Имя: Бабхахи.
Историчность: Возможно, исторический персонаж.
Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма).
Деятельность: Йогин.
Почитание: Лев Будды.
Слово «сиддхи» буквально означает «успех», но обычно его используют в значении «сверхсилы, способствующие достижению совершенства и появляющиеся в процессе созерцания». Эти силы не должны быть целью, но должны восприниматься как украшение йогина. Сиддхи бывают двух типов: низшие, или мирские, сиддхи — видеть сквозь стены, слышать на расстоянии (всего их восемь), — и высшие сиддхи — способность видеть созерцаемое божество и говорить с ним, получать непосредственно от него наставления, сюда же относят и так называемые сиддхи махамудры. К мирским сиддхам йогин относится с большой осторожностью, ибо увлечение ими может остановить продвижение к совершенствованию или даже отбросить назад. Но часть таких сиддх полезна для преодоления препятствий или как неотразимый аргумент при обращении в дхарму непокорных. К низшим сиддхам относятся не только так называемые восемь сиддх, но и другие: способность останавливать солнце, изготавливать нектар бессмертия, превращать железо в золото и другие. Большинство сиддх занимались исключительно одной системой — созерцали единственного идама и достигали желаемого. Ясно, что не количество посвящений приносит успех, но вера в Учителя и добросовестная практика.
Странны и необычны имена махасиддх. Как правило, это не их мирские имена, а йогические клички; это своеобразный тантрийский жаргон. Обычно имя сиддха отражает его профессию либо связано с эпизодом из его жизни. Многие сиддхи — выходцы из низших каст, и факт реализации ими высшего состояния был сильнейшим аргументом в распространении учения, например в Тибете, в среде широких слоёв верующих, как правило, не принадлежащих к элите общества.
Бабхахи значит «способный извлекать молоко из воды».
В Дханджуре жил один кшатрий, который был очень привязан к чувственным удовольствиям. Однажды к нему пришёл йогин. Кшатрий предложил ему угощение, а после беседы попросил преподать ему Дхарму. Йогин сказал:
— Уверенность — это корень всей Дхармы. Гуру — основа сиддхи.
Он дал кшатрию посвящение и наставления по управлению дыханием и потоками энергии в теле, как этому учит Тантра:
— Если особым образом контролировать тело, семя, щедро обогащённое кровью, будет долго удерживаться в мандале женского лона. Будучи внесённым, как должно, оно распространится внутрь, вызывая нерушимую радость. Радостью же преодолевая радость, медитиpуй, как она неотдельна от пустоты.
Руководствуясь сказанным, кшатрий за двенадцать лет преодолел все препятствия и обрёл сиддхи. Он много делал на благо последователей Дхармы, говоря:
— Так же, как король гусей из воды извлекает молоко, наставления почтенного гуру извлекают из всего эликсир Просветления!
И в один из таких моментов он «ушёл в ясный свет».