Архивы

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. И. Госснер и русская православная оппозиция весной 1824 года

Материалы, накопленные на сегодняшний день, заставляют сместить акценты в расстановке сил интриги весны 1824 года, приведшей к удалению из России И.Госснера и смещению с занимаемых постов его покровителя А.Н.Голицына. Самым подробным источником, описавшим эти события, является автобиография архимандрита Фотия (Спасского). Её автор был далеко не самым главным участником выступления русской православной оппозиции (хотя и находился … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. И. Госснер и русская православная оппозиция весной 1824 года

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Пастор И. Госснер и его последователи в России

Иоганн Евангелиста Госснер (Gossner Johannes Evangelista, 14.12.1773-30.3.1858) был сыном набожного католического крестьянина в Южной Германии (Швабия). В его семье было 10 детей. И.Госснер учился в гимназии Санкт-Сальватор в Аугсбуре, семинарии в Диллингене (философия и физика), а затем в Ингольштадте (теософия). Здесь одним из его учителей был И.М.Зайлер. В это время И.Госснер лишился родителей и испытал … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Пастор И. Госснер и его последователи в России

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв.

Продолжение. Начало в №№ 38-43. II.3. Пастор И.Линдль и религиозная эмиграция из Германии в Россию   Игнатий Линдль (Ignaz Lindl, 3.10.1774-23.07.1846) родился в небольшом баварском городке в многодетной католической семье. В детстве Игнатий был умным и открытым ребенком, вместе с братьями и сестрами он посещал среднюю школу. Позднее он учился в гимназии Санкт-Сальватор в Аугсбуре и в семинарии в … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв.

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Влияние европейского религиозного возрождения на политическую ситуацию в России первой четверти XIX века

Продолжение. Начало в №№ 38-42.   II.2. Влияние европейского религиозного возрождения на политическую ситуацию в России первой четверти XIX века   Сконца XVIII века Германия была охвачена мощнейшим религиозным движением, напоминавшим вторую Реформацию. Вопреки влиянию рационализма и идеям Французской революции, всё больше европейцев обращались к религии. Наблюдался массовый отход от официальных концессий, всё шире распространялись по Европе неформальные религиозные общества и секты. … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Влияние европейского религиозного возрождения на политическую ситуацию в России первой четверти XIX века

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века (Введение)

15 — 17 марта 1824 года император Александр I издал целый ряд важнейших указов. Расформировывалось созданное в 1817 году Министерство духовных дел и народного просвещения. Теряли свои посты его руководители, главным из которых был друг царя князь А.Н.Голицын. Российское библейское общество передавалось в руки его врагов, а к власти в духовной сфере приходили крайние консерваторы. Масштаб произошедших … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Деятели европейского религиозного возрождения И. Линдль и И. Госснер в России первой четверти XIX века (Введение)

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Исследования биографий И. Линдля и И. Е. Госснера XIX-XXI вв.

В ходе исследования биографий И.Линдля и И.Е.Госснера было выявлено, что интерес ученых к их персоналиям не одинаков. После возращения из России судьбы И.Линдля и И.Госснера сложились различно. Хотя оба и перешли в лютеранство, но И.Линдль не удовлетворился общепринятой практикой и в 1841 году основал Назарейскую секту, а в 1843 году был лишен права проповедовать на … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Исследования биографий И. Линдля и И. Е. Госснера XIX-XXI вв.

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Источники религиозно-философских взглядов И. Г. Шварца

Лекции И.Г.Шварца «О трёх познаниях» были хорошо известны ещё дореволюционным исследователям. Их цитировали и пытались выявить источники взглядов Шварца. М.Н.Лонгинов о курсе «О трёх познаниях» писал, что эти лекции были «мистического характера». Шварц «хотя и обходил в них осторожно вопрос о розенкрейцерах, но являлся в них горячим поклонником Якова Бёме и верящим в рассказы его о … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Источники религиозно-философских взглядов И. Г. Шварца

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Лекции И.Г.Шварца

сновные сведения о философско-религиозных взглядах И.Г.Шварца можно получить из его лекций, прочитанных в период профессорства в Московском университете (1779-1784 гг.). Ближайший сподвижник Шварца Н.И.Новиков придавал этим лекциям исключительное значение. На следствии он показывал: «В сие же время, помнится мне, начались вышеупомянутые лекции, из которых, помнится, в 1782 году составилось дружеское учёное общество, имевшее предметом своим … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Лекции И.Г.Шварца

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. «Авиньонское общество»

«Авиньонское общество» («Новый Израиль», «Народ Божий», «Общество Грабянки») действовало в С.-Петербурге с 1805 по 1807 годы. Это было уникальное явление для российской жизни, но феномен, характерный для Европы конца XVIII века. Ясновидцы, пророки, контактёры с незримым миром, предсказатели конца света и Второго Пришествия были в это время очень распространены. «Авиньонское общество» использовало компоненты практики последователей Э.Сведенборга, Орденов мартинистов и розенкрейцеров, а также … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. «Авиньонское общество»

Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Общее введение

(фрагменты из монографии)   Оглавление   Общее введение* I.    Религиозно-философские взгляды И.Г.Шварца: источники, влияние на российское общество Введение 1.   Мартинисты 2.   Розенкрейцеры 3.   Авиньонское общество* 4.  Деятельность И.Г.Шварца (1776-1781 гг.) 5.   Ложа «Гармония» и искания московских масонов 6.  Лекции И.Г.Шварца* 7.   Источники религиозно-философских взглядов И.Г.Шварца* 8.  Деятельность И.Г.Шварца (1782-1784 гг.) Заключение II.  Деятели европейского религиозного возрождения И.Линдль и И.Госснер в России первой четвертиXIX века[1] Введение* 1.   Исследования … Читать далее Розенкрейцеры, мартинисты и «внутренние христиане» в России конца XVIII — первой половины XIX вв. Общее введение