Я и мои коллеги считаем необходимым привлечь внимание к поднятому вопросу. Любое распространение статьи, а также дополнения и практические советы, касающиеся поднятой темы, приветствуется.
Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти.
Б. Спиноза
Данная тема поднимается крайне редко. Дело в том, что психология жителей постсоветского пространства такова, что тема смерти в нашем обществе является табуированной даже в большей степени, чем когда-то тема сексуальных отношений. После так называемой «сексуальной революции», которая в нашем обществе произошла ещё раньше, чем на западе, примерно в 20-30-е годы XX века, тема сексуальных отношений обсуждается вполне открыто, тема же смерти остаётся до сих пор фактически под запретом. Это совершенно не удивительно, так как последняя связана с суеверным страхом, сильным личным переживанием, которое большинство людей старается просто вытеснить, забыть. Складывается впечатление, что люди, живущие на этой территории, бессмертны, что данной проблемы попросту не существует. Оттого ещё больше тот шок, который испытывает человек, сталкиваясь в своей жизни со смертью, не обязательно даже это смерть родственника, это может быть совершенно случайное столкновение. Тем не менее, шок от смерти родственника во много раз сильнее, и не только в связи с потерей близкого человека. Эту смерть невозможно быстро вытеснить, забыть, отстраниться. Человек оказывается включённым в ряд действий, постоянно напоминающих ему о смерти вообще и о своей собственной смерти в частности. Но и от неё человек пытается убежать, вполне верен здесь термин, применённый Ф. Арьесом в его замечательной работе «Человек перед лицом смерти» — в нашем обществе в настоящее время это «смерть далёкая», и мы делаем всё, чтоб она была ещё как можно дальше.
В западных странах и США дела в этой области обстоят намного лучше. Существуют даже специальные объединения, например, Американская Ассоциация Пенсионеров, которая среди прочего даёт консультации и помогает в решении вопросов распоряжения собственным погребением. Есть работы, содержащие рекомендации, как спланировать и обеспечить свои похороны, например, книга Лайзы Карлсон[1]. Вполне нормальным считается заранее оплатить все расходы, связанные с собственными похоронами или, например, подарить место на кладбище своим родителям. Попробуйте проделать такое у нас… Даже попытки приобрести заранее место для самого себя вызывают полное непонимание как со стороны сотрудников служб, распоряжающихся местами захоронений, так и со стороны родственников, знакомых. По крайней мере, проделанный мною эксперимент в данной области вызвал именно такую реакцию. Впрочем, это замечание относится уже именно к России, в других странах постсоветского пространства положение иное. Например, на кладбищах Республики Молдова можно встретить участки с табличками «бронь» и объявления о соответствующей услуге. Человек совершенно спокойно может ещё при жизни выбрать и оплатить такое место захоронения (в том числе весьма распространены фамильные склепы, которые так же легко можно приобрести, — чего у нас не наблюдается даже в крупных городах) и сохранять его за собой, перечисляя администрации кладбища небольшой ежегодный взнос в размере 4-8 лей (ок. 16-32 руб.). Не могу сказать, что граждане этой страны сильно отличаются от русских по своему менталитету, но там это вполне нормальная практика. Нашей же «развитой» стране до неё, видимо, ещё очень далеко.
Впрочем, это было лишь отступление для иллюстрации. Итак, человек отдалил от себя смерть, если ещё 15-20 лет назад было вполне нормальным и естественным нахождение тела умершего дома и самостоятельная подготовка его к погребению, такая своеобразная последняя дань заботы, то в настоящее время предпочитают выражать заботу в материальном эквиваленте (дорогой гроб, надгробие и пр.), от тела же дистанцируются, перекладывая заботы о нём на похоронные агентства и морги.
Таким образом, в области регулирования погребения и похоронного дела имеются огромные пробелы, которые не устраняются, так как с ними сталкиваются либо в шоковом состоянии, либо не сталкиваются вообще. Всё регулируется «как-нибудь». К тому же (ещё одна черта менталитета), наши граждане привыкли подчиняться указаниям, отстаивать свои права не принято, это редкость, а уж в данной области — огромная редкость. Ко всему связанному со смертью и погребением стараются не прикасаться, будто бы можно «заразиться» смертью.
В данной работе я для начала рассмотрю требования, предъявляемые представителями основных конфессий к действиям, производимым с умершим. Во второй части — требования законодательства в этой области. В заключение же дам свою личную оценку ситуации. Самого момента смерти я касаться не буду, он достаточно освещён и не имеет непосредственного отношения к рассматриваемой теме, сосредоточившись на действиях, производимых непосредственно с трупом. Основными моментами, на которые я планирую обратить внимание, будут вскрытие тела и требования к его погребению.
1. Требования к похоронному обряду, отношение к телу в различных конфессиях
1.1. Православие
Как ни странно, но именно от представителей этого направления христианства оказалось наиболее затруднительным получить чёткие ответы о действиях, которые необходимо, согласно их учению, совершить с телом умершего, а также об их отношении к некоторым обязательным процедурам, производимым с покойным согласно законодательства.
Наиболее простое описание необходимых процедур приведено в сборнике «Со святыми упокой», изданном по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Процитирую его здесь дословно:
«Омовение, одеяние и положение во гроб умершего.
По смерти мирянина тело умершего омывается, по примеру христиан апостольских времён (см.: Деян. 9:37), из уважения к умершему и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Лице Бога по воскресении. После омовения усопшего одевают в новые одежды: этим заранее указывается на новое одеяние нашего нетления (см.: 1Кор. 15:53). На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван (пелены), белый покров; он указывает на те белые одежды, в которые облачают по крещении, и потому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. В руки мирянину полагают икону Спасителя в знак того, что он веровал во Христа, предал Ему душу, что он в жизни предзрел Господа пред собою и теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершего и гроб снаружи и внутри. “Если православные всё употребляемое ими даже житейском обиходе освящают молитвою и окроплением святою водою, для чего в Требнике есть особая молитва на освящение всякой вещи, если есть особый чин на освящение земного жилища, а в последовании освящения воды святых Богоявлений ей спрашивается между прочим благодать… и на освящение домов, то так естественно очистить, освятить чрез окропление святою водою гроб, который будет для тела усопшего жилищем, домовиною до того момента, когда труба Архангела позовёт его на Страшный Суд. И как при освящении нового дома окропляется не только дом, но и имевшие обитать в нём, так и здесь окропляется и самый гроб совне и изнутри, и влагаемое в него тело усопшего”, — читаем у епископа Афанасия (Сахарова). Положение во гроб обычно бывает при чтении молитвословий “Трисвятое”, “Отче наш…” и пении стихир.
На челе умершего полагается венчик. Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находятся изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи с надписью: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. Этим показывается, что окончивший своё земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи (см.: 2Тим. 4:7-8). Тело умершего покрывается церковным покровом в знак того, что умерший, как верующий и освящённый Таинствами, находится под покровом Христовым, есть член Православной Церкви.
В прежние времена было не принято отвозить усопшего в морг, если он умирал в своём доме. Родственники омывали покойного, приглашали в дом священника для совершения необходимых обрядов и читали у гроба Псалтирь, проводя рядом с умершим последние дни до его погребения и живо ощущая его духовное присутствие. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему.
Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются “избавиться” от своего усопшего родственника, переложив заботы о нём на плечи работников морга и ритуальных агентств. Тем самым выполнение вышеуказанных церковных обрядов становится невозможным. Лишь в редких глубоко церковных семьях сохранилось правильное отношение к смерти и своему христианскому долгу перед усопшим родственником. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нём не окажется».
Конец цитаты.
Это, так сказать «общие рекомендации». Финальным действием с телом становится так называемое «отпевание» в одном из приходов с дальнейшим преданием его земле.
Прямого запрещения на кремацию нет, однако она не одобряется. Представители православной церкви дают подобные комментарии по данному вопросу:
Митрополит Кирилл:
«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдёт воскресение мёртвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идёт только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям всё-таки кремируют усопших».
Из заявления председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина:
«Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».
Диакон Андрей Кураев в книге «Оккультизм в православии»:
«Древнехристианский писатель Минуций Феликс: “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”. Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более человечно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель».
Такое отношение основывается на словах бога, обращённых к Адаму: «Возвратишься в землю из которой взят, ибо прах ты и во прах возвратишься» (Быт. 3:19).
Для понимания отношения к разрушению тела приведённых цитат вполне достаточно. Однако есть ещё одна процедура, при которой тело умершего подвергается частичному разрушению, а именно — проведение патологоанатомической или судебно-медицинской экспертизы, называемой в просторечном обиходе «вскрытием». Именно по данному вопросу, как ни странно, получить мнение большинства конфессий в России крайне сложно. Он как бы выпадает из поля зрения.
Из косвенных высказываний представителей православной церкви (в том числе и приведённых выше) можно сделать вывод, что любое разрушающее воздействие на тело должно восприниматься негативно. Однако здесь представители православия в большинстве своём от комментариев отказываются, проявляя даже достаточно странный страх перед обсуждением законов государства, на территории которого осуществляют свою деятельность. Ещё более странным это выглядит по той причине, что иные законы этого государства они комментировать отнюдь не стесняются. Так, например, считается вполне нормальным возражать против закона, разрешающего производство абортов, или предлагать ввести дресс-код, но при этом по вопросу вскрытия — табу. Впрочем, это положение хорошо иллюстрирует и просто саму неактуальность темы для обычного человека, нечастое поднятие такого вопроса.
Косвенные источники дают нам понять, что не только к самому «вскрытию» тела отношение неодобрительно, но и к просто помещению тела в морг (цитированный выше фрагмент сборника «Со святыми упокой»). Разумеется, данное действие затрудняет проведение некоторых обрядов, в более раннее время считавшихся крайне желательными, например, чтение Псалтири над умершим в течение трёх дней, предшествующих погребению (т.н. «бдение над телом»).
1.2. Католицизм
Ознакомиться с официальной позицией, а не мнением отдельных представителей организации здесь намного легче. По вопросу кремации они придерживаются схожей с православными позиции. «С самого начала Церковь, сохраняя преемственность с ритуальной практикой еврейского народа, предпочитала кремации предание земле (погребение). В христианской символике акт предания земле тела усопшего лучше выражает должное почитание созданного Богом человеческого тела, которому уготовано воскресение, и свидетельствует о желании подражать примеру Иисуса, положенного во гроб, и более непосредственно подтверждает пасхальную веру в воскресение мёртвых: подобно Иисусу, семени брошенному в землю, воскресшему в третий день по Писанию, усопший верующий погребён, чтобы приобщиться к славе воскресения. […] В 1963 году Папа Павел VI в специальной булле заявил о свободе практики кремации, поскольку она “не затрагивает душу и не препятствует божественному всемогуществу воссоздать тело”. В 1968 году Священная Конгрегация Богослужения в декрете “Ordo Exsequiarum” окончательно разрешила и совершение обряда христианского погребения для тех, кто избрал кремацию, подтвердив при этом уважение к наследию прошлого относительно предания тела земле. […] Церковь сформулировала свою позицию в каноне 1176, §3 Кодекса канонического права 1983 года. С одной стороны, она “ратует за сохранение благочестивой традиции предавать тела усопших земле”; с другой — “не запрещает кремацию, если, конечно, причины выбора таковой не противоречат христианскому учению”»[2].
Здесь так же нет однозначного ответа на вопрос, касающийся помещения тела в морг и проведения его вскрытия. С одной стороны, вскрытие тела не одобряется, с другой — прямого запрета на это действие нет. Существует мнение, что в средние века, когда исследователями делались первые попытки проведения вскрытий, католическая церковь крайне негативно относилась к данному процессу. Считается, что Андреас Везалий подвергся преследованиям испанской инквизиции за проведение вскрытия тела. Однако причиной преследования всё-таки был не сам факт вскрытия, а то, что у мнимого покойного обнаружилось бьющееся сердце. Во многих случаях в то время церковь высказывалась так же не против самого вскрытия трупа, но против случаев кражи трупов для проведения их вскрытий (такие случаи были довольно частыми). В целом, можно заключить, что вскрытие считается вполне допустимым, хотя не всегда желательным, скорее с моральной точки зрения и в связи с тем, что может причинить родственникам умершего моральную травму.
В остальном, обрядовые действия схожи с действиями православной церкви, хотя содержат в себе существенно меньше элементов суеверий, так характерных для представителей православия. Бдение над умершим совершалось до 1960 г., в настоящее время проходит крайне редко. Многие процедуры по подготовке тела к погребению переданы сотрудникам похоронных агентств, специальных процедур по положению тела в гроб не предусмотрено. Требования к одежде покойного весьма либеральны: молодых женщин и девочек рекомендуется одевать в светлую одежду, мальчиков хоронят в той одежде, в какой они посещали церковную школу, в одежде остальных предпочтительнее тёмные тона.
1.3. Ислам
После смерти мусульманина его обмывают водой с добавлением определённых веществ (первое обмывание — с кедровым порошком, второе — водой, смешанной с камфарой, и третье — чистой водой), все действия гассала, производящего эту процедуру, строго регламентированы. Затем покойного укладывают на жёсткое ложе, располагая лицом к Кыбле. Окуривают помещение благовониями. Умерших не хоронят в одежде — используют специальный саван. У мужчин он состоит из трёх частей, у женщин — из пяти.
Уложенное на тобут (специальные носилки с крышкой) тело приносят в мечеть, устанавливая боком к Кыбле. Проводится специальная молитва по умершему. Затем производится захоронение в землю. В последнее время стали использоваться гробы.
«Ислам категорически против того, чтобы тело умершего человека беспокоили после его смерти. Шариатом запрещено вскрытие трупа ради каких-то экспериментов, любопытства, в том числе в научных целях. Рядом с покойным даже громко разговаривать нельзя. У нас светское государство, законодательство которого подразумевает судебную экспертизу. Вскрытие возможно в крайнем случае, при самой острой необходимости», — считает эксперт по исламскому праву Алсабеков Мухаммад Хусейн.
Со своей стороны, Рахматулло хажи Касымов, казы города Ош, осторожен в суждениях: «Государственные законы и шариат не идут вразрез друг другу. И там, и здесь всё предусмотрено на благо человека». Но при этом добавляет, что при острой необходимости надо делать вскрытие, а «всех не нужно». Важно учесть волю самого покойного. «Оставшиеся за спиной умерших — выполняйте завещание».
Отношение родственников умершего к вскрытию его тела чаще всего негативно: «“Нужно как можно быстрее предать усопшего земле”, — говорит Кундуз эже. Её сын несколько лет назад свёл счёты с жизнью. Вскрытия не было. “Зачем? Сына не вернёшь”, — отвечает женщина. С другой стороны, покойника принято держать дома от двух до трёх суток в ожидании, пока съедутся все родственники. Но даже и в этом случае, как показывают опросы, жители против вскрытий, хотя время для этого есть. Матлюба, домохозяйка, высказывается однозначно: “У мусульман нельзя тревожить тело покойного. Любое прикосновение неприятно для его души и тела. Что суждено, то и было. На всё воля Всевышнего”. Муслимат Баканова имеет значительные познания в исламе: “Однозначно нельзя. Но! Если, допустим, он проглотил чужое имущество (кольцо золотое или ещё что-то ценное), то в этом случае допускается вскрытие. Или мы на 100% уверены, что врач при операции специально убил человека, и чтобы это доказать, то здесь, конечно же, возможно”. Служители мечетей говорят, что каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно»[3].
Часто вскрытию препятствуют сами религиозные деятели, например: «У молодой мамы Б. (по этическим соображениям имя не называем) при неясных обстоятельствах умер 5-летний сын. “Пришёл домой с улицы, начал задыхаться. Пена у рта появилась…”. Ребёнок провёл несколько часов в реанимации, где и скончался. “Лёгкие не работали, а сердце всё ещё стучало”. Один врач определил по запаху, что, возможно, было отравление опиумом. Тело хотели отдать на вскрытие. Другой врач сказал, что достаточно взять пены на анализ. В итоге ни того, ни другого не было сделано. Приглашённый на похороны мулла торопил скорее забрать тело и строго запретил производить с ним какие-либо действия»[4].
Официальный сайт Духовного Управления Мусульман Украины даёт следующие сведения: «При возникновении вопроса о вскрытии умершего ДУМУ вмешивается и с целью не допустить этого обращается в соответствующие органы, такие как прокуратура, морг, и передаёт им документ, подтверждающий запрет вскрытия согласно Шариата. Вскрытие строго недопустимо в Исламе, так как необходимо с уважением относиться к человеку и защищать его права как при жизни, так и после смерти».
«Сломать кость мёртвому равнозначно тому, что сломать её и живому», тело мусульманина сохраняет хурма (неприкосновенность) и после смерти, на тела иноверцев это не распространяется. Например, «Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он велел построить мечеть, и послал за людьми из Бану Наджар и сказал: “О Бану Наджар, назначьте мне цену за эту вашу землю, что за стеной”. Они ответили: “Нет, клянёмся Аллахом, мы потребуем плату (т.е. награду) за неё только от Аллаха!” Анас сказал: “А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению пророка (мир ему и благословение Аллаха) могилы были срыты, развалины сровняли с землёй, а пальмы вырубили, поставив их рядами как стену Кыблы будущей мечети”».
Существует более либеральная позиция:
«Открывание могилы человека или вскрытие трупа Шариатом разрешается по многим причинам. […] Если умерла беременная женщина с определённым сроком беременности, и есть надежда, что, будучи вытащен из живота, ребёнок будет жить, то обязательно нужно извлечь его оттуда. Если вдруг её похоронили вместе с ребёнком, то необходимо откопать могилу, чтобы извлечь и вывести ребёнка. А если нет надежды, что ребёнок будет жить, то нельзя откапывать могилу и извлекать ребёнка. Если её ещё не похоронили, и нет надежды, что ребёнок будет жить (например, срок беременности был меньше 6 месяцев), то нельзя хоронить эту женщину, пока ребёнок не умрёт. В ситуациях, когда Шариат разрешает, а иногда и делает обязательным откапывание могилы или вскрытие трупа из-за перечисленных причин, то разрешить это для других крайне необходимых целей является наиподходящим. Например, нужно откапывать могилу в целях расследования, для того, чтобы снять, например, обвинение в убийстве. Это разрешается, если такое откапывание и вскрытие не является издевательством над умершим и если делается с согласия родственников. […] Если жизнь и здоровье всего человечества зависят от медицинских исследований, включающих вскрытие мёртвых, разве мы можем сказать, что этого делать нельзя, тем самым причинив боль и страдания многим больным? Если жизнь невинного человека, обвинённого в преступлении, у которого есть семья и дети, зависит от экспертизы путём вскрытия мёртвого, разве мы можем покалечить жизнь такого человека? Разве так мы поступим или будем следовать шариатскому правилу? Конечно же, мы должны последовать правилу и не дать людям попасть в трудное положение. Люди, которые занимаются вскрытием, должны быть людьми, понимающими значение и важность чести человека в Шариате»[5].
Муфтий Сухайл Тармахомед поясняет отношение к вскрытию следующим образом: «Если смерть произошла по неестественным причинам, например, в результате утопления и т.д., нужно подчиниться требованиям закона».
Данный вопрос был рассмотрен на заседании Совета по исламскому праву в Мекке, вот его заключения:
«В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мёртвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной Исламской Лиги вынесено следующее определение:
1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:
а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни и он сочтёт, что для их установления требуется проведение вскрытия;
б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;
в) преподавания медицины и её изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.
2. При проведении вскрытия в рамках обучения предусмотрены следующие ограничения:
а) Если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед своей смертью разрешения на это, либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чьё право на жизнь не охраняется Шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости.
б) Обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений.
в) Вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины-врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи-женщины.
3. Во всех случаях отсечённые части тела в обязательном порядке подлежат захоронению».
Резюмируя, можно сказать, что представители исламских организаций гораздо чаще поднимают вопрос вскрытия, он для представителей этого направления более актуален. Разрешение вскрытия в исламе является скорее вынужденной мерой, дабы избежать конфликта с законодательством государства. Там, где есть выбор, представители ислама занимают достаточно жёсткую позицию.
По вопросу кремации первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов высказывается следующим образом: «Ислам и кремация — понятия несовместимые. Этот дикий языческий обычай совершенно чужд нам и является для мусульманина абсолютным грехом. Кремация противоречит основным постулатам ислама. Ведь человек — это самое лучшее и высшее творение Господа. Поэтому человека нужно уважать как при жизни, так и после смерти». Считается, что кремация тела не вредит самому умершему, но на единоверцев, которые это допустили, ложится тяжкий грех, так как они нарушают фарад кифая — долг общины перед умершим.
1.4. Иудаизм
По наступлении смерти начинают читать благословение, присутствующие разрывают свою одежду по кромке. Умершему закрывают глаза. После этого все, кроме членов Хевра Кадиша[6], покидают помещение, где находится тело. С умершего снимают украшения, раздевают до рубахи, придают телу лежачее положение, подкладывают под него простыню (специальным образом, не поднимая умершего). Затем открывают в помещении окно и ставят у изголовья свечу. Не ранее чем через 20 минут тело поднимают с постели, читая молитву перед Очищением. Тело укладывают на пол, на солому. При умершем должен постоянно находиться шомер (для женщин шомерет)[7]. Практикуется чтение Тегилим (Псалтирь) над умершим до захоронения, но это действие не обязательно.
Если необходима транспортировка тела в морг — умершего укладывают в гроб, в изголовье помещают букву Реш, за правильностью транспортировки (ногами вперёд) следит специальный человек. По прибытии гроб переносится в морг на носилках.
После процедур в морге проводится обряд омовения, столь же строго регламентированный. Большое внимание уделяется объёму воды, который необходимо без перерыва вылить на умершего — 9 кавов (ок. 20 литров), при этом принимаются меры для того, чтобы проводящие омовение не наблюдали наготы умершего. Одеяние покойного (тахрихим) делается из хлопка белого цвета, прошитого льняными нитками, также используется шапка (мицнефет), которая должна быть двухслойной, чтобы можно было закрыть лицо покойного. Все завязки на одежде покойного делаются в форме буквы Шин, наличие металлических предметов (пуговиц, застёжек и т.д.) не допускается. Мужчин покрывают талитом, женщин — белой простынёй. На рот и глаза умершего кладутся глиняные черепки, после чего лицо закрывается шапкой. Погибшего или убитого хоронят в той одежде, в которой он встретил смерть. Если имеются какие-либо предметы, на которые попала его кровь — их кладут на дно гроба. Гроб должен иметь треугольное отверстие в левой нижней части. Умершему под голову кладётся мешочек с землёй из могилы, также тело посыпается землёй из Израиля.
Покойного запрещено оставлять на ночь, за исключением праздников и шаббата.
В иудаизме крайне отрицательное отношение к кремации трупа, хотя считается, что самому умершему она повредить не может. Тело должно быть предано земле как есть, процесс разложения должен быть естественным, несмотря на существенный дефицит земли в Израиле, умерших погребают в земле. Тело — вместилище души, в некоторой степени оно остаётся таковым и после смерти. В июне 2005 г. в мошаве Хибад-Цион был открыт первый в Израиле крематорий, что вызвало серьёзное осуждение в религиозных кругах. В здании крематория в том же году произошёл серьёзный пожар. Тем не менее, по данным опросов, 10% населения Израиля предпочли бы кремацию своего тела после смерти.
Отношение к вскрытию тела в ультрарелигиозных общинах крайне отрицательно. Например, в мае 2010 г. попытка вскрыть тело мальчика (одного из членов такой общины) с целью установления причины смерти вызвала волнения в Иерусалиме и Бейт-Шемеше. Подобный случай имел место в феврале того же года: члены общины выкрали тело девушки и согласились вернуть его только в обмен на обещание о том, что вскрытие производиться не будет. 30 августа 2011 г. заместитель министра здравоохранения Израиля Яаков Лицман заявил в интервью газете «Коль Хай» о том, что в недалёком будущем проведение вскрытия будет заменено обследованием тела посредством аппарата магнитно-резонансной томографии.
Еврейский культурно-религиозный центр Маханаим даёт следующий комментарий по поводу вскрытия: «Даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остаётся связанной с его телом. Поэтому еврейская традиция резко отрицательно относится к посмертному вскрытию. В особых случаях следует проконсультироваться с компетентным раввином. Следует отметить, что при современном состоянии медицинской науки в абсолютном большинстве случаев вполне возможно установление причин смерти без вскрытия. Вскрытие сегодня обычно используется не для установления причин смерти, а для того, чтобы студенты и молодые врачи могли изучать анатомию человеческого тела и практиковаться в препарировании и обследовании трупа. Еврейская традиция решительно отвергает такое “техническое” использование человеческого тела. Нельзя без крайней необходимости разрушать форму человеческого тела, несущего на себе печать образа Бога, даже когда оно уже рассталось с жизнью. Иудаизм требует уважения ко всему в человеке, а значит, и к его телу. Расчленение тела считается позором и бесчестием для покойного. Почтение к мёртвому требует, чтобы его похоронили таким, каким он был в момент смерти, и не использовали его тело как объект исследования. Если в прежние времена и можно было как-то оправдать вскрытие целями развития медицинской науки, необходимой для спасения других людей, то сегодня этот довод не имеет сколько-нибудь серьёзных обоснований. Что же касается практики для студентов, то следует заметить: отнюдь не всё, что внешне представляется полезным, должно быть дозволено. В тех случаях, когда избежать вскрытия невозможно, следует категорически настаивать на том, чтобы:
а) любой орган или часть, которые были вынуты из тела (также и кровь), были потом захоронены вместе с телом, для чего они должны быть как можно скорее возвращены похоронному обществу;
б) медицинское вскрытие было выполнено с максимальным уважением к умершему».
Таким образом, представители иудаизма не только отрицают или запрещают определённые действия, но и предлагают адекватное решение проблемы, заботясь о соблюдении принадлежащих к этой религии даже после их смерти.
1.5. Буддизм
Формы культа в буддизме достаточно разнообразны — распространяясь в различных странах, он широко ассимилировал местные верования, включая в себя местные обряды, давая им новое толкование. Потому разумно будет, учитывая тему работы, рассмотреть верования буддистов, проживающих на территории РФ (в основном: Бурятия, Тыва, Калмыкия, Алтай, Забайкалье, Иркутская область), большинство из них относятся к школам Гэлуг и Карма Кагью.
К умирающему должен быть приглашён лама для чтения соответствующих текстов. По наступлении смерти он сообщает, кто может готовить покойного к погребению, какие хуралы необходимо отслужить, как выносить тело из дома, когда его хоронить и где и пр. Считается, что если не сделать всё в соответствии с рекомендациями, то в том же доме будут ещё смерти. Подготовкой тела занимается специалист — буянчи. Он омывает покойного, одевает его, придаёт телу нужную позу.
Согласно буддизму, после наступления смерти сознание находится в теле ещё три дня, и вмешиваться в это время в тело нельзя. В эти дни тело считается живым. Древние тексты предостерегают против какого-либо воздействия на него в этот период. Один из тибетских учителей приравнял разрезание или сжигание тела до истечения этого срока к убийству[8]. В эти дни умершему необходимо читать специальные тексты, которые помогают ему сориентироваться в загробном мире и повести себя в нём должным образом. Тело должно быть предано одной из пяти стихий: земле, воде, огню, воздуху или дереву. Достаточно распространена кремация (сам Будда был кремирован) и «воздушные похороны», однако, в последнее время чаще всего хоронят в земле. В отличие от привычных христианских — захоронение производится в неглубокую могилу, без гроба (тело кладётся на войлок), в могилу помещаются предметы, которые могут понадобиться умершему, иногда приносится жертва (олень, лошадь, принадлежавшие умершему). Эти обычаи являются остатками древних верований народов.
Душа достигает нового рождения не позднее чем через 49 дней со дня смерти, все эти дни должны читаться специальные тексты для умершего. В целом, важны только первые три дня, далее судьба тела в основном безразлична.
1.6. Язычество
Это учение (хоть до сих пор и не признанное официально на государственном уровне) я опишу для сравнения, как являющееся в настоящее время достаточно популярным, особенно среди молодёжи. Последователи этого направления чаще всего объединяются в небольшие общины, единой доктрины не разработано. Ритуалы и обряды составляются на основании различных исторических материалов. В силу молодости большинства своих представителей, в этих течениях крайне редко проработаны обряды, которые необходимо произвести с телом умершего, а также непосредственно ритуалы погребения. Чаще всего над этим вопросом просто не задумываются. Единые требования к данному обряду отсутствуют, большинство представителей этого направления предпочитает кремацию, считая её наиболее древней формой погребения, хотя это не подтверждается археологическими данными. Выбор скорее можно списать на моду. Кремацию, за редким исключением, которое я опишу позже, считают вполне нормальным проводить в крематориях. При похоронах в землю также действуют согласно современной традиции погребения, сопровождая умершего некоторыми предметами, полагаемыми в гроб, часто впоследствии проводится ритуал поминовения в капище или ином месте собрания общины. К сожалению, для многих таких течений характерна скорее борьба за инаковость, нежели реальное желание следовать традиции предков, хотя в настоящее время положение в этой области начало меняться, видимо, с угасанием моды. По вопросу вскрытия тела занимают позицию, схожую с атеистами.
1.7 Атеизм
Мы привыкли представлять себе образ воинствующего атеиста, который открыто выражает презрения к любым обрядам и верованиям. Такие «атеисты» поголовно отдают своё тело науке или утилизируют оптимальным образом. Однако это крайняя степень, характерная скорее для молодого советского общества первой половины XX века. В настоящее время крайняя форма «воинствующего атеизма» встречается достаточно редко и больше в форме именно богоборчества. Тем не менее, атеизм (в виде непризнания какой-либо религии) совершенно не означает небрежного или безразличного отношения к собственному телу, телам своих близких и погребению. Большинство наших граждан хоть и считают себя относящимися к какой-либо конфессии, но, по сути, чаще всего являются атеистами или, точнее было бы сказать, «сомневающимися». Их я тоже отнесу к группе «атеисты», хотя и весьма условно. Такие граждане чаще всего считают необходимым посетить церковь, пусть даже и в виде уже остывшего тела, так как при жизни заходят туда разве что «за компанию» или по случаю (впрочем, достаточно распространён вариант заочного отпевания), но мотивом здесь служит не столько забота о душе умершего, сколько выраженная склонность придерживаться традиции «как у всех». Точно так же эти же люди ещё 20 лет назад считали совершенно правильным похороны с процессией и оркестром, отпевание же заменяла «гражданская панихида». В остальном похороны у этой категории складываются из смеси суеверий (завешивание зеркал в доме, где находится покойный, ветки ели при выносе тела из дома, обязательное мытьё полов за покойным, небольшой фуршет с кутьёй и стопкой водки на погосте и т.д.). Эта группа (самая многочисленная, особенно на территории страны, где проживают в большинстве своём «православные»[9]) обычно просто следует общей норме, чаще всего черпая сведения от друзей и знакомых, являясь в большей массе своей совершенно необразованной в обрядовой части погребения. Многие, особенно, в больших городах, где существуют проблемы с местами на кладбищах, выбирают кремацию как наиболее эстетичный способ утилизации тела, но преимущественным видом всё равно является захоронение.
Ещё в начале 90-х гг. сохранялась традиция держать умершего дома и самостоятельно готовить к похоронам, возможность помещения тела в морг была скорее привилегией, которая оплачивалась отдельно. Существовало мнение, что там более компетентно подготовят тело к погребению. С развитием похоронной индустрии отправлять тело в морг стало вполне нормальным явлением, сейчас часто покойного даже не завозят домой, просто приводят к подъезду, чтобы дать возможность попрощаться соседям, но и эта традиция постепенно исчезает. Естественно, это влияет и на обрядность. В последние пять лет отмечается тенденция к возвращению традиции хранить тело до погребения дома. Всё чаще возникают трения при оформлении смерти в связи с нежеланием родственников отдавать тело на судебно-медицинскую или патологоанатомическую экспертизу. Однако сложно счесть это какой-либо заботой о самом умершем, эти случаи достаточно редки, в основном мотивом служит неудобство такого действия для родственников и связанные с перевозкой тела расходы, размещение морга в изрядном отдалении, например, в районном центре.
Тем не менее, большинство внутренних инструкций структур, занимающихся оформлением смерти (МВД, прокуратура), поддерживают различные похоронные агентства. Так, в некоторых документах хранение трупа дома названо нарушением санитарных норм (совершенно, кстати, безосновательно), а также содержатся рекомендации не позволять родственникам самостоятельно перевозить тела умерших в морг (что, вообще говоря, противоречит законодательству, можно счесть эту «рекомендацию» принуждением к заключению договора об оказании услуги), однако такие постановления чаще всего не доступны для ознакомления простым гражданам. К тому же, многие люди, попав в ситуацию, когда необходимо заниматься организацией похорон близкого человека, находятся в стрессовом состоянии, а потому не могут оценить ситуацию, сказывается и выработанная за многие десятилетия, если не сказать столетия «крепостная психология» нашего народа — «раз приказано, значит надо».
Впрочем, к вопросам законодательного регулирования данного вопроса я перейду во второй части данной работы, пока же подведу итог первой, выделив основные моменты:
Направление | Срок
захоронения (дни) |
Помещение
тела в морг |
Вскрытие /
бальзамирование |
Кремация |
Православие | 3 | Нежелательно | Нежелательно /
Разрешено |
Допустима |
Католицизм | Не предусмотрено | По необходимости | Нежелательно /
Разрешено |
Допустима |
Ислам | Как можно быстрее,
24-48 часов |
Нежелательно | В исключительных
случаях |
Недопустима |
Буддизм | 3 | Нежелательно
до определённого срока, далее не имеет значения |
Категорически нет,
до определённого срока |
Желательна |
Иудаизм | Как можно быстрее,
24-48 часов, но не в субботу и праздники |
Нежелательно | Нежелательно /
В исключительных случаях |
Недопустима |
Атеизм | Ок. 3 | Чаще всего
нежелательно |
Чаще всего
нежелательно / Разрешено |
В зависимости
от личного предпочтения |
Языческие общины[10] | 1-3 | Нежелательно | Нежелательно | Желательна |
2. Юридическая сторона вопроса, законодательство о погребении и похоронном деле.
Гарантия соблюдения прав и свобод человека в сфере погребения и похоронного дела
Теперь я хочу обратиться к мнению, если так можно выразиться, противоположного лагеря. Всё-таки у нас светское государство, которое хоть и учитывает мнения и пожелания представителей различных религиозных конфессий (в основном, к сожалению, только избранных, несмотря на декларированное (хоть и в весьма оригинальной форме) равенство всех религий перед законом (вводная часть Федерального Закона №125-ФЗ от 19 сентября 1997 г.)), но предъявляет определённые требования, регулируя исполнение некоторых процедур.
Основным регулирующим вопросы действий с телом умершего нормативным актом является федеральный Закон №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 21 января 1996 г., а также «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1. Существуют также нормативные акты органов местного самоуправления и внутренние инструкции медицинских и правовых учреждений, регулирующие эти же вопросы.
Оба акта регулируют широкий спектр различных моментов, я сосредоточусь только на двух основных: вскрытие и способы погребения.
2.1. Нормативное регулирование в области погребения останков
Закон «О погребении и похоронном деле» по сути предлагает лишь 3 способа погребения:
- Захоронение останков в землю. Здесь государство гарантирует предоставление участка согласно нормативам в границах специально отведённой для этого территории (кладбища). Захоронение останков вне кладбища не допускается, ограничено в том числе и создание семейных (фамильных) погребений, которые могут быть размещены только на соответствующей территории.
- Кремация. Осуществляется специальными учреждениями — крематориями, с последующим захоронением урны с прахом в землю или размещением в нише колумбария. Не возбраняется хранение урны с прахом в любом месте, которое родственники сочтут подходящим, развеивание праха.
- Захоронение в воду (упоминается лишь один раз, в ст. 3).
Остальные способы погребения в Законе просто не прописаны, он ограничивается достаточно общей формулировкой: «Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям», а также «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1. гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников».
В целом, такой перечень вполне достаточен для проведения финального обряда с телом для большинства конфессий, остальные способы, как, например, воздушное захоронение (буддисты) или погребение в ладье (языческие общины), не соответствуют санитарным нормам, а потому не применяются.
2.2. Нормативное регулирование в области аутопсии
С аутопсией (вскрытием) вопрос не столь однозначный. Конституционно за каждым гражданином закреплено право на государственную охрану достоинства личности и на личную неприкосновенность (ст. 21 ч. 1 и ст. 22 ч. 1 Конституции), из которого естественно вытекает право человека на достойное отношение к его телу.
Это же утверждается в Законе «О погребении и похоронном деле» (ст. 5):
«Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти.
1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
- о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
- о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
- быть погребённым на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
- быть подвергнутым кремации;
- о доверии исполнить своё волеизъявление тому или иному лицу.
2. Действия по достойному отношения к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновлённые, усыновители, родные братья и родные сёстры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего».
Важно отметить здесь, что Закон содержит презумпцию согласия на вскрытие тела. То же самое и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 48):
«Проведение патологоанатомических вскрытий.
[…] По религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патологоанатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации» — снова «если».В Приказе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» от 29 апреля 1994 г. №82 читаем:
«II. Порядок назначения и проведения вскрытий трупов умерших в стационаре.
1. Все трупы больных, умерших в стационаре от ненасильственных причин, подвергаются вскрытию, кроме случаев, предусмотренных статьёй 48 “Проведение патологоанатомических вскрытий” Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а именно по религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.
2. Разрешение на выдачу трупа без вскрытия принадлежит главному врачу или его заместителю по лечебной работе, а в период отсутствия — дежурному врачу больницы.
Об отмене вскрытия главный врач (заместитель, дежурный врач) даёт письменное указание в карте стационарного больного с обоснованием причины отмены вскрытия.
3. Отмена вскрытия не допускается:
3.1. При невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребываний больного в стационаре;
3.2. При подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов;
3.3. В случаях смерти:
- связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови;
- от инфекционного заболевания или [при наличии] подозрений на него;
- от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
- от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф;
- беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода);
3.4. Требующих судебно-медицинского исследования».
Таким образом, «вскрытие разрешено, если не запрещено». Более того, в Законе отсутствует порядок подачи и рассмотрения заявлений о запрете на вскрытие тела, никакой письменной формы для его выражения также не предусмотрено, непонятно и в чей адрес должны быть адресованы заявления. К тому же, стоит учитывать состояние родственников, в котором делать какие-либо заявления не всегда просто и осуществимо.
В этой области я также проводила своеобразный эксперимент, а именно — попытка воспользоваться гарантиями, описанными в ст. 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле», составив распоряжения об обращении с телом ещё при жизни. Только пятый нотариус согласился удостоверить такое волеизъявление и оформил его в виде Завещательного отказа, в его практике это был первый подобный документ. Остальные не рискнули вообще вторгаться в эту область, выражая полнейшее непонимание вопроса. Это хороший показатель того, насколько наше общество занимает проблема собственной смерти. Практика оформления подобных документов, не говоря уже о практике применения, отсутствует полностью. Видимо, положение здесь изменится очень нескоро.
Но основная проблема вскрытия даже не в этой презумпции, волеизъявление родственников или самого умершего учитывается в очень небольшом количестве случаев: лишь при отсутствии подозрения на насильственную смерть.
Стоит также отметить регулирование вскрытия тел лиц, не достигших 18-и лет.
Раздел 4 цитированного выше нормативного акта «Порядок вскрытия трупов мертворождённых и новорождённых» предусматривает обязательное вскрытие всех умерших в лечебных учреждениях новорождённых, а также мертворождённых массой 500 г и более, длиной тела 25 см и более, при сроке беременности 22 недели и более с оформлением протокола вскрытия, включая случаи после прерывания беременности по медико-генетическим и социальным показаниям. Раздел 5 «Порядок вскрытия детских трупов» гласит, что «патологоанатомическому исследованию подлежат все трупы детей, умерших в лечебных учреждениях, в возрасте от 7 суток до 14 лет включительно. При наличии признаков или при подозрении на насильственную смерть производится судебно-медицинское исследование. В случаях смерти детей вне стационара при отсутствии признаков насильственной смерти вопрос о необходимости патологоанатомического исследования решается главным врачом лечебного учреждения, наблюдавшего данного ребёнка при жизни.
Обязательному патологоанатомическому исследованию подлежат дети, умершие вне стационара при следующих обстоятельствах:
- от инфекционного заболевания или при наличии подозрения на него;
- от онкологических заболеваний при отсутствии гистологической верификации опухоли;
- при заболеваниях, связанных с последствиями экологических катастроф;
- при синдроме “внезапной смерти” с максимальным гистологическим и бактерио-вирусологическим изучением органов».
Таким образом, никаких исключений, в отличие от того же Закона РФ от 22 декабря 1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который не допускает изъятие органов для трансплантации у несовершеннолетних (трансплантация допускается лишь «при наличии информированного добровольного согласия живого донора, достигшего 18-летнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга)»), не предусмотрено.
«Совершенно очевидно, что Приказом Минздрава РФ от 29.04.94 № 82 определён не только порядок проведения патологоанатомических вскрытий, но и установлены дополнительные, не предусмотренные законом основания, при которых отмена вскрытия не допускается. Согласно Определению Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2008 г. № КАС08-243, если невозможно установить заключительный клинический диагноз заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственную причину смерти, то нельзя исключить того, что смерть человека была насильственной (отравление, неправильное лечение и т.п.). Передозировка или непереносимость лекарств или диагностических препаратов также может являться причиной смерти, поэтому в случаях, когда имеются основания предполагать смерть человека вследствие этой причины, возникает подозрение в его насильственной смерти. В этой связи ВС РФ делает вывод о том, что нормы Приказа Минздравмедпрома РФ от 29.04.94 № 82 основаны на вышеуказанных нормах федеральных законов и соответствуют им. То есть Верховный Суд РФ на стороне патологоанатомов»[11].
3. Практическая сторона вопроса, трудности исполнения
требований погребальных обрядов в связи с ограничениями,
вводимыми законодательством
На практике, любую смерть можно счесть насильственной, что, собственно и делается, исключение составляют разве что раковые больные, родственники которых запрещают это действие. И даже в этом случае получение разрешения врача связано с некоторыми трудностями. В некоторых регионах руководство лечебно-профилактических учреждений даёт указания врачам даже при отсутствии признаков насильственной смерти не выдавать медицинские свидетельства о смерти умершим на дому со ссылкой на тот факт, что они не наблюдали своих пациентов в течение длительного периода. Есть небольшой шанс также у граждан, достигших 65 (женщины) — 60 (мужчины) лет, но это редкое исключение при достаточной настойчивости родственников и наличии у умершего серьёзных заболевай (с которыми он наблюдался у врача и которые внесены в его медкарту), которые могли явиться причиной смерти с достаточной степенью очевидности. В остальном же, согласно внутренними инструкциям, такие граждане направляются на патологоанатомическое исследование, остальные категории — на судебно-медицинскую экспертизу.
Коэффициент вскрытий трупов в России — 90%. При этом судебные медики сами нередко отмечают, что излишняя нагрузка отражается на качестве проводимых исследований, повышает риск инфекционных заболеваний среди патологоанатомов[12].
Не похоже, что в наше время медики остро нуждаются в материале для вскрытия тел, тем не менее, негласные распоряжения в этой области призывают как сотрудников правоохранительных органов, производящих оформление всех случаев смерти, кроме смертей, произошедших в стационаре (если, опять же, нет подозрения на насильственную смерть), так и медиков в обязательном порядке помещать трупы в морг (в том числе и умерших, в отношении которых принято решение не проводить вскрытие) и проводить вскрытие. В большинстве случаев, и это признают как медики, так и правоохранительные органы, в его проведении нет необходимости.
С одной стороны, проведение вскрытий вполне оправдано с позиции выявления преступлений против жизни человека, а также возможных медицинских ошибок (но это единичные случаи), с другой — проведение вскрытия тела позволяет медикам снять с себя ответственность. Но это лишь надводная часть айсберга.
Существует два вида «бизнеса, который никогда не прогорит»: «бизнес на рождении» (товары для новорождённых, детское питание и пр.) и «бизнес на смерти» (товары для похорон, надгробные сооружения, ритуальные услуги). Во второй сфере идёт особенно жестокая борьба за место под солнцем. Чужакам туда «вход заказан», естественно, не официально, но достаточно разок попробовать, и иллюзий не останется.
Данная сфера сначала ограничивалась торговлей местами на кладбище (именно «торговлей», несмотря ни на какие гарантии, закреплённые в Законе о предоставлении места бесплатно, хочешь нормальное место — плати), похоронными принадлежностями (гробы, венки, пр.), памятниками. Но перечень услуг постоянно расширяется. Похоронные агентства готовы заниматься вопросом подготовки к погребению и непосредственно погребением прямо с момента последнего вздоха. Налажена хорошая сеть информирования: среди медиков, производящих констатацию смерти, среди работников милиции, а в настоящее время полиции, которые имеют с этого небольшой, естественно, неофициальный доход, обычно около 300-600 рублей с трупа. Таким образом, представители данных агентств прибывают на место чуть ли не раньше врачей, констатирующих смерть. Первая же услуга — перевозка тела в морг. Да, часто это удобно, но такая услуга стоит около 5000 рублей. Стоимость сильно варьируется в зависимости от региона и количества конкурирующих фирм на данной территории, но чаще всего территория жёстко поделена. Нет денег? Не страшно — вот вам квитанция, оплатите в определённый срок, «всё для вас», как говорится. Желаете перевести тело самостоятельно? Никак невозможно, и постановление специальное по данному поводу имеется. Ознакомиться? Никак не возможно — ДСП[13].
В таких постановлениях, обычно издаваемых органами Прокуратуры, чаще всего присутствуют самые нелепые обоснования обязательности перевозки трупа именно специализирующейся на этом организацией. Так, в подобном постановлении в одном из районов Московской области утверждалось, что данная мера вызвана тем, что родственники имеют склонность «скрывать тело дома»… Может, и имеют, вот только при оформлении документов берётся специальная расписка о том, что определённое лицо обязуется доставить тело в морг для проведения экспертизы. К тому же, без её проведения просто невозможно будет получение справки о смерти, на основании которой выдаётся Свидетельство о смерти органом ЗАГС, которое, в свою очередь является необходимым для получения места под захоронение или проведения кремации. Лично мне сложно представить родственников, укрывающих труп, особенно после того, как были вызваны представители правоохранительных органов и медики. Ещё сложнее понять, как область интересов и деятельности Прокуратуры связана со способом, которым тело будет доставляться в морг, и на основании чего она взялась контролировать данный вопрос, не говоря уже о навязывании услуги. Но… это Россия.
Положение в самих моргах не лучше, спекулируя на чувствах родственников и их морально-психологическом состоянии, сотрудники не стесняются требовать деньги за различные услуги. Не обращая никакого внимания на гарантию бесплатного пребывания тела в морге в течение 7 дней, закреплённую в Законе «О погребении и похоронном деле», часто предлагают оплатить услуги морга, ну и неофициально, в «доверительной» беседе сообщают, что очередь на вскрытие такова, что никак невозможно уложиться в положенные сроки, через которые должно производиться захоронение (часто 3 дня), естественно, за мзду малую (кстати, по последним опытам, не такую уж и малую) «сочувствующие» сотрудники готовы работать сверхурочно и ускорить процесс. «Ну вы же понимаете…». Таким образом, направление на вскрытие оказывается выгодным всем, кроме родственников. Отрасль процветает.
Упомянутые агентства готовы удовлетворить самые изысканные требования клиентов, кроме, разумеется, тех, которые способны снизить количество потребляемых услуг. Этот фактор имеет существенное влияние на поголовное вскрытие, не скоро ещё наша страна сможет отказаться от этой процедуры, а потому большинство религиозных течений предпочло просто смириться с этим фактом. Вроде как необходимость, что поделаешь. Ни одна из конфессий, насколько мне удалось выяснить (надеюсь, что я ошибаюсь), не считает необходимым бороться против принудительного вскрытия или пытаться расширять перечень возможных способов погребения так, чтобы они соответствовали убеждениям, представлениям, мировоззрению её последователей. Хорошие отношения с государством предпочтительнее благополучия верующих. Естественно, открытый конфликт религии и государства недопустим, но ведь можно же мягко настаивать на внесении незначительных изменений, которые способны значительно изменить ситуацию. И первое, с чего стоит начать — это как раз презумпция согласия на вскрытие, её просто не должно быть. Эта незначительная деталь уже способна привлечь, сакцентировать внимание родственников, а следовательно, заставить людей задуматься. Но пока «воз и ныне там». Никому не выгодно делать процедуру вскрытия рациональной и оправданной.
А ведь самим людям, независимо от религиозной принадлежности, далеко не безразличен как вопрос отношения к собственному телу, так и вопрос отношения к телу родственников. Имеются обращения в суды различных уровней по данному вопросу (в том числе уже упоминавшееся обращение в Верховный Суд РФ), причём от частных лиц, а не религиозных или общественных организаций. Значит, вопрос всё-таки актуален. Да, большинство из нас не было в морге, но те, кто там был, в большинстве случаев не желают помещения туда собственного тела или тел своих родных и близких. Ни о каком достойном отношении в большинстве случаев речи не идёт, несмотря на различные рекомендации медицинским работникам о необходимости такого отношения, даваемые представителями как религиозных течений, так и медицинских учебных заведений и учреждений. Не так давно в сети Интернет распространялся видеоролик, где студенты медвуза откровенно глумятся над трупами во время вскрытия.
Сколько бы ни пытались считать труп только плотью, куском мяса, для нашей культуры характерно, независимо от вероисповедания, трепетное отношение к телу, таким образом, вскрытие наносит тяжёлую моральную травму родственникам и близким. Мы не просто утилизируем тело как мусор, мы его хороним, храним. Большим горем для близких является отсутствие могилы погибшего в отдалённых местах, например, во время ведения боевых действий и захороненного на чужбине.
В области захоронения современным людям предоставлена чуть большая свобода. Хочешь — хорони, не хочешь — кремируй. Всё, свобода закончилась, остальное — нельзя — санитарные нормы.
Предание тела земле регламентировано: только определённое место, только определённый способ: могила глубиной не менее 1,5 метров. Тут, кстати, тоже есть некоторая странность нашего законодательства. Так, в отличие от старого (min. 1,5 м), в новом требовании СанПина (2011 г.) не указано минимальной глубины могилы, видимо, опять «небольшие недоработки»… тем не менее, никто не позволит погребать умершего, например, по обряду, практиковавшемуся у славян до принятия христианства, или до недавнего времени у народов Бурятии и некоторых других. При данном способе тело укладывается на поверхность земли или в небольшую (до полуметра) яму, поверх же насыпается холм — курган. Таким образом, часть людей лишена возможности быть погребёнными согласно требованиям и представлениям своей религии. А ведь в учении тех же язычников способ погребения имеет существенное влияние на посмертное существование души усопшего. Это основные конфессии «открестились» от тела — не влияет способ погребения, проведите нужные обряды, и достаточно. Для религий, которые в настоящее время либо уже практически исчезают либо только начинают возрождаться, погребение — действительно важный ритуал. Но никто не озадачивается найти какие-либо компромиссы в данной области. О воздушном погребении, характерном для некоторых носителей буддизма, проживающих на территории РФ, вообще говорить не приходится, тут уж полная и безоговорочная антисанитария. Компромисс в этой области вряд ли удастся, по крайней мере, на тех территориях, которые достаточно плотно заселены. В вопросе вскрытия носители буддизма также в проигрыше — согласно учению, трогать тело в течение трёх дней нельзя, но медицинские учреждения обычно проводят вскрытие в течение суток. Здесь также никакого регулирования не предусмотрено.
Раз уж мы перешли к разговору о язычестве, становящемся всё популярнее в настоящее время, хотя и не имеющем никакого статуса, можно сказать и о кремации. Да, при невозможности захоронения в кургане можно выбрать и этот способ, но кремацию имеют право производить только крематории. В силу некоторых особенностей технологического процесса кремации, набор предметов, которые могут быть сожжены вместе с умершим, весьма ограничен. А ведь изначально тело умершего сопровождали предметами, которые могут понадобиться ему в мире ином, это очень важный элемент обряда. К тому же, у язычников сам процесс кремации сопровождался некоторыми ритуалами, которые и в настоящее время считаются носителями этой религии важными. Но в крематории провести данные ритуалы практически невозможно. В этой области тоже не предпринимается никаких шагов, да и с кем идти на компромисс — ни одного язычника в нашей стране официально не зарегистрировано. Все поголовно православные, ну или в худшем случае атеисты, других конфессий (даже официально признаваемых на бумаге) как бы и не существует вовсе. Церковь озадачена борьбой за «исконно православную территорию», будто бы пришла она в пустой край, к «варварам славянам, не имевшим никакой культуры», как следует из заявления её патриарха в одном из интервью, наделавшем много шума. А нет культуры, кроме православной, так и считаться с её представителями нечего… Ещё раз уточню, я не встаю на защиту представителей язычества (как и какой-либо иной традиции, религиозного течения), это течение просто прекрасно подходит для иллюстрации, так как пока не имело возможности, подобно крупным религиозным организациям, выработать такие позиции, которые позволяли бы избегать столкновений интересов и удобно толковать уступки.
Вот и остаются верующие большинства конфессий и не очень верующие один на один со смертью. Редко религиозные организации, особенно крупные, не думают «о каждом», их дело — думать «о важном». Небольшие же решают вопрос как могут. Очень интересным в этом отношении является пример погребения раднарем Ярославом, верховодой Владивостокской языческой общины, своей матери[14]. Ещё более интересной является реакция на это властей, которые попытались применить санкции за столь недопустимое поведение, вот только действовал сын, исполняя волю умершей. Насколько мне известно, и как утверждается в статье об этом погребальном обряде, никаких мер к Ярославу принять так и не удалось. Ну нет прецедента, а дыры в нашем законодательстве иногда работают в обе стороны.
Тем не менее, такой способ решения проблемы совершенно не выход, недопустимо пускать такие дела на самотёк, необходимо глубокое рассмотрение данного вопроса с участием представителей как признанных религиозных организаций, так и религиозных групп, которые в настоящее время в России являются крайне уязвимыми. Искать компромиссы, тем более что в большинстве ситуаций это не так сложно. Также и простым гражданам следует уделять больше внимания подобным вопросам, хотя в данной области это весьма тяжело в силу особенностей, о которых уже упоминалось. Просто примите к сведению, в нашей правовой системе, как и в экономике, «спрос рождает предложение», пока к этой проблеме не будет привлечено внимание, права остаются лишь декларированными, а не гарантированными. Только умение грамотно отстаивать свои права, а не идти на поводу, прячась за своим неведением, позволит построить приемлемую систему права. Никто ничего за вас не сделает, изменить что-либо можете только вы сами.
12.12.2011 г.
[1] Lisa Carlson, Caring for Your Own Dead, Upper Access Publishers. [2] Цит. по «В свете Евангелия», раздел «Вопрос-ответ», ответ о. Стефано Каприо. [3] Цит. по изданию «Журнал “Оазис”», № 8 (76) апрель 2008 г. [4] Цит. то же издание. [5] Цит. по «Допустимо ли по Шариату вскрытие трупа и эксгумация человека?», ответ Канонического отдела ДУМД. [6] Название обряда погребения, а также группы лиц, проводящих процедуры с телом усопшего. С телом женщин проводить подготовительные мероприятия должны женщины (не менее двух), с телом мужчин — соответственно, мужчины (также не менее двух). [7] Охранник или охранница. [8] Цитируется у Glenn H. Miller, Death and Dying: The Tibetan Tradition, Arkana, Boston, 1986 г. [9] Дано в кавычках в связи с тем, что это не осознанная религия по выбору, а простая дань традиции, которая не осмысляется и не оспаривается. [10] Данная графа введена, так как данное течение в последнее время набирает популярность, особенно среди молодёжи. В работе оно используется для дополнительного иллюстрирования отношения к телу умершего. [11] Цит. по Ю. Чурилов «Потрошитель в законе». [12] Щерба А. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов и судебно-медицинской экспертизы лечебных учреждений Курской области // Правоохранительная деятельность российского государства. Курск: Курск. Гос. тех. ун-т, 2008 (стр. 242). [13] Маркировка внутренних инструкций «для служебного пользования». [14] Описан в статье «Похоронный обряд. Погребение Ярославом усопшей матери».