Современные тамплиеры

Современные тамплиеры

Интервью эзотерическому интернет-журналу

«Иерофанта.нет»1

Тайное всегда интригует и манит. Когда мы говорим о магических орденах и ложах, на память приходят картины со сборищами неизвестных в подземельях или на кладбищах, обязательно в балахонах с капюшонами и символическим перстнем у каждого на пальце. Но что в действительности представляет собой такое сообщество? На наши вопросы согласился ответить Роман Адрианов, член Ордена Восточных Тамплиеров и руководитель калининградской рабочей группы.

Ольга Мухина: Ваш Орден — это тот самый Орден Тамплиеров, который был в Средние века? Или новый?

Fr. Nyarlathotep Otis: Разумеется, не тот же. Даже название другое: не «Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона», а Орден Восточных Тамплиеров, или Орден Восточного Храма. Преемственность О.Т.О. (Ordo Templi Orientis) к «тем самым» тамплиерам носит скорее духовный и легендарный характер, чем исторический. Она идёт через масонско-розенкрейцерские посвятительские системы, а если говорить о самом О.Т.О., то он возник примерно в 1902 году.

О.М.: Кем он создан?

Fr. N.O.: Если говорить уже об исторических создателях, то это немецкие оккультисты Теодор Ройсс, Карл Кельнер и Франц Гартман. Огромную роль в реорганизации ордена на основе учения Телемы оказал Алистер Кроули. Как это часто водится, орден многократно делился и почковался, так что та ветка, к которой относится российская Ложа, несёт преемственность через Грейди МакМертри, одного из учеников Кроули.

О.М.: Что должен сделать человек, чтобы стать членом Ордена? Или, может, расскажете на своём примере, как Вы им стали?

Fr. N.O.: Это будут два разных ответа, потому что сейчас требования стали более жёсткими, чем в то время когда вступал я (2009 год).

Сначала отвечу о себе. Примерно в 2005 году я всерьёз заинтересовался Телемой (философской и магической системой Алистера Кроули) и предпринял попытку связаться с О.Т.О., но моя переписка того времени как-то сама собой оборвалась. Сейчас, перечитывая её, я вижу, что был не готов к этому шагу — меня интересовала скорее статусность этого Ордена, чем возможность реализовать себя в нём. Зато я занимался и продолжаю заниматься собственными магическими и просветительскими проектами, и в конце 2008 года случилось одновременно несколько событий, послуживших синхронизмами, направившими меня в О.Т.О. Во-первых, благодаря моим проектам, на меня вышел один из высокопоставленных членов Ордена, Олег Телемский (руководитель проекта «Касталия» и автор книг «Полёт змеи» и «Прыжок в бездну вершин»), и у нас завязалось общение и сотрудничество. Во-вторых, одна моя знакомая, с которой мы на то время немного общались на тему поэзии Суинбёрна, тоже заинтересовалась учением Кроули. Наконец, я узнал, что к посвящению в О.Т.О. готовится мой питерский ученик по Ордену Белой Обезьяны — моему личному оккультному проекту. Всё это (и, как обычно, кое-что ещё) привело меня к решению вступить в Орден. Для этого мне потребовалось заручиться поддержкой двух рекомендателей (примечательно, что рекомендовали меня в О.Т.О. и выступили моими крёстными в Гностико-католической церкви два самых непримиримых оппонента из рядов этой организации), выучить несколько простых ритуалов, повторить некоторые общеизвестные знания из области Каббалы, астрологии и пр., прибыть в Москву, уплатить вступительный взнос (весьма символический) и непосредственно принять участие в инициатическом ритуале 0 степени. Через пару лет (аналогичным образом) произошло моё посвящение в I степень, которое делало меня полноправным членом О.Т.О.

Почему я говорю, что моё собственное посвящение и вопрос о том, «что должен сделать человек» — это два разных вопроса, потому что сейчас, в связи с недобросовестностью и недоброжелательностью некоторых посвящавшихся, процедуру вступления осложнили — я бы сказал, что сильнее, чем стоило. В частности, сейчас, помимо прочего, требуется пройти курс в московском или заочном Колледже «Телема-93», а поскольку курс платный (хотя и не очень дорогой), это всё же создаёт финансовый ценз для вступающих, хотя, на мой взгляд, его логичнее было бы сделать более мягким — с возможностью заменить обучение (или оплату) другой деятельностью на благо Ордена. Хотя, зная причины такого решения, я считаю, что определённый смысл в этом ужесточении всё же есть.

О.М.: Я правильно понимаю, что Колледж не для членов Ордена, а для тех, кто в него не входит?

Fr. N.O.: Да, Колледж, прежде всего, для сторонних людей, желающих вступить в Орден или просто интересующихся темами, которые в нём преподаются, хотя члены О.Т.О. тоже могут проходить там интересующие их курсы (и иногда делают это). Но тут надо ещё отметить, что «официальными» являются только московский и заочный курсы, а в других регионах (в том числе у меня в Калининграде) они даются просто для общего развития.

О.М.: Вы сами проходили какие-нибудь курсы в этом Колледже? Или, может, преподавали там?

Fr. N.O.: В московском (поскольку редко бываю в Москве) я присутствовал только на паре лекций (одна — по Телеме, её вёл Fr. Марсий, другая — по талисманике, её вела Sr. Асгет). Курс Магии Телемы я прошёл заочно, хотя некоторые обстоятельства помешали сделать это в полной мере. Большинство лекций калининградского Колледжа веду как раз я, хотя они, как правило, авторские, а не основанные на орденских методических материалах.

О.М.: Можете привести какой-то пример занятия в Колледже? Как они проходят? Опишите, пожалуйста, какое-нибудь самое Вам запомнившееся занятие, или самое интересное, или зрелищное.

Fr. N.O.: Материалы большинства занятий калининградской рабочей группы опубликованы на нашем официальном сайте — http://thelema.su/o-kolledzhe/kolledzh-v-kaliningrade/. Как правило, они проходят в формате лекций — это не совсем то, что можно назвать зрелищным 🙂 Есть ещё ритуально-экспериментальная часть, по ней я тоже, по мере возможности, стараюсь публиковать отчёты и магические дневники (особенно если речь идёт о групповой практике), — вот там действительно иногда случаются весьма забавные вещи, но это всё-таки уже работа в стороне непосредственно от Колледжа. Хотя с учётом того, что лекции (по крайней мере калининградские) посещают обычно «свои», там всегда есть место юмору, интересным ситуациям и пр. Наверное, самое интересное, что могу вспомнить — это лекция «Воспитание детей в духе инициатических традиций». Дело в том, что мы проводили его вместе с дочкой (ей тогда было около пяти лет), и ей было очень интересно самой похвастаться своими успехами. Например, мы говорили об ордене, который я создал персонально для неё: иерархической системой в нём было «Древо Смешариков» — каббалистическое Древо Сфирот с архетипами из этого мультсериала, а посвятительской — её любимый на тот момент мультфильм «В поисках Немо». Ещё она с удовольствием рассказывала о том, как прогнала зиму (она самостоятельно провела самоизобретённый ритуал со своим магическим посохом и точно назвала даты наступления изменений в погоде, причём я зафиксировал это в дневнике прежде, чем они случились). А между делом носилась с «волшебной палочкой» за хозяином квартиры (а иногда от него).

В общем, на память приходят в основном как раз занятия с её участием — презентация нашей с нею таро-фотосессии, лекция по детской магии и недавний совместный ритуал Самайна, где она выступала уже в роли полноправной жрицы. А лекции взрослых дядек и тётек — это всё-таки, как правило, слишком скучно для того, чтобы рассказывать 🙂

О.М.: Я правильно понимаю, что, в первую очередь, члены Ордена занимаются магией? Что именно они делают? Что практикуют вместе? Или чему-то учатся? Какова основная цель Ордена?

Fr. N.O.: В системе Телемы изначально заложено два направления орденской работы. С одной стороны, это именно обучение и совместная практика. С другой — просветительская деятельность, направленная на утверждение Закона Телемы и манифестацию Эона Гора. Учебная деятельность (по схеме Учитель-Ученик) — это преимущественно всё же другой проект Алистера Кроули, А.’.А.’. (в России он не представлен). О.Т.О., прежде всего — это всё же просветительское Братство (отсюда его книгоиздательские и образовательные проекты, направленные на широкую аудиторию), хотя, понятное дело, без личных (и групповых) практик и обучения не обходится тоже.

В Книге Закона, основном мистическом тексте Телемы, Закон формулируется словами «Do what thou wilt shall be the whole of the Law». Есть очень много переводов этой фразы на русский, и в зависимости от них могут меняться акценты — от «Делай что хочешь» до «Поступай в соответствии со своей Волей». Пожалуй, самое короткое и обстоятельное объяснение того, что же всё-таки имеется в виду, приведено в «Послании Мастера Териона», так что я процитирую оттуда:

Телема означает «Воля».

Именно это слово — «Воля» — и служит Ключом к настоящему Посланию. Первое очевидное значение этого закона подтверждается антитезисом: «Слово Греха — Ограничение».

И опять же: «…нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет “нет”. Ибо чистая воля, не укрощённая умыслом, свободная от вожделения к результату, совершенна во всех отношениях».

Вдумайся в это как следует; по-видимому, здесь подразумевается, что, если бы каждый человек поступал согласно своей воле — своей истинной Воле, — то не возникало бы никаких столкновений. «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда», а каждая звезда движется по назначенному ей пути беспрепятственно. Места хватает на всех; путаница возникает только тогда, когда порядок нарушается.

Из этих соображений должно с очевидностью явствовать, что «Твори свою волю» не значит «Делай что тебе заблагорассудится». Это предписание — апофеоз Свободы, но оно же — суровейшая из всех возможных цепей.

Твори свою волю — и не делай больше ничего. Пусть ничто не отвлекает тебя от этой строгой и священной задачи. Ты абсолютно свободен вершить свою волю; но попробуй только заняться чем бы то ни было иным, как тотчас же неизбежно возникнут препятствия. Каждый поступок, уводящий в сторону от определённой тебе орбиты, есть заблуждение и задержка на пути. Не может быть двух воль: воля едина.

Таким образом, очевидная практическая задача мага состоит в том, чтобы выяснить, в чём на самом деле заключается его воля, дабы в дальнейшем поступать в соответствии с нею; а достичь этого наилучшим образом можно с помощью упражнений, описанных в «Liber Thisharb», или иных подобных практик, которые могут предписываться ему время от времени.

Тебе надлежит: 1) выяснить, в чём состоит твоя Воля; 2) Исполнять эту Волю: а) с полной сосредоточенностью, б) отрешённо, в) спокойно.

Тогда и только тогда ты пребудешь в гармонии с Ходом Вещей, ибо твоя воля будет частью Воли Божьей и, следовательно, будет тождественна Ей.

Эон Гора — это эпоха, наступившая, согласно «официальной» хронологии Телемы, в 1904 году, когда была написана Книга Закона. Но, конечно, всё случается не единомоментно, и в какой-то степени это то же самое, что более известная Эпоха Водолея, только скорее с ницшеанскими, чем с теософическими коннотациями. Гор — бог войны, но это и играющее дитя. Можно спорить (а лучше не надо) насчёт точной датировки начала этого Эона, но, помимо мировых войн и волны революций, нижняя его граница (размытая, как и подобает началу эпохи, на десятилетия) совпадает также с появлением психоанализа и аналитической психологии, теории эволюции и генетики, квантовой физики и теории относительности, кибернетики и космонавтики, сексуальной революцией и феминистическими движениями, а также множеством новых направлений в искусстве. В общем, это очень революционный во всех отношениях период. И, согласно представлениям Телемы, «вписаться в поворот» цивилизация сможет только в том случае, если в большей или меньшей степени примет как данность Закон Телемы. Конечно, она не погибнет и без этого, в Телеме не поддерживается ни эсхатология, ни сальвационизм, ни мессианство, ни исходящий из них прозелитизм. Но Телема как учение, не навязывающее что-то стороннее, а осознавшее естественные тенденции цивилизации, может помочь наиболее эффективно принять все эти изменения. При этом, понятное дело, начинать надо не с глобальных преобразований мира, а с изменения самого себя.

Теперь конкретно по вопросам. Да, члены Ордена, в первую очередь, «занимаются магией», но надо помнить, что Магия, в контексте Телемы — это «Наука и Искусство изменять мир в соответствии со своей Волей» (подробнее об этом см. в книге «Магия в теории и на практике»), поэтому члены Ордена совсем не обязательно посвящают всю жизнь сидению в алхимической башне и призыванию демонов. Наоборот, среди членов Ордена много музыкантов, поэтов и различных других людей, которые реализуют свою Магию (это более правильное определение, чем «занимаются магией») именно через свои — вроде бы мирские — дела.

Единых предписаний, что именно нужно делать в магическом плане, практически нет (хотя есть некоторые общие рекомендации и ритуалы, служащие скорее для того, чтобы находиться в «общем культурном контексте»). Есть маги, предпочитающие индивидуальную практику, есть — групповую, есть те, кому ближе традиционная гримуарная работа, есть те, кому ближе современные оккультные направления или чисто мистическая практика, есть совмещающие Телему с сатанизмом, есть — с христианством, есть — с буддизмом, есть — с язычеством, а у многих (включая меня) вообще совершенно своеобразная картина мира и система практики.

Вместе могут практиковаться самые разные вещи — опять же, зависит от конкретной группы и конкретных людей. Например, сейчас в Калининграде (замечу в скобках, что только я здесь — член О.Т.О., остальные — в той или иной степени разделяющие учение Телемы) в одном составе идёт работа над Гностической Мессой, главным телемитским ритуалом (по техническим причинам, пока что она немного забуксовала, но, думаю, осенью работа продолжится), а в другом — групповые медитации по прохождению каббалистического Пути Змеи на основе работ Мелиты Деннинг и Билла Хайдрика. Обучение — как совместное, так и индивидуальное — идёт как раз через подобную работу, в том числе и через ту, которую с обывательской точки зрения трудно назвать «магической» — воспитание детей, «мирскую» трудовую деятельность, музыкальные или поэтические выступления, всевозможные личные проекты и пр.

Что же касается основной цели Ордена, то я упомянул её выше: «утверждение Закона Телемы и манифестацию Эона Гора». Причём сначала это делается внутри, а потом выводится наружу. Хотя, бывает и в духе «я уже час вам это объясняю — уже сам всё понял» 🙂 В смысле, сначала что-то делаешь «наружу», а потом понимаешь внутри.

О.М.: Какое у Вас звание в Ордене?

Fr. N.O.: Не сильно высокое, всего лишь I° (то есть практически самое начало). Меня уже несколько лет зовут пройти посвящение в II°, но всё нет возможности выбраться за пределы Калининградской области (это три границы, нельзя просто взять и смотаться на выходные автостопом, а на самолёт нет денег). Но поскольку я в Калининграде единственный Посвящённый О.Т.О., фактически я исполняю роль «Мастера Лагеря», хотя Лагеря как такового пока что нет, только рабочая группа единомышленников.

О.М.: Что Вы можете делать как маг?

Fr. N.O.: Наверное, учитывая формат интервью, стоило бы рассказать про разгоняемые облака, вызывание землетрясений, проклятия на смерть или, как минимум, астральные путешествия — всё равно опровергнуть никто не сможет (особенно с учётом того, что у меня есть некоторые основания называть именно эти «чудеса», а не какие-то другие). Но, наверное, я разочарую читателей и скажу достаточно банальную вещь: мне неплохо удаётся направлять свою жизнь в интересную для меня сторону и сохранять равновесие в сложных жизненных ситуациях. А ещё я хороший поэт. Более заметные чудеса в моей жизни могут случаться (иногда по моей воле, иногда, скорее, по моему допущению), могут — нет, но это совсем не то, чем стоило бы хвастаться.

О.М.: Сколько ступеней в Ордене? Я так понимаю, что члены Ордена ведь не равны между собой? Есть иерархия?

Fr. N.O.: Если бы не было — это не называлось бы Орденом 🙂 Теоретически 12 ступеней (не считая нулевой и различных промежуточных), но фактически больше чем о 9 и говорить нечего, а в России, насколько знаю, самая высокая — 6-я. Вообще сводку степеней можно посмотреть здесь:

http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/order/documents/sinopsis.txt.

О.М.: Есть ли какая-то разница по вступлению в Орден для мужчин и для женщин?

Fr. N.O.: Нет, согласно Книге Закона, «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда». Это один из основополагающих тезисов. Телема против любого неравноправия, хотя и далека от уравниловки. Хотя О.Т.О. многое позаимствовал у масонства (где, как известно, принимают только мужчин), всё же это не масонская организация. Более того, роль женщины в Телеме сакральна: женщина — это воплощение богини Нюит, хотя совсем не обязательно трактовать это буквально в духе «аватар».

О.М.: Чем отличаются друг от друга члены Ордена с разных ступеней? Временем пребывания в Ордене? Или кто-то проверяет их возросшие способности? Или ступень зависит от вклада человека в Орден?

Fr. N.O.: Время, кстати, вообще не главное, можно получать новую степень каждый год — если хватает возможностей и желания. Скорее, там зависит от равнодействующей причин: вклада в дела Ордена, способностей (скорее познаний, потому что, в отличие от A.’.A.’., здесь нет системы Учитель-Ученик, и саморазвитие отдаётся на откуп конкретному практику), физических возможностей регулярно прибывать на посвящения и пр. Главное отличие — это допуск к тайнам посвящения той или иной степени, но и это скорее формальный момент: неразглашение тайн посвятительских ритуалов — один из дисциплинирующих факторов даже в том случае, когда эти ритуалы давно выложены в Интернете. А так общение между членами Ордена (во всяком случае, я могу говорить о России и Украине, а также немного о Литве и Израиле) идёт на равных, вопрос о том, «какой ты степени», если и всплывает, то только в порядке любопытства.

О.М.: Я так понимаю, что посвятительские ритуалы — тайна за семью печатями? Или можете рассказать, как они проходят?

Fr. N.O.: Скажем так: в них (если говорить о тех немногих, которые проходил я — 0 и I степени) нет ничего такого, «о чём нельзя было бы говорить в приличном обществе», и желающий может найти нужную информацию, но в этом не больше смысла, чем в пересказе своими словами музыки, эмоций или сновидений: сколь бы ни было подробным описание, лучше один раз почувствовать, чем сто раз прочитать.

О.М.: Я видела на сайте, что каждый член Ордена должен на него работать. Сколько часов в день/неделю/месяц уходит на такую работу? И она безвозмездна, верно?

Fr. N.O.: Как говорится, «это не то, о чём вы подумали» 🙂 Никакой повинности — столько-то часов мыть посуду, работать над сайтом и пр. — нет и не планируется. Но, конечно, если проходит какое-то орденское мероприятие, совершенно логично, что один берёт на себя заботу о покупке продуктов, второй встречает гостей, третий моет посуду, четвёртый администрирует сайт и пр. Когда вы с друзьями или родственниками собираетесь на пикник, это ведь тоже само собой очевидно и при этом «безвозмездно»?

О.М.: Что Вы получили от членства в Ордене за всё время, что Вы там? Я так понимаю, что практикуете Вы сами, а всё, что связано с Орденом — это распространение информации о нём? Или я что-то упустила?

Fr. N.O.: Как говорил лорд Баден-Пауэлл, основатель другого посвятительского Братства, в котором я состою (совсем другого формата, а именно — скаутинг), «Не ищите, что вам может дать скаутинг, ищите, что вы можете дать скаутингу». Орден (любой — хоть монашеский, хоть рыцарский, хоть магический) — это не обмен «баш-на-баш» времени и/или денег на знания и/или способности. Это организация, где близкие друг другу по духу люди могут совместно реализовывать общие и важные для них цели. Когда мне нужен совет или более материальная помощь, я знаю, что могу обратиться за ними к членам Ордена (и знаю, что могу оказать такую помощь сам). Например, не так давно по моей просьбе мой Брат выслал мне (тоже совершенно безвозмездно) свою бас-гитару, которая была с ним 15 лет. Это не торговля, это Братство. Как и в любой семье, не обходится и без конфликтов, в том числе серьёзных, но отношения мы стараемся строить отнюдь не рыночные.

О.М.: Как Вас представить нашим читателям?

Fr. N.O.: Меня можно представить, скажем, как Архиепископа Калининградского Русской Пастафарианской Церкви Макаронного Пастриархата. Или как Жреца-архивариуса Культа «Ктулху Зохаваит Фсех». Или как Верховного Магистра Ордена Белой Обезьяны. Или как «известного калининградского поэта». Или как редактора международного общественного оккультно-религиозного журнала «Апокриф». Или много как кого ещё. Но поскольку речь сейчас шла преимущественно о Телеме, лучше написать «Fr. Nyarlathotep Otis, I° О.Т.О., руководитель калининградской рабочей группы «93 in 39» 🙂

О.М.: Конечно, нужно что-то относящееся к О.Т.О. Но последнее тоже не подходит для нас. Это было бы отлично для Вашего журнала, где все читатели в курсе Ваших внутренних имён и аббревиатур. У нас надо что-то более понятное непосвящённым. Будет примерно так: «Роман Адрианов, … Ордена Восточных Тамплиеров», — а вот что поставить вместо многоточия?

Fr. N.O.: Тогда пусть будет простое и многозначное слово «член» 🙂

1 Впервые опубликовано в сокращённом виде в журнале «Иерофанта.нет», http://ierofanta.net.