14.01.2012[1]
Гельмут: Неокаббала — это, в принципе, та же каббала. Это новый взгляд на каббалу, где за основу взято, естественно, Древо Жизни со всеми его внутренними соответствиями, развитая философия — частично, конечно, не вся, но большая часть, — просто подогнано под современное мышление современных мистиков. Её разработчик — Магнус Моргенштерн, автор работы «Русская каббала». Основной задачей неокаббалы является постижение собственного «Я», то есть — искры божьей в каждом человеке. По легенде, которой, в принципе, я придерживаюсь, Бог при создании человека подарил человеку небольшую звёздочку — то есть, отражение самого себя. И чтобы постичь именно это Совершенство, божество, приходится заглядывать вовнутрь себя и искать эту звёздочку в себе, потому что с течением времени, с течением жизни человек захламляется всякими бытовыми вопросами, идеями и прочим — общим образованием каждой страны, — захламляет всю эту истинность, своё истинное «Я», эту свою звёздочку. Основная задача неокаббалы — найти её, откопать среди всего этого мусора и как бы воссоединиться с нею, вступить с нею в гармонию, чтобы в дальнейшем постигать её и совершенствоваться духовно.
В дальнейших лекциях мы рассмотрим медитации на это, а также обычные телемитские медитации, такие как Каббалистический крест (его я буду давать в собственной обработке — если кому-то подойдёт, то хорошо, если кому-то хочется чего-то своего — пожалуйста, а тем, кому хочется более придерживаться какого-то стандарта — годится обычный Каббалистический крест). Также мы рассмотрим большой и малый ритуал Пентаграммы, обеспечивающие защиту эзотерику, потому что, связываясь со всеми этими мистическими энергиями и прочим, очень легко стать уязвимым. Атаки могут идти со всех сторон, поэтому для тех, кто работает с астральным планом, очень важно иметь защиту хорошую. Существа в астральном плане не видят человека как существо, они видят чётко сформировавшуюся личность, а если человек исполняет ритуалы и духовно совершенен и силён, они, как считается, видят ровную чёткую пентаграмму, которая, в принципе, им подходит.
Астральный план будет тоже рассмотрен нами подробнее, надеюсь, мы включим туда и практикум. Основной упор по астральным планам будет делаться именно на индивидуальное рассмотрение — дома, в удобных для человека условиях, я начинал точно так же. Существуют универсальные, проработанные методики, которые позволяют покинуть физическое тело, оставить его здесь, грубо говоря, на кровати, на кресле — кому как удобно — и выйти за пределы. Мы практиковали это ещё у меня на родине, в Ташкенте, мы организовывали школу — «Бейт-Нахаш», — в ней преподавал Магнус, а также Fr. Darchiel — Арденто, как мы его называем, — имевший на тот момент вторую степень в О.Т.О. Арденто давал очень много таких медитаций, которые работали буквально в зале для занятий. Мы проводили медитацию на более простой ритуал Пентаграммы, но всё равно визуализации было очень много, эмоций тоже было очень много. В этой школе я ассистировал, помогал — и изучал, конечно, тоже.
Ещё мы рассмотрим много вариантов астрологических соответствий, буквенных соответствий, еврейский алфавит со всеми его соответствиями, таблицы, а также всю необходимую литературу, которая поможет понять суть. Углубляться, допустим, именно в каббалу — что такое каббала и прочее — можно бесконечно, потому что и книг написано очень много, но всё это можно прочитать и в интернете: открыл Википедию — и тут же тебе и книги, и всё прочее выдаётся. В одну из первых очередей мы будем изучать Искусство магии, так как это — неотъемлемая часть. Человеку будут даваться те техники, те способы, с помощью которых он мог самосовершенствоваться и посредством мировоззрения, посредством своей воли, посредством всего остального воздействовать на силы природы и прочее. Волю мы будем рассматривать большей частью по Папюсу. Пока что остановимся на вопросах. Рассказал немножко, вопросы какие-нибудь есть?
Comahon: Я так понимаю, мы будем изучать не конкретно каббалу, кабалистику? Есть ещё такое разделение — каббала и каббалистика. То есть, каббалистика — это, собственно, та традиция, к которой пришли, начиная с постхристианской эры. То есть, это христианские настроения, неоплатонические. Можно ли как-то выделить отдельно вопрос неоплатонических влияний? Отдельно это звучит в курсе?
Гельмут: Нет, отдельно нет. Мы поговорим именно о том, что такое каббала и как, откуда, в какие времена она произошла. Мы остановимся больше на новых методиках, новые медитация, новые соответствиях — то есть на том, до чего эта традиция дошла.
Comahon: То есть, на том, что появилось с нового эона? В том состоянии, в каком это было с начала нового эона и до теперешнего времени, какие-то современные практики?
Гельмут: Да.
Comahon: Я так понимаю, что, например, даже Книга Зоар особого такого значения не имеет сейчас, да? То есть, её никто толком не изучает?
Гельмут: Нет, её всё равно следует прочитать, это основа, она помогает, в конце концов, воедино соединить все кусочки. Начинать новое, не зная основы старого, — сложно подойти к этому вопросу. Всё равно я включу её. Книгу Эц Хаим — тоже, думаю, стоило бы. И обязательно Тору. Тора — одна из основных книг. В принципе, что по Торе очень хотелось бы включить в лекции — это именно амулеты и талисманы, как они составляются. Не обязательно по Торе. Не обязательно именно эту книгу использовать, потому что у многих её нет. Я сам Тору нашёл совершенно случайно, я очень долго её искал, чтобы именно на иврите она была. Хочу ещё найти с подстрочным русским переводом. Нарвался один раз на эту книгу, но за неё запросили очень много — в районе полутора тысяч, я её так и не купил, не было с собой такой суммы.
Ещё у нас будет практика духовидения. Тут, в принципе, ничего сложного нет, тут именно на уровне ощущений, на уровне восприятия человека. Допустим, где взять дерево и из него вывести какое-то существо — его соответствие. Что ещё? Человек и Макрокосмос, Микрокосмос. Человек, Древо Жизни, Древо Жизни в человеческом теле. Все соответствия — сефирот, цвета, ассоциации… Даже чтобы исполнить Каббалистический крест, нужно примерно даже знать расположение — цвета, восприятие, допустим, Ве Гебура — красное, Марс, ассоциация — насилие, кровь и прочее; Ве Гедула — это Венера, ассоциация — вода, прохлада, мягкость, уравновешенность. В Каббалистическом кресте описаны ассоциации — например, что следует представлять в данный момент, когда произносишь название той или иной сефиры…
Основные каббалистические методы — Гематрия, Темура и прочее…
[Большая лакуна в тексте — около 15 минут (диктофон был поставлен на паузу и вовремя не снят с неё). За это время кратко рассматривались некоторые каббалистические методы, источники (прежде всего, Сефер Йецира), отличия западной каббалы от еврейской и некоторые другие вопросы.]
По легенде, каббала считается переданной мудростью Бога избранному чину существ, которые, в свою очередь, после грехопадения передали её человечеству (были они, естественно, в человеческом обличье), и является тайной мудростью. Еврейская, иудейская каббала считает Тору Священным Писанием, Книгой Создания, той инструкцией, тем пошаговым инструментом, которым создавался мир. И каббалисты всё пытаются расшифровать Тору, пытаются понять, как действовал Бог, создавая мир, создавая вселенную.
Андрей Степаненко: Основная мысль каббалы — это понять, как создавался мир, да?
Гельмут: Да.
Андрей Степаненко: Хорошо, а человеку-то это зачем?
Гельмут: Чтобы постичь божество. Чтобы прийти к высшему духовному развитию.
Андрей Степаненко: И через что? Там вот сефирот — они же как-то связаны, я так понимаю, с этим же еврейским алфавитом и так далее…
Гельмут: Естественно. Первая сефира — это Кетер, корона, это венец, это само божество, идеал. И оно эманировалось, произрастало, создавая все остальные сефирот…
Андрей Степаненко: А сефирот — это вообще что?
Гельмут: Это, как я считаю, энергетические сгустки, это эманации божества, во что оно превращалось, во что эволюционировало… то есть, не эволюционировало, а создавало…
Андрей Степаненко: И как вот эти сефирот человек может постичь?
Гельмут: Снизу, с самого начала, то есть, с Малкут, с царства материального, физического, постигая её дальше по путям.
Fr. N. O.: Можно я немножечко на эту тему? Насчёт восхождения — начнём с того, что если мы принимаем именно эту модель, то способы восхождения у нас могут быть следующими. Например, для этого есть — в современной, опять же, каббалистической традиции — Таро. То есть — есть сефиры, есть пути между ними. Вот Старшие арканы Таро — это как раз пути. То есть, один из способов восхождения — это постепенное прохождение в медитациях от тех путей, которые находятся внизу Древа, до тех, которые находятся вверху.
Андрей Степаненко: Через медитацию?
Fr. N. O.: Через медитацию на Арканы. Соответственно, свой символизм, свои цветовые соответствия, растительные, животные и пр. — они есть и у сефир. То есть, когда мы представляем вот эти места: путь, сефира, а если брать, допустим, по вот такому варианту Древа:
то и место вхождения путей в сефиру, — то каждая из этих составляющих Древа может быть представлена как набор символов. Соответственно, медитация на эти наборы символов подсознательно подтягивает человека на уровень вот этот. Понятно, это не значит, что я, взяв медитировать на Аркан Дурак, который находится где-то высоко, сразу уже дотуда добрался. Но это уже я пропускаю через себя те, грубо говоря, энергии, которые связаны с этим Арканом.
[Ещё одна большая лакуна — около 5 минут. За это время кратко рассматривались некоторые другие способы, помогающие восхождению по Древу, а также сравнение нескольких моделей индивидуации — каббалистической, юнгианской, буддистской, суфийской — для контроля этого восхождения.]
Андрей Степаненко: …остановка по сефирам. То есть, это же понятно, что для того, чтобы подняться на следующий уровень, мы должны проработать первый, правильно? Одной медитацией не обойдёшься.
Fr. N. O.: Конечно. И поэтому лучше все эти способы — и из всех вместе может что-то такое получиться более-менее достоверное. Желательно ещё прислушиваться к мнению кого-то, кто явно лучше в этом соображает. Но прислушиваться — это не значит ему верить на слово. Но все эти варианты рассмотреть — и тогда что-то такое более-менее объективное будет.
Андрей Степаненко: Глобальный вопрос ещё в чем: например, если я могу контролировать полностью свою Малкут, то, соответственно, я её как бы и прошёл. Если я в какой-то степени не могу контролировать, то я её не прошёл.
Fr. N. O.: Или я её перескочил, но значит, что всё равно там что-то недоработанное и в любой момент вылезти.
Андрей Степаненко: Но вопрос: если я, например, не прошёл Малкут полностью — то есть, я до каких-то моментов дорос, но есть моменты, которые я не могу контролировать на данный момент, — имею ли я право переходить на второй?
Fr. N. O.: Чаще всего так и происходит. Чаще всего проработка более высокого идёт всё равно параллельно с проработкой более низкого. То есть, нет такого: левел закончился — и всё, я перескочил. Всё равно продолжаю работать над предыдущими. И более того, тот же Йесод — второй после Малкут — как раз очень опасен именно тем, что многие, находящиеся там, начинают забывать о Малкут. Они считают — вот, я такой весь духовный, буду питаться воздухом, праноедение, жена и семья не нужны и всякое такое. Вот как раз Йесод этим очень опасен. У других — свои опасности.
Андрей Степаненко: Это всё понятно. Я к чему ещё говорю — по поводу очень банальных вещей — те же самые вредные привычки и так далее. То есть, я, например, могу понять, что требует Йесод, но плохо могу контролировать свои вредные привычки. И я понимаю, что, соответственно, на этом уровне ты ещё не совсем готов.
Fr. N. O.: Да, я нахожусь вот здесь, но мне придётся всё равно возвращаться туда и так или иначе разбираться с этим. Может быть, отказаться от привычки, может быть, сделать из привычки практику сознательную, может быть, ещё что-то такое.
Андрей Степаненко: То есть, для того, чтобы полностью перейти, всё-таки надо контролировать предыдущее.
Fr. N. O.: Да.
Андрей Степаненко: И это не какой-то конкретный момент — я его раз, проработал и всё.
Fr. N. O.: Естественно. А не — «левел закончился, переходишь на следующий».
Андрей Степаненко: То есть, это вопрос константы. То есть, это должно быть постоянно.
Fr. N. O.: Да. И, более того, даже если ты уже на достаточно высоком уровне, и всё достаточно гладко с остальными — всё равно всегда может оказаться, что какой-то момент, с которым ты раньше не сталкивался, раз — и не проработан. Всегда может оказаться, что тебе придётся возвращаться. Даже через один. И поэтому нужно отслеживать — максимально подробно себя изучать, чтобы посмотреть, не выстрелит ли что-то, не предвиденное тобою.
Нэлла: Хотела ещё спросить про собеседование. То, что вы называете САХ. Вы сказали, что это из другой практики — или как?
Fr. N. O.: Собеседование с САХ наиболее рассматривается именно в Телеме. Вообще, оно взято из традиции Золотой Зари, которая неокаббалистическая, то есть там многие каббалистические традиции были очень сильно перекромсаны. Сейчас мы пользуемся именно этой моделью Древа — по Арканам, по буквам иврита. Мы пользуемся, в основном, именно золотозарёвской моделью. Если брать модель Сефер Йецира, классическую, то там вообще совсем рядом не лежало. Ребята из Золотой Зари просто взяли и перекромсали под свои нужды, убеждения и так далее. Допустим, тот же Кроули золотозарёвскую модель немножко изменил — где-то переставил и т.д. А Золотая Заря — или те, кто до них, трудно сказать, кто именно — там было фактически выстраивание модели заново.
Нэлла: А разве суть от этого не страдает каким-то образом?
Fr. N. O.: Суть от этого страдает в том плане, что оно используется для других целей. Если мы берём еврейскую каббалу, то там именно непосредственно восхождение по, в общем-то, монотеистической лесенке. То есть, выше определённых уровней ты не прыгнешь, определённые вещи ты делать не будешь — и так далее. Золотозарёвская система — прежде всего, система оккультная, а не религиозная. Соответственно, там — другие требования и допущения.
Нэлла: Другой смысл, другая цель?
Андрей Степаненко: Там не то, что ты должен дойти до своего предназначения, ты должен понять суть.
Fr. N. O.: Можно и так сказать.
Comahon: В принципе сейчас это, можно сказать, движок, какая-то схема для классификации, упорядочивания каких-то элементов, каких-то переживаний — и может использоваться с разными целями. Может использоваться самыми разными оккультистами для самых разных целей. Также, наверное, я упомяну такую штуку как клипот. Клипот — это, можно сказать, изнанка Древа Сефирот.
Fr. N. O.: Или корни, по другой модели.
Нэлла: Каким образом это выглядит — тоже схема есть какая-то?
Comahon: Да. Выглядит как отражённое Древо. Есть практики, которые включают работу именно с этой изнанкой.
Андрей Степаненко: А для чего она нужна?
Fr. N. O.: Разговор на эту тему нужен очень широкий.
Comahon: Да, могу только сказать, что с этим работал, по-моему, Грант.
Андрей Степаненко: Здесь получается, что он может расти вверх над собой. А там что?
Fr. N. O.: Углубляться. Там как бы тёмные стороны себя, тёмные стороны мира. Но тоже там неоднозначно всё. Опять же, разграничение между сияющими клипот и нечистыми клипот — но это всё отдельно уже.
[Короткая лакуна (диктофон был выключен, поскольку пришёл следующий лектор, но до начала лекции шло короткое обсуждение).]
[1] Транскрипт составила Нэлла, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.