История для народов наподобие памятичеловека. Народ, не ведающий собственной истории, похож на человека, потерявшего память.
Абдулла Джевдет
Д |
ля того чтобы понять особенности состояния езидской общины, необходимо ознакомиться с её этнической историей. Следует учесть то положение, что езиды, как и подавляющее большинство народов Земли, сложились в результате смешения в течение длительного исторического развития сложных этнических и миграционных процессов.
По историческому типу этноса езидов можно отнести к вторичным племенам, существующим в условии классового общества: они близки к племенам первобытности, что обусловлено сохранившимся родоплеменным делением, их изолированностью, слабой вовлечённостью в социально-экономическую и культурную жизнь страны, где они расселены.
Антропологическими исследованиями русского учёного К. Горощенко найдено большое физическое сходство езидов с остальными курдами. В соответствии с антропологическими галереями первой половины XX века, курды Малой Азии представляются гипердолихоцефалами с переднеазиатской профилировкой лица (равно как талыши и жители Загроса).
По популяционно-генетическому признаку езиды относятся к западному (евроафриканскому) стволу европеоидной ветви южноевропейской (индо-средиземноморской) расы, где проявляются как:
- хорасанский и семито-аравийский типы индо-аравийской (индо-средиземноморской) ветви и каспийский тип, предположительно памиро-ферганской ветви — курды-езиды, часть сорани, заза;
- переднеазиатский тип балкано-кавказской ветви — большинство курдов-суннитов (курманджи и часть сорани), горани, луры;
- кавкасионский тип (по мнению, других антропологов — изменённый альпийский тип) — незначительная часть курманджи.
Обнаруживают родство с евреями и арамеями.
Вопрос о соотношении этнической и расовой общности подкрепляется общей территорией обитания. Езиды и курды являются автохтонным народом исторической области Курдистан.
Ещё одним важным аргументом служит их «языковая общность»[1].
Согласно «Шараф-наме» Шараф-хана ибн Шамседдина Битлиси[2], курды делятся на четыре группы, чей язык и обычаи различаются:
- первая — курманджи,
- вторая — лур,
- третья — калхор,
- четвёртая — гуран.
На основании свидетельства средневекового хрониста и исходя из диалектики развития и формирования наций, можно констатировать, что именно эти четыре группы племенных конгломератов сыграли роль в сложении и формировании нынешней курдской народности.
Духовный мир езидов и курдов имеет общие произведения эпического, исторического, лирического жанра, хоровые песни, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки. Всё, кроме религиозных гимнов.
Лингвистами определено: диалект курманджи (язык обихода езидов) относится к курдскому языку иранской группы языков, входящей в состав индоевропейской семьи языков.
Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов II тысячелетия до н. э. в Европе, Иране, Индии, а также на Ближнем Востоке. Однако термин «индоевропейцы» можно с уверенностью применять только к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.
Этническое отделение древнеиранских племён от древнеиндийских произошло во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху язык и религиозные верования обеих племенных групп были сходны. Культ духов умерших — фраваши (фервер)[3], — культ огня[4], почитание священных животных: коровы[5], газели, петуха, священной птицы Симург. Совпадали некоторые имена богов: солнечное божество Митра, злой дух Андра, культовый герой Йама (ведич. «Яме», курд. «Маме») — первый пастух и законодатель людей[6].
История развития иранских языков условно делится на три периода:
- древний — примерно с начала II тысячелетия по IV-III вв. до н. э.;
- средний — с IV-III вв. до н. э. по VIII-IX вв. н. э.;
- новый — с VIII-IX вв. по настоящее время.
По существующей классификации, основанной на ряде фонетических признаков, языки всех трёх периодов принято делить на две группы — западную и восточную. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, делится на две подгруппы:
а) западная, тоже по фонетическим признакам — на северо-западную и юго-западную;
б) восточная, по некоторым фонетическим и морфологическим признакам — на северо-восточную и юго-восточную.
В процессе своего исторического развития иранские языки претерпели значительные изменения, которые прослеживаются во всех слоях языковой структуры. Произошёл постепенный распад флексий и смена синтетического строя аналитическим. Грамматические категории, характеризующие отдельные части речи, либо подверглись значительному изменению, либо были утрачены. Значительным преобразованиям подверглась система именного склонения. Термин «иранские» восходит к этническому названию ираноязычных племён «arya», отсюда среднеперсидское «eran».
Курдский язык относится к северо-западной языковой подгруппе, у которого языком древнего периода был мидийский, среднего — парфянский, а языками нового периода являются курманджи, сорани, гурани, заза, талышский (и др. диалекты центральной части Ирана).
Мидийский язык не дошёл до нас в письменных памятниках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических названиях.
Памятники на парфянском языке — это сасанидские надписи и рукописи религиозного содержания (манихейские), найденные в Восточном Туркестане. Также архив парфянских документов, найденный на территории древнего г. Ниса, датируемый первым веком.
По классификации Д. Маккензи: курманджи (северный диалект), курди (центральный), сорани (южный). Деление на курманджи и сорани проявляется только в лингвистическом плане — это две литературные формы курдского языка, имеющие идентичную грамматику, но различающиеся по фонетике и лексике и членящиеся на более мелкие племенные говоры (в классификациях Курдоева и Вахби).
Для курдских диалектов характерен эргативный строй, порядок слов в предложении SOV, развитая система предлогов и послелогов
Курдская письменность начала развиваться на основе арабского алфавита, который был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. В 30-ые годы XX века были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе, а в 1945 г. курды советской Армении создали алфавит на основе русской кириллицы[7].
Диалект курманджи (производное от мидийского «кур-мандж» — «сын Мидии») в целом довольно архаичен. К диалекту курманджи часто относят: гувии, хеккари, джазире (ботани), урфи, баязиди, кочани, бирджанди, альбурз, санджари, джудикани, а также языки племенных конфедераций херки и шеккаки (шикаки). Диалект курманджи использует письменность на основе турецкой латиницы, до этого некоторое время использовалась армянская письменность. Литературная форма курманджи сложилась в XIV в. н. э.
Отдельными курдскими языками считаются языки племенных объединений сурчи, мукри, шеккаки и херки в самом сердце курдского ареала. Сурчи, шеккаки и херки тяготеют к курманджи, но являются более консервативными. Мукри часто относят к сорани.
Сорани (южный, вава, коркора) и кальхор — носители этих диалектов проживают обособленно от основной массы курдов — в Иране и в Ираке. Письменность — арабская. Сильное влияние арабского языка в лексике. Диалекты: арбили, хушнав, пиждар, гарруси-биджбри, ардайяни-санандаджи, сулеймани, вармава, гармияни, кольяи, зангана и др. Литературная форма сложилась в XVIII веке.
Горани (гурани — «земледельцы» или «горцы») живут на границе Ирана и Ирака в районе Сулеймании и Сенендеджа. По происхождению являются местным населением, смешавшимся с дайлемитами, постепенно смешиваются с курманджи. Изначально кочевые курды называли горанами всех земледельцев, как поселившихся в Загросе (выходцев из Белуджистана), так и земледельческих арделанских курдов. Сейчас горанами именуют конкретную этническую группу. Имеется несколько племён, говорящих на диалектах языка горани.
Баджалан разбросаны по обширной территории длиной в 500 км, проживают совместно с мукри. Хаврами (авромани, паваи) живут на границе Ирака и Ирана в районе городов Касре-Ширин и Ханакин. Их диалект наиболее архаичен. Хаврами и кандулаи составляет ядро общности горани. Талахедешки проживают в районе Шираза, диалект испытал сильное персидское влияние. Малоизученные племена: биваниджи, гахвараи, риджаби, саиди, зардаи.
Заза[8] (зазаки) проживают в истоках Тигра и Евфрата. Они являются потомками военного сословия дайлемитов, начавших переселяться из Белуджистана в 10-11 вв., сначала в Гилян (на Каспии), затем — в Анатолию. Язык Заза восходит к средневековому парфянскому языку, он группируется с талышским, белуджским, так называемыми каспийскими диалектами (сангзари, мазандеран, тати, херценди, семнани, гилянским и др.), языками ормури-парачи и курдскими в северо-западную подгруппу[9].
К курдским племенам причисляют народности Загроса, близкие им антропологически (переднеазиатский тип) и культурно (кочевой образ жизни), в частности, племена луров-кальхори (делятся на две части: мансури и шахбази), фейли и лаки (на языке лаки говорит также курдское племя бейранванд).
Апеллируя к вышеизложенному, можно заключить: езиды — это субэтническая группа[10]курдов, точнее — религиозная община[11], которая обособилась от основного этноса на почве конфессиональной нетерпимости, ввиду принятия большинством курдов ислама. В качестве подтверждения данной гипотезы могут послужить сохранившиеся сходные названия курдских и езидских родоплеменных групп: масаки, миранги, мам-раши, стурки и т. д. Тенденции разделении одного народа можно проследить и в новейшей истории. Эти разделения могут быть обусловлены конфессиональным, политическим и другими причинами. К примеру:
- основная часть грузин — христиане, аджарцы, ингилойцы — мусульмане;
- западные украинцы — католики, восточные — приверженцы православия;
- материковые китайцы — атеисты, тайваньцы — буддисты;
- северные корейцы пошли по коммунистическому пути развития, южные — по капиталистическому.
[1] В подавляющем большинстве случаев каждому народу присущ особый язык. Тем не менее, понятия «этническая общность» и «языковая общность» далеко не идентичны. Языковая близость народов используется при классификации, т. к. сходство языков говорит либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Однако один лишь язык не всегда даёт возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но подобные отступления не дают оснований отказываться от языкового принципа этнической классификации как ведущего.
Следует отметить, этнолингвистическая система классификации народов ещё далека от совершенства, так как не отражает принцип двуязычия, а также постепенный переход отдельных народов с одного языка на другой.
[2] Шарафаддин ибн Шамседдин Битлиси (25.02.1543, Битлис — 1603 или 1604) — курдский историк, государственный и военный деятель. Из семьи потомственных правителей г. Битлиса (восточная Анатолия). Воспитывался и получил образование при дворе иранского шаха Тахмаспа I. Был главным вождём курдских племён Ирана. С конца 70-х гг. правитель Битлисского княжества. Написанное им в 1595-96 гг. сочинение (на перс. яз.) «Шараф-наме» — первый и основной источник по средневековой истории курдского народа. [3] Культ духов умерших дошёл до наших дней в виде культа Ходане моле. Ходане моле — домовой, дух, живущий в доме и охраняющий домашний очаг. В специально отведённом месте устанавливают ложе с не использовавшимися, новыми постельными принадлежностями, называемое «стер», как место его потчевания. Предоставляется почётному гостью. [4] Культ огня у езидов сохранился в погребальном ритуале. После закапывания трупа на могильном холме разводят небольшой костёр, а по возвращении с кладбища домой зажигается светильник на том месте, где лежал покойник. [5] Корова для езидов является символом благополучия и достатка, её ласково называют «мал», в переводе с курманджи — дом, благосостояние. [6] Помимо Маме Швана — покровителя мелкого рогатого скота, — езиды почитают мифического героя, покровителя крупного рогатого скота — Гаване Зарзан. Имена этих героев сохранились в самоназваниях «оджахов» пиров, что даёт основание предполагать: пиры родов Маме Шван и Гаване Зарзан издревле являлись служителями этих культов. [7] Первая грамматика курдского языка принадлежит итальянцу М. Гарцони (1784 г.). В дальнейшем изучении языка велики заслуги В. Ф. Диттеля, Х. Абовяна, И. Березина, П. Лерха, А. Ходзько, А. Жабы, Ф. Юсти, С. А. Егизарова, позднее — И. А. Орбели, А. Шамилова, К. К. Курдоева, И. И. Цукермана, Ч. Х. Бакаева, из зарубежных учёных — Э. Прима, А. Социна, О. Манна, К. Хаданка, Р. Джардина, Д. Н. МакКензи и др. [8] В лингвистическом и религиозном плане заза делятся на три группы:1. Южные заза (димли, заза):
Диалекты: сивереки, кори, хазо, мотки, шабак, думбули.
Религия: суннизм ханафитского мазхаба.
Численность: 1 млн. чел.
Ареал: Урфа, Сивер, Диярбакыр, Чермике, Чунгуш, Адияман, Гергер.
2. Центральные заза:
Представлены несколькими диалектами.
Религия: суннизм шафиитского мазхаба.
Ареал: Бингёле, Элязыг, Диярбакыр.
3. Северные заза (кирманджки, алевика, димилки, дерсимки, со-бе, зоне-ма):
Диалекты весьма многочисленны и равны числу поселений.
Религия: шиизм алевитского толка.
Численность: 1,5 млн. в Турции и Ираке.
Ареал: Тунджели, Эрзинджан, Муса, Варто, Сивас, Зар, Кангал, Улас, Гюмюшхане
(см. Алексис Шнайдер © 2003-2007, http://randevu-zip.narod.ru/caucase/kurd.htm).
[9] Алексис Шнайдер, там же. [10] Субэтнос, или субэтническая группа — обособленная часть народа. Их происхождение может быть различным: в результате территориального обособления части народа, вследствие незавершённости процесса ассимиляции этносом какой-то инородной группы, благодаря наличию особого социального статуса, в силу конфессиональной и расовой обособленности и т. п. В нашем случае она возникла в результате обособления части народа в силу религиозных противоречий. [11] «Община религиозная» как термин наиболее точно отражает сущность езидизма. Община религиозная — первичная ячейка религиозного объединения, группообразующими признаками которой являются:- Идейные принципы: общие религиозные представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы.
- Религиозная деятельность — культовая и внекультовая.
- Чувство общности.
- Субординация: разделение позиций и ролей.
В рамках религиозной общины выделяется система субгрупп: «прихожане», «проповедники», «пророки», «целители» и пр. В отличие от «секты религиозной», не носит оппозиционный характер к другим религиям.
Другие статьи из Апокрифа:
- Историко-теософский аспект езидизма. 0. Введение
- Историко-теософский аспект езидизма. 1. Общие сведения о езидах
- Историко-теософский аспект езидизма. 3. Исторические корни езидов
- Историко-теософский аспект езидизма. 4. Езидизм: этапы формирования
- Историко-теософский аспект езидизма. 5. Шейх Ади: человек-легенда
- Историко-теософский аспект езидизма. 6. Езидизм: Взгляд изнутри
- Историко-теософский аспект езидизма. 7. Заключение
- Историко-теософский аспект езидизма. Приложение I. Оджахи пиров
- Историко-теософский аспект езидизма. Приложение II. Баряки мридов
- Историко-теософский аспект езидизма. Литература