Буддхамитра

Имя: Буддамитра.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: Ок. II в. н. э.

Деятельность: Учитель буддизма.

Почитание: Патриарх дзен.

 

Преподобный Буддамитра был родом из страны Ти Цзе. До пятидесяти лет он просидел на одном месте и не сказал ни слова. Однажды мимо его дома проходил восьмой патриарх Буддананди и увидел над крышей белое сияние. Он сказал своим спутникам:

— В этом доме, верно, живёт святой. Слова не слетали с губ его, ибо он должен быть сосудом Махаяны. Ноги его не топтали землю, ибо он знает о клешах (загрязнениях). Он будет моим преемником.

В это время в дверях появился хозяин, отец Буддамитры, и поприветствовал почтенного патриарха:

— Чем могу вам помочь?

Преподобный ответил:

— Я ищу служителя.

Хозяин ответил:

— У меня есть только сын. Ему уже пятьдесят лет, но он ни разу не заговорил и ни сделал ни шага.

Преподобный сказал:

— Если это так, то он мой истинный ученик.

Тогда Буддамитра встал с места, на котором провёл столь много времени, поклонился и впервые заговорил:

— Отец и мать мне не родственники, так кто же моя настоящая семья? Все Будды не есть Путь, так где же истинный Путь? Кто добрый и мудрый советник?

 

На это Буддананди ответил:

Родство с отцом и матерью

не может сравниться с говорящим из твоего сердца.

Объединение ума со всеми Буддами

приходит через практику Пути.

Это означало: «Ты говоришь из своего ума об отношениях, что ближе, чем отец и мать. Ты говоришь из своего сердца, но родители не могут сравниться с сердцем. Ты возделываешь путь и объединяешься с ним. Будда — это человеческий ум, человеческий ум — это Будда».

Услышав эти стихи, Буддамитра сделал семь шагов и сказал:

— В прошлом это ученик встречал будд и давал обеты, обещая уйти из дома, но боялся, что отец и мать не позволят ему, и потому не говорил и не ходил.

Услышав эти слова, Буддананди, восьмой патриарх, взял его с собой, обрил ему голову и передал все необходимые наставления. Он завещал ему свою рясу и Великую Дхарму. Получив Дхарму, Буддамитра отправился в Центральную Индию, где практиковал и учил. Когда настало время, он передал Дхарму десятому патриарху, Бхикшу Паршве. Немедленно после этого девятый патриарх вошел в Самадхи Исчезновения и погрузился в Нирвану.

Восхваляющие его стихи гласят:

Прежде, чем прозвучали его слова, его слава гремела повсюду.

Прежде, чем он ступил за порог, он облетел всё пространство.

Не видя в себе ничего особенного, он был роднёй буддам и патриархам.

Сделав семь шагов, он стал притчей во языцех.

В другом стихотворении говорится:

Не сказав ни слова и не сделав ни шага,

Он достиг основания своих обетов.

Трудно порвать связь с родителями,

Так крепки узы родственных чувств.

Отпрыск по телу, отпрыск по уму,

Он был отпрыском и по сути своей.

Учителя почитая, почитая предков,

Он чтил и место, где пребывают будды.

Получив полные наставления и даже сверх того,

Он обрёл Избирающее Око Дхармы.

Своевременно встретившись с добрым советником,

Он стал блистательно красноречив.

Одно слово — и он осознал в полной мере:

Вот истинный ученик.

Возрадовавшись с головы до пят,

Он громко воскликнул: «Вот так диво!»