Религия и революция

Илья «Масселл» Маслов

Религия и революция

Религию может победить только другая религия. Я уверен, будь в идеологии Третьего Райха и СССР больше религиозных (не псевдорелигиозных, а именно религиозных — мистических) элементов, нацизм и коммунизм не проиграли бы либеральной демократии. Если бы немцы и их единомышленники из других стран верили (верили!) в то, что единственная надежда для них на вечную жизнь — это победа в борьбе с «антиарийскими силами» или смерть в ней же, то, как минимум, «вервольфы» оставались бы серьёзной боевой силой по сей день, а как максимум — мы жили бы в мире торжества идей Гобино и Х. С. Чемберлена. Если бы советские люди верили, что их труды и завоевания достанутся не их далёким потомкам, «которые будут жить при коммунизме», а им самим (в Раю или в «новой реинкарнации»), то никогда бы не продали «коммунизм за джинсы и колбасу». Мистические, религиозные доктрины существуют куда дольше, чем все социально-реформистские учения, потому что направлены не на частное (регулирование отношений между классами, нациями, расами и пр.), а на целое (объяснение и оправдание Бытия Вселенной). Даже если принять происходящее сейчас за «агонию христианства» (что очень спорно), то стоит помнить, что христианство пережило сотни революционных концепций, возникавших по нескольку штук в столетие и точно так же уходивших в небытие.

Это понимали и великие революционеры XVIII-XX вв., старательно привнося в социально-реформистские доктрины элементы мистики или хотя бы намёки на неё. Увы, пойти дальше им помешал жалкий «нерациональный рационализм» чахлых писак, пытавшихся на основе ограниченного количества данных «объяснить» мир, не вводя в него т.н. «сверхъестественные» сущности, недоступные для восприятия большинства «двуногих беспёрых». В синтезе политики и мистики наиболее преуспели гитлеровцы — но даже они не сделали финального шага, не ввели в официальную доктрину ни бессмертия души, ни посмертного воздаяния, а осознание конечности собственного бытия никогда не заставит обывателя бороться за сверхчеловеческие идеалы. Потому Третий Райх был повержен. Анархисты-мистики (а также бывшие близкими к ним по духу эсеры-террористы и т.д.), к сожалению, скатились от богоборческого пафоса Бакунина и Прудона к тому же христианству, причём гуманному, со слащавым всепрощающим исусиком, и потому проиграли и фашистам, и большевикам. Сами большевики после захвата власти в России сначала скрестили коммунизм со старой монархической идеологией (этот противоестественный гибрид до сих пор не даёт покоя некоторым «национал-большевикам»), даже изготовили собственную «православную церковь», а затем начали медленно дрейфовать в сторону социал-либерализма, который уже никак не мог противостоять «настоящему» либерализму, да ещё и продвигаемому в СССР геополитическими врагами.

Самое интересное, что никакого «обмана» для продвижения религиозно-политического мировоззрения не требуется. Как раз наоборот, если власть и церковь прибегают к низкопробным «чудесам» для завлечения верующих, это значит, что за ними не стоит Высших Сил, способных обеспечить настоящие чудеса. «Нерациональный рационализм», создающий свой искусственный мирок и потом «объясняющий» его законы, мешал великим вождям и движениям прошлого сделать шаг от «элементов мистического» к мистике, к вызыванию духов Великих Предков на военных парадах, к жертвоприношениям в честь Богов, даровавших победу1

Итак, движения, использующие политику в религиозных целях, как и движения, использующие религию в политических целях, наступают на те же грабли, что и их предшественники. Нам нужна политика-религия, в которой органично соединятся Воля к Справедливости в посюстороннем мире и бессмертие в потустороннем. Есть ли такое сейчас? Массовых движений нет, во всяком случае, в России, Европе и США. Но есть то, с чего (после долгого периода развития, проб и неизбежных ошибок) такие движения могут начаться. Это ультраправая Церковь Адольфа Гитлера, большевистский Чорный Коминтерн, анархистская Церковь «Краденый Хлебъ» и некоторые другие. Это — что греха таить? — самые настоящие сектанты-маргиналы, со всеми недостатками маргинальной среды. Но история показывает, что подрывные идеологии зарождаются исключительно в маргинальной среде. Кто и как их использует — дело другое.

Копится Чёрная Сила — Всё Сильнее Ураган!

1 Подробнее см. в статье «Национал-социализм как религиозная альтернатива», «Апокриф», вып. 85. — Прим. ред.