4. Основы самоцелительства и образа жизни мага

Цикл лекций «Основы магии»:
4. Основы самоцелительства
и образа жизни мага
Fr. Nyarlathotep Otis, 04.11.20141

Из-за плохого качества записи — особенно реплик слушателей — многие диалоги могут быть переданы неточно, а другие совсем опущены.

Fr. Nyarlathotep Otis: Напоминаю, что сегодняшняя лекция не единственная, а представляет собой часть цикла. Соответственно, я буду часто ссылаться на предыдущие лекции. Цикл называется «Основы магии», в нём я в общих чертах рассказываю о некоторых своих практиках. Мы уже рассмотрели тему биоэнергетики, сегодня у нас самоцелительство, а дальше попробуем по сновидениям.
Сразу говорю, что сегодняшняя тема «холиварная». Всё, что касается самоцелительства как такового, проходилось на двух предыдущих лекциях — «Магическая анатомия» (про чакральные системы) и «Энергоподпитка». Того, что там давалось, вполне достаточно, чтобы быть здоровым и уметь себя поддерживать в нормальном состоянии. Основное было там, а сегодня мы пойдём по более тонким вопросам.
На предыдущих занятиях я подчёркивал, что вести речь о биоэнергетике невозможно без знания об анатомии и физиологии:

Я уверен, что в этом меня многие из присутствующих поддержат, поэтому сегодня будем касаться и этой темы, но только немножко. Момент, который рассматривался на прошлой лекции как основа самоцелительства — это, так сказать, энергоблоки человека:

Вообще, анатомические моменты, система чакр, тема подпитки и резервные энергоблоки — это то, что надо помнить, когда мы разговариваем о поддержании здоровья и самолечении. Вот карикатура:

В серьёзных вопросах никогда не помешает обратиться к врачу, всего мы знать не можем, даже о себе. Конечно, не стоит принимать слова врача на веру и делать всё, что он требует, тем более — покупать все лекарства, которые он выпишет. Но, во всяком случае, полезно иметь мнение квалифицированного специалиста, прежде чем заниматься лечением чего-то более серьёзного, чем простуда.
Когда мы говорим о медицине, надо учитывать, что есть официальная медицина, а есть медицина народная:

Если с официальной медициной всё более-менее понятно, то народная — это тема очень разнообразная, иногда странная, иногда опасная. При бездумном использовании народных средств может, как на карикатуре выше, вырасти и что-нибудь похуже этого хвостика 🙂 Правда, при использовании многого из того, что сейчас входит в официальную медицину, такое тоже не исключено. Но с народной медициной действительно сложнее — во-первых, потому что народов существует много, а во-вторых, потому что много самих направлений. Одно из самых изученных и действенных народных средств — это траволечение:

Естественно, по этой теме сейчас не буду говорить, т. к. я не большой специалист, а тема весьма обширная. Многие направления народной медицины попадают в категорию заблуждений и суеверий:

На первом месте в этой табличке стоит альтернативная медицина. Почему это может быть опасно — потому что те, кто обращается к альтернативщикам, как правило, используют альтернативные методы не как дополнительные, а как замену официальному, более материальному лечению. И потому не получают вовремя нормальной медицинской помощи — со всеми вытекающими последствиями.
Сразу отдельно хочу поговорить о таком «замечательном» явлении как гомеопатия:

Думаю, все в курсе, что это такое. По сути, это разбавление каких-то активных веществ до сверхмалых доз — настолько сверхмалых, что практически от исходного вещества ничего не остаётся. Если какой-то эффект в этом случае и может быть достигнут за пределами плацебо, это касается уже оккультного дискурса, а не медицинского. В основе гомеопатии лежит принцип симпатической магии «подобное лечится подобным»: для лечения заболевания используются сверхмалые дозы веществ, вызывающих симптомы, схожие с самим заболеванием. Относить это к медицине — типичное смешение дискурсов: или нам надо говорить с медицинской точки зрения, и тогда это чистой воды плацебо, или уж с оккультной.
Игорь Спрейс (кандидат медицинских наук, мануальный терапевт, невролог, рефлексотерапевт): С классической медицинской точки зрения гомеопатия — не только абсурд: как может быть лекарством одна молекула на бочку воды? Как можно больным людям рекомендовать красиво упакованную воду? И недешёвую. Что это с этической точки зрения и юридической?.. Но как быть с тем, что есть положительные результаты, когда таки помогает? Во-первых, гомеопатия — не исключение, ведь доказано, что эффективность большинства популярных препаратов обусловлена просто-напросто так называемым эффектом плацебо, когда человек верит, что это лекарство ему поможет. Также любой нормальный врач знает, что один и тот же препарат, или рецепт, или процедура оказывают совершенно разный эффект при назначении разными врачами. Парадокс, но факт. Особенно заметен эффект, когда реально авторитетный врач уверенно назначает лечение, объясняет, почему именно этот препарат или процедура будет эффективным, и когда и как будет достигнут нужный результат. На что-то наталкивает такой ход мысли? 🙂
Во-вторых, цитируя Михаила Жванецкого, давайте будем спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел. Как часто бывает в медицине, больше всего спорят люди, кто не имеет даже минимального представления о методе и, естественно, опыта применения. Ибо всё-таки, как говорили классики, практика является критерием истинности.
Относительно гомеопатии, спор обычно такой. С обычной точки зрения, гомеопатия состоит в последовательном разведении, когда на ампулу берут пару молекул вещества, а иногда и ещё меньше (статистически, их там может и не быть вовсе). Соответственно, при попытке объяснить лечебный эффект нельзя обойтись без концепции энергии, для передачи которой каким-то образом записывается и откладывается информация. Отношение к методу может быть разное даже у тех, кто занимается официальной медициной. С одной стороны, многие считают, что там нет никакого лечебного действия, и это исключительно профанация и зарабатывание денег. Потому что люди жаждут чего-то необычного, какого-то чуда, и примерно в 30-40% случаев положительный эффект достигается благодаря вере в действенность этого средства (собственно, эффект плацебо). С другой стороны, есть и кое-что, что немножко пошатнуло мою железобетонную уверенность в том, что всё это лажа. Один мой знакомый доктор проводил исследования на диагностическом аппарате, в том числе приходилось изучать ему и результаты воздействия гомеопатических препаратов. Человек это был очень хороший, здоровый такой. И вот осень, грипп свирепствует… И самое интересное — что через него шёл постоянный поток людей, и гомеопатические препараты давали результаты не хуже, чем официальные. Это первое, на что я обратил внимание. Во вторых, что действительно вызвало интерес. Есть аппарат, определяющий проводимость тела. Принцип действия аппарата какой? Берётся человек, подключается два электрода: один берётся, например, в руку, а другим по специальной схеме проводят по разным точкам тела. Есть несколько методов, и один из них очень простой технически: используется электрический щуп, им проводят по телу, и в месте, где активная точка, совершенно другие показатели, там будет большая проводимость. Проверяют одну сторону, потом другую, и при проверке оказывается, что биологически активные точки они на самом деле есть. Причём заключение, которое делается исходя из этих данных, очень точно совпадает с тем, что имеется в различных эзотерических системах.
Теперь ближе к гомеопатии, даже смежная такая тема. На приборе были электронные записи реакций на различные вещества, болезни, паразитов и всякую гадость. Прибор разработан и используется новосибирской группой, работающей по методикам академика Козырев. Берётся пробирка с вирусами, через неё проходит свет, за этой пробиркой стоит другая, с чистой водой — и она даёт тот же результат, что и в первой. Я не знаю механизм, не копал по технической части, это какие-то электронные технологии. Но важен факт: что можно возбудителей разных болезней можно опознавать по таким электронным «отпечаткам».
И непосредственно к теме. Гомеопатия — метод работающий, но сильный заряд идёт от человека. Масса людей пыталась работать, но эффект у них отмечается нулевой или на уровне плацебо. Но два человека, с которыми мне приходилось работать, использовали гомеопатические методы — более того, гомеопатические с определённым техническим оснащением: при болезни позвоночника и при язве желудка у детей, — и эффект у них определённо был.
Fr. Nyarlathotep Otis: То есть, фактически, какое именно вещество там разводят, значения не имеет. Получается, что это магическая работа, биоэнергетическая или что-то в этом духе.
Игорь Спрейс: Вещество имеет значение. Работа идёт либо через прибор, либо прямо через настрой. Причём это не чисто мыслеформа, а вот эти крохи вещества: бывает, что от неправильно подобранного вещества человека тошнит, хотя оно же нормально работает на других. Причём это бывает только с неподготовленными людьми, а кто прошёл месячные курсы — действовать начинает гораздо эффективнее.
Fr. Nyarlathotep Otis: То есть, зависит и от самого человека? Но именно это и показывает, что влияние идёт не на чисто биохимическом уровне.
Игорь Спрейс: И второе (по-хорошему, это всё надо показывать в формате самостоятельной лекции). Эта же фигня есть и в смежной практике. Есть такая вещь как мышечное тестирование: проверяется какая-нибудь мышца, определяется сильная фаза. Можно тестировать реакцию на какой-то препарат, «вещества», лекарства и всё остальное, причём человек не знает, когда что используется, а симулировать это нереально. Мы проверяли на алкоголе: качественный напиток — положительная реакция, держится нормально, а если какая-нибудь бадяга — стрелка прыгает. И ещё на косметике испытывали: подходит для какого-нибудь человека или не подходит. То есть здесь наблюдались конкретные признаки биологической реакции — которой, вроде бы, в таких случаях не должно было быть. Полный разрыв шаблона.
Fr. Nyarlathotep Otis: В любом случае по тем данным, которыми я располагаю, единственное, что делает гомеопатическое средство — это магическое, биоэнергетическое воздействие, а не медико-биохимическое. В этом смысле использование гомеопатических препаратов не отличается от работы с церемониальной магией — призыванием духов, связанных с конкретной болезнью:

Когда мы говорим о поддержании нормального здоровья, надо помнить об одной банальности. Это банальность выражена на картинке, приведённой ниже, и заключается она в любви к самому себе, включая своё собственное тело:

Если мы регулярно «забиваем» на своё тело, то тело — рано или поздно, в тех или иных формах — отомстит не отомстит, но нехорошо на это отреагирует. В связи с этим надо помнить, что тело — это не нечто противоположное нашим «духовным» сторонам, а это основа всего более высокого. Это знают все традиции, более или менее работающие с восхождением на те или иные уровни. Тема очень серьёзная, если мы будем говорить об индивидуации, то разберём эти моменты более подробно. Суть в том, что наша материальная, физическая сторона — это база для всего остального, а не то, от чего следует отказаться для более высоких уровней. Слева — пирамида Маслоу, элемент более-менее официальной психологической науки, справа — Древо Сфирот, более «традиционно колдунская» вещь, но суть остаётся той же самой:

Нижний этаж Древа (Малкут) — фактически то же самое, что нижний этаж пирамиды (физиологические потребности), и в других системах мы можем найти то же самое. Если мы оставляем «дырки» на уровне физического тела, то и на более высоких уровнях будет обвал.
Почему я говорил о «холиварности» сегодняшней темы — потому что сейчас мы затронем такой вопрос как здоровый образ жизни. Вот популярная картинка на эту тему:

И, на мой взгляд, картинка правильная: рациональное питание, искоренение вредных привычек, закаливание и занятия спортом, правильный режим труда и отдыха. Вопрос в том, какое питание считать рациональным, какие привычки — вредными и т. д. Когда говорят о здоровом образе жизни в популярном представлении этого термина, то обычно забывают о таком «маленьком» моменте: что все люди разные и физиологически, и психологически. У них разные потребности, и много чего ещё разного:

Сейчас немного поговорим о рациональном питании. Когда говорят «рациональное питание», то в эзотерических или околоэзотерических диспутах чаще всего речь идёт о переходе к вегетарианству, к веганству (строгому вегетарианству), сыроедению, и так вплоть до «праноедения»:

Не обращайте внимания на это. Это часто используется как элемент «духовной гордыни» (см. «10 болезней, передающихся духовным путём», в лекции по чакрам): мол, какие мы продвинутые, как мы заботимся о каждой твари на земле. Вопрос здорового питания сводится в представлении таких людей к уменьшению процента животной пищи, потом к уменьшению в том числе и растительной пищи и, в конце, к полному ангелоподобному состоянию. С моих телемитских позиций, когда речь идёт не только о еде (но сейчас мы будем говорить о еде), важнее не то, какие конкретно продукты мы потребляем, а то, насколько мы понимаем, для чего мы это делаем. Сегодня я думал провести лекцию на более открытую аудиторию, но тут большинство в курсе, что такое Ритуал Воли:

В том ордене, в котором я состою (Ordo Templi Orientis), это одна из основных практик. Это простейший ритуал, который себе можно вообразить. Традиционно его делают перед едой, но можно предварять им любое действие. Вчера, кстати, такая занятная история случилась. Собираюсь принять ванну, говорю: «Пойду купаться». Дочка спрашивает: «Зачем тебе купаться?» — «Чтобы быть чистым». — «А зачем тебе быть чистым?» — «Чтобы не чесаться, чтобы хорошо пахнуть и пр.» — «А зачем тебе не чесаться, быть чистым и пр.?..» И тут только я понимаю, ЧТО за вопросы она задаёт! И завершаю Ритуал Воли уже осознанно. Вообще она у меня в теме этого ритуала, я иногда провожу его с нею, а сейчас фактически она провела его со мной.
А вообще традиционно порядок ритуала такой. Постукивания (это «пляски с бубном», так сказать, не будем сейчас их озвучивать). Вначале заявляется: «Поступай в согласии со своей Волей (или: “делай что желаешь”) — таков весь Закон». После этого начинается диалог — или с самим собой, или c присутствующим за столом. Задаётся вопрос:
— Что мы желаем?
— Мы желаем есть и пить.
— Для чего мы желаем есть и пить?
— Чтобы укрепить тело и дух.
— Для чего мы желаем укрепить тело и дух?
……………………………………………………………………..
Там ставится длинное многоточие, и всё заканчивается фразой «чтобы свершить Великое Делание». Концепция Великого Делания восходит к алхимии, но, по большому счёту, это максимальная самореализация. И там опять «пляски с бубном» для завершения (определённые ритуальные фразы и постукивания), которые в нашем контексте сейчас значения не имеют (подробнее я рассказывал об этом ритуале на лекции III семестра «Введение в этику и магику Телемы»).
Если мы совершаем какое-то действие — совершенно мирское действие, например, принятие ванны или принятие пищи, — но при этом мы осознаём, для чего мы это делаем, и представляем цепочку, подобную приведённой выше — как это мирское действие приводит нас к духовно-магическим целям, — то это мирское действие является частью магической практики. Соответственно, если говорить о питании, то такое питание становится, фактически, «здоровым питанием» — с той или иной поправкой на физиологию (понятно, что от ритуала мышьяк не перестанет быть ядом :)).
Теперь перейдём к вопросу вегетарианства. Строго говоря, даже те животные, которые считаются вегетарианцами, далеко не всегда такими являются. Вопрос в том, растительноядное или животноядное это животное, достаточно сложный, те же коровы и олени, например, спокойно едят мышей и других мелких животных. На первой лекции я говорил о связи биологии с оккультными дисциплинами. Есть, как минимум, три глобальные биологические дисциплины, которые говорят о том, что человек не является вегетарианцем по своей природе. Первая из них — это теория эволюции, где очень чётко — и по ископаемым останкам и по другим признакам — видно, что мясоедение не только сложилось на достаточно ранних этапах человеческой эволюции, но и во многом определило дальнейшую эволюцию:

В частности, в Африке одновременно существовало несколько видов прямоходящих обезьян, некоторые из которых были строгими вегетарианцами, а другие были всеядны. Предполагается, что те, которые были строгими вегетарианцами, вымерли именно из-за нехватки подходящей растительной пищи. Когда говорят о «природности» вегетарианской диеты для человека и других приматов, то обычно вспоминают картинки вроде этой гориллы, поедающей стебельки (естественно, та же горилла за милую душу скушает и яйца, и ящериц, и улиточек):

Но не вспоминают о таком примате как бабуин, который является не менее опасным хищником, чем леопард. Их группы хорошо организованы коллективно, — не хотел бы я встретиться с ними в саванне:

Вторая дисциплина — анатомия (а именно — строение пищеварительной системы человека):

Говорят, что такая длина кишечника свойственна растительноядным. Но, по сути, она свойственна всеядным, она ближе к пищеварительной системе медведя, свиньи и т. п., чем к типично растительноядному (как, скажем, у жвачных):

То же самое можно сказать и о зубной формуле. Часто говорят, что у нас клыки маленькие, не как у хищников. Вот череп лошади, у которой клыки заострённые, но при этом важно, что у неё резцы, чётко противопоставленные всем остальным зубам:

То же самое касается совсем другой группы растительноядных — грызунов (которые, правда, тоже известны не как строгие вегетарианцы, а едят что попало). Вот эти резцы, противопоставленные остальным зубам, причём клыки у грызунов отсутствуют:

Вот это — челюсть типичного хищника, здесь резцы находятся в одном ряду с остальными зубами:

Дальше рассмотрим челюсти приматов. Крайняя слева — это миролюбивая горилла с огромными клыками, дальше — австралопитек и современный человек:

Между собой челюсти австралопитека и современного человека достаточно похожи: видно, что это не активные хищники, как более ранние приматы, но при этом у них не выражены и растительноядные признаки. Фактически, это челюсть явно всеядного вида — с большей долей падали в рационе. Основной акцент идёт на коренные зубы, которые предназначены для грубой пищи — не только растительной, но и животной.
Другие доказательства видим в этологии — науке о поведении:

Такое поведение (гонять голубей и другие подобные игры) свойственно, по понятным причинам, детёнышам хищников, но не растительноядных.
Ну, и на этом физиологическом аспекте даже не буду акцентироваться:

Если мы говорим о максимально строгом вегетарианстве — веганстве, то вопрос о незаменимых аминокислотах не животного происхождения открыт. Есть некоторые продукты не животного (грибного или растительного) происхождения, которые их содержат, но это получается из серии «простой русский солдат не съест два мешка пареной брюквы» — то есть, их содержание мало, а сами они, как правило, не столь доступны, как животная пища. Список незаменимых аминокислот может различаться для разных видов животных. Для взрослого здорового человека их 8: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан и фенилаланин. Для детей незаменимыми также являются аргинин и гистидин.
Игорь Спрейс: К вегетарианству люди переходят по разным причинам, начиная от мотивов здоровья, просто за компанию, из цели экономии на мясе и до религиозных. Переход к чисто растительной диете на короткий срок вполне себе допустим и может быть очень полезным, но при затяжной вегетарианской диете могут наступать необратимые последствия.
Fr. Nyarlathotep Otis: Например, прекращение месячных. Причём многие веганы воспринимают его как высокое достижение — «очищение» от «земной скверны».
Игорь Спрейс: На самом деле это медленное убивание себя. Важный момент про вегетарианство: есть разница между вегетарианством в Индии и, например, в средней полосе России. В Индии в рационе человека много орехов, овощей и фруктов, удовлетворяющих большинство потребностей организма в микроэлементах и витаминах. А также сравните качество авокадо и манго в Индии и, например, купленных в Сибири. Ещё нюанс: если человек живёт в климате, где организму необходимо достаточно большое количество энергии просто для обогрева тела, то в рационе должны быть продукты, обеспечивающие достаточное энергообеспечение. Ну и просто в качестве интеллектуальной задачи — представьте чукчу-вегана!
Fr. Nyarlathotep Otis: Даже если сравнить соседние земли — Тибет и Индию. Тибет — это высокогорье, соответственно, там мало нормальной растительной пищи. Бывает, что когда коренной тибетец спускается в долину, у него наступает физиологический шок из-за нехватки животных продуктов, порой даже приводящий к смерти.
Павел: У меня вопрос. Получается, некоторые животные просто не вырабатывают определённые вещества? Почему тогда травоядные животные могут обходиться без мяса?
Fr. Nyarlathotep Otis: Некоторые животные вырабатывают, некоторые не вырабатывают. Соответственно, те, которые их не вырабатывают, должны пополнять запасы за счёт организмов, способных их вырабатывать. У разных животных невосполнимыми являются разные вещества.
Игорь Спрейс: Травоядные изначально не могут перерабатывать некоторые виды пищи.
Fr. Nyarlathotep Otis: Даже молоко не все люди перерабатывают. У монголоидов (а большинство людей — это монголоиды) нет соответствующего фермента. А у европейцев — есть. А у северных народов, например, нет фермента, разлагающего спирт.
Владимир: Все люди разные. Некоторым же людям подходит вегетарианство — значит, каким-то образом внутри у них что-то вырабатывается. А у других — нет.
Fr. Nyarlathotep Otis: Всё равно, им нужны или яйца, или молочные продукты, или другие продукты, поставляющие в достаточном количестве всё необходимое.
Игорь Спрейс: Скажем, рацион чукчи. Они охотятся на тюленя, но при этом у них не хватает растительной пищи. И многое из того, что другие получают из растений, чукчи получают из печени тюленя. Но, так или иначе, нехватка необходимых веществ будет сказываться. У женщин с этим ситуация сложнее. Мясо — источник веществ, необходимых для формирования гемоглобина — всего того, что нужно для кроветворения. Железо, медь. Если, например, в женский организм поступает недостаточно мяса, она начинает терять железо, микроэлементы (с ними принцип тот же, что и с аминокислотами). И если нет пополнения, она становиться анемичной, вялой, теряет в весе, и её организм вынужден экономить железо — в том числе на процессах, приводящих к месячным.
Fr. Nyarlathotep Otis: Возвращаемся к питанию. Считается, что самая оптимальная для большинства людей диета — это средиземноморская диета, примерно такого состава:

Вот некоторые черты средиземноморской диеты:
Высокая доля плодов, овощей, картофеля, бобов, орехов, семян, хлеба и других хлебных злаков.
Активно используется оливковое масло и для жарки и для приправы (для приправы обычно масло холодной выжимки).
В пищу идёт умеренные количества рыбы и небольшие количества мяса. Тяжёлое мясо (свинина, говядина или баранина) потребляется регулярно, но не обязательно каждую неделю. Птица (курятина, гусятина, страус) и яйца потребляются почти каждый день, но не обязательно каждый.
В основном потребляются йогурты из снятого молока и сыры с низким процентом жирности типа моцареллы, феты, халуми, цфатского сыра.
Умеренное потребление красного вина, обычно с пищей.
Потребление свежей местной сезонной продукции — овощей, фруктов и зелени.
Сладости — не каждый день (но входят в рацион, потому что полезны для мозга).
Павел: Сладкое нужно, когда тебе надо резко восполнить энергию. Поел сладкого — и сразу стал очень бодрым. А если ты ешь сладости по два килограмма — то смысл теряется.
Fr. Nyarlathotep Otis: В том-то и дело. Обратите внимание: на этой табличке написано «сладости — 1 раз в неделю». Я, допустим, работаю дизайнером. Бывает обычная текучка (визитки и пр.), а бывает, что нужно что-то накреативить. И сейчас часто случается, что я поспал четыре часа, а то и поменьше. И я знаю, что в этом случае будет оптимально взять чашечку сладкого чая с конфеткой, чтобы быстро активизировать мозг. А постоянно это использовать — значит постепенно снижать эффект. И отдельно ещё о сладостях детям. Детям как раз надо чаще, чем один раз в неделю — как раз потому, что большую часть информации, которую усваивает человек за свою жизнь, он усваивает в детстве. Ребёнку нужно гораздо больше, гораздо чаще активизировать свой мозг.
Павел: А как же действовали люди тогда, когда ещё не было конфет?
Fr. Nyarlathotep Otis: Тогда ели сладкие фрукты. Понятно, что сахара там не всегда такие же, как в современных сладостях, но сладкое-то всё равно было.
Игорь Спрейс: Но ведь как закладывается любовь к сладкому? Сделал что-то хорошее — «Рома, ты молодец, на тебе конфетку!»
Fr. Nyarlathotep Otis: Человеческий организм тоже не дурак. Почему именно дети чаще любят сладкое? Если им за хорошее поведение давать рыбий жир, они вряд ли будут любить рыбий жир. Вопрос только в том, чтобы это не переросло в пристрастие. Если мы оказались в ситуации, когда сладкое недоступно, и у нас сразу начинает резко ухудшаться самочувствие, это показывает нашу привязанность. Если нет — то нет.
Игорь Спрейс: Тут чуть-чуть сложнее. С одной стороны, сладкое — это экстренный резерв, который сработает очень быстро. С другой стороны, сладкое закладывается с детства как поощрение: сладкое — это «хорошо, молодец». С третьей стороны, если идти на поводу у этой привязанности, то это будет толстая тётка, сидящая у телевизора и пожирающая конфеты.
Fr. Nyarlathotep Otis: Ну, это уже как раз из области патологии. Кстати, почему вообще сладости — это не нечто антиприродное. Вспоминаем, какие вкусы воспринимает человек. Что такое горький вкус? Это эволюционное восприятие некачественной еды: ядовитой, перезревшей, испортившейся и пр. Солёный вкус — это те микроэлементы, которые следует получать, но которых не следует переедать, а также вода, которую нельзя пить. Кислый вкус — это незрелый фрукт. А вот сладкий фрукт — это вкус зрелых фруктов и материнского молока. В молоке, конечно, сахара другие, но в данном случае это не столь важно: речь именно о вкусе и о том, о чём он сигнализирует эволюционно. Сладости (которые нарисованы на табличке по средиземноморской диете) — это же совершенно не обязательно те, которые сделаны на сахарозе.
Основное место среди животной пищей в средиземноморской диете занимают морепродукты. И теперь главное, на мой взгляд, доказательство эффективности средиземноморской диеты. Вспоминаем историю возникновения древнейших цивилизаций: Анатолия, Левант, Египет, более поздние цивилизации античности — и в, принципе, аналогичная естественная диета на востоке: в Индии и между Японией и Китаем:

Те, кто имел возможность таким образом строить свой рацион (средиземноморская диета — это не какая-то определённая система или инструкция, а собрание пищевых привычек и принципов, которым традиционно следуют люди Средиземноморья — исходя из своих природных условий) — построили древнейшие цивилизации. Сейчас, конечно, условия изменились, и эти регионы не самые продвинутые, но срок, в течение которого это можно наблюдать, слишком короткий для каких-то эволюционных изменений, и произошло это явно не из-за рациона, а по вполне себе хорошо изученным геополитическим причинам.
Игорь Спрейс: Когда исследователи изучали распространение различных заболеваний — сердечнососудистых, атеросклероза, избыточного веса, повышенного давления, болезни Альцгеймера, — то выяснили, что, скажем, в Италии риск этих заболеваний намного ниже. Начали искать причины. И оказалось, что основных причин две: это оливковое масло и морепродукты. Но как только средиземноморцы начинают есть обыкновенную европейскую или американскую пищу, как весь эффект исчезает. Кроме того, большое влияние оказывает образ жизни. В Испании, в Италии — масса народа как живёт? Пошли поработали, попили винца водой разведённого, приятно и спокойно поговорили…
Fr. Nyarlathotep Otis: Ладно, дальше о питании. Заканчиваем минуткой юмора на тему того, что мы едим (традиционная веганская агитка):

Мне сразу вспоминается это милое лицо справа 🙂
Да, ещё один очень важный момент. Забыл отметить момент постов, аскез — именно ограничений в питании, которые не связаны непосредственно со здоровым образом жизни, но которые используют именно как зарок. Отличие поста от диеты — что там может отсутствовать какая-то медицинская, диетологическая составляющая. Допустим, даю себе зарок — в течение года не есть яблоки. Это не имеет никакого конкретного смысла, но это, во-первых, тренировка воли как таковой, во-вторых, раз я дал себе зарок не есть яблоки, значит, я готовлюсь к такому-то ритуалу. И это — постоянное напоминание о той цели, которою мы стремимся в данный момент достичь.
Ещё один момент, связанный с питанием — ГМО. Долго говорить на эту тему не буду, если говорить о серьёзных аргументов против ГМО, то это касается недопротестированности некоторых конкретных генномодифицированных продуктов. Про урожайность: в частности, дикая кукуруза и множественный полиплоид (причём природный) — яркая генная модификация, современная кукуруза:

Главный аргумент «за» генную модификацию (который, правда, способен воспринять мало кто из тех, кто боится ГМО) — мы все тысячи раз генномодифицированны. Сама по себе эволюция — это и есть генная модификация. Любая мутация — это генная модификация. Даже если говорить о мутациях, связанных с передачей информации с поколения в поколение. А сейчас всё больше информации о роли горизонтального переноса в эволюции, о том, что несвязанные между собой близким родством организмы могут генномодифицироваться при помощи каких-то вирусоподобных частиц. Допустим, ген, отвечающий за зрение у всех животных, унаследован вообще у одноклеточных водорослей. Им он был необходим для фотосинтеза — для попадания в освещённые зоны. Потом вирусоподобными элементами — плазмидами, транспозонами или чем-то в этом духе — этот ген был перемещён в древнейших медуз или других примитивных животных, у которых впервые появились фоторецепторы. Генные модификации происходят сплошь и рядом. Вопрос в том, какие из них протестированы, какие нет.
Игорь Спрейс: Насчёт ГМО. Есть соображения экономические, есть биологические. Во-первых, миром рулит экономика — даже не политика. Основной спор относительно ГМО. Большинство ГМО производят три американских корпорации (лидер — Монсанто). Основная фишка в том, что растения часто модифицированы таким образом, что они не дают семян для урожая. Более того, законодательно запрещено фермам, использующим ГМО, создавать запасы семян. В Индии десятки тысяч людей умерли от голода как раз из-за того, что у них не было семян для урожая и возможности купить по новым, более высоким ценам.. Другая проблема ГМО — для того, чтобы народ не занимался самодеятельностью, ГМО используется только с такими гербицидами, которые давят всю другую растительность, кроме этой культуры. Несколько лет вносятся гербициды — и вот на этой земле может расти только ГМО-культура.
Fr. Nyarlathotep Otis: Но этот аргумент, как и все остальные, касается не вреда генной модификации как таковой, а непосредственно экономики и тех, кто ею управляет.
Игорь Спрейс: Как вообще происходит процесс генной модификации? Выделяется или создаётся нужный ген — устойчивости к пестициду или какой-то ещё. Задача — перенести его в клетки нужного вида. Для этого берутся специальные клетки — насколько я понимаю, в основном используются клетки опухоли, хотя надо уточнить. Они хорошо переносят нужные гены, но тогда может выстрелить и то, что это именно опухолевая клетка.
Третье. Это очень скорбная вещь, но генномодифицированная кукуруза, которую бесплатно поставляли, в основном, в Африку — это один из способов контроля над рождаемостью. Использование таких ГМО привело к тому, что Африке теперь увеличивается число стерильных жителей.
Fr. Nyarlathotep Otis: Это какая-то конкретная генная модификация. Не генная модификация как таковая. Да, сейчас, изучив генные особенности каких-то конкретных народов, можно и геноцид устроить, да. Из этого очень много чего можно сделать, но, помимо прочего, можно ту же Африку и прокормить. Это упирается уже не в то, хороша ли генная модификация как таковая, а в вопросы этической пригодности тех, от кого зависит распространение этих технологий.
Владимир: Если, например, Африку, которая от голода мрёт, пытаться прокормить с помощью ГМО, через поколение там будет намного больше голодных людей. Это не решение вопроса, это не решит проблему населения.
Fr. Nyarlathotep Otis: Но может быть одной из составляющих работы над этими проблемами.
Владимир: Кстати, насчёт Африки и «Врачей без границ». Я однажды читал, что одно африканское племя напало на врачей, белых, и выгнало их со своей земли. Всех врачей. Или даже съело.
Fr. Nyarlathotep Otis: Ну как же 🙂 Надо же стать такими же хорошими, добрыми и умными, как врачи 🙂
Владимир: Просто там, где появляются «Врачи без границ», среди негров возникают эпидемии. Они испытывают там новые вакцины.
Игорь Спрейс: Кстати, Россия официально является местом, где разрешены испытания вакцин на детях. Поэтому то там вспышка одного заболевания, то там вспышка другого заболевания…
Павел: Ещё обнаружена закономерность, что в тех странах, где разрешены ГМО, выше риск аутизма. Генные модификации накапливаются в генах.
Fr. Nyarlathotep Otis: Что значит «накапливаются в генах»? Или мутация произошла, или она не произошла. И то, что мы употребляем в пищу, на наши гены влияния не оказывает. К тому же, аутизм проявляется с раннего возраста. Так можно сказать, что смерть — это последствие того, что мы пьём воду: все мы пьём воду, и все мы умираем 🙂
Владимир: Тем не менее, аутизм — это современное явление, в древности подобного не замечалось.
Fr. Nyarlathotep Otis: Может, тех детей, которые в древности вели себя как аутисты, раньше бросали со скалы? 🙂
Ладно, всё это очень интересно, но нам надо продолжать. Мы больше внимания еде уделяли, сейчас пробежимся по всему остальному. Помните картинку со здоровым образом жизни? Там один момент был связан с едой, другой — со спортом и закаливанием. Естественно, определённые физические практики — скажем, «энергетические» боевые искусства: не бокс, а, например, цигун, тенсёгрети, есть много разных практик, — могут, естественно, влиять на здоровье человека в лучшую сторону:

Но когда говорят слово «спорт» — не «физическая культура», а «спорт» — это именно профессиональная область, а не оздоровительная. Если говорить о профессиональном спорте, то это ни в коем случае не путь к хорошему здоровью, духовному и физическому:

Если с фанатизмом, то можно и инвалидом стать, но и вообще если говорить о профессиональном спорте, в нём человек часто слишком специализирован на одном, что, конечно же, препятствует гармоничному развитию. Это касается не только бокса, но и более мягких видов спорта. Поэтому если и заниматься этим, то чисто для себя.
Далее, на той схемке упоминались вредные привычки. Самое стереотипное — это что-то в этом духе:

Когда говорят о вредных привычках, то забывают, что тут два слова. Сначала надо говорить о вреде, а потом о том, является ли это привычкой. Если мы говорим о том, что сейчас отправляется в категорию наркотических веществ — это совершенно разные химические вещества, вещества с различным психологическим действием и т. д. Некоторые из них вызывают физиологическое и психологическое привыкание, некоторые — ни то и ни другое, некоторые — одно из них.

Многие «вещества» (даже если говорить и об алкоголе, и о никотине) в одних случаях будут являться вредной привычкой, в других — не будут. Например — табак (как раз мой пример). Я терпеть не могу запах сигарет. Я могу сколько угодно обходиться без употребления табака, но кальян или трубочный табак покурить в хорошей компании люблю, при этом использую по необходимости трубочный табак и для достижения лёгких изменённых состояний сознания. Это о том, что даже курение может являться привычкой, а может не являться. А если говорить о том, насколько это будет вредным, то, как говорили древние, ядом или лекарством делает доза. Если я во время одного разговора выкурил три сигареты — это одно, если табак без «левых» примесей, раз в месяц и в хорошей компании — совсем другое. Насчёт пользы табака — вопрос, конечно, спорный (насчёт вина проще), но, во-первых, как я уже сказал, это способ получить лёгкую изменёнку, плюс ещё что-то может быть связано с сосудами — в определённых ситуациях это может оказаться полезно, но конкретнее я этот вопрос не изучал. Если же говорить обо всём этом с магической точки зрения, в том числе вспоминаем Ритуал Воли, о котором я говорил, и вспоминаем знаменитые рубаи Хайяма:
Запрет вина — закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить — признак мудрости, а не порок совсем.
Обычно говорят именно об этих трёх вредных привычках — алкоголь, табак, наркотики, — но фактически вредной привычкой может стать что угодно: телевизор, шопинг, избыточный сон:

Практически любое действие может стать привычкой, даже… приверженность к здоровому образу жизни. Если это становится фанатизмом, привычкой становится не здоровый образ жизни, а приверженность, стремление к здоровому образу жизни — максимальное ограничение себя, всего, что, с точки зрения таких людей, выпадает из их представления о здоровом образе жизни, — это тоже может стать вредной привычкой:

Не только в физиологическом плане: многие люди, которые фанатично увлечены этой идеей, превращаются в тупых качков или в воинственных ЗОЖевцев. Часто вместо того, чтобы бороться с какой-то вредной привычкой, её заменяют другой: сигареты — семечками, алкоголь — религией. Или человек приходит в секту, где лечат от алкоголизма, а потом начинается «Харе Кришна».
Следующий момент на той табличке — правильный режим труда и отдыха:

Это настолько разнообразно, что какие-то тенденции сложно вывести. В принципе, важно знать, какой для тебя график оптимальный: как часто тебе надо спать и в какое время. Надо просто приучить свой организм и по возможности стараться соответствовать всему, что о себе узнал. Если ты много времени проводишь за компьютером, время от времени надо делать более активные занятия. Важно, что надо переключаться с одного режима в другой и знать, для чего какой этап тебе нужен.
Если мы говорим о здоровом образе жизни вообще и о самостоятельном поддержании здоровья, то важный момент — это разнообразные медитативные практики:

Здесь, опять же, у каждого своё. Почему именно медитативные — во-первых, они позволяют лучше разобраться с собственным организмом, собственной психологией и психосоматикой. Опять же разные, техники будут направлены на разные результаты. Кроме того, это создаёт умиротворённый настрой, который, по определению, болезням труднее побороть. Это не строго научное, а образное выражение: если человек в адекватном психологическом состоянии, то у него гораздо реже случаются физические заболевания. Особо хотел бы отметить: часто забывают на этот счёт, что кроме статической медитации существует динамическая, когда любое занятия может становиться медитацией:

Не надо удаляться в медитативный домик или сидеть неподвижно. Опять же, в боевых практиках может использоваться динамическая медитация: тот же цигун — это, фактически, динамическая медитация. Динамика — это когда не надо переключаться с «мирского» пространства в «сакральное», ты переводишь себя в медитативный режим изнутри.

Отдельно среди динамических медитаций хотел бы поговорить об образе оборотня:

Это то, что мною достаточно подробно проработано — когда идёт гимнастика, близкая к цигун или тенсёгрити, выстроенная на пластике своего тотемного или разнообразных других животных. Допустим, вот эта милашка — лиса-фенек:

Если ты настраиваешься на образ какого-то животного в плане пластики, то очень важно смотреть фильмы BBC, National Geographic и т. п. В своё время меня очень поразил фильм про эту лисичку. Как она встретилась со змеёй. Все представляют, что змея — очень шустрое животное. Эта лисичка со змеёй играла примерно так, как мы бы — с черепашкой. Самое интересное — она даже её не съела. Поразвлеклась и пошла дальше. Когда занимаемся настройкой на образ животного, с которым ассоциируем себя постоянно или в какой-то конкретной гимнастической практике, то полезно читать об этом животном и пытаться воспринять эту пластику с экрана. Хорошо, когда есть свой основной образ, в которой тебе максимально легко и комфортно входить, но ещё лучше, когда ты можешь передвигаться между разными образами.
Павел: Если заниматься этим в городе, это будет привлекать очень много внимания.
Fr. Nyarlathotep Otis: А в этом нет ничего плохого — в привлечении внимания.
Игорь Спрейс: Тем более если при этом идёт изучение жизни животных, их повадок, характера, то это — эрудированность. Ведь стиль животных в гимнастике цигун или звериные стили ушу — это популярно и интересно. Другое дело — серьёзная работа с тотемом по шаманским техникам, требующим объединения с духом животного, фактически лёгкой одержимости. Или по техникам, смещающим точку сборки вниз (например, в 17А, по терминологии Школы Магии Атлантиды), что даёт доступ к тотемам, сопровождающийся выплеском энергии, которая может использоваться для развлечения, целительства, боевого применения или просто шалостей. Но это также создаёт проблему контроля поведения человека: в этом состоянии социальные тормоза работают плохо. Практики интересные, много соблазнов, и требуют соблюдения определённой техники безопасности.
Fr. Nyarlathotep Otis: Практика сложная и требует соблюдения техники безопасности, поэтому я даю её сейчас только в общих чертах. Может, поговорим об этом подробнее на более поздних занятиях. Важно ещё помнить, что есть тотем, а есть эгрегоры разных животных. Когда ты работаешь с разными животными, то это работа с эгрегором. А когда это твоё, когда это тотем, то тебе максимально легко входить в это состояние. Причём иногда настолько легко, что ты сам не успеваешь реагировать мозгами, как входишь в это сознание. И это как раз одна из важнейших опасностей, я так как-то раз жену чуть не убил. Мы с нею решили потренироваться с боёвкой в звериных образах, она говорит: «Давай в таком». Потренировались в таком. «Давай в другом». Потренировались в другом. Потом говорит: «Давай попробуем в волчьем образе». А волчий образ — это мой образ. И всё — я открываю глаза, когда она лежит на земле. Хорошо, что мягкая земля, был бы там асфальт, она бы, как минимум, получила сотрясение. Было одно быстрое движение — и всё. В общем, если это твоё животное, можешь слишком быстро в него «переместиться».
Ещё одна полезная практика самоцелительства касается самомассажа:

Есть огромное количество литературы на эту тему, и всё ваше тело в распоряжении — изучайте. То, что мне приходилось использовать в плане самомассажа — это после какой-нибудь серьёзной нагрузки, когда на следующий день начинают болеть мышцы. Чтобы такого не случалось, непосредственно после этой нагрузки желательно провести жёсткий массаж. Это помогает от синяков. Опять же, у всех людей по-разному. У некоторых, наоборот, чуть дотронулся — уже синяк. Надо изучать своё тело.
Важный момент, связанный с самоцелительством, касается сексуальной алхимии:

Надеюсь, ещё проведу отдельное теоритическое занятие на эту тему. Когда идёт работа с сексуальными энергиями, то это одновременно и биоэнергетические проработки, и то, что строится чисто на приятных ощущениях — которые тоже играют роль в поддержании нормального здоровья. Опять же, массажные элементы, можно снабжать звуковыми мантрами и много чем ещё.
И последнее, что я хотел бы сказать о поддержании себя в нормальной физической норме:

Если человек много чего умеет делать, и если он реализует себя в разных направлениях, если он старается развиваться в разных аспектах, — то ему просто некогда болеть, депрессовать и т. д. Ему становится просто не до того. Иногда с ним что-то случается, но если человек глубоко погружён в свои дела, то и у его организма, и тем более у его психосоматической составляющей просто нет времени на всё это. Но! Если это то, в чём задействуют тебя — ничего хорошего из этого не выйдет. А вот если это то, в чём ты реализовываешь себя — совсем другое дело.
И образ из этой же темы — аркан «Маг» (не знаю, какая именно колода, выбрал по самой композиции):

На этом, в общем-то, всё, если нет вопросов, то мы закончим.
Игорь Спрейс: Тема, конечно, очень важная, актуальная и огромная по масштабу. Есть здоровая жизнь — и есть духовные практики. Есть здоровье как основа для полноценной жизни и как база для духовного роста. Тело — это инструмент. Чем лучше развиты память, визуализация, способность сосредоточиться, тем больше может сделать человек, — касается это оздоровительных методик, духовного роста или чисто магических техник. Если у вас сложности с памятью, то не удивляйтесь, что придёт не тот демон, если вы заснёте во время ритуала, то не нужно удивляться, проснувшись непонятно где и, может, не целиком 🙂 Если вы пробуете повелевать природой, а сил не хватает на часовую медитацию, то нужно очень подумать, чем стоит в первую очередь заняться, что должно быть приоритетом. Нужно разобраться, что является важным, без знания чего занятия магией превращаются в интересное и безвредное хобби по чтению книг и фантазированию.
Fr. Nyarlathotep Otis: Это, опять же, Древо Сфирот, пирамида Маслоу и т. д.
Игорь Спрейс: Чем лучше развито тело — тем больше мы можем. Дух может быть силён, но, цитируя Зигмунда Фрейда, всего-навсего один больной зуб может показать важность здоровья и ценность духа. Если немного шутить, то пока у вас понос, то все демоны отдыхают и вместо шаманских путешествий жизнь предлагает другой маршрут. Поэтому во всех практиках постоянно подчёркивается, что каждое действие должно быть осознанно, а для этого и тело надо поддерживать в состоянии совершенного здоровья.
Fr. Nyarlathotep Otis: До совершенного, конечно, нам далеко, но насколько возможно — надо поддерживать.
Итак, последние три лекции (чакры, энергоподпитка и здоровье) касались именно нашего тела. Сейчас мы разбирали уровень Малкут, а дальше будет ближе к Йесод — сновидческие практики, и отчасти мы затронем Магию Хаоса.