это на Андрогина? Андрогин считался совершенным созданием и, согласно легенде, утратил свою целостность и совершенство, будучи разделён. О том же говорит символизм меча: обоюдоострый магический меч — символ целостности. Совершенство — в Единстве мужского и женского, божественного и человеческого, духовного и плотского.

Колесница

haindl-chariotХолод. Хаос. Вечная ночь. Ковчег. Золото. Основа. Фундамент. Сияние. «Одежды его стали белы, как снег».

Волк на заднем плане — олицетворение сил этой ночи и вечной зимы, сил хаоса и подземного мира. В подземные миры спустился ковчег божий, и в подземных мирах воссияло золото его солнца. В подземном мире был заложен фундамент его царства. Символ Бога — полумесяц со звездой наверху. Я увидела в этом напоминание о египетском мифе с ладьёй Ра в подземном царстве:

И. Рак пишет: «Когда Ра покинул людей и вознёсся на небо, богиня Маат установила новый миропорядок. Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор, поддерживающих небесную реку — Нут, и по небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад; а ночью Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат, возвращалась с запада на восток, к месту восхода и воссияния Светила». «В распоряжении солнечного бога две Ладьи: дневная — Манджет, и ночная — Месктет»

«Под торжественное пение Ра покидает дневную Ладью Манджет и переходит на ночную — Месктет. Начинается плавание по той части Великой Реки, которая протекает через Дуат».

«Вы сильны благодаря вашим [жертвенным] возлияниям, — говорит Ра мумиям. — Ваши души (Ка) не будут погублены, ваши подношения не будут уничтожены. [Воистину вы те,] кто гонит Апопа прочь от меня».

«Солнечная Ладья плывёт дальше, и по мере её продвижения вперёд умершие всё выходят и выходят из своих гробниц и приветствуют бога Солнца».

«Под предводительством Ра боги его свиты одерживают победу над Апопом — пронзают гигантское туловище копьями и заставляют змея изрыгнуть всю проглоченную воду. Апоп скрывается в пучине подземного Нила и до следующей ночи залечивает раны».

Воскресение Солнца в Дуате: «На берегах Нила — стражи-павианы, различные божества, умершие и двенадцать уреев, которые своим пламенем рассеивают мрак подземелья, освещая путь солнечной Ладье. В верхней Ладье — умирающее старое Солнце, в нижней — возрождающееся новое в виде скарабея Хепри».

О руне Хагалаз Фрейя Асвинн пишет: «Хагалаз соответствует царству Хель»; «Имя “Хель” (Hel) происходит от древнегерманского слова halja, которое означает просто “покров”»; «“Хель” — это царство мёртвых»; «Царство Хель — эквивалент шаманского подземного мира». Кроме того, рунологи сходятся в том, что руна Хагалаз — руна, способная вызвать перемены в жизни, перемены в сознании.

Теперь из Регарди: «Хет (…) значит “забор”. В астрологии этой букве соответствует знак Рака. Это Хефра, божество с головой жука, олицетворяющее полночное Солнце. В древнеегипетской астрологической философии Рак считался небесным домом души. Другие атрибуции — Меркурий в его аспекте вестника богов и Аполлон в роли возничего». На классическом изображении аркана «Колесницу тащат два сфинкса, белый и чёрный, символизируя силы, противоборствующие в возничем, которыми последний овладел». «В целом карта адекватно символизирует процесс Великого Делания, при котором человек познаёт непознаваемую Корону и достигает Знания и Общения со своим Святым Ангелом-Хранителем, достигает совершенной самоинтеграции и самосознания».

Сила

haindl-strengthПервые же ассоциации, которые вызывает этот аркан: Вода и небо; Мудрость, познание; Сила льва и мудрость змеи; Знание глубин и вершин.

Так же как образ дерева на заднем плане — корни и верхушки веток, вниз и вверх, само дерево суть единство того и другого.

Я увидела Лик Сехмет и засуху… что тоже говорит о единстве, поскольку один лик Богини — любовь и плодородие, но другой — засуха, смерть, сожжение.

Также я увидела Урея, как на венце фараона. Этот образ здесь очень уместен, ведь это символ божественной мудрости.

Вспомним также кобру у подножий египетских статуй богов.

Божественная мудрость одерживает победу (управляет) над животной силой/страстями

В классической марсельской колоде на женщине надета шляпа в форме знака бесконечности, здесь же женщина и змея сплетаются в знаке бесконечности.

При входе в аркан я увидела Египет и услышала:

«Будь рабом (божиим), и Сила покорится тебе!

Тому, кто познал Бога, подвластно всё».

Видимо, в этом и есть урок Аркана.

Из Неменьи о руне Совело, изображённой вверху карты:

«Все рунные песни единогласно признают её руной солнца».

«Прообразом значка руны считают изображение солнечного луча или упрощённую свастику. Ведь свастика символизирует путь солнца».

«Победа над льдами — одно из важнейших значений руны, недаром её называют руной победы».

О букве Тет цитирую из Регарди:

«Пути, расположенные на Древе Жизни горизонтально и соединяющие мужскую и женскую Сфиры, называются “двусторонними”. Четырнадцатый путь — первый из них, а девятнадцатый — второй, и он соединяет Могущество с Милосердием, Справедливость с Любовью. Значение этой буквы — “змея”. Её зодиакальный знак — Лев. Ещё одно соответствие — Ра-Хоор-Хуит, который символизирует Солнце, управляющее Львом. Деметра и Венера как богини земледелия также соотносятся с Тет. Животное Тет — конечно же, лев». «Змея и лев имеют особое значение в алхимической литературе».

Из примечаний к главе 4 («Гранатовый сад»): «В алхимии лев олицетворяет собой Солнце, тепло и действие серы». Также лев обычно заменял символ золота. «Змея, или дракон, олицетворяет собой смерть и разложение — иными словами, превращение».

Голая королева обозначала очищенное серебро…

Так что мы можем наблюдать здесь соединение очищенных металлов с алхимической точки зрения — серебра и золота.

Больше я по этому поводу вряд ли смогу сказать, поскольку алхимия для меня достаточно тёмный лес.

Отшельник

haindl-hermitСовы — символы мудрости и одновременно символы тьмы. Здесь, на этой карте, Свет разорвал тьму и разогнал призраков. «Ты — лампада». Его внутренний свет разогнал призраков тьмы. Он достиг святости. Он исполнен радости, что узрел. Про таких говорят, что в их время «на земле была видна радуга». Что есть Иса? Лёд. Пауза. Существо его замерло, ум человеческий умолк на время, он замер всем своим существом, чтобы увидеть свет высший. И тогда Высший Свет зажёг его лампаду. Присутствие Бога в человеке изображено здесь. А Йод — огненная буква. Это тот язычок пламени, который от Творца зажёг лампадку отшельника. Отшельник — на вершине. Познавший Бога. Ставший сам, как лампада, которая будет светить людям…

Расскажу поподробнее про руну Иса. Вот цитаты из Неменьи: «Руна Исас означает лёд, особенно лёд в водоёмах. В песнях говорится также о построенных морозом мостах или дорогах». «Она, эта руна, олицетворяет и зиму как таковую, то есть холода, холодное время года. В эзотерическом смысле она может означать оледенение, неподвижность или неконтролируемое влияние извне». Своё понимание этой руны применительно к аркану я написала выше. Отшельник как раз огорожен ото всякого влияния извне и даже от себя самого, дабы ничто не мешало его общению с Богом. Мне этот образ напомнил истории о русских святых (например, Нил Сорский), которые строили себе кельи или землянки где-нибудь в лесу, почти не появляясь на людях. Конечно, они не отказывали людям в помощи, если те к ним приходили. Но они оставались затворниками, отшельниками…

Теперь немного скажем о букве Йод. Вот что пишет об этой букве Регарди: он относит к этой букве легенды о юношах, отправляющихся на поиски приключений после получения жезла. Магические орудия — жезл, в котором, помимо фрейдистского смысла, есть также смыслы лампы и Святого Причастия. «В букву “Йод” можно также вложить смысл Десницы Божией». Честно говоря, фаллический смысл мне лично пришёл бы в голову тут в последнюю очередь. А вот о Деснице Божией… Дело в том, что когда я медитировала на тот же аркан в других колодах, я видела на жезле вырезанный полный Футарк или полный еврейский алфавит. А вот тут уже есть над чем задуматься…

Колесо Фортуны

haindl-fortuneПервое, что бросается в глаза — жертва. Рука, пригвождённая в центре колеса. Жертва во имя любви, милости, ибо это сфера Юпитера (о чём говорит и знак Юпитера внизу, и цвет нижней части карты — синий). Далее мы видим вверху изображения лицо мужчины и голову льва. Лев, покровитель, защитник, сила и мощь. Мужчина — Бог, Отец, Хозяин. Второй мужчина, чуть поменьше и поодаль — очевидно, сын. Рядом с ним белый единорог, в символике белый единорог часто означает Христа.

К теме жертвы также можно отнести, что крест в колесе — косой, как крест Св. Андрея. Здесь есть и ещё одна тайна: если соединить все вершины перекладин колеса, то получится гексаграмма.

Змея может трактоваться двояко — как символ мудрости и как поверженный символ Хаоса и тьмы, Тифон. Честно говоря, я не знаю, как трактовать черепаху.

Внизу изображено ещё одно лицо, женское, в зелёных тонах. Тогда как вверху карты — всё золотое и огненное, мужское.

Всё это имеет точку пересечения посередине. Целостность, единство, точка схода, крест в круге.

Что есть гексаграмма, традиционно имеющая в центре знак солнца? Символ Тиферет. Одно из значений Тиферет — мессия. Коего мы уже видели наверху с единорогом.

Главным мотивом карты, как мне кажется, является мотив искупления через добровольную жертву из любви, спасение мира от падения в хаос.

Теперь о руне в верхнем углу карты. Это руна Йеран. Опять-таки беру материал у Неменьи: руна изображает две половины календарного года или вообще годичный цикл, разделённый на части. Это знак разделённого на части года, который означает переходы от одного периода к другому, от летней страды к урожаю или от лета к зиме. В Хавамале Один рекомендует использовать против колдовства колос. В злаках, колосьях сосредоточена сила солнца и плодородия, от которых бегут тёмные духи. И Один использует именно эту руну для укрощения ведьм. Итак, руна Йеран означает год и его периоды, середину лета, а также путь (солнца), ход, прохождение.

Теперь о букве в другом углу карты. Тут я снова обращаюсь к Регарди. «Каф» означает «ложка» или «ладонь». Ладонь мы как раз и видим на карте. Регарди пишет, что буква соотносится с Юпитером, и поскольку Каф соединяет Хесед с Нецах (сферой Венеры), то этот путь обнаруживает как великодушный и благородный, открытый характер Юпитера, так и любовную природу Венеры. Вот теперь становится понятно, что там внизу за зелёное женское лицо. Это Венера. Соответственно, верхнее, огненное, мужское лицо — Юпитер.

Мы уже выше говорили о любви, великодушии и благородстве в контексте жертвы из любви. Колесо Фортуны обычно означает, что нас швыряет от удач к неудачам, от гибели к спасению. Мне кажется, в данном изображении заложен смысл, что жертва принесена (ладонь пробита) ради того, чтобы колесо больше не вращалось и не ввергало нас в Хаос.

Справедливость

haindl-justiceПервое, что бросается в глаза — это яркий павлиний хвост на заднем плане. Поначалу я не поняла, что это и вообще зачем тут хвост. Но потом…

Про это я расскажу потом.

А пока — к весам. Таинственные весы. Лунная чаша и солнечная чаша. Серебряная чаша и золотая чаша. Ледяная чаша и огненная чаша. С чего я взяла про лёд и огонь? Это на том же аркане в Таро Тота нарисовано. Руна Нюд вверху карты означает «нужда, помощь в нужде», то есть необходимость. Сиречь необходимость достичь равновесия обеих начал. К символизму чаш добавляется ещё символизм треугольника углом вниз. Символ воды. Что в целом говорит нам о пассивности, покое, восприятии. Весы должны находиться в состоянии покоя, а маг — в состоянии восприятия. Если же весы колеблются, то это катастрофа. Мы помним о египетском зале Суда. Если же равновесия удалось достичь — чудо следующего, 12 аркана, Повешенный, обретение божественной мудрости. И там снова речь зайдёт о восприятии. Поза повешенного пассивна, он не может и шелохнуться, будучи подвешен между мирами, он внимает божественному свету и божественной мудрости, обретает посвящение. Он становится тем, при ком восходит Радуга. Но о Повешенном разговор будет особо.

Весы, кстати, тоже висят. Между и между.

Огонь и лёд в Северной Традиции — это две единственные стихии, из которых сотворено всё. Четыре стихии — это в Западной Традиции. А в Северной — две. Вот они на аркане и изображены.

Теперь про руну, о которой уже говорилось. Скажем подробней. Неменьи пишет, что град влечёт за собой нужду, согласно Норманнскому Азбуковнику. То есть за разрушительной Хаглой следует горькая Науд: если урожай побьёт градом, придётся голодать. В нордических рунных песнях нужда описывается как рабство и изнурительный труд. Англосаксонская рунная песнь говорит, что нужда может послужить к помощи и исцелению, если вовремя прислушаться к её советам. Также руна Науд выступает, согласно Неменьи, олицетворением судьбы, роль которой обычно берут на себя только норны. Итак, руна норн означает нужду, то есть судьбу в негативном смысле. Но в то же время она советует вовремя прислушиваться к предупреждениям норн, чтобы принять необходимые меры. Грубо говоря, поймёшь, где упадёшь, заранее подстелешь соломы. Была традиция жечь «огни нужды», то есть зажигать костры, когда опасались наступления голода и несчастий. Также некоторые носят руну Науд для того, чтобы справиться с имеющимися неприятностями. Или хотя бы сберечь силы или иные резервы в период их нехватки.

Перейдём к букве, наконец.

Буковка на верху карты — Ламед. Ламед означает «стрекало» или «кнут». Вот что пишет Регарди про этот аркан: «Дополнительное название этой карты — “Дочь Владык Истины. Правительница Весов”. Греческая богиня — Фемида, служившая воплощением абстрактного закона, обычаев и справедливости. Соответствующее египетское божество — Маат, богиня истины, которая появляется в сцене взвешивания сердца усопшего. Также Немезида, отмеряющая смертным счастье и горе».

Повешенный

haindl-hangedЕдинение с богом. Ключевые слова: восприятие, полнота, единство.

Любовь связывает, творец любит человека, человек — творца, они пребывают друг в друге.

Тюр — руна, которую мы видим в верхнем углу карты, — говорит о воскрешении, так как заставляла говорить покойного. Неменьи пишет о ней: «Один использует эту руну, чтобы заставить говорить повешенного. Ведь руна Тивас символизирует силу Марса, активность, волю, способность оживлять, — значит, она может оживить и мёртвого. Сила бога войны, его живость и активность…». Кроме того, зодиак, как пишет Неменьи, «есть не что иное, как “Tyrkreis”. Круг Бога Тюра. Известно же, что в зодиаке представлены не только животные, символизирующие богов, но и сами боги».

Буква «Мем» в другом углу карты означает «вода», и этой букве соответствует элемент «Вода». Нога повешенного согнута углом так, что образует треугольник углом вниз. «Божество Мем — Тум Пта Ауромот, совмещающее в себе идею бога Заходящего Солнца, царя богов и чисто стихийного божества». «Принадлежности для магической церемонии — чаша и причастное вино (сома, эликсир бессмертия)». Одно из свойств воды в символизме — восприятие. Чаша — инструмент восприятия. Причастие означает причастность к божеству, человек вбирает в себя частицу от божества, становится сопричастен ему. «Керубы Воды — орёл, змея и скорпион, представляющие неискупленного человека, его магическую силу и окончательное “спасение”». Регарди описывает позу повешенного так: «Это формула “Спасителя”, приносящего людям земли свет». «Двенадцатая нумерованная карта главной колоды Таро изображает молодого человека, подвешенного за ногу к перекладине, которая держится на двух брёвнах, с каждого из которых обрублено по шесть веток. Правая нога его согнута в колене и закинута за левую, что образует крест, а руки положены таким образом, чтобы образовать треугольник, указывающий вниз. Эта фигура образует перевёрнутый знак Серы и, согласно Леви, означает завершение Великого Делания (magnum opus)»3.

Ф. Асвинн: «На духовном уровне Тейваз олицетворяет достоинства духовного воина. Кроме того, эта руна связана со смертью»; «Первоначально Тюра почитали как Небесного Отца»; «и, наконец, руна Тейваз напоминает по форме Ирминсуль, символическое изображение Иггдрасиля как оси мира».

«Иггдрасиль связан с одинической мифологией. Слово “Иггдрасиль” буквально означает “конь Игга”, т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина), и отражает миф о мучительной инициации (“шаманском” посвящении) Одина, который провисел, пронзённый копьём, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчёркивает роль Иггдрасиля как пути, по которому обожествлённый шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой»4.

Я эту карту воспринимаю как карту шамана, проходящего инициацию, как Одина на Древе. В любом случае, я думаю, что здесь речь идёт о получении просветления свыше. А пленённая и беспомощная поза человека на карте говорит о полном бессилии в этот момент его человеческого «Я».

Смерть

haindl-deathЯ обещала поговорить о таинственных перьях на заднем плане 11 аркана. Это был птичий хвост. А вот здесь мы видим птичью голову. Что же это за странная птица? Я думаю, нет других вариантов — это Феникс. И что же это за рука смерти с косой? В чём её значение? Когда я начала медитировать на аркан, я погрузилась в состояние полного покоя и лёгкой грусти. Вы видите воду внизу рисунка? Я вошла в неё. Я оставила обувь на берегу. Я оставила свой дом за спиной. Я вошла в холодную воду и поплыла. Вода смывала с меня усталость, боль, память о тяготах, о привязанностях, утратах, любви. Я возвращалась туда, откуда пришла. Такой, какой когда-то пришла сюда, в жизнь, с того берега. На другом берегу была церковь. Там меня когда-то крестили. Когда-нибудь меня там отпоют. И ничего, ничего не осталось у холодной воды на том берегу. Даже чувств, даже мыслей. Только покой и шуршание осоки. И я поняла, что то же самое произошло и с моими ушедшими предками. Они переплыли эту же реку. Вот то, что забирает эта вода. Вот то, что срезает с нас этот серп, прерывая нашу жизнь.

Ещё я видела символ песочных часов (кстати, в некоторых колодах на аркане Смерть изображены именно песочные часы). Почему песочные? Их можно перевернуть. Жизнь/смерть/жизнь/смерть. Как колесо. Также я видела смены поколений. Как дети резвятся под берёзой, потом под этой берёзой проходят старики, потом под ней лежат их кости, а по дороге бегут их внуки. И только берёза всё стоит, размахивая ветками.

Также я видела, как города разрушались, и на их месте строились новые, и так без конца. Не говоря уж об урожаях.

Но есть всё-таки что-то бессмертное в нас. Феникс. Душа человека есть Феникс. Круг возрождения.

Реинкарнация? Или возродимся в своих потомках? Не знаю. Большего мне понять не дано. Я не знаю, возвращаются ли с того берега, или просто имеют продолжение в детях. Это ведь тоже своего рода возрождение.

Теперь поговорим о руне Беркана, которую мы видим в верхнем углу карты. Неменьи пишет, что эта руна соответствует в песнях берёзовой ветви или самой берёзе. А само слово соотносится с инодогерманским «рождать». Ветви берёзы играли особую роль в ритуалах плодородия, поскольку эта руна связана с Фрейей, богиней плодородия. Считалось, что берёза помогает от многих болезней. У кельтов зелёными берёзовыми ветвями накрывали покойников.

И, наконец, о букве Нун в другом углу карты. Регарди пишет, что буква Нун имеет значение «рыба». Астрологическое соответствие — Скорпион, который, согласно легендам, жалит себя насмерть. Магическая формула Нун — возрождение через разложение. Ею пользовались алхимики древности. Благодаря стадии гниения и разложения, они получали чистое золото. Другое применение этой же формулы, по Регарди, относится к психологическому состоянию, о котором говорят все мистики, а именно — к «Тёмной Ночи Души», когда все способности человека временно сдерживаются, но в действительности копятся силы для роста и цветения в свете духовного Солнца. Потому священное животное Нун — жук, представляющий египетского бога Хефру, бога-жука Полночного Солнца, который символизирует Свет во Тьме. В указанном мистическом состоянии вся внутренняя жизнь человека кажется разъятой на части.

Алхимия

haindl-alchemyЗдесь изображён очень сложный процесс. Я крайне неуверенно пишу то, что я поняла, потому что не уверена, что поняла верно. Очевидно, здесь изображено объединение воды и огня, луны и солнца, более того, жизни и смерти. Символ стрельца — огненный, мужской символ и символ стремления. На другой же части карты мы видим чашу, а чаша — женский символ. Кстати, и Лагуз, по мнению Асвинн, — женская руна…

На двух лицах в центре карты — символы воды и огня. Причём символ огня на мёртвом лице, то есть на черепе.

Грудь центральной фигуры мне кажется материнской. То есть я эту карту вижу как символ материнства и смерти единовременно.

Что может означать символ огня на черепе? Вкупе с символом воды на другом лице? Предположу, что огонь в данном случае что-то убивает в воде. Вода обновляется за счёт огня (кипячения). Также приходят в голову ассоциации с мёртвой и живой водой. Но мы не просто что-то очищаем в этом аркане. Мы ещё и объединяем, здесь очень много символов единства.

Попробуем поискать подсказки через дополнительные символы.

Начнём с руны. Вообще руна Лагуз означает воду во всех видах. Неменьи пишет, что в Норвежской рунной песни говориться о «злате»; в Азбуковнике эта руна названа «светлой». Всё это напоминает о древнем мифе, согласно которому море, вода — родина золота. Солнце в мифах тоже рождается из моря. Говоря об этой руне, Один описывает утреннюю зарю и воду как мифический напиток богов («сила асов»), как дождь и росу — «благо альвов», духов роста, и даже как источник Мимира или Одрерир, из которого Один черпает свою мудрость (знание рун).

Прообраз руны — бьющий из-под земли источник. Асвинн пишет, что основные значения руны — озеро, море, и… чародейство, в котором и состоит одна из функций этой руны. В современном оккультном понимании, по мысли Асвинн, озеро или море может трактоваться как астральная субстанция. «Как вода принимает форму сосуда, так и астральная или эфирная субстанция в процессе сосредоточенной визуализации может принимать по воле мага любую форму. Сосредоточенная мысль образует «сосуд», который становится вместилищем для энергии».

Ну, что мы, собственно, и видим на аркане. Сосуд, то есть чашу, и энергию огненного Стрельца.

Теперь о букве. Это буква зовётся Самех. Вновь обращаюсь к Регарди. Самех означает «опора». Путь этот зовётся «Разумом Испытания». Регарди пишет, что, поскольку Стрелец — охотничий знак, то Диана как небесная лучница занимает своё место в ряду соответствий этой категории, как и Артемида. Символ Стрельца — кентавр, получеловек, полузверь. В этом, я думаю, и можно усмотреть причину наличия символов единства на карте. Получеловек, полузверь. Но мало того. На традиционном изображении этого аркана изображается Ангел, Святой Ангел-Хранитель, к которому стремится человек. Стрела, направленная в небо, выражает это стремление.

Таким образом, из всего этого можно сделать вывод, что речь в этом аркане идёт об этапе окончания очищения и начале объединения с С.А.Х.

Дьявол

haindl-devilВ медитации за рисунком карты я увидела символ волка. Символ волка и пса в алхимии означают двойную натуру Меркурия. То же обозначает треугольник (смотрим на три глаза на рисунке, расположенные в форме треугольника). Меркурий-ртуть-душа. То, что соединяет тело и дух. Универсальный дух или жизненный принцип, который пронизывает всё живое существо. Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Это самый важный из трёх принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

На каноническом изображении аркана мы видим двуполое существо с рогами и копытами, красно-зелёного цвета, на одной руке которого написано solve, на другой — coagula. Солюция это растворение прокалённой пудры в минеральной воде, где под минеральной водой разумеется ртуть.

Коагуляция, или «сгущение» — на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие камень.

Сера — мужское и устойчивое, ртуть («меркурий») — летучее и женское.

Согласно Геродоту, сера и ртуть — активное и пассивное начала, синонимы мужского и женского.

Так как в алхимии я соображаю слабо, то за материалами пришлось влезть вот на этот сайт: http://www.enneagon.ru/en/talk/166.

Сам рисунок этого аркана — это что-то до бесконечности любопытное. Вот у этого овна на лбу прям Лучезарная Дельта изображена, как есть. Его последний, третий и самый верхний глаз сам по себе заключён в треугольник.

Потрясающее по своей сложности и красоте изображение.

Давайте разберёмся с руной в верхнем углу карты. Это руна Альгиз. Вот тут мы снова можем видеть, что речь идёт о двойственности: с этой руной связан миф о двух братьях Видаре и Валли. Их ещё называют «Альки», то есть защитники. Эти боги будут жить и действовать после Сумерек богов. Они отомстят за смерть Бальдра и Одина, почему их и считают новыми воплощениями обоих. Имена богов означают «Повсюду Владетельный» и «Побеждающий», причём Val означает также и смерть, а не только битву или смерть в бою. В природном мифе они олицетворяют утреннюю и вечернюю зарю. Оба бога-близнеца охраняют дом и храм, отводя от них злые силы. (Этот материал я взяла, по обыкновению, у Неменьи.) Фрейя Асвинн пишет, что эта руна — могущественный проводник, канал, по которому энергии богов поступают к человеку, а энергия человека — к богам. Альгиз сравнивали с радужным мостом, соединяющий Асгард с Мидгардом, — единственной дорогой, связывающей эти два мира. Также Асвинн указывает на то, что Альгиз в своём прямом положении олицетворяет мужское начало и устремлённость сознания вверх. Символом этого служат ветви Иггдрасиля, чьи ветви тянутся к небу.

Теперь о букве в другом углу карты. Буква Айн. Здесь я вновь обращаюсь к Регарди. «Произносится “Айин” (с лёгкой назализацией) и означает “глаз”». «Здесь подразумевается Глаз Шивы, который, по преданию, атрофировался и превратился в шишковидную железу. С точки зрения астрологии это Козерог, горный козёл, скачущий всё дальше и выше, смелый и бесстрашный, не спускающийся с горных вершин». «Айин представляет духовную творящую силу божества, которая, открыто проявляясь в человеке, превращает его в Эгипан, “Всё”». «Этот путь символизирует богочеловека, нетерпеливого и восторженного, сознающего свою Истинную Волю и готового отправиться в долгое и утомительное путешествие во имя искупления мира». «Название пути — “Обновляющий Разум”».

Башня

haindl-towerЗдесь нет, как у Кроули, обещания, что после потопа будет и «новая земля». Здесь просто взрыв, всё разрушается. Что будет потом? Мы не знаем, нам ничего не говорят об этом. Важно не это. Важно другое: того, что было, больше не будет. Что же рухнуло? А всё. Структура. Мир. Хейндль изобразил огромное здание с множеством флагов разных стран. Так вот, старый мир рухнул. Весь. Что теперь? Не знаю. Но того, что было — больше нет. И никогда не будет. Мне этот аркан напомнил о событиях 11 сентября, разрушенных башнях-близнецах. Чисто марсианская сила, разрушительный напор, и всё. Да, конечно, на месте башен потом построили другие здания, жизнь продолжается. Но башен больше нет. Они разрушены. То есть разрушение здесь не в смысле, что рушится старое, чтобы возникло новое. Здесь разрушение ради разрушения. А будет там потом что-то или нет — неважно, аркан не об этом. Как и башни разрушали не затем, что на их месте выросли новые постройки, а просто, чтобы разрушить башни.

Здесь рухнуло не что-то, а весь мир, на что указывает множество разных флагов. Ещё, конечно, вспоминается миф о Вавилонской башне. Она рухнула, а люди перестали понимать друг друга, раньше говорили на одном языке, а стали на разных. Может быть, здесь имеется в виду обратный процесс? Раз рушится многообразие, многоязычие, то, возможно, после этого краха мир должен прийти к единству? Что из этих двух трактовок верно? Разрушение разноязычия ради единства или просто крах ради краха? Не знаю.

О руне Ир, изображённой на карте, пишут: «Гнев, ошибка, изгиб, страсть. Безумие, замешательство, иллюзия. Тис, связь плотной материей, бессознательность. Возвращение к началу цикла, осознание того, что мы всегда находимся в начале пути», «Седьмая и последняя ступень посвящения Одина: возвращение к ясеню Иггдрасилю, началу и основе всего». Вот уж в арманическом футарке я разбираюсь слабо, но приведённые цитаты, тащенные с просторов Рунета, по-моему, по смыслу, очень подходят к аркану.

Теперь о букве Пе. Опять-таки, из Регарди: «Значение Пе — рот»; «Астрологическое соответствие — Марс, и поэтому данный путь включает атрибуции сферы Гебура, хотя и на менее духовном уровне».

Звезда

haindl-starОчищенная, обновлённая, возрождённая в Духе душа. Женская фигура — душа. Звезда над нею — звезда Духа. Эти воды — воды очищения и крещения. Как воды Иордана. Это душа возрождается в Духе. Начитавшись про алхимическую символику, осмелюсь предположить, что это та самая звезда, появление которой свидетельствует об успехе Работы на её начальном этапе.

Ещё этот образ у Хейндля мне напомнил сказку об Ослиной Шкуре (которую опять-таки упоминает Канселье). Мне кажется, что это момент снятия принцессой омерзительной шкуры. Сейчас она предстанет уже как принцесса, во всей своей красоте и юности.

Лично мне больше об этом аркане сказать нечего.

Поэтому поговорим о руне, и я снова обращаюсь к Неменьи. Это одна из моих любимых рун, Эйваз. Неменьи пишет, что англосаксонская рунная песнь упоминает здесь тис, дерево, почитавшееся как хранилище огня, также и тисовый лук. У германцев и кельтов тис играл важную роль как тотем и как дерево мёртвых, его часто сажали на кладбищах, чтобы отгонять демонов, также его ветки расставляли в домах для защиты от ведьм. Руна также означает некое подспудное действие, скорее сего, враждебное и хитрое, как у затаившегося лучника, поскольку Один руну использует, чтобы привлечь любовь девушки. И вот тут нам Неменьи явно не хватает. Обратимся ещё к Фрейе Асвинн. Она пишет, что Эйваз — не что иное, как Иггдрасиль. То есть эта руна связана с испытанием, которому подвергся Один на ветвях Иггдрасиля, чтобы получить руны. Ради этого Один превзошёл оба состояния — жизни и смерти. Так он превзошёл сам себя и превратился из Игга в Одина. То есть это руна Посвящения, Трансформации.

Теперь о букве. Это буква Цаде, что означает «рыболовный крючок». Информацию об этой буквы я списываю у Регарди. Итак, он пишет, что астрологическое соответствие буквы — знак Водолея, а дополнительное название данной карты Таро «Дочь Небосвода. Живущая меж Вод». Он пишет, что это путь чисто женский, поскольку соединяет Венеру с Луной. Его главное соответствие — Юнона, которая охраняла женский пол и отождествлялась с самим духом женственности. Египетские эквиваленты — Ахепи и Аруэрис. В примечаниях автор поясняет, что Аруэрис означает «Гор Старший», он был владыкой небес, а Ахепи — Сын Гора с головой обезьяны.

Луна

haindl-moonВопреки привычным изображениям аркана, здесь не одно светила, но два. А вышек-башен нет.

Самое ближнее к нам светило — это луна. На заднем плане второе, солнце. Итак, мы видим здесь дорогу к солнцу. Её преграждает нам огромный чёрный зверь. Зверь мифический, единорог. То есть это тёмный фантастический образ, иллюзорная, хотя и страшная, преграда на пути.

Его как бы атакует вылезший из вод красный рак. Рак, как мы знаем, способен пожирать всё лишнее (см. книгу О. Вирта), в данном случае он олицетворяет собой разум, способный бороться с иллюзиями и монстрами подсознания. Таким образом, здесь рак отгоняет от нас иллюзии, преграждающие дорогу к солнцу, помогает выйти из мрака, лунного тумана иллюзий.

Здесь нет башен, которые преграждают выход. Единственная преграда здесь — это чудовище, порождённое сном разума.

И, преодолев её, мы выйдем на освещённые солнцем поля.

Тут можно вспомнить, что на аркане Луна из Таро Тота изображён скарабей, символ восходящего солнца. Опять же, и Вирт нам напоминает о том, что раньше на этом аркане изображали не рака, но скарабея.

Руна вверху аркана называется Отала.

Согласно Неменьи, прообразом руны служил огороженный участок, культовое святилище, священная территория двора и жилища освящённое владение. Таким образом, Отала означает защищённость, безопасность, укрытость внутри ограды, а также запертость, скрытость, недоступность.

Асвинн же пишет, что эту руну можно сопоставить со стенами Асгарда.

Таким образом, этот путь ведёт в Асгард. Мы близки к цели путешествия.

Давайте разберёмся с буквой в другом углу карты. Это Коф, что означает «затылок». Регарди пишет о ней, что её Йециратический титул — «Телесный Разум», астрологическое соответствие — знак Рыб.

Мне кажется, это о том, что человек, прошедший весь путь вплоть до этой точки — уже вскоре не будет подвластен лишь Телесному Разуму, но превзойдёт его. Тем более, Регарди пишет в статье о букве Коф, то есть пути, соединяющем Нецах с Малкут, об Иисусе из Назарета, которого иногда называют Рыбарём, а также о том, что индуистское соответствие Коф — Вишну в Аватаре Матсья, или рыба.

Солнце

haindl-sunМедитация на этот аркан напомнила мне об Эдеме. Залитые солнцем поля за розой — это те поля, на которых Адам и Ева ещё могли говорить с Богом свободно, как дети с отцом. Это тот самый первозданный Сад, где они когда-то гуляли в блаженном неведенье, что есть зло. Это состояние прямого и беспрепятственного диалога с Богом. Когда Он совсем-совсем рядом. Роза, собственно, есть символ души, полностью раскрытой для Господа, символ завершения Работы и Воссоединения.

Поскольку мне даже больше сказать об этом больше нечего, то займёмся руной.

Это руна Гебо. Неменьи пишет, что в англосаксонской рунной песне она означает дар, подарок. Само имя руны происходит от индогерманского слова, означающего «охватывать, захватывать, удерживать, иметь, владеть, укрывать». Также Неменьи добавляет, что этот знак часто считают прообразом символа солнца — креста с четырьмя равными перекладинами. Асвинн пишет, что общий магический принцип Гебо — это примирение противоборствующих сил или объединение сил, дополняющих друг друга. На эзотерическом уровне эта руна означает дары, полученные людьми от богов. И ответные дары, которые человек приносит богам. Приведу полностью цитату: «На самом высоком уровне жертвенный дар превосходит и дарителя, и того, кто принимает дар. Это влечёт за собой слияние дара, дарующего и принимающего дар, в неразрывном единстве: все преграды растворяются, из безупречной жертвы рождается мистическое единение, и “эго” человека сливается с божественным сознанием, именуемым также Высшим Я. Принесение в жертву своего я высшему Я — центральная мистерия одинического посвящения».

Собственно, теперь, кажется, уже окончательно всё ясно.

Тем не менее, разберёмся ещё и с буквой Реш. Регарди пишет, что Реш означает «голова». С этим путём соотносится Солнце и все его символы. Божества солнца: Ра, Гелиос, Аполлон и Сурья (Сурья — это ведический бог солнца, который был также «богом просветлённого ума»). Цвет Реш — жёлтый, животные — лев и ястреб, металл — золото. Драгоценный камень — хризолит, напоминающий солнце своим блеском. Йециратический титул — «Сосредоточенный Разум».

А как слово «хризолит» напоминает «хризолиф», то есть философский камень…

Суд, Эон

haindl-aeonСосредоточив свой взгляд на этой карте, первое, что я увидела — распускающийся бутон розы. Это очень красноречивый символ. Распустившаяся роза — это символ души. То есть на этой карте изображено зарождение в Духе. Воскрешение «в теле света». «В некоторых традициях оно называется “энергетическим телом”, “внутренним телом” или “тонким телом света”. Однако Христово Тело Света, — это Тело во всей своей целокупности, это преображённая плоть, полностью подчинённая Духу».

Так вот что означает зародыш в центре карты! Зарождение в Духе. Или иначе — воскрешение. Недаром же в классических колодах на карте Суд рисуют поднятие из могил. «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Мф. 28:6).

Также я увидела прорастание зёрен, которые означали воспламенение искр божиих в душе человека.

Затем перед моим взором открылся огненный грот, огненные врата. Как все, вероятно, помнят, буква Шин, изображённая вверху карты, обозначает огонь. О чём этот символ?

Огонь преисподней сожжёт полностью всё, чем ты был, всего тебя, и возродишься в Духе. Станешь, как Феникс. Сгоришь до пепла, возродишься на полях Осириса. («Поля Иалу (египетское “поля камыша”) — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса».)

Вот что пишет о букве Шин И. Регарди: «Йециратическая стихия Шин — огонь», «Скрытое значение этого пути — Святой Дух, нисходящий в виде языков пламени (что напоминает апостолов Христовых на Пятидесятницу), и все его атрибуции имеют огненную природу», «Аид — греческий бог огненной преисподней, равно как Вулкан и Плутон».

То есть здесь мы имеем дело с трансформацией души, которая происходит в преисподней перед её воскрешением. О том же нам говорит и руна Перто. Геза фон Неменьи пишет о ней: «Имя “Перта” означает “прятать, скрывать” (…) так же, как имя Holle происходит от verhullen — “скрывать, укрывать”. Имя же Holle или Holde связано, в свою очередь, с богиней царства мёртвых Хель». «Все эти имена суть имена богини земли». Далее Неменьи пишет, что священное дерево Перхты-Хольды — яблоня, что следует из связи руны Перто с именем англосаксонской руны Квеорд, а в кельтской огамике это совсем новое имя придано знаку «qeirt», что в кельтском обозначает яблоню. Кроме того, об этом свидетельствует сказка про Госпожу Метелицу: «Здесь в подземном мире растёт яблоня. Яблоки символизируют вечную юность в том ином мире, где правит богиня». Далее читаем: «В отличие от руны Урус, обозначающей богиню Фриггу как богиню жизни и смерти (…), руна Перто больше соответствует именно смерти (Хель), однако обещает и возрождение»; «…Перхта, смерть и возрождение, жизненный путь, воскресение…»

Не об этом ли процессе говорит нам формула VITRIOL в масонском храме? «Слово “VITRIOL”, по мнению английских, да и большинства масонских исследователей вообще, является аббревиатурой латинской фразы “Visita Interiora Terra Rectificando Invenies Occultum Lapidem”, что означает “Посети недра Земли — и путём очищения там обретёшь сокровенный камень”».

Теперь о Единстве. На карте мы видим лёд и огонь, высь и недра. Во время медитации я увидела чёрно-белые клетки масонского храма и услышала указание: «Только достигни равновесия, иначе не добьёшься, иначе погибель»; «Весы на Суде в египетском мифе об этом, иначе будешь низвергнут, а не возвышен!» Вот выдержка из книги И. Рака о суде Осириса: «Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую — перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Ам(ма)т — “Пожирательнице”, чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным».

А теперь вспоминаем, что на классическом изображении аркана «Суд» в Таро Уэйта на флаге трубы архангела изображён равносторонний крест, то есть символ равновесия стихий. Поскольку про розу уже всё было сказано выше, то можно сделать вывод, что в карте зашифрован символ розы, расцветшей на кресте.

«Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Мф. 28:6)5.

Вселенная

haindl-universeЗмей, объявший собой всю Вселенную. Или, правильнее сказать, создающий Вселенную?

От его дыхания создаются и уничтожаются небесные тела. Он — дыхание Космоса.

С руной у меня здесь возникли проблемы. Дело в том, что Хейндль в этой колоде использует арманический футарк, творение Гвидо фон Листа. А я не люблю арманический футарк настолько, что даже его не знаю.

До сих пор я давала значения соответствующих рун классического футарка. Но здесь так не получится. Потому что такой руны в классическом футарке просто даже и нет. Поэтому я воспользуюсь цитатой из книги Зигфрида Адольфа Кюммера: «“Ge” — Гея-Земля, Бог (“Got”), дар (“Gabe”), “Gibor” — “дарующий”; руна фюрфоса (“Fyrfos”), свастики, огня любви, постоянного творения и вечного перерождения. Гибралтар, “Gibor-All-Tar”, алтарь Дарующих Все-Отцов. Руна “Ге” представляет собой крест, символ времени, Соединения двух самостей, двух сил. “Gib-Ur” — дар Изначального, искра Господня в человеческих сердцах. “Gibur Arahari!” — “Человек, ты (един) с Богом!” — или — “Даруй нам Изначальную Силу, Душа Солнца!”. Числовое значение — 18»6.

Ну что же. По смыслам подходит это описание. Постоянное творение и вечное перерождение Космоса, например.

Также, безусловно, подходит значение «Бог», поскольку кто ещё может постоянно творить Космос? И весьма подходит значение «Человек, ты един с Богом!». Поскольку это последний аркан в колоде (вопрос — считать ли последним этот аркан, или всё-таки последним считать Дурака, я считаю открытым), то речь идёт об окончательно завершённой Работе. Сиречь о полном слиянии с Божественным и растворении в Космосе. К чему, собственно, и стремились.

Теперь о букве в другом углу карты. Согласно Регарди, эта буква Тав означает Т-образный крест. Он пишет, что этот путь символизирует одновременно а) низший осадок астрального плана, с которым соотносится Сатурн как великая астрологическая пагубная сила (то-то у меня ощущения от карты были тяжёлые, и змей казался скорее пожирающим и угрожающим, чем чем-то светлым), и б) вселенную в целом, представленную Брахмой и Паном как общей суммой всех разумных существ. В последнюю категорию входит Гея, персонификация Земли. Сюда же относится древнескандинавский Видар, чьё имя указывает на нетленную природу мира, подобного бескрайним вечным лесам. Напоминаю, что в описании руны тоже говорилось о Гее-Земле. Сатурн также был богом Земли, который научил людей земледелию. Однако, пишет Регарди, в связи с пунктом а) мы имеем Себека, бога-крокодила, олицетворяющего самую грубую форму материи.

Однако образ Себека не столь прост. Вот что о нём пишет В. Солкин: «Себек на протяжении всей истории своего культа сохранял наиболее агрессивные качества животного, о чём говорят его эпитеты: “острый зубами”, “любящий разорение”»; «В египетской традиции крокодил предстаёт воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период её неукротимого половодья. В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме…»; «Главный культовый центр Себека находился среди топей Фаюма, древней Та-ше, — “Земли озера”. Здесь в древности было огромное количество рептилий, обитавших на островах и в прибрежных зарослях озера Себека, которое в наши дни называется Карун; крокодилы здесь были символами первозданной стихии воды, великого океана Нуна, на поверхности которого в облике Себека поднимается бог-творец, выползая на отмель, становясь духом Нила и его плодородного паводка». «Тексты порой называют Себека не просто благим, но и “прекрасноликим”, причём красота считалась неотъемлемым атрибутом многих поздних ипостасей этого божества…»

На каноническом же изображении аркана «Вселенная» или «Мир» изображена женская фигура в венке из цветов, Дева Мира. Это придаёт тридцать второму пути дополнительный смысл, поскольку он спускается к Малкут, с которым Зоар соотносит конечную Хе — Дочь, внизу отражающую верхнюю Шехину.

Дурак

haindl-foolИтак, наконец-то, вот мы и дошли до сути. Господин Шут. Шут не является ни началом, ни концом колоды. Чтобы в этом убедиться, следует разложить Старшие Арканы по кругу. Тогда Шут будет и началом, и концом, и точкой перехода. Кстати, о футарке, который также всё время фигурировал на арканах Таро Хейндля. Его тоже обычно раскладывают в круг. Что есть круг? Круг есть целостность. Иногда окружностью обозначают Бога или Вселенную, которая, как мы знаем, бесконечна.

Впрочем, мне показывали ещё одну схему: младшие арканы выкладывали квадратом, внутри квадрата из Старших Арканов выкладывали треугольник, а в центре треугольника размещали Шута. К этой схеме мне дали пояснение, что Шут может направляться куда угодно, в любую точку, в любой аркан, он абсолютная и непредсказуемая свобода. Так и просится фраза «Дух дышит, где хочет». Что особенно актуально, если вспомнить, что на каноническом изображении Шута на его одежде изображён знак Духа или Воздуха (колёсико со спицами), которое так и называется — Spiritus. Ещё можно перевести как «дыхание». Шут относится к стихии Воздуха, а воздух имеет обычай проникать куда угодно.

Теперь немного о другом аспекте. Почему, собственно, Шут? Известно, что иногда шуты бывали мудрее королей, которым они служили. Вспомнить хотя бы такого исторического персонажа как Станек. По слухам, мудрейший человек был. У Эжена Канселье упоминается такой образ посвящённого: человек в шутовском наряде с зашитым ртом. Таковым он полагал Эттейла, который, по мнению Канселье, лишь изображал из себя фигляра, на деле занимаясь серьёзнейшей алхимией.

Меня несколько смущает рана на груди лебедя на данном изображении аркана. Что это значит? Отсылка к образу Пеликана, который кормит своей кровью птенцов?.. Я могу только догадываться.

В любом случае, в образе Шута я вижу образ Учителя. Вспомним, скольких мудрецов осмеяла толпа.

Теперь о букве Алеф. Регарди пишет, что буква Алеф означает «бык» и служит символом производящей природы. Алеф соотносится со свастикой, иероглифом, который выражает представление о первозданном движении Большого Воздуха, закручивающего хаос в Творящий Центр. Свастика также соотносится с первой Сфирой, Кетер. Алеф разделяет природу Кетер и называется «Сверкающим Разумом». Букве соответствуют Хоор-Паа-Краат, Зевс и Юпитер в аспектах стихийных сил природы.

Теперь о руне Вуньо. Согласно Неменьи, название руны означает «блаженство, радость, колос ржи», также «искать, гнаться за чем-либо, вожделение, стремление»… Он уверен, что одним из древних значений руны было «блаженство». И одновременно Неменьи пишет, что Вуньо очень похоже на слово Wunsch — желание. В некоторых текстах Одина называют «Оски», исполнителем желаний. «Таким образом, мы можем считать персонифицированное Желание понятием, замещавшим в Средние века фигуру Одина-Водана, поэтому то, что исполнение желаний занимает место в конце данного атта, представляется вполне закономерным». Речь идёт о первом атте, посвящённом Водану.

Вот после всего этого я и задаю себе вопрос: а не изображён ли в шутовском наряде на карте сам Бог? Сам Один?

Существо, которое изначально Богом не было, но стало им, пройдя Посвящение, пройдя весь круг футарка. В пользу этой версии говорят некоторые сказания, в которых Один появлялся под видом нищего бродяги, лишь потом проявляя себя как Бог…

5 В статье были использованы ссылки на следующие источники:

6 Если кому интересно, цитату нашла вот на этом сайте:

http://www.libma.ru/yezoterika/tainy_run_nasledniki_odina/p3.php