Это краткий словарь некоторых терминов, использующихся в мифоистории Дхаскар, а также в смежных с нею системах Астэрон,Бай Хоу Дао и Даркфорсинга. Он не претендует ни на полноту, ни на объективность, и может служить лишь для лучшего понимания указанных текстов. Словарь основан на черновых записях 2006-2009 гг. и впоследствии, несмотря на значительные изменения в самой системе и в уровне познаний автора, практически не дорабатывался, хотя из него был исключён ряд статей, не имевших прямого отношения к системе Дхаскар. Большую часть статей составляют термины, встречающиеся в первых тринадцати выпусках журнала «Апокриф». Следует иметь в виду, что в словаре представлены значения слов именно в контексте системы Дхаскар, в других дискурсах те же самые слова (напр., Анима, Бог, Бодхисаттва, Карма, Сатори, Самадхи, Субличность, Хаос и пр.) могут трактоваться иначе. Современное состояние многих представлений в системе Дхаскар — Астэрон — Бай Хоу Дао будет опубликовано позднее в Liber Rosae Ventorum.
Алионтр — девятый, самый младший из Девяти Элэири (символические соответствия — Бог Ветра, Бог Стихий, Младший из Богов и т. п.).
Альвер (альвы) — Альтеры Астлантэ первой («романтики») и второй («диссиденты») волн эмиграции, осевшие на соседних континентах (Европа, Америка, Африка) и основавшие общины в лесах, горах и прочих укромных местах. Известны также как эльфы. Уничтожены в результате Большой Резни (в частности, охоты на ведьм) Альтерами третьей волны эмиграции.
Альтер — Иной, от лат. alter (другие народные этимологии: Древний от нем. alt — Старый, Высокий от ит. alt, Избранный от фр. elite и др.). Согласно разным Картинам Мира, представитель древнейшей разумной расы нынешней Ночи Даруанга <см. также Даруанг>; выходец с континента Астлантэ; достигший определённой ступени духовного развития человек; существо из иного мира, живущее в человеческом теле; представитель Шестой Расы и т. д. Факультативные синонимы — Астэр, Чужанин, Придурок, Нелюдь,Люден и т. д.
Ама — в Астэрон — руна и рунный ряд Земли.
Амбер — Центральный Мир; Кордхэ после Таримэ; название взято из произведений Желязны.
Ана — в Астэрон — руна и рунный ряд Воды.
Анга — в Астэрон — руна и рунный ряд Огня.
Ангел — 1. Божество <см. Бог> (Нхаэ), созданное кем-то из Элэири и находящееся у него в подчинении (либо перешедшее на сторону другого Элэири). 2. Духовное существо, определённо стоящее на Светлом Пути.
Анима (Анимус) — одна из важнейших центральных субличностей, образ Идеальной Женщины (Анима у мужчин) или Идеального Мужчины (Анимус у женщин). Эволюционное предназначение архетипа А. (А.) — подбор максимально подходящего для рождения и воспитания потомства партнёра. Частичные попытки самоидентификации с Анимой у мужчин и Анимусом у женщин проявляются в сексуальном влечении и «пробных влюблённостях», максимальная идентификация возможна при обретении т. н. «Идеальной Любви» <см. Любовь Идеальная>.
Анха — в Астэрон — руна и рунный ряд Воздуха.
Ариэль — возлюбленная Оттаэ, принцесса древних Альтеров. Легенда об А. и Оттаэ — один из ключевых мотивов Дхаскар.
Артх (Силы, Серые, Безымянные) — коренные обитатели Хаоса (1), Дха, не связанные Именами (1) и потому лишённые индивидуальности. Постоянно изменяются и перетекают друг в друга. Обретая Имена, могут становиться Древними.
Архангел — божество высокого уровня развития, стоящее на стороне Тьмы или Света, скорее воинский чин, чем качественная характеристика духовного уровня или обозначение племенного происхождения. Первыми А. были девять Элэири.
Архонт — верховное божество Цикла Миров, представитель Даруанга в Проявленном Мире <см. Мир Проявленный>. А. становится ДхаСферы Закона, набравшее к Махапралье наибольший бонус (достигшее максимального статуса). В течение Дня Даруанга будущий А. проходит подготовку у Даруанга. А. прошлого Цикла Миров был Сириэль, А. нынешнего является Йеве.
Астлантэ (Звёздная Земля) — континент и государство Народа Астэр. Другие названия — Астлан (у ацтеков), Аталантэ (у Толкиена), Атлантида (у Платона), Атланд (в Ура-Линде). Возник в океане, сейчас называющемся Атлантическим, в результате материкового сдвига, приведшего к гибели континента Му, и около 40000 лет назад заселён выходцами с него. Затонул около 12 тысяч лет назад. Культура А. оказала огромное влияние на цивилизации Америки и западной части Евразии.
Астрал — пространство визуализаций; иллюзорная территория, в которой визуализации приближаются по уровню реальности к материальным объектам. «Посредник» между разными визуализирующими существами при магическом общении (например, при магических поединках).
Астэр (Народ Звезды) — древние Альтеры, жители континента Астлантэ, прибывшие туда после катастрофы континента Му. По легендам Дхаскар, до и после гибели Астлантэ А. расселялись по Евразии и Америке, оказывая существенное влияние на тамошние цивилизации. Различные ветви выходцев с Астлантэ постоянно враждовали между собой, что привело к Большой Резне, длившейся несколько веков — охоте на ведьм и последующим революциям в Европе, приведшим к практически полному уничтожению чистокровных Астэр сперва из той ветви, которая была известна как Альвер или эльфы, потом другой, которая была представлена старой европейской аристократией. См. также Девять Домов.
Астэрон — алфавит и язык народа Астлантэ, восходящий к языку первых Альтеров Кордхэ. Инструмент магии и поэзии.
Ахха — 1. Редуцированный согласный, руна Астэрона, от которой образуются гласные. 2. Наиболее общие дуальности типа «всё и ничего», «пространство и пустота», «везде и нигде», а также отдельные элементы таких пар; слово-замена для обозначения любого объекта или выражения любых эмоций. 3. Хаос (1), пространство за пределами Сфер Закона. 4. Вселенная.
Бездна — граница между Человеческим и Божественным, проходящая, согласно каббалистической модели, через невидимую сфиру Даат. Пересечение Б. имеет важное значение в традиции Телемы и является эквивалентом Просветления.
Биоэнергетика — система управления ци. К техникам Б. относятся, например, энерговампиризм <см. Вампиризм энергетический>,магия сексуальная, различные формы магии боевой, различные медитации и мн. др.
Благословение бодхисаттвическое — ритуал Магии бодхисаттвической, направленный на формирование для объекта ритуала кармических <см. Карма> условий, способствующих быстрому повышению духовного уровня (служащий трамплином).
Бог (божество) — 1. Условное обозначение некоторых Нхаэ наиболее высокого уровня — от ангелов до Древних. Отличие Б. от другихсуществ, как и других существ между собой, условно и скорее количественно, чем качественно. 2. Существо, созданное Архонтомпосле Элэири и не находящееся, в отличие от ангелов, в их непосредственном подчинении. 3. Объект поклонения, независимо от природы (Нхаэ, Эгрегор, Артх, Смертный и т. д.). 4. Персонификация Ян в Викке. 5. См. Великое Оно.
Богиня — 1. Бог с преобладанием кажущихся или подлинных женственных черт. 2. Персонификация Инь в Викке.
Бодхисаттва — Просветлённое существо <см. Просветление>, отказавшееся, в отличие от Будды, от перехода в состояние Нирваны и оставшееся в мире для реализации своих целей. Традиционно считается, что эти цели — освобождение всех существ из Сансары, но дзенские, солипсистские и прочие Картины Мира позволяют давать и другие трактовки.
Божественное — безличная форма Бога (5); Брахман, Великое Оно.
Большая Резня — междоусобная война Альтеров Астлантэ в Европе за территории и влияние на людей. Длилась примерно с раннего Средневековья до XIX-XX веков, сперва против Альвер как охота на ведьм, затем (в качестве ответного удара выживших Альвер и их полукровок) — как революционное движение. В результате обе основные ветви Альтеров Астлантэ практически полностью уничтожили друг друга.
Бонус — повышение духовного уровня существа через опыт (независимо оттого, «положительный» он или «отрицательный»).
Братья по Воде — взятое из книги Р. Хайнлайна «Чужак в чужом краю» определение максимально близких отношений междусуществами (при этом Братьями можно называть всех участников таких отношений, независимо от пола).
Будда — 1. Имя, принятое Гаутамой Сиддхартхой после Просветления. 2. Существо, достигшее Просветления и, в отличие отБодхисаттвы, отказавшееся от дальнейшего существования в Сансаре. 3. Одно из обозначений Великого Оно.
Бумбо-Юмбо — некое виртуальное, выдуманное, искусственное божество, Мем, квазисущество.
Вампиризм энергетический (энерговампиризм) — подпитка энергией (2) от окружающих материальных объектов. По сути и по технике практически неотличима от других форм подпитки, однако традиционно принято считать, что объекты В. э. — обязательно живыесущества (либо существа духовных планов существования, например, Эгрегоры). В. э. бывает прямым (вытягивание энергии непосредственно у объекта) и опосредованным (усвоение энергии при естественном либо стимулированном вампиром энергетическом выбросе).
Ведьма — 1. Женщина, практикующая магию; знахарка, колдунья, ведунья. 2. Викканка (женщина, исповедующая Викку). 3. Факультативный синоним слова Альтер, прежде всего — применительно к женщинам-Альтерам (к мужчинам могут применяться аналогичные термины — Ведун или Ведьмак).
Великое Оно — основополагающий для той или иной Картины Мира принцип Вселенной. В атеизме это законы природы, в даосизме — Дао, в теистических концепциях мира — Бог, в солипсизме — Истинная Сущность <см. Сущность Истинная> самого солипсиста.
Визуализация — зрительное (иногда также аудиальное, кинестетическое и т. д.) представление незримых материй (или просто удалённых объектов) с целью воздействия на них или их посредством — на себя и окружающих.
Вода — второй элемент Кватерности, соответствует жидкому состоянию материи.
Воздух — третий элемент Кватерности, соответствует газообразному состоянию материи.
Войны Богов — конфликты Нхаэ высокого уровня развития (Богов (1)). Первая В. Б. случилась после Таримэ.
Воля к Власти — изначальное (осознанное или неосознанное) стремление каждого Дха, от Моменталя до Ахха (3, 4), к постоянному духовному совершенствованию (термин первоначально взят из произведения Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»).
Гексаграмма гласных — круговая запись гармоничной последовательности шести гласных Астэрона — ЫЭАОУМ (Мыэаоум). Редуцированной формой данной гексаграммы является мантра Ом (Аум).
Гиперборея — древний северный континент, заселённый одной из человеческих рас, находящихся на достаточно высоком уровне развития. Жители Г. многосторонне (от вооружённых конфликтов до межрасовых браков) контактировали с Альтерами континентаМу. Частично затонул в результате той же катастрофы, в результате которой погибла Му. Части Г. сохранились до наших дней (Гренландия и некоторые другие северные острова).
Глюколовство — техника, практикующаяся преимущественно для вспоминания прошлых инкарнаций, обычно парами или группами, реже в одиночку. Во время Г. устно, письменно или мысленно прописываются детали обстановки или событий (аналогично действиям при проективном тестировании), что делает описываемые события более реальными.
Груз кармический — воздействие прошлых неблагоприятных действий на нынешнее состояние существа.
Даруанг (Зерван) — один из Древних, Творец, создатель Сферы Закона и первый её Архонт. Согласно Дхаскар, Мир Проявленный — это сны, которые Д. видит во время своей Ночи <см. Ночь Даруанга>.
Девять Домов — девять основных племён Альтеров, покровителями которых являются девять Элэири: Сириэль (Сирианс), Силинель(Силинес), Оттаэ (Отис), Экотолин (Эксли), Тарлин (Тарлон), Хадрэ (Хадгэ), Фарэ (Фарест), Кьюэ (Кьюик) и Алионтр (Элио).
Демон — условное обозначение некоторых духовных (божественных) существ <см. Нхаэ>. 1. Божество, «вычеркнутое» из пантеона той или иной религии. 2. Божество, обладающее атрибутами, традиционно воспринимаемыми как «тёмные», «агрессивные» (ожерелья из черепов, оружие, перепончатые крылья, огонь, чёрно-красная гамма одежд и т. д.). 3. Божество, добровольно принявшее на себя название «Д.» (например, для демонстрации непричастности к власти Архонта или для обозначения своего Пути как Тёмного <см.Тёмный Путь>).
День Даруанга — неактивный период существования Проявленного Мира, от Махапральи до нового Творения.
Дикие — наиболее примитивные из Древних, возникающие из Артх, обладающие Именем (1), но не имеющие собственного Пути (1). Обычно или возвращаются в состояние Артх, или, сформировав Путь, становятся Древними других разновидностей (прежде всегоРазрушителями).
Динамическая Нирвана — достижение полного единства со Вселенной без отказа от существования в Сансаре. СостояниеБодхисаттвы, одна из основных целей Магии бодхисаттвической.
Домовой — одна из форм Нхаэ низкого уровня духовного развития, дух-покровитель жилища, помещения.
Древние (Древние Боги) — Дха наиболее высокой мощности, способные находиться за пределами Сфер Закона, в открытом Хаосе (1). Возникают либо из Артх путём приобретения последними Имени (1), либо из Дха Мира Проявленного через Расширение и Уплотнение. Делятся на Диких, Разрушителей, Пожирателей, Наблюдателей, Хранителей и Творцов, что представляет собой стадии их эволюции в сторону упорядоченности и индивидуализации <см. Уплотнение>, однако реальная последовательность стадий может отличаться от данной схемы.
Древо Мира — символическое изображение тех или иных космологических представлений. Например, основой Д. М. в Каббале являются Сфиры, в даосизме — Ба-Гуа, в скандинавской системе — ясень Иггдрасиль. Составляющие Д. М. различных космологических систем с большей или меньшей точностью могут переводиться одна в другую с помощью Таблиц Соответствий.
Дуальность — пара противоположностей, основанная на двоичной системе счёта (1-0): Инь и Ян, день и ночь, да и нет и т. п. Ср. такжеКватерность.
Дух — условное название части Дха, определяющей его глубинные индивидуальные черты, более-менее устойчивой при реинкарнациях<см. Инкарнация> и при этом «нематериальной», т. е. невоспринимаемой методами современной науки; факультативный синоним понятий Имя (1) или Сущность Истинная.
Душа — условное обозначение «нематериальной» части Дха, определяющей эмоциональные, умственные, нравственные черты.
Дха — частица Мироздания, которую можно мысленно отграничить от других частиц, будь то существо, предмет, идея или что-либо ещё. Всё, чему можно дать название. Все Д. взаимно пересекаются, постоянно видоизменяются и континуально <см. Континуум> переходят одно в другое.
Дхаскар — мифоистория Альтеров. Большинство мифологических мотивов данного глоссария взяты из Д. Важно иметь в виду, что, как и всякая мифоистория, Д. не призван описывать какие-то исторические события и факты (хотя некоторые из них в нём могут содержаться), а должен толковаться символически.
Дьявол — 1. Одно из прозвищ Сириэля в среде его противников. 2. То же, что Демон.
Заземление — перевод Кундалини от верхних чакр к нижним, переключение с «духовных» дел и мыслей на физические, материальные, практические. Необходимо для нормального функционирования организма на материальном уровне и, как следствие, для гармоничного существования Дха в целом.
Заклинание — звуковая или буквенная формула, служащая в магии ритуальной для сплетения <см. Плетение> воедино различных объектов, имеющих отношение к ритуалу.
Звёздный — факультативный синоним слова Альтер и буквальный перевод слова Астэр.
Земля — первый элемент Кватерности, соответствует твёрдому состоянию материи.
Зеркало Абсолютное — одна из бодхисаттвических <см. Бодхисаттва, Магия бодхисаттвическая> техник, позволяющая практически полностью избегать негативного психологического и магического воздействия со стороны. В основе З. А. лежит принцип «что ни делается, всё к лучшему», или же т. н. пофигизм магический.
Знак — не специализированный как оракул объект, по которому символически можно прочитать информацию о тех или иных компонентах окружающего мира. В качестве З., как и в качестве оракула, может выступать практически любая система, имеющая хотя бы два отличных друг от друга состояния.
Идам — одна из центральных субличностей. Божество-покровитель, с которым существо или его инкарнация себя идентифицирует <см. Самоидентификация>, на которое медитирует <см. Медитация> и Миссию которого выполняет.
Имя — 1. Часть Дха, отвечающая за индивидуальные, более-менее постоянные от воплощения к воплощению <см. Инкарнация>свойства данного Дха. 2. Слово, с которым идентифицирует себя его носитель (независимо от значения и способа приобретения). 3. Словесное обозначение существа, объекта или явления в заклинании или плетёнке.
Имяположение — один из элементов обряда инициации, наречение Духовным Именем (2, 3). Формы И. различны в зависимости от конкретной традиции и ситуации.
Инициация — обряд перехода с одной ступени духовного развития в другую (например, из ребёнка во взрослую жизнь или из Ученика в Искателя).
Инкарнация — воплощение, материальное проявление Дха. Практически все известные доказательства реальности реинкарнаций могут быть объяснены множеством других способов, материалистических и идеалистических, поэтому следует помнить, что представления об инкарнациях — всего лишь модель, удобная для ряда практик и теоретических построений, а не реальность как таковая.
Интуиция — способность правого полушария <см. Правого полушария субличность> выдавать готовый ответ на раздражители без поступенчатого их анализа. В результате такой деятельности интуитивное решение часто воспринимается как «наитие», «указание свыше».
Инь — одна из основополагающих составляющих Мироздания, соответствующая викканской Богине (2); «женская», мягкая, уступающая, пассивная и одновременно — «тёмная», «холодная» сущность.
Истина — 1. Картина Мира, непротиворечивая в рамках своих собственных постулатов. 2. Внелогическое ощущение единства со своей внутренней природой и с Вселенной; основная цель буддизма и (под другими названиями) многих других религий и мистических<см. Мистицизм> учений. Ср. также Сатори, Самадхи.
Йеве — Архонт текущего Цикла Миров. Согласно Дхаскар, первым его воплощением в прошлом Цикле Миров была инкарнация жреца. Во время последнего Дня Даруанга отказался пройти полный курс подготовки, в результате чего не смог полностью уберечь мир от столкновения с Унгвэ, одним из Древних, что оказало большое влияние на судьбу нашего мира. Ян-сущность Й. самонарекласьЭльхэ, Инь-сущность получила Имя Танит.
Каббала Астлантэ — модификация Каббалы, основными элементами которой являются три формы Бесконечности (в традиционной Каббале — Завесы Небытия), основная дуальность Инь-Ян и Девять Элэири (внешняя Кватерность, включающая Тьму, Свет и две формы перехода межу ними — через Серую и Радужную шкалы, внутренняя Кватерность, включающая основные элементы —Землю, Воду, Воздух и Огонь, и Центр, объединяющий свойства элементов), а также руны Астэрон. Таблицы соответствий К. А. могут местами существенно отличаться от таковых в традиционной Каббале. (В настоящее время эта модель практически не используется в системе Дхаскар, вместо неё разрабатывается более полная модель Rosa Ventorum.)
Карма — закон обусловленности, гласящий, что каждое совершённое кем-либо действие оказывает влияние на всё Мироздание и, следовательно, раньше или позже вернётся к совершившему это действие. Следствием этого является также представление о том, что нынешнее состояние существа обусловлено всеми его прежними поступками. Кроме того, существуют определённые механизмы кармического прерывания <см. Прерывание кармическое>, чистки кармы, отсекающие излишний кармический груз <см.Груз кармический> (такие техники имеются, например, в Магии бодхисаттвической).
Картина Мира (КМ) — общая система космогонических и космогонических взглядов того или иного существа.
Квазисущество (квазиживое существо) — условное обозначение Элементалей, Мемов, Эгрегоров, Артх и других Дха, не обладающихСущностью Истинной и потому более виртуальных, непостоянных, чем настоящие существа.
Кватерность — четвёрка базовых понятий в магической традиции Астлантэ. Простейшие К. — Земля — Вода — Воздух — Огонь(базовая К.), зима-весна-лето-осень, материя-жизнь-разум-энергия, север-восток-юг-запад. См. также Кватерность Кватерностей.
Кватерность Внешняя (малая, «материальная», базовая)[1] — в Каббале Астлантэ — четыре основных Элемента (Земля — Вода —Воздух — Огонь).
Кватерность Внутренняя (большая, «духовная») — в Каббале Астлантэ — Свет, Тьма и две формы перехода между ними: через Радугу и через Тень.
Кватерность Кватерностей — четыре типа Кватерностей — Крест, Колесо, Молния и Линия. В зависимости от конкретной ситуации и цели, одни и те же явления могут укладываться в Кватерности разных типов.
Колесо — тип Кватерности, в котором процесс изменяется циклично, а четыре точки Кватерности избраны достаточно произвольно, но через 90 градусов друг относительно друга (например, суточный или годовой циклы).
Коллективное Бессознательное — виртуальное пространство «обитания» Архетипов; Дха Человечества; Ноосфера.
Континуум — система, элементы которой переходят друг в друга не дискретно, а постепенно, в связи с чем нельзя провести чёткую границу между этими составляющими. По сути, К. является любая система.
Кордхэ (Сердце Мира) — согласно Дхаскар, мир, созданный Элэири вместе с Эльхэ и расположенный в центре Сферы Закона. Изначально состоял из центрального светила и девяти планет, населённых Альтерами Девяти Домов. Во время первой Войны Боговпланеты Сириэля и Оттаэ уничтожены. После Таримэ Кордхэ известен также как Амбер.
Крест (Крест в Круге) — тип Кватерности, в котором четыре основных состояния переходят друг в друга дискретно, скачкообразно, но при этом циклично (например, цикл Энергия — Материя — Жизнь — Разум — Энергия или твёрдое состояние — жидкое — газообразное — плазматическое — твёрдое нейтронное).
Кулл и Ринн — Древние Боги-Близнецы, описанные в произведениях Майкла Муркока.
Кундалини — основная биологическая энергия существа, центром образования которой является чакра Муладхара и которая, таким образом, представляет собой ци, направленную на гармонизацию биологического существования с психическим.
Кьюик — Дом Воды, один из Девяти Домов, созданный Кьюэ.
Кьюэ (Куи) — восьмой из Девяти Элэири (символические соответствия — Бог Океана, Бог Воды и т. п.).
Левого полушария субличность — одна из основных человеческих субличностей, отвечающая за логическое и математическое мышление, вербальное общение и пр. Ср. Полушария, Правого полушария субличность.
Ле-Му-Ри (Лемурия) — большой остров к востоку от Африки, на котором после гибели Му была основана крупная колония Альтеров.
Линия — тип Кватерности, в котором от некоего «абсолютного минимума» процесс или явление идёт к «абсолютному максимуму» (например, изменение скорости от неподвижности до скорости света, изменения размера от нулевого до бесконечно великого, изменение температуры от абсолютного нуля до планковской температуры).
Листовертность — способность текстов, написанных Астэроном, сохранять осмысленность при переворачивании рун вверх ногами.
Лицо Истинное — видимая при использовании определённых техник сканирования составляющая Истинной Сущности. При сканировании Л. И. сканирующий может на интуитивном <см. Интуиция> либо магическом <см. Магия> уровне получать информацию о самых разных духовных, физических, психологических и др. чертах сканируемого.
Личность кармическая — существо, оказавшее значительное влияние на судьбу и Путь (1) другого существа.
Любовь Идеальная — взаимоотношения между носителями Инь и Ян (в наиболее характерном случае между мужчиной и женщиной), являющиеся проявлением максимально полной самоидентификации Инь с Анимусом и Ян с Анимой (см. Анима (Анимус)). Если представить Инь и Ян в виде полукруга с неровным краем разреза, то Анимус или, соответственно, Анима — половина, недостающая до ровного круга. В такой схеме при Л. И. Ян будет иметь форму Анимуса, а Инь — Анимы, с максимальной сцепкой друг с другом, тогда как реальные взаимоотношения между Инь и Ян выглядят как половинки, в большей или меньшей степени разрозненные. Самоидентификация с Анимой/Анимусом и реализация Л. И. — мощное средство чистки кармы и духовного совершенствования.
Люден — в творчестве А. и Б. Стругацких (прежде всего, в романе «Волны гасят ветер») — следующая ступень эволюции человека. Ср.Альтер, Шестая Раса.
Магическая активность мира — способность того или иного мира подвергаться магическому воздействию. Определяется по характеру бытовой или максимально возможной магии (например, мир, в котором простая деревенская ведьма способна превратиться в кошку, обладает большей М. а. м., чем мир, в котором даже хорошо подготовленный маг может разве что воздействовать на эмоции другого человека).
Магия — искусство управления реальностью посредством воли (согласно учению Телемы, магическим является всякое волевое действие). Конечная цель М. — Великое Делание, т. е. максимальная самореализация и внутренняя гармония, проявляемая как «счастье», промежуточные стадии различны — от увеличения магическими методами материального богатства до чистки кармы. Благодаря направленности, прежде всего, на внешний, материальный мир, М. противопоставляется мистицизму как активная (Ян) форма эзотерики.
Магия алфавитная — раздел магии, основанный на символических свойствах той или иной алфавитной системы. Включает как ритуалистические <см. Магия ритуальная> (заклинательные <см. Заклинание> плетения), так и оракулистические <см.Оракулистика> (рунные <см. Руна> гадания, нумерология) составляющие.
Магия бодхисаттвическая (Бодхисаттвика) — Путь Любви, искусство управления Кармой посредством Любви. Большое значение в М. б. придаётся гармонизации субличностей и выходу на уровень Наблюдателя.
Магия боевая — совокупность магических <см. Магия> и биоэнергетических <см. Биоэнергетика> техник, предназначенных для повышения боеспособности существа. К техникам Б. м. относятся, в частности, некоторые формы самоидентификации (напр., с киборгами, хищными животными и т. п.), системы, понижающие чувствительность к боли, повышающие чувство опасности, усиливающие выносливость и силу удара и т. д. Вместе с сексуальной магией составляет один из важнейших прикладных блоков магических техник, поскольку непосредственно связана с биологическим функционированием Муладхара-чакры и практическим применением Кундалини.
Магия ритуальная (ритуалистика) — раздел магии, воздействующий на компоненты природы посредством манипуляции с их символическими аналогами (например, воздействие на человека посредством куклы или на погоду посредством jpg-файла с изображением ливня). Противопоставляется оракулистике как разделу магии, направленному на получение информации об объектах и явлениях через их символические аналоги.
Магия церемониальная — направление магии ритуальной, делающее упор на театрализованность ритуалов.
Мантра — звуковая формула, направленная на достижение резонанса с теми или иными вибрациями. Поскольку М. не несёт определённой смысловой нагрузки, она позволяет быстро и легко выходить за пределы логического осмысления реальности левымполушарием и достигать контакта с субличностью Наблюдателя. Возможны и разные другие способы использования М.
Мастер — Нгаэ (Разумный Смертный), достигший уровня Просветления, либо воплотившийся в теле Разумного Смертного Просветлённый Нхаэ.
Махапралья (Великое Воссоединение) — слияние Дха существ Мира Проявленного с Дха Архонта и Даруанга по окончании Ночи Даруанга.
Маэ — нерождающиеся и неумирающие («неодушевлённые») неразумные существа — кристаллы, капли и т. д.
Медитация — сборное название техник, приводящих в состояние духовной целостности и душевного равновесия, гармонизирующихсущество с окружающим и внутренним миром, выхода его восприятия на уровень Наблюдателя. Тесно связана с техниками остановки внутреннего диалога. Важнейшая составляющая мистицизма.
Мем — Дха слова или понятия, «зародышевая» форма Эгрегора.
Мир — 1. Условное обозначение участка Континуума, контакт между двумя из которых затруднён по физическим или магическим причинам. Создатели и управители М. называются Наместниками. 2. Макровселенная, Космос, Сущее.
Мир Мёртвых — условное обозначение части многомерного пространственно-временного континуума, обитатели которого не имеют в данный момент воплощения на плотском, «грубо-материальном» уровне. С учётом постоянным перетеканий одного Дха в другое, понятие скорее образное, чем подлинно эзотерическое.
Мир Проявленный — заключённый в Сферу Закона мир, в котором обитают существа, наделённые Именем (1).
Миссия — цель, являющаяся основной для того или иного существа на данном этапе его развития в целом или для его конкретнойинкарнации. Реализация М. даёт существу большой бонус, чем резко повышает его статус.
Мистицизм — направление эзотерики, направленное, прежде всего, на внутреннее перерождение адепта. Техники М. связаны, прежде всего, с различными формами медитации. Противопоставляется магии как пассивная (Инь) форма эзотерики.
Мифоистория — заведомо искусственная история или космогония, несущая те или иные символические указания. Примеры М. — Книга Бытия, Рамаяна, Дхаскар, «Роза Мира» Даниила Андреева, «Новая хронология» Фоменко-Носовского, «Сильмариллион» Толкиена, «Хроники Амбера» Желязны и др. В более широком контексте чертами М. обладает практически любой текст космологического, исторического и даже биографического масштаба.
Молния — тип Кватерности, в котором четыре основных состояния переходят одно в другое дискретно и нециклично (например, базовая Кватерность Земля — Вода — Воздух — Огонь).
Моменталь — минимальное Дха, «элементарная частица» Пространства Истинного.
Му — древний континент, омывавшийся Тихим и Индийским океанами. Около 500 тысяч лет назад избран «зоной мира» для АльтеровДевяти Домов и заселён ими. Культура М. оказала влияние на культуры Гипербореи, Юго-восточной Азии и Дальнего Востока. Континент затонул в результате сдвигов геологических пластов Земли около 40 тысяч лет назад, однако большинство Альтеров М. были подготовлены к катастрофе и смогли эвакуироваться. Часть Альтеров после катастрофы М. основала государства в Лемурии (Ле-Му-Ри), Северной Африке, Малой Азии, а позднее — на Астлантэ.
Мыэаоум (Миэаоум) — гармоничное сочетание гласных Астэрон (от полностью замкнутого гласного в виде мычания со сжатыми губами до полностью открытого звука «а» и обратно), представляющее собой универсальную мантру. Произносимые вслух, вибрации полной мантры М. гармонизируют все физиологические системы организма. Восходящая часть М. — Миэа — поднимаетКундалини из Муладхары в Сахасрару, переводя низшие, физиологические формы энергии в высокодуховные, нисходящая часть — Аоум (см. Ом) — противоположным энергетическим потоком «освящает» и «очищает» материальную деятельность человека (либо другого существа).
Наблюдатели — четвёртый этап эволюции Древних Богов (после Пожирателей, перед Хранителями). Для Н. характерна склонность к путешествию по различным Сферам Закона и за их пределами с целью повышения статуса за счёт новых впечатлений, однако с этого уровня развития и далее черты Древних Богов максимально индивидуализированы и не поддаются адекватному обобщённому описанию. К Н. относятся, например, Близнецы Кулл и Ринн.
Наблюдатель — Сущность Истинная как наиболее глубокая субличность человека (и других существ). Выход на уровень восприятия мира глазами Н. — одна из базовых задач Магии бодхисаттвической.
Наместник — локальное божество того или иного Мира.
Наэ — рождающиеся и умирающие («живые») неразумные существа — животные, растения, вирусы и т. д.
Нгаэ — рождающиеся и умирающие разумные существа («Разумные Смертные» — люди, Альтеры и т. д.
Нимфа — одна из форм Нхаэ низкого уровня духовного развития, дух-покровитель природного сообщества.
Ноосфера — «информационная база» общечеловеческого Эгрегора.
Ночь Даруанга — период существования Мира Проявленного. То же, что Век Брахмы.
Нумерология — раздел оракулистики, использующий в качестве оракула числа, прежде всего, времени рождения и имён. Имена и названия в нумерологии раскладываются на цифры с учётом положения той или иной буквы в ключевом алфавите, т. е. в алфавите, на основе которого выстроена та или иная нумерологическая система. Наиболее популярно использование в качестве ключевого древнееврейского и древнегреческого алфавитов либо алфавита того народа, в среде которого возникло конкретное имя, но, в принципе, в нумерологических целях подходит любой алфавит.
Нхаэ — нерождающиеся и неумирающие («непроявленные», «Высшие») разумные существа — боги, ангелы, Архонты и т. д.
Обнуление — пример в Астэроновских <см. Астэрон> плетениях, когда произвольно взятая руна трансформируется в любую другую через руну Ахха (1). Применяется в тех случаях, когда не удаётся провести нужную трансформацию рун другими путями.
Огненный шар — ощущение тепла в чакре солнечного сплетения (Манипура-чакре), связанное с ожиданием чего-то необычного и потенциально приятного. Также медитативная <см. Медитация> техника по работе с энергией, вырабатывающейся в этой чакре.
Огонь — четвёртый элемент Кватерности, соответствует плазменному состоянию материи.
Ом (Аум) — мантра, представляющая собой редуцированную гармоничную мантру Астэрон — Мыэаоум, в частности, её нисходящий сегмент, служащий для освящение «земного» за счёт изначальной духовности Сущности Истинной.
Оракул — объект, целенаправленно используемый для считывания магическим образом либо путём трактовки символов информации об окружающем мире (в отличие от Знаков — эпизодических носителей такой информации).
Оракулистика — раздел магии, позволяющий получать информацию об окружающем мире с помощью символических обозначений его компонентов. Противопоставляется ритуалистике как способу воздействия на мир через символы, однако отдельные оракулистические приёмы могут инвертироваться в ритуалы.
Основные руны — твёрдые глухие и звонкие одиночные руны Астэрон.
Отисы — Дом Огня, один из Девяти Домов, созданный Оттаэ.
Оттаэ — третий из Девяти Элэири (символические соответствия — Демон Пустынь, Бог Ярости, Повелитель Вулканов, Бог Огня, Бог Войны, позднее — с элементами Трикстера и Бога Мудрости). Во время Таримэ занял сторону Сириэля, чьим учеником в то время являлся. Значительная часть Дхаскар касается истории любви Ариэли к О. Позднее, около 500 тысяч лет назад, стал ученикомТарлина и избрал Путь Бодхисаттвы (одна из его инкарнаций — Хануман, царь обезьян). Около 40 тысяч лет назад начал воплощаться Альтером Астлантэ.
Охота на ведьм — военная операция Альтеров третьей волны эмиграции (покинувших Астлантэ после его гибели), направленная против ранее осевших в Европе Альтеров Астлантэ, известных как Альвер, или эльфы (3). Активную роль в О. н. в. сыгралаИнквизиция.
Палиндромность — способность астэроновских <см. Астэрон> текстов сохранять осмысленность при прочтении от последнего знака к первому.
Плетение — приём ритуалистики; магическое связывание одних объектов с другими посредством рунической <см. Руны> записи или специального заклинательного <см. Заклинание> произношения относящихся к ним слов. Чем больше срифмованность плетения, тем оно эффективнее.
Плетение амберское — способ манипулирования реальностью путём её детальной визуализации и постепенной прорисовкитрансформации от нынешнего состояния к желаемому. Противопоставляется ритуалистике как способу манипулирования реальности через символические аналоги объектов.
Плетёнка — графическое или фонетическое исполнение магической формулы, в которой используется приём «плетение»; талисман илизаклинание, в котором, кроме непосредственного смыслового значения, роль играет также техническое исполнение, форма.
Плотность Дха — величина, определяющая степень «реальности» Дха, уровень его проявленности в Реале. П. Д. зависит от того, насколько важный параметр является образующим для данного Дха.
Пожиратели — третий этап эволюции Древних (после Разрушителей, перед Наблюдателями). П. питаются за счёт поглощения другихДха, однако, в отличие от Разрушителей, предпочитают Дха определённых качеств, согласно собственному вкусу. Одним из П. является Хапун.
Поиск — начальный реализации Миссии.
Полушария (Большие полушария головного мозга) — структуры головного мозга, отвечающие непосредственно за память, мышление и другие важнейшие функции высшей нервной деятельности. См. также Левого полушария субличность, Правого полушария субличность.
Поток (Путь, Дао) — универсальный мировой закон, закон Гармонии, согласно которому все вещи равно важны для Мироздания. ТакжеВеликое Оно в даосской и родственных Картинах Мира.
Пофигизм магический — техника Магии бодхисаттвической, основанная на равном принятии всех вероятностей развития событий («что ни делается, всё к лучшему»), обеспечивающим развитие событий в нужном для адепта русле. Универсальная защита от большинства традиционных магических и психологических атак.
Предмет Силы — атрибут мага, в которую заложена часть его Силы (2). Используется в магии ритуальной.
Правого полушария субличность — одна из основных человеческих субличностей, отвечающая за интуицию, образное мышление, невербальное общение и пр. Ср. Полушария, Левого полушария субличность.
Прерывание кармическое — методы Бодхисаттвической магии, направленные на обрубание неблагоприятных кармических <см.Карма> связей (т. е., влияние определённых прошлых действий на нынешнее состояние), прежде всего, благодаря отсечению привязанностей к их последствиям (ср. также Магический пофигизм).
Прогрессорство — искусство выстраивания ситуаций (в частности, управления людьми) психологическими и другими «материальными», немагическими методами (в том числе при помощи нейролингвистического программирования).
Просветление — достижение непосредственного ощущения Истины (2) через единение с окружающим миром и со своей Сущностью Истинной.
Пространство Вероятностное — Картина Мира, в которой все другие возможные КМ реальны, но обладают различным Уровнем Реальности, или различной вероятностью.
Пространство Истинное — умозрительное пространство, состояние которого не зависит конкретных Картин Мира исследующих егосуществ. Ср. также Великое Оно.
Пространство кармическое — виртуальное «пространство последствий», формирующееся вокруг каждого Дха. Размер П. к. определяется путём мысленного эксперимента, в котором данное существо изымается из окружающего мира с момента своего возникновения: чем больше последствия такого виртуального действия, тем больше П. к. Иными словами, чем больше изменений произошло бы в мире, если бы данного существа никогда не было, тем больше его персональное П. к., причём П. к. Дха прямо пропорционально егостатусу.
Прорисовка — магический приём, использующийся в глюколовстве, плетениях амберских и пр. Заключается в переходе от более общей картины представляемой ситуации к деталям.
Путь — 1. Траектория трансформации личности от нынешнего духовного уровня к потенциалу, к раскрытию Сущности Будды в себе, реализации «воли к власти». Каждое существо стоит на собственном П., но осознанное движение по П. приходит при достижении определённого уровня духовного развития. 2. То же, что Поток.
Развоплощение — разрыв Духа с его материальным носителем, материальная «смерть».
Разрушители — Древние низкого уровня организованности, питающиеся за счёт недифференцированного поглощения других Дха(независимо от качеств последних). Второй этап эволюции Древних (после Диких, перед Пожирателями). К Р. принадлежалаУнгвэ.
Расширение Дха — развитие Дха в сторону его самоидентификации со Вселенной.
Реал — видимая, ощутимая и/или воспринимаемая научными методами часть реальности. Противоположность Астралу как пространству визуализаций.
Реальность личная — то же, что Картина Мира.
Речь Истинная — язык Творения, использовавшийся в Кордхэ Архонтом, Элэири, древними Альтерами и другими существами. «Слово» Р. И. одновременно отражает реальность и непосредственно видоизменяет её. Частичной адаптацией принципов Р. И. к условиям мира с пониженной магической активностью является Астэрон.
Руна — графический знак, несущий фонетическое и символическое значение. Буквы современных алфавитов, как правило, являются рунами, утратившими своё символическое значение.
Руны ключевые — четыре носовые руны Астэрон — Ама, Ана, Анха и Анга, — соответствующие четырём элементам базовойКватерности (Земля — Вода — Воздух — Огонь). Из них по графике и фонетике выводятся остальные руны.
Руника — приём оракулистики, позволяющий определять ситуацию или ход событий посредством символических значений рун.
Рунискрипт — соединение нескольких рун в один знак. Используется в рунных плетениях.
Саламандра — одна из форм Нхаэ низкого уровня духовного развития, дух-покровитель конкретного огня — костра, свечи и т. п.
Самадхи — тотальное (в противоположность Сатори) ощущение своего единства с собой и с миром; Просветление. Ср. также Истина(2).
Самоидентификация — отождествление себя с каким-либо другим существом, персонажем. С. осуществляется с разными целями: С. с животными, киборгами, известными бойцами — в магии боевой для повышения своей боеспособности, С. с богами — для осуществления сложных магических операций, С. с Анимой (Анимусом) — для развития через Идеальную Любовь, и т. д.
Самопрограммирование — предварительная настройка себя на желательные действия в определённой ситуации.
Сатори — одиночная (в противоположность Самадхи) вспышка осознания своего единства с собой и с миром; факультативный синонимПросветления.
Светлый Путь (Свет) — путь совершенствования через помощь окружающим и гармонизацию с внешним миром.
Сексуальная магия — раздел магии, связанный с энергией нижних чакр. Позволяет наладить контакт с субличностью Анимы, сохранять сексуальную силу, получать максимальное сексуальное удовлетворение, а также сублимировать сексуальную энергию в несексуальные сферы деятельности или трансцендировать её в целях духовного совершенствования.
Сила — 1. То же, что Артх. 2. Магическая способность, магическая энергия; то же, что ци.
Силинель (Силинелла) — второй их Девяти Элэири, божество Тени, Сумерек. Согласно Дхаскар, на его рождение оказало влияние столкновение с Унгвэ, в результате чего он оказался главным противником Сириэля. Известен также как Архангел Михаил (символические соответствия — Лунная Богиня, Громовержец, Тайный Советник, Правая Рука Бога, Меч Правосудия и т. п.).
Силинес — Дом Тени (Сумерек), один из Девяти Домов, созданный Силинелем.
Сириансы — Дом Тьмы (Ночи), один из Девяти Домов, созданный Сириэлем.
Сириэль (Сириэ, Сириэлла) — первый из Девяти Элэири. Согласно Дхаскар, Дха С. возникло две Ночи Даруанга назад, а прошлой Ночью Даруанга было Архонтом. В результате конфликта с Силинелем изгнан из Кордхэ вместе с Оттаэ и вставшими на его сторону Нхаэ, известен как Люцифер, Анубис, Шива и др. (символические соответствия — Владыка Мира Мёртвых, Бунтарь, Бог Ночи, Владыка Хаоса, Разрушитель, Тёмный Бог и т. п.). После Таримэ Владыка Ада, Тёмный Властелин. Первый учитель Оттаэ.
Сириэрон — астэроновский <см. Астэрон> диалект Сириансов.
Сканирование — особый взгляд в различных магических техниках, позволяющий получить о человеке или ином объекте, на который такой взгляд обращён, большее количество информации, чем содержится непосредственно во внешних признаках этого объекта. Кроме непосредственно экстрасенсорных форм С., можно отметить также определение Истинного Лица и векторное зрение.
Смертные — общее название Наэ и Нгаэ; существа, проживающие на некоем заданном отрезке времени факты рождения и смерти и не помнящие своих прошлых инкарнаций.
Срифмованность (Рифма) — эффект резонанса, при котором одно слово, действие, существо, предмет ассоциативно связывается с каким-то другим. Значение Р. в магии фактически сформулировано Гермесом Трисмегистом в «Изумрудной скрижали»: «То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху». На принципе Р. «верхнего» и «нижнего» основаны практически вся магия ритуальная, оракулистика и многие другие магические системы.
Статус — уровень «силы» Дха; духовный уровень.
Стихии — 1. Четыре элемента Основной Кватерности — Земля, Вода, Воздух, Огонь. 2. Силы природы (дождь, гроза, землетрясение, снег, ветер и т. п.). 3. Условия существования (лес, море, болото, город).
Стихийная магия — раздел магии ритуальной, направленный на гармонизацию своих отношений со стихиями (1, 2), природными явлениями. Одно из основных практических применений — управление погодой.
Субличность — более или менее автономная составляющая сознания, имеющая собственные цели, желания, приоритеты, манеры поведения и, вместе с другими С., воздействующая на поведении существа в целом. Существуют С. различной глубины и силы, от наиболее глубоких, таких как Истинная Сущность, Анима/Анимус, С. левого и правого полушарий, С. спинного мозга, до временных, поверхностных (т. н. личины). Автономизация тех или иных С. проявляется как Шизоидность.
Существо — условное обобщённое название Наэ, Нгаэ и Нхаэ, а также квазиживых Дха — Артх, Мемов, Эгрегоров, Элементалей. То, что воспринимается говорящим как нечто живое.
Сущность Истинная (Сущность Будды) — часть Дха, наиболее устойчивая к трансформациям. Факультативный синоним термина Имя(1).
Сфера Закона — пространство, отделяемое Древними Творцами от Хаоса (1).
Таблицы соответствий — один из основных инструментов теоретической магии и основа практической, позволяющая переводить элементы одной системы символов в элементы другой.
Танит — Инь-сущность Йеве Разделённого; Бог-Мать («Святой Дух»).
Таримэ (Рождение Радуги) — событие, приведшее к возникновению среди Элэири и других Нхаэ Путей (1), не предусмотренных замыслом Эльхэ. Часто однобоко трактуется как Падение Люцифера. Согласно Дхаскар, Т. было предопределено проникновениемУнгвэ в Сферу Закона, приведшим к частичному перемешиванию Дха Унгвэ и Дха Архонта Йеве. В результате возник конфликт между Элэири, прежде всего — между Сириэлем, сохранившим воспоминания о прошлом Цикле Миров, и Силинелем, стремящимся к повышению своего авторитета в глазах других Элэири и Архонта. С Т. завершается эпоха, называемая Утром Мира, и начинается первая Война Богов, однако это событие не может трактоваться как однозначно негативное, поскольку привело к повышению разнообразия в данном Цикле Миров и к более многообразным возможностям для реализации личной свободы через УплотнениеДха.
Тарлин — пятый из Девяти Элэири. Известен также как Архангел Гавриил, Тот, Гермес, Меркурий, Локи, Койот, Манабозо (символические соответствия — Бог радуги, Бог Мудрости, Трикстер, Создатель Алфавита, Покровитель Магии, Посредник, Посланник Богов, Хранитель Равновесия, Глас Божий и т. п.). Во время Таримэ и после, официально стоя на стороне Архонта Эльхэ, фактически соблюдал «активный нейтралитет» в конфликтах Элэири, т. е. поддерживал Равновесие, помогая всем сторонам и следя за тем, чтобы Война Богов не уничтожила мир. Второй Учитель Оттаэ.
Тарлон — Дом Радуги (Равновесия), один из Девяти Домов, созданный Тарлином.
Творение — акт создания Творцом Проявленного Мира (или же божеством более низкого уровня — какого-либо конкретного мира).
Творцы — высшая ступень эволюции Древних; Древний, создавший собственную Сферу Закона и собственный Проявленный Мир. Т. нашей Сферы Закона, согласно Дхаскар, является Даруанг.
Течение слова — визуализация звучания слова как волны для более наглядного восприятия его скрытого значения.
Тёмный Путь (Тьма) — 1. Путь Сириэля. 2. Путь духовного совершенства через индивидуализацию, максимальное увеличение отличий между собой и другими Дха, в противоположность Светлому Пути и Третьему Пути. Существует также много других концепций Т. П.
Тёплая волна — одна из медитативных практик магии сексуальной, заключающаяся в прогонке в момент оргазма энергии (ци) от нижнейчакры через все остальные.
Трамплин — ускоренный, обусловленный не собственной деятельностью, а сложившимися обстоятельствами или благословением Просветлённого <см. Просветление> скачок темпов духовного роста <см. Статус> существа.
Трансцендирование — использование «земной» деятельности (бытовой, сексуальной и пр.) в целях духовного совершенствования, перенос энергии нижних чакр в сферу деятельности верхних.
Третий Путь — условное и обобщённое название Путей, не являющихся ни Тёмным, ни Светлым.
Унгвэ — Древний, Разрушитель, в начале данного Цикла Миров столкнувшийся со Сферой Закона, созданной Даруангом, и (из-за недостаточной подготовленности Йеве) значительно повредивший её.
Уплотнение Дха — развитие Дха в сторону его индивидуализации.
Уплотнение и Расширение — обоюдостороннее развитие Дха; частично соответствует понятию «Срединный Путь».
Уровень Реальности — вероятность осуществления той или иной Картины Мира.
Учительство — один из наиболее эффективных способов духовного роста <см. Статус> через передачу собственного постижения другим.
Фарест — Дом Леса, один из Девяти Домов, созданный Фаро.
Фарэ (Фаро) — седьмой из Девяти Элэири (символические соответствия — Бог Леса, Бог Живой Природы, Владыка Срединного Мира).
Фашизм — «религия толпы», направленная на увеличение унификации между индивидуумами и борьбу с теми, кто тем или иным способом отличается от большинства. Одно из крайних проявлений Светлого Пути.
Формула магическая — формальная (графическая, фонетическая, материальная или иная) составляющая магического ритуала <см. Магия ритуальная>, в противопоставление Силе (2), «оживляющей» ритуал или Предмет Силы.
Хадгэ — Дом Камня, один из Девяти Домов, созданный Хадрэ.
Хадрэ (Хадр) — шестой из Девяти Элэири (символические соответствия — Бог гор, Богиня Земли, Бог Неживой Природы, Бог-Кузнец, Сильнейший Среди Богов и т. п.). Постоянный союзник Силинеля.
Хануман — персонаж индийской мифологии, Царь Обезьян. Инкарнация Оттаэ в период завершения его обучения у Тарлина. Обладал чертами Трикстера. Принёс людям учение о цикличности миров.
Хапун — один из Пожирателей.
Хаос — 1. В Дхаскар — изначальное пространство за пределами Сферы Закона, населённое Артх и Древними; противопоставлен Сфере Закона или Закону; то же, что Ахха (3). 2. Духовное государство высших существ, во время Таримэ (Рождения Радуги) принявших сторону Сириэля и Оттаэ; «воинство Ада»; противопоставлен Амберу (Кордхэ после Таримэ). 3. Анархия, свобода, следование больше первичным, нежели вторичным (обусловленным) желаниям, жизнь в согласии со своей Волей.
Хранители — пятый этап эволюции Древних (после Наблюдателей, перед Творцами). Обитают в определённых, конкретных для каждого отдельного Х., местах Проявленных Миров (от конкретного озера или леса до мира в целом), защищая их от вторжения других Древних, Артх и прочих разрушительных факторов согласно собственным убеждениям. Из Х. описаны, например, Морийский Страж, Велес, Орлангур и т. д.
Ци — активная энергия того или иного существа; Сила (2), направленная на совершение того или иного действия.
Цикл Миров — период деятельности Архонта; то же, что Ночь Даруанга или Сто Лет Брахмы.
Чакра — биологический и энергетический центр человеческого организма. Традиционно выделяют семь (Сахасрара, Аджна, Вишуддха, Анахата, Манипура, Свадхистхана и Муладхара), десять (вдобавок к вышеперечисленным — коленная, щиколоточная и пяточная) или более чакр. Функции чакр тесно связаны с функциями расположенных возле них физиологических центров и органов.
Чистка кармы — те или иные действия, направленные на уменьшение или отсечение обусловленности настоящего моментакармическим грузом прошлого.
Чудо со стороны — проявление Великого Оно, воспринимаемое как необычное; чудо, не спровоцированное субъектом непосредственно, но пришедшее в его жизнь благодаря готовности его воспринимать. Термин аналогичен понятиям «Разрыв» и «Оно смеётся».
Шаманическое Колесо — знак в виде колеса с четырьмя основными и четырьмя промежуточными спицами, символ Кватерности и Цикличности.
Шестая Раса — в Картинах Мира, близких к теософии Блаватской, учению Рериха и т. п. («шамбалисты») — шестое поколение разумных существ Земли, которое должно прийти вслед за нынешним человечеством (пятой расой). В переносном смысле — следующая ступень духовной эволюции современного человека.
Шизоидность — сочетание в одном существе нескольких субличностей. В той или иной степени характерно для каждого разумного существа, однако определённые техники позволяют достичь наиболее осознанного и гармоничного сосуществования субличностей под управлением центральной субличности — Наблюдателя.
Эгрегор — дух общей идеи, квазиживое существо, образующееся при частичном объединении Дха, разделяющих эту идею. Э. бывают спонтанными (например, Э. футбольных болельщиков одной команды на конкретном футбольном матче, зрителей конкретного фильма в кинозале) или постоянными (например, Э. мировых религий, политических течений), причём спонтанные могут постепенно трансформироваться в постоянных. Э. — энергетические паразиты, существующие за счёт подключённых к ним Дха (обычно — разумных смертных) и стремящиеся к повышению своей личной самостоятельности.
Экотолин — четвёртый из Девяти Элэири, божество Света, «официальный глава» Ангелов Света. Известен также как Архангел Рафаил (символические соответствия — Бог Солнца, Бог Света, Бог Дня, Старший Среди Богов и т. п.).
Эксли — Дом Света (Дня), один из Девяти Домов, созданный Экотолином.
Элемент — 1. Одна из четырёх сущностей главной Кватерности — Земля, Вода, Воздух или Огонь. 2. Одна из частей Тайцзы — Иньили Ян. 3. Часть какой-либо системы (в таком случае говорится «элемент [чего-либо]»).
Элементали — квазиживые существа, духи природных сообществ. При гибели соответствующего сообщества их Дха обычно перераспределяется между «дочерними» сообществами.
Элио — Дом Воздуха (Дом Стихий, Дом Ветра), один из Девяти Домов, созданный Алионтром.
Эльфы — 1. Мифическая раса существ, обладающих свойствами как богов, так и людей. В разных мифологиях и литературных произведениях даются разные, порою противоречащие друг другу описания Э. 2. Факультативный синоним слова Альтер. 3. То же, что Альвер.
Эльхэ — Ян-сущность Йеве Разделённого; Бог-Отец.
Элэири (Элоири, Элоиры; ед. ч. Элеи) — первые девять существ данного Цикла Миров, созданные Архонтом Эльхэ: Сириэль,Силинель, Оттаэ, Экотолин, Тарлин, Хадрэ, Фарэ, Кьюэ и Алионтр. Семь из них впоследствии стали Светлыми Архангелами, один (Сириэль) — Тёмным Властелином, и один (Оттаэ) возглавил Тёмных Архангелов. В Каббале Астлантэ составляютВнутреннюю (большую, «духовную») Кватерность (Тьма — Сириэль, Тень — Силинель, Свет — Экотолин и Радуга — Тарлин) иВнешнюю (малую, «телесную») Кватерность (Земля — Хадр, Вода — Кьюэ, Воздух — Алионтр и Огонь — Оттаэ), Фарэ, соответствующий Живой Природе, составляет Центр Кватерностей.
Энергия — 1. Одна из четырёх форм существования (наряду с Материей, Жизнью и Разумом), соответствующая в Кватерностиэлементу Огня. 2. То же, что ци.
Эфир — 1. Условное название всякой материи, невоспринимаемой современными научными методами. 2. Общемировое информационное пространство или его отдельные участки (см. также Ноосфера).
Я [чьё-то] — осознание собственной отграниченности от других компонентов Мироздания.
Якорь — приём самопрограммирования, при котором ведётся привязка определённого внутреннего состояния (например, понижения чувствительности к боли или пробуждения воспоминаний) к стороннему знаку (слову, предметы, событию).
Ян — одна из основополагающих составляющих Мироздания, соответствующая викканскому Богу; «мужская», твёрдая, агрессивная, активная и одновременно — «светлая», «тёплая» сущность.
[1] «В прежних текстах, связанных с “двойной кватерностью”, мы называли “материальные” элементы Внутренней Кватерностью, а “духовные” — Внешней, основываясь на том, что “духовный мир” — нечто “снаружи» относительно “материального”; однако, на наш взгляд, лучше позиционировать “духовное” “внутри”; и приносим извинения за неизбежное обилие кавычек, которые, увы, столь часто пропускаются авторами, говорящими на подобные темы» (Liber Rosae Ventorum). В настоящем издании словаря Дхаскар использовано нынешнее подразделение кватерностей.