«Satarial»: Сексуальная магия бережёт от христианства

Эксклюзивное интервью для журнала «Апокриф»

Музыкальный коллектив «Satarial» широко известен как в России, так и за её пределами. Группу характеризует глубокая семантика текстов на оккультную тематику и обширный инструментарий, применяемый при записи, шокирующие образы на сцене и скандальный ореол её участников и участниц, которыми буквально пронизано их творчество на протяжении десятилетий.

По разным причинам «Satarial» остаются персонами нон-грата, и особенно это применимо к современным реалиям нашей страны. Однако почитатели андерграундных направлений музыкального и визуального направления искусств хорошо знают и ценят творчество любимой группы. От рёва гитар и вставок горлового пения до аналоговых синтезаторов и электроволынок — каждый инструмент выражает непререкаемую позицию их авторов в отношении приверженности Пути и выбранного курса своей деятельности.

В нашей дискуссии принимали участие все члены коллектива, на большую часть вопросов ответили бессменные лидеры — Сэт и Анжелика. О нюансах творчества, их скандальном имидже, о положении дел в современном андерграунде и заказах РПЦ — в нашем эксклюзивном интервью для журнала «Апокриф».

Ильяс Мукашов (И.М.): Приветствую всех участников группы «Satarial»! Пусть предлагаемое читателю интервью станет своего рода ретроспективным. Вашу группу я впервые услышал около 10 лет назад. Насколько я помню, к вашему творчеству всегда относились совершенно неоднозначно. Группу воспринимали как скандальную, антихристианскую и с ярко выраженным оккультным оттенком. Но сейчас мне хотелось бы начать с вопроса, который больше всего станет интересен новоприбывшим: с чего начиналось ваше творчество? Как происходило становление группы? Почему было выбрано именно такое направление?

Satarial (S.): Группа начала своё существование в 1989 году в качестве первого black metal коллектива в СССР «Ad Maiorum Satan Glorium», основанная музыкантом Lord Seth (Сэтом). В 1993 году изменила своё название на «Satarial». Первое выступление под названием «Satarial» было на фестивале «Black Mass» в 1995 году в г. Мытищи. Выступление группы было неполным, так как когда «Satarial» начал свой музыкальный перфоманс на сцене, в зале был полностью выключен свет, и раздались выстрелы. Из группы никто не пострадал, люди, совершившие покушение на жизнь членов группы, были религиозными фанатиками, которых, по их словам, оскорбляло выступление такой группы как «Satarial».

В 1996 году группа выпустила альбом «And the flame will take the temples of christ», а в 1998 — «The Queen of the Elves Land», после чего стала практически запрещённой в России, концерты отменялись один за другим. В 1999 году группа была обвинена в поджогах церквей и осквернении кладбищ, но в 2000 оправдана (хотя до 2001 концерты так и не были разрешены). В 2001 «Satarial» выпустила альбом «Heidenlarm», который был плохо встречен на родине из-за неготовности слушателя к преобладанию фолка в метал-музыке. В 2002 было выпущено демо «Larm», записанное в 2000, но не изданное из-за запретов. В 2005 «Satarial» делает небольшой уклон в сторону industrial — тексты и музыка становятся менее агрессивными. Выходит альбом «Tanz mit… Tod», группа перестаёт быть запрещённой и начинает активно гастролировать. В 2006 Angel Bust обвиняется в совершении ритуальных убийств, но дело разваливается за отсутствием состава преступления. После этого «Satarial» расстались с барабанщиком и басистом. Далее Сэт выпускает сольный экспериментальный альбом «Latexxx» . C 2008 до 2010 группа уезжает в длительный тур в Турцию. В 2011 Сэт снова формирует команду, и место барабанщика занимает Angelika. Коллектив возвращается к старому звучанию с влиянием фольклора, тематик колдовства и мистики. В 2014 году выходит альбом «Lunar cross» (Co-release with «Metallic Media» (USA), «Black Plague Records» (USA). «Satanath Records»), и группа делает три больших европейских тура для презентации альбома. В 2016 был реализован альбом «Blessed Brigit» (Co-release «Death Portal Studio» (USA) with «Symbol of Domination»).

И.М.: Стили, тем не менее, видоизменялись. Вы начали с прото-блэка, пожалуй, даже не только норвежского образца, затем стали расширять через смежные пути и направления, выпустив 4 разноплановых альбома, но в 2005 году нежданно-негаданно вышел «Tanz mit… Tod», выполненный в нехарактерном ранее индустриальном ключе, а вдогонку в 2006 — документальный фильм «Gothic Rush». Да, я помню, как тяжело было найти фильм в регионах, учитывая его выход на совершенно непрофильном лейбле :). Далее в этом же 2006-м — «Latexxx», ещё более нехарактерный танцевальный альбом. С чем связаны такие разительные перемены? Как сейчас, спустя годы, вы оцениваете свои предыдущие труды? И ещё: созрела ли в тот момент публика к новому электронному звуку?

S.: Нам всегда были интересны эксперименты. На тот момент у нас были проблемы с составом, и этим было обусловлено более электронное звучание. Ведь надо всегда двигаться вперёд, несмотря не на что. К тому же, это была хорошая практика для нас.

И.М.: Однако в 2014 году вы снова вернулись к блэку и смежным стилям. Можно ли сказать, что это связано с происходящими в обществе процессами? В нулевых пошла волна электронного звука в т.н. готической и окологотической среде, многие музыканты начали осваивать более европейское звучание. Не сказать, что были в тренде, но такая тенденция намечалась. Но с 2012 года «закрутили гайки», и волна так же благополучно прошла, так толком и не начавшись. Можно ли сказать, что вы стали бороться с мракобесием в обществе теми же методами, которые использовали ранее? Что для этих целей больше подходит рычащий и тёмный метал, нежели индустриальное звучание синтезаторов и хитроумных примочек?

S.: Мы не анализировали, по какой причине изменилось наше звучание. Ухудшение политической ситуации вполне могло повлиять на наше творчество, но это случилось неосознанно. Искусство всегда было зеркалом, отражающим те потрясения, которые происходят в обществе. Правда, если это не ангажированное искусство, которого так много сейчас в нашей стране. Многие готовы истеблишменту жопу лизать, лишь бы прославить свое дерьмо.

И.М.: И в 2016 году вы выпустили альбом «Blessed Brigit». Здесь всё так же чувствуется ваш фирменный стиль, но звучание снова приобрело новый оттенок. Мне оно напоминает… уже альбомы пост-блэка, но ещё и не электроники. Поэтому такие вопросы: станет ли этот альбом переходным моментом к более радикальной смене стиля, сравнимой с выпуском того же «Latexxx’a»? Почему релиз альбома произошёл сразу на двух лейблах — белорусском и американском? И ещё: горловое пение. По звуку я слышу весьма достойную пробу. Откуда возникла такая идея, и собираетесь ли вы двигаться в этом направлении?

S.: «Blessed Brigit», как и прошлый наш альбом, мы записали полностью живьём и без использования цифровых тюнингов. Полностью сохранив эмоции и мощь, как это было в метал-музыке 90-х. Мы не думаем о рамках стилей, для нас важно передать атмосферу и мысли. Мы одними из первых в России стали смешивать экстремальный метал со звучанием аналоговых синтезаторов, классических и народных инструментов, и это было ещё в начале 90-х. И новый альбом не исключение. И сейчас мы пока не можем сказать, каким будет наш следующий альбом. Но он будет честным и будет отражать наши эмоции и мысли, и мы не будем ни с кем заигрывать, даже если большинство его не воспримет и назовёт дерьмом.

Выходить на нескольких независимых лейблах — это нормальная ситуация для «Satarial». Один работает на европейский рынок, другой на американский.

Мы всегда использовали горловое пение в своих мистических практиках. И на этом альбоме решили это испробовать и в композициях.

И.М.: Не могу не затронуть, наверное, самую главную тему — оккультизм. Что для вас значат эти практики? Я понимаю, это не только сценический образ. Скажем, смотря на Сэта — вижу знакомый образ Мага или Императора, на Анжелику — вижу Верховную Жрицу, хотя витают и другие образы. Каких взглядов, какого мировоззрения вы придерживаетесь? Является ли антихристианская тема по-прежнему актуальной, многозначимой в вашем творчестве?

S.: Музыка — это уже магия. Это первозданный язык природы и вселенной. Мы делаем музыку, которая является проводником в миры за гранью сознания. И мы подкрепляем музыку колдовскими визуальными образами и шаманскими танцами. Почти каждый наш концерт — это ритуал, направленный на гармонию человека с природой и инвокацию бога и богини, не как богов человека, а как принципы вселенной и природы. Кроме визуальной и музыкальной части, мы используем колдовские ладаны и заклинания. Мы хотим дать людям ощущение свободы от догм и принципов, которые мешают быть в гармонии с природой. Мы поддерживаем равновесие в себе и окружающем мире. Наш путь — гармония с природой. Хотя мы изучали и церемониальную магию, и телему, и хаосизм, и много другого. Но выбрали для себя свой путь. И нет универсального знания для всех. Каждый находит именно свой путь. Истина в том, что истины нет. У кого-то работает одно, а у кого-то — совершенно другое.

И.М.: Другой не менее знаковый вопрос — это выступления на сцене. На каждом концерте зритель видит секс-шоу и в какой-то мере участвует в них, здесь сливаются звук, образы, пространство, миры. Скажем, можно так подойти к этому. Почему выбран вариант именно сексуальных инсценировок? Как вы связываете это с оккультной темой? Можно ли сказать, что на сцене вы стараетесь воплотить древние обряды политеизма?

S.: Я не назвал бы происходящее на сцене просто шоу. Конечно, может, для кого-то это и выглядит просто как шок-шоу. Но у «Satarial» всегда есть подтекст 🙂

Мы давно обратили внимание, что «sexual magic» реальна. Она защищает и отпугивает демиургические энергии христианства. Это намного действенней, чем «отче наш», прочитанный наоборот 🙂 Не просто так инквизиторы боялись женской сексуальности.

Binar «мужское-женское» уравновешивается сексом. То есть действием, направленным на гармонию. Бытует ошибочное мнение, что этот binar «мужское-женское» уравновешивается сыном (ребёнком). Это заблуждение. Создание — это уже побуждение к следующему действию, начало нового этапа. Соединение сексуальных энергий мужского и женского ведёт к созиданию и творению, которое выводит на новый виток развития мага. И позволяет создавать невероятно интересные вещи. Маг обязательно должен уходить от бинарного мышления. Но чаще всего общепринятая тройственность тоже является бинарной.

И.М.: Сильно ли отличается ваше творчество от того, что вы делаете в жизни. Здесь я имею в виду не столько техническую сторону, сколько именно сакральную составляющую: перетекает ли деятельность в студии и на сцене в повседневность и наоборот? Другими словами, вас можно назвать адептами или умелыми, но иллюзионистами? Стараетесь ли вы, что называется, держать нос по ветру, или вам ближе подход делать то, что по душе — независимо от реакции слушателей, от дивидендов?

S.: Наш жизненный принцип — Делай, что хочешь, только не вреди себе. Иногда ребёнку, чтобы заставить его во что-то поверить, нужно создать иллюзию. В своей массе люди не понимают, что мир вокруг нас намного больше, чем в представлении человека. Поэтому человек создал богов, иллюзию для осознания бесконечности. И они соединяют человека с окружающим миром, хотя и рождены человеком. И многие люди не хотят осознать правду и увидеть истинное своё состояние как падение в бездонную пропасть, и для того, чтобы оставаться в разуме, таким людям нужна иллюзия. А ведь вселенная бесконечна как в сторону плюсового числа, так и в сторону минусового. Она бесконечна и многообразна как в макрокосмосе, так и микрокосмосе. Да, и мы всегда честны с собой, людьми и окружающей природой. Правда, очень мало людей понимает, что именно мы хотим сказать.

И.М.: Сейчас я хочу задать вопрос по части именно музыкальных инструментов. Что они вообще для вас значат, привязываетесь ли вы к ним? Или это просто способ выразить себя? В каждый момент времени актуальность того или иного инструмента меняется? Какие инструменты были наиболее интересны? Помню, что всё на том же «Latexxx’е» вы использовали внушительный инструментарий аналоговых синтезаторов и обработки, а также электроволынку.

S.: Да, мы любим и используем весь арсенал своих инструментов. У нас много редких, как дорогих, так и не очень, инструментов, но каждый из них отличается своим непередаваемым дыханием, которого не добиться никакими компьютерными плагинами и эмуляторами. Мы всегда применяем только настоящие гитарные стеки и никакой цифры, всё честно — гитара — стек — микрофон, и настоящий драйв живой музыки. Также мы имеем в своем арсенале много народных инструментов древности, различные бубны и барабаны, колёсную лиру, норвежские рога и т.д. Все обработки компрессора, синтезаторы — это железные аналоговые приборы. Ноутбук мы используем только для управления ими.

И.М.: Немного отойду в сторону и затрону ваш ореол скандальности. В пресловутой Википедии имеется ссылка на портал Metal Library — с информацией о том, что в 2007 году на участников форума вы совершили нападение. С тех пор вас там заблокировали. Поясните, пожалуйста: что же произошло? Я так понимаю, это далеко не единственный случай конфликта? Кто, как правило, является вашим оппонентом: свои (в роковой или околороковой среде) или чужие (от которых, в общем-то, нечего ожидать иного)?

S.: Это был наш долг, приехать и разобраться с метал-либрари. Они забили стрелку одной из девушек в шоу «Satarial», угрожали ей и её семье, требовали, чтобы она ушла из «Satarial». Несмотря на то, что их собиралось больше 100 человек на Чистых прудах, мы приехали ввосьмером и победили.

Анжелика: Я объясню, основываясь на событиях, происходивших с «Satarial». Хотя думаю, что такое происходило и с другими коллективами. Вот, к примеру, два года назад после концерта в одном польском клубе владелец площадки говорил, что нам мешает много плохих языков, что если бы их не было, то, наверное, уже на стадионах играли бы. Когда он начал вести рекламу концерта «Satarial», то стал получать много негативных писем из России в отношении группы. Там были и предупреждения, что у клуба будут проблемы из-за нашего концерта, и разные несуразные обвинения в сторону группы, говорили даже, что музыку и текста мы украли, и если будет концерт, то они подадут в суд. Говорили полную ложь, что позёры, христиане, что подпольные поставщики наркотиков и проституток и т.д. Но так как он хорошо знаком с творчеством нашей группы, то он не поверил. Все письма были из России, и даже некоторые от российских групп, которые ранее писали ему о возможности концертов в его клубе. Владелец клуба был поражён и прервал общение с этими людьми. Он после этого очень сильно разочаровался в русских группах и людях. И сейчас он понимает, почему метал у нас умирает. Ему очень нравится «Satarial», и он не может понять, почему в России так относятся к хорошим группам (мнение владельца клуба).

Сэт: Лет пять-шесть назад нам удалось выловить одного интернет-сруля, который писал про нас гадости долгое время. Представлялся он олдовым металлистом и блэкером лет тридцати пяти, из которых 25 лет он слушает метал и лично знаком и со Slayer, и Immortal, и т.д. Я попросил знакомую девушку, она полгода с ним переписывалась, а потом он соизволил с нею встретиться. Мы подъехали к месту встречи и очень вежливо [смеётся] попросили прокатиться. Вот что он нам поведал, его откровения мы записали даже на видео. У него около 20 аккаунтов в ВК, столько же на FB и в других сетях, он модератор на некоторых музыкальных порталах. Некоторые аккаунты с большим числом друзей и группы в ВК ему были переданы заказчиками, некоторые делал он сам. Кто же был его заказчик, спросите вы? Вот здесь самое интересное. Прямыми его заказчиками, которые платили ему деньги, были Союз православных братств во главе с Агещевым, который, в свою очередь, выполнял заказ РПЦ. В чём была его задача? Представляться истинным блэкером или язычником, металлистом (и это как минимум 20 разных людей по аккаунтам, это может даже показаться мнением большинства). Ему нужно быть активным в соцсетях, втираться в доверие и становиться лидером в различных сообществах. Вести антипиар, к примеру, группы «Satarial» и других неугодных групп и концертов, сочинять негативные, компрометирующие истории об этих коллективах, чтобы потом они передавались друг другу в среде металхедов. Он должен, компрометируя неугодные группы, рекламировать и предлагать другие, менее агрессивные и более покладистые (или откровенно некачественные импортные — так как это ослабит движение и не даст приток новых людей, ведь мало кто захочет прийти в движение, где некачественная музыка), делая давление на неокрепшие мнения некоторых металхедов. Также ему поступали заказы на рекламу многих метал-фестов и open-air (с хорошими для РПЦ группами и идеями), таких как Малоярославец и т.д., которые сейчас растут как грибы при поддержках администраций и попов. Независимых частных крупных метал-open-air к данному моменту уже не осталось. Мы, конечно, удалили все его аккаунты, получив от него пароли. Но вы понимаете, что таких людей, как этот, было много, и сколько сделано было новых аккаунтов «типа лидеров металлистов» (у РПЦ много денег)… Большая просьба — не доверяйте этим проходимцам и их зомби. Вы с такими людьми можете долго общаться, даже дружить, и не знать, что их мнение куплено или запрограммировано. И если кто-то упорно говорит, что это — негодное и плохое, а это — хорошее, то этот кто-то должен сразу насторожить. Не убивайте метал-андеграунд.

Анжелика: Два года назад после срывов нашего российского тура, тура «Behemoth» и т.д. мы провели первый официальный антиклерикальный митинг на Маяковской площади в Москве. И что? Мы собрали, конечно, людей, но многие испугались прийти и выступить. Для того чтобы бороться и поднимать метал-культуру в России, надо объединяться всем. Но большинство думают так: моя хата с краю, — или, и того хуже: у соседа корова сдохла — мне и радость. Когда у нас был метал-клуб «Чеширский кот», то нам администрация звонила и говорила: если вы проведёте этот концерт, у вас будет прокурорская проверка по жалобам населения или «маски-шоу». Мы всё равно проводили «неугодные концерты». Нас и штрафовали, и судили, но это не помогало, и они пустили здание клуба под снос. Поэтому вряд ли клубы будут бороться за концерт «Satarial» или другие неугодные РПЦ и правительству концерты. Им легче не проводить эти концерты, чем потерять клуб. Вот поэтому всё меньше и меньше проходит истинных нормальных метал-концертов и фестивалей.

И.М.: А что за история с уничтоженным альбомом? Почему это произошло? Или это легенда, которая потребовалась для медийных целей?

S.: Нет, мы записали альбом, в нём было много волынок, участвовало много приглашенных музыкантов-народников. Но когда он был записан, Сэт психанул и стёр всё.

И.М.: Вы периодически, как и многие группы, снимаете видеоклипы и, разумеется, концерты. Будет ли продолжение ваших визуальных работ? Есть ли, скажем, желание выпустить новый документальный фильм, как это было с «Gotic Rush»?

S.: «Gothic Rush» был немецко-российским проектом телекомпании «Ярос-фильм». И гонорар с этого фильма мы потратили на запись альбома «Latexxx». Если будут в дальнейшем предложения о документальном фильме про нас, мы, естественно, примем участие в съёмках. Но сами снимать не будем, это очень большие бюджеты для нас.

И.М.: Могли бы вы озвучить ваши планы на будущее? И что вам сейчас интереснее — трудиться в студии, выступать на сцене в турне или воплощать какие-то другие проекты?

S.: Сейчас у нас очередной большой мировой тур, презентация нашего нового альбома «Blessed Brigit». Но в следующем году после всех запланированных концертов мы займёмся подготовкой и записью нового альбома. И, может быть, политическая ситуация в нашей стране изменится, и мы сможем сделать российский тур «Satarial» .

И.М.: Благодарю вас за интервью, уважаемые. Что вы хотели бы пожелать, передать нашим читателям, вашим зрителям и слушателям?

S.: Хочу пожелать всем вашим читателям быть свободными, жить в гармонии с Природой и помнить, что после зимы всегда наступает весна.

Blessed be!

Интервьюер: Ильяс Мукашов, ilyarain@gmail.com