Вагнер, Рихард

Имя: Вильгельм Рихард Вагнер.

Историчность: Исторический персонаж.

Даты жизни: 22 мая 1813 — 13 февраля 1883.

Деятельность: Композитор, драматург, музыковед, философ, революционер.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» OrdoTempli Orientis.

Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер в 1828 начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М.А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1864, добившись благосклонности также причисленного к лику Святых Гностической Католической Церкви баварского короля Людвига II, Вагнер переехал в Мюнхен, где написал две последние части оперы («Зигфрид» и «Гибель богов»), а 13-17 августа 1876 года состоялась премьера тетралогии. В 1882 в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль», некоторые персонажи которой были канонизированы ГКЦ, даже не имея исторических прообразов. В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где на следующий год умер от сердечного приступа.

Философскую концепцию Вагнера можно определить как музыкальный мистицизм. С годами внимание к мистической стороне искусства постоянно возрастало, однако интерес к общественной тематике никогда не оставлял Вагнера. Своеобразная Künstlerutopie («утопия искусства») была описана композитором в статье «Искусство и революция», вышедшей в 1849 г. Написанная после поражения революций 1848 года, в обстановке немалого общественного пессимизма относительно возможности коренным образом изменить мир к лучшему, статья Вагнера полна задора и уверенности в скорой победе революции. Однако революция по Вагнеру сильно отличается от той, о которой мечтали современные ему властители дум. Находясь в традиции классического немецкого идеализма, Вагнер полагал, что за эстетикой естественным образом следует этика.

Философия Вагнера непосредственно сосредоточена в его музыкальных произведениях. Подобно Шопенгауэру, Вагнер ощущает неблагополучие и даже бессмысленность основы мироздания. Единственный смысл существования мыслится в том, чтобы отречься от этой всемирной воли и, погрузившись в пучину чистого интеллекта и бездействия, найти подлинное эстетическое наслаждение в музыке. Однако Вагнер, в отличие от Шопенгауэра, полагает возможным и даже предопределённым мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом. Об этом мире ничего неизвестно точно, однако в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет. В этом смысле вагнеровский образ общественного развития можно уподобить Великому Деланию как стремлению к Бездне, пересечение которой даёт возрождение на более высоком уровне, о котором, тем не менее (как и о буддийском Просветлении), нельзя ничего сказать в положительных терминах.

Вагнер писал «Кольцо нибелунга», почти не надеясь, что отыщется театр, способный поставить эпопею целиком и донести до слушателя её идеи. Однако современники сумели оценить её духовную необходимость, и эпопея нашла путь к зрителю. Роль «Кольца» в становлении германского общенационального духа невозможно переоценить. В середине XIX века, когда писалось «Кольцо нибелунга», нация оставалась разобщённой, — когда же Вагнер оставлял мир, Германия уже стала империей, носителем и средоточием всей немецкой культуры. «Кольцо нибелунга» и творчество Вагнера в целом, хотя и не оно одно, явилось для немецкого народа и для германской идеи тем мобилизующим толчком, который понудил политиков, интеллигенцию, военных и всё общество сплотиться.