Данная статья возникла в результате переписки со Светланой Большаковой из Петрозаводска, уже известной нашим читателям по переводу стихотворения «Богиня Пирена». Изначально предполагалось, что разбор карт выльется в полноценное пособие по работе с колодой «Ловца Левиафанов» (см. «Апокриф», вып. 1-2, 2006 г.), однако общение наше прервалось, и, спустя больше года, я решил опубликовать написанный фрагмент, поскольку работа с остальными картами ведётся по аналогичной схеме.
«Карты Ловца Левиафанов» (сперва — «Карты Левиафана») были созданы мною в 1995 году на основе моего же стихотворного переложения фрагмента из Книги Иова и использовалась мною в личных мантических и дивинационных целях (Левиафан на тот момент уже около трёх лет был значимым для меня образом, а Книга Иова — одним из любимейших текстов Библии). Изначально система включала 29 карт, относящихся к 4 мастям (по 9 Арканов в мастях Воды, Земли и Воздуха и 2 карты в масти Пустоты). Однако позднее, уже после создания колоды, в стихотворении появилась новая глава, основанная не на библейском тексте, а на некоторых других мифах о Левиафане (последовательность глав и строк в разных версиях этого стихотворения несколько различается, «канонический» вид оно приобрело лишь благодаря последнему обновлению колоды), и система была существенно переработана. В ней появилась новая масть, Огонь, к которой не было, однако, сделано собственных карт и которая поэтому рассматривалась как «сокрытая», «тайная», что вполне соответствовало моей огненной практике. Лишь в 2005 году к картам были подобраны иллюстрации из работ Бориса Вальехо (Валеджио), масть Огня стала равноценной остальным Мастях, в масти Пустоты добавилось ещё 2 Аркана (в общей сложности колода стала включать 40 карт), а система в целом была скомбинирована с другой моей авторской системой, магическо-символическим языком Астэрон.
Отвечу сперва на вопрос, почему колода «Ловца Левиафанов» начинается сейчас с масти Земли (в первой версии она начиналась с Воды, а Земля была второй). В «Алфавитной магии Астлантэ» (вып. 3) подробно рассматривается вопрос кватерностей — базовой классификации явлений по четырём стихиям. Земля — это твёрдое состояние материи, максимальное состояние упорядоченности. При абсолютном температурном нуле вся материя находится на этом уровне. По мере увеличения энтропии, материя становится сначала жидкой (Вода), потом газообразной (Воздух), потом постепенно ионизируется до плазмы (Огонь). Потом бомбардировка ядра электронам приводит к появлению сверхплотного нейтронного вещества (Земля на более высоком витке спирали). По главному принципу Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста, «что наверху, то и внизу» (если максимально упростить это высказывание), поэтому на такие же четвёрки можно разложить и всё остальное: 4 темперамента, 4 стороны света, 4 времени года, материя-жизнь-разум-энергия и т. д. (не буду расписывать подробно, это есть в «Магии Астлантэ»).
ВНИМАНИЕ: Классификация по кватерностям не лучше и не хуже других подобных, например, по Инь-Ян, по Древу Сефирот и т. д., просто лично мне удобнее работать именно с этой системой, так как она имеет вполне ощутимые проявления в мире физики и математики.
Карты «Творение» из колоды Ловца Левиафанов соответствуют тузам Таро. Это начало, исток энергии той или иной масти, и то, что четверостишие на всех картах Творения одно и то же, указывает на то, что исток всегда один, как бы его ни называли (этот исток должен рассматриваться подробнее при анализе масти Пустоты, но я бы не советовал без острой необходимости применять к нему персонифицированные названия вроде «Бога» и использовать при трактовках слово «божественный», которое может вызывать не совсем корректные ассоциации; в крайнем случае, следует оговорить, что «Бог» здесь — это не некий внешний «Творец», а, скорее, Истинная Сущность, Высшее Я и т. п.).
К масти «Земля» применим весь спектр понятий, который применим к масти «Пентакли» традиционного Таро: деньги, ремесло, материальное, быт и т. д. Кроме того, сюда попадают любые соответствия с элементом Земли: неживая материя, низ, женское как материнское, тьма, зарождение, север, холод… Как можно заметить, текст на всех картах Земли синего цвета. Это соответствие не относится к традиционным, обычно земле приписывают другие цвета (в разных системах — жёлтый, коричневый, зелёный). Но, учитывая всю структуру Кватерности, я не могу пользоваться такими соответствиями, и вот почему. Естественная последовательность цветов — это спектр, радуга. Принято выделять семь цветов радуги (хотя это и чистой воды условность: чётких переходов между цветами нет, и можно не выделять голубой из синего, а можно, наоборот, между жёлтым и зелёным добавлять салатовый): красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Мы исключаем фиолетовый как переходный между холодным и тёплым спектром (с другой стороны спектр смыкается через салатовый, но мы и так не выделяли его), поэтому максимально холодным (вспомни про абсолютный нуль) оказывается синий цвет (стало быть, он будет соответствовать Земле), а максимально тёплым — красный (Огонь). Поэтому мы можем придать воде любой оставшийся холодный цвет, кроме синего, а воздуху — любой тёплый цвет, кроме красного. Из соображений удобства (чтобы не путать оттенки синего с оттенками голубого, а оттенки оранжевого — с оттенками красного) я присвоил Воде зелёный цвет, а Воздуху — жёлтый, но, в любом случае, последовательность цветов Земли-Воды-Воздуха-Огня должна выражаться линейным переходом от синего к красному. Стало быть, Земля здесь не может быть жёлтой, а Вода — синей, как это принято в других символьных системах.
Если Земля — это начало, исток Кватерности, а карта Творения — исток масти, то «Творение: Земля» — это исток истоков, начало всего. С этой точки зрения и надо рассматривать эту карту, когда она выпадает в раскладе. В контексте масти это возникновение предпосылок любого начинания, связанного с символикой Земли, но, если другие карты Земли в раскладе отсутствуют, это может быть и возникновение предпосылок для любого другого начинания.
*
Прежде чем идти дальше, небольшое отступление о том, как вообще можно читать карты Ловца Левиафанов в частности и мантические и дивинационные карточные системы вообще.
1. Пространственно-математический символизм. Каждая карта обладает своими формальными, математически выражаемыми признаками. Для Таро, например, это положение Аркана на Древе Сефирот. Для карт «Ловца Левиафанов» — положение в Кватерности и порядковый номер строфы (три из пяти мастей построены на переложении фрагмента из Книги Иова, в четвёртой рассматриваются некоторые другие мифы о Левиафане). Даже если у нас белый, без всяких стихов и изображений, листок, где написано «1 зем.» (или, скажем, «18» применительно к Таро), мы, исходя из этих формальных признаков, уже можем сделать некие выводы о значении карты (в нашем случае это как раз то, о чём я говорил выше: исток, начало начал; значение же карты Таро можно читать исходя из положения на Древе).
2. Название Аркана. 8 Аркан в разных колодах может зваться «Сила» или «Вожделение», и от этого тоже зависит оттенок трактовки. Карты Ловца Левиафанов пока что не получили, разумеется, такого распространения, чтобы кто-то взялся рисовать собственные колоды, так что тут название только одно, но не забывайте, что, например, «2 зем.» — это не просто 2 карта 1 масти, а карта, носящая имя «Природа», и учитывайте это в трактовке.
3. Символический разбор изображения. Тут трудно дать какие-то чёткие указания по прочтению, лучше просто поглубже покопать аналитическую психологию по Юнгу в целом и теорию архетипов в частности, да и вообще любые материалы по символоведению, будь то сонники или комментарии к Таро. Даже если автор не закладывал какой-то символ в колоду (понятное дело, что Вальехо рисовал не для карточной колоды :)), если ты его там видишь, значит, он там есть. Так что единственный метод, который тут можно применить — это планомерное созерцание карты миллиметр за миллиметром, медитация на неё, с попыткой воспринимать КАЖДЫЙ элемент как символ.
4. Таблица соответствий. По Таро таковых очень много (иногда они противоречат друг другу: например, мне попадалось не менее четырёх вариантов сопоставления Старших Арканов и рун Футарка), здесь оно пока что единственное, и то не очень хорошо проработанное. Первые две карты каждой масти соответствуют числам от 1 до 0, остальные карты четырёх мастей кватерности — основным согласным Астэрон, 1 карта Пустоты — редуцированному согласному, 2 карта Пустоты не соответствует ничему, кроме самой Пустоты. К этим соответствиям присоединяется ряд других (например, цифровые соответствия можно рассматривать в связи с Сефирот или с классической нумерологией), но, в принципе, здесь эта тема разработана ещё недостаточно.
5. Четверостишие. Здесь анализ может быть либо чисто интуитивным (какие вызывает образы), либо как разбор по символам. Замечу тут, что название карты берётся именно из четверостишия.
6. Смежные тексты. В данном случае это фрагмент одной из глав «Ловцов Левиафанов» (в Таро Майкла Муркока, например — цитата из произведений Муркока). С первого взгляда связь может не улавливаться, это тоже объект разбора символов и медитаций. При этом порядок глав не соответствует порядку карт, и иногда карта соответствует не одной, а двум соседним главам.
7. Личные ассоциации. Например, когда моя старшая жена делает расклад на Таро, карту Дьявол она однозначно трактует как меня 🙂 В моих же раскладах я воспринимаю как свою карту Повешенного.
Наконец, учитывается положение в раскладе. Тут объяснять нечего, зависит от конкретной комбинации. Кроме того, при желании можно сопоставить нынешнюю карту с черновиками 1995 года, но колода порядком подрастерялась, это доступно не для всех карт, да и довольно сильно устарело. На всякий случай отмечу, что на старых картах, кроме текста и изображения, присутствовали знак части тела Левиафана (голова-хвост-тело-плавник, соответствующие мастям и стихиям), буква специального «левиафановского» алфавита с соответствием в латинице, имя или название название одного из драконов и драконоподобных существ разных мифологий (к первой карте Воды и, соответственно, колоды относилась Тиамат, а к первой карте Земли — Апсу), нумерация карт была от 1 до 9 в каждой масти, символизм иллюстраций сильно отличался от нынешнего, и был, как уже отмечалось выше, несколько иной состав и порядок мастей. Но, так как тогдашняя система утеряна и устарела (мне тогда было всего 17 лет), разбирать по ней мы ничего не будем.
*
Теперь перейдём непосредственно к анализу первой карты колоды. Первый пункт прост, и мы его, в общем-то, разобрали. Это смысловой ряд элемента Земли, помноженный на смысловой ряд элементов Начала. В самом простом для трактовки бытовом варианте — новое начинание, связанное с материальными делами или благами.
Название Аркана — «Творение: Земля», с ним тоже всё ясно, поскольку названия первых карт всех мастей взяты не из стихотворения, а из пункта 1, то есть из положения карты в колоде.
Прежде чем перейти к третьему пункту, то есть к символическом разбору карты, отмечу одну концептуальную деталь касательно колоды в целом. В масти Земли сюжетная картина (то есть то, что находится внутри рамки) целиком находится за дверью. В Воде и Воздухе некоторые элементы сюжета выходят на передний план, а некоторые (на Воде — только на одной карте, на Воздухе — чаще) даже наползают на рамку. Наконец, в масти Огня двери не остаётся вообще, всё происходит перед нею. Этот момент предлагаю рассмотреть самостоятельно.
Итак, что мы видим на карте «Творение: Земля»? На переднем плане сидит на камне рыжеволосая девушка в синем платье, правая нога вытянута, левую она обхватила руками. Судя по лицу, она о чём-то задумалась или ведёт неторопливую приятную беседу с красным голубоглазым драконом. У дракона вытянутся и заострённая морда, на которой вполне доброжелательное выражение, на голове — одноверхий гребень и пара «ушек» с 4 выступающими частями. Левой рукой дракон, похоже, что-то чертит на камне, правую поджал под себя. Крылья дракона сложены, они увенчаны острыми кривыми коготками (по одному на каждом, т. е. как у летучей мыши, а не как у птеродактиля). Непосредственно за драконом — пропасть, залитая туманом, дальше — горы. В нижней части гор слева (с точки зрения смотрящего на карту) находится город с домами странной формы, за городом и со всех других сторон — отвесные уступы (причём уступ по центру напоминает очертаниями сфинкса). Небо довольно серое, но туч не видно. Если приглядеться, можно заметить, что над дверью рамки (справа) возвышается не только уступ, но и какой-то шпиль, похожий на шпили города слева.
Я попытался расписать карту максимально подробно, хотя, конечно, при желании можно накопать и другие моменты. Например, инициатор и соавтор этой статьи, Светлана Большакова, описала тот же Аркан гораздо эмоциональнее:
Галактика, огромная звёздная галактика, вечный круговорот и танец планет, созвездий на фоне, окрашенном в чёрно-сине-фиолетовый-цвет. Безмолвие… И вместе с тем — не тишина. В пространстве что-то или кто-то притаился. Вселенная в ожидании. И вдруг, посреди этого вселенского Порядка (ибо в Хаотичности тоже есть свой порядок), что-то сдвинулось, произошло…, нарушилось…, изменилось… ВСТРЕЧА… Словно подсмотренная кем-то со стороны.
Встретились два существа, оба прекрасны и совершенны… Но и вдвоём они не нарушают Гармонию. Рассмотрим их ближе:
Девушка сидит в свободной позе, левая нога согнута в колене, руками она придерживает правую ногу… Рыжие волосы волнами спадают на плечи, она с интересом смотрит на собеседника, она не напугана, даже чуть заметная улыбка играет на её губах… Сидит она на чём-то, что напоминает мне черепаху. Одета в платье сине-стального цвета. Подол надорван…
Собеседник девушки вроде как устрашающего вида, но не производит пугающего впечатления… Он цвета охры… У него две руки, два крыла непонятного вида, два когтя и две ноги. Глаза!!! — меня поражают его глаза, в них — вековая, извечная мудрость, он красив, силён, мужественен, у него стальная воля. Он хочет завладеть девушкой, он почему-то хочет схватить её крыльями…
Встреча происходит на фоне каких-то строений, позади — гора, напоминающая Сфинкса, гора рядом с городом похожа на две колонны, Якин и Воаз. Встреча происходит и не внизу, и не вверху…
Над головами — серое небо.
Каждая отмеченная деталь (фигура, цвет и т. д.), как говорилось выше, может рассматриваться как символ. Изначально все символы трактуются по отдельности, без привязки к общему сюжету карты или её формальному значению. Поскольку символ всегда многозначен, чем больше возможных значений отмечено, тем лучше (здесь, разумеется, приводится лишь малая часть). Вот некоторые отмеченные нами элементы и смыслы, обнаруженные на карте:
· Девушка: Женская фигура символизирует пассивное начало, тем более сидящая. Поза — выжидание, созерцание, внимательность, восприимчивость. Настроение для получения знаний. Женщина — символ пустоты, а пустота просится к заполнению.
· Рыжие волосы: Настоящие ведьмы всегда были с волосами такого цвета, значит, она чем — то ведает (знание).
· Волосы распущены: Стремление к свободе духа.
· Рот: Убежище, дом или храм, приготовленный для науки.
· Платье синего цвета: Символ интеллекта, истины, верности, благоразумия, холодности, непорочности.
· Надорванный подол: Вероятно, пережитые до этого момента испытания. Некоторая усталость чувствуется и в выражении лица, но это та усталость, которая остаётся, когда достигнута заветная цель.
· Ноги: Основания. Правое — женское, чувственное, интуитивное (правая нога вытянута, свободна), левое — мужское, логическое, интеллектуальное (его девушка придерживает руками — то есть сдерживает своей Волей, открывшись интуитивному и своей женской природе).
· Вообще встреча этих двух разных существ — это Алхимическая Свадьба (в более рафинированном виде этот символ будет на одной из карт Пустоты — то есть ближе к завершению колоды).
· Дракон: Мужская фигура — активность, скрытые силы в подсознании, энергия природы, мудрость.
· Красный цвет дракона: Цвет страсти (отсюда и ассоциативно всплывшее «Он хочет завладеть девушкой, он почему-то хочет схватить её крыльями»).
· Вытянутая морда: Заинтересованность в собеседнике.
· Количество отростков на голове — 5, что соответствует активной сефире Гебура и пентаграмме Свободной Воли (соответственно, символика отдельных отростков аналогична символике отдельных лучей Пентаграммы).
· Руки дракона соответствуют ногам девушки. Как можно заметить, здесь символы инвертированы: правая поджата (сдерживание эмоционального), левая что-то чертит (логика как руководство к действию). Эта инверсия связана с гендерной противоположностью девушки и дракона и, соответственно, с различиями в рекомендуемом этой картой образе действий для сигнифицируемых субъектов разного пола.
· Крылья: Полёт, стремление к вечному счастью, стремление к Небесам во всех смыслах слова (отлично раскрыт этот символ в произведениях Ричарда Баха), молитва.
· Крылья сложены: Покой и готовность к полёту (потенциальность).
· Коготки: Защищённость.
· Сфинкс: Символ стража, голова — мудрость, знание, торс — сила, когти — отвага, крылья — полёт фантазии.
· Горы: Всё возвышенное, чистое, но и несущее опасность (лавины, падение).
· Пропасть за спиной: Каббалистическая Бездна как результат Алхимической Свадьбы, а также Пустота как таковая.
· Туман: Неизвестность. Также Завеса, проходящая через Тиферет.
· Дом: Символ самого человека, нашедшего своё место во Вселенной.
· Город: Состоит из домов (см. выше); жизненный порядок построения. Город со строениями странной формы также продолжает символьный ряд Неизвестного, Невозможного (об архетипе Невозможного см. в лекциях «Академии Ситхов», «Апокриф», вып. 15).
· Шпиль: Символ устремлённости к небесным, божественным целям. Шпиль справа, похожий на шпили города слева: я не случайно отметил, что отсчёт идёт со стороны смотрящего на карту. Но, когда наблюдатель оказывается за пределами Бездны, его восприятие меняется: то, что казалось слева, оказывается справа, и наоборот (ср. в апокрифическом Евангелии от Фомы про мужское, становящееся женским). Поэтому каким бы путём — Левой Руки или Правой — ты бы ни шёл, как бы ни видел свою цель, оказавшись по ту сторону Бездны, ты понимаешь, что с другой стороны находится идентичное тому, к чему ты стремился, и что достижение возможно множеством путей.
Описание, данное Светланой, добавляет в список ещё два символа, возникших ассоциативно:
· Черепаха: Вселенная, Мать-Земля, Луна, стихия воды, начало творения, бессмертие, постоянство, время, мудрость и силу. В алхимии — материя в начале преобразования.
· Столбы Якин и Воаз: Вход в святилище (духовный смысл).
Когда символы разобраны, даётся сначала общее символическое значение сюжета карты, потом оно увязывается с формальным значением.
Перейдём к таблицам соответствий. Как можно заметить, знак в нижней части рамки — цифра 1 (напомню, что десяти цифрам от 1 до 0 соответствуют только первые пары карт в каждой масти, тогда как остальные связаны с символикой Астэрон). Соответствия единице легко найти в каббалистических справочниках вроде Liber 777 Беннета-Кроули как 1-й (Кетер) и 11-й (Алеф) ключи и в классической нумерологии — как число Солнца. Так, Светлана обнаружила следующие соответствия числу 1 в Каббале (разумеется, список далеко не полный):
Единство-Бытие-Конечность — божественная сущность, личность божества, «Суть» — божественное Я; источник Воздуха (среди элементов); 1 уровень и Средняя Колонна Древа Жизни; Превосходный, или Сокрытый, разум; четыре туза (в Таро); Сияние, белое сияние; Птах, Асар-ун-Нефер (среди египетских богов); лицо; Шива, Акаша, Лингам; беспристрастность; Бог, единый в трёх лицах; лебедь, сокол, цветущий миндаль, алмаз; свастика или свастикообразный крест как магическое оружие; Корона (лампа), амбра серая, эликсир жизни, питьевое золото; единение с Богом; Шан Ди (в даосизме); мистическое число Кетер, Корона, Сфера перводвигателя; Рашит Ха-Гилгалим (как небеса Ассия), Таумиэль (как уровень Клипот); Алеф, точка, завершение Великого Делания (иначе говоря, весь символизм Кетер и Алеф в таблицах соответствий вроде 777).
С нумерологической позиции обнаружены следующие соответствия:
Солнце — Дух, творческое начало в человеке, творческий потенциал, самосознание, физическая природа, яркость, отличие от других, жизненное горение, привлечение внимания, может быть также вычурность, эгоцентризм, позёрство.
Обращаю внимание, что при трактовке карты особенно тщательно следует учитывать те соответствия, которые так или иначе связаны с другими элементами трактовки (например, с символами) или же с ситуацией, на которую делается расклад.
Я уже отмечал, что первое четверостишие всех мастей одинаковое:
Вот Океан — великий и пространный.
В нём тварям водным не сыскать числа!
В том Океане, в той стране туманной
Природа нам сюрприз преподнесла.
Упомянул я и о том, что из этого следует с символической точки зрения (идея Первоисточника, чем бы этот Первоисточник ни был). Кроме того, так же, как с картинкой, мы можем разобрать на элементы и этот текст: океан — величие — пространство — он — твари — вода — искать — число — (океан) — страна — туман — природа — мы — сюрприз — преподносить. Всё это — символы, и разбираются они так же, как те, которые обнаружены на изображении. Например:
· Океан — хаос, величие (см. далее), способность порождать; как вода — женское начало, первозданный водный Хаос (обратите также внимание: это единственное значимое слово, повторяющееся в строфе дважды).
· Величие — символизм, соответствующий Единице как Кетер.
· Пространство — Абсолют; если как синоним слова «пустота», то ассоциируется также с зарождением и материнством, истоком всех вещей.
· Он — Хуа (одно из имён Аллаха), Бог; также Иной, Другой, Чужой в психологии и архетипике (в диапазоне от Возлюбленного до Врага).
· Твари — Творение, создание, возникновение; знаки Зодиака или китайского гороскопа.
· Вода — очищение, обновление, женское начало, первооснова.
· Искать — любопытство, приключения; Магистерий (Великое Делание).
· Число — образ мира, число 1 — единое (монада), Бог, Солнце, начало процесса, зерно, семя, активное начало; ср. также «Числа суть Идеи, Идеи суть Силы, а Силы — Святые Элохим Жизни» в одном из приложений к Ключикам Соломона.
· Страна — один из миров: хоть в космологическом понимании, хоть в значении сфер деятельности.
· Туман — символ неизвестной зоны между реальностью и нереальностью.
· Природа — символ животного и растительного царства.
· Мы — символ союза, сообщества.
· Сюрприз — символ чего-то нового, приятного, неожиданного, возможно — дар судьбы.
· Преподносить — дар, сюрприз (см. выше).
Как можно заметить, уже на этом этапе, ещё до перехода от анализа к синтезу, наблюдается множество повторов символических значений, полученных разными способами: творение, неизвестность, Хаос и Космос и пр. Все они так или иначе подчёркивают общее символическое значение карты: Начало, Рождение.
Перейдём к анализу фрагмента из книги «Ловцы Левиафанов». Этой карте соответствует глава 4/5 и, конкретнее, следующий отрывок:
«От бича языка укроешь себя, и не убоишься опустошения, когда оно придёт. Опустошению и голоду посмеёшься, и зверей земли не убоишься; ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. И узнаешь, что шатёр твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. И увидишь, что семя твоё многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле. Войдёшь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в своё время».
Вот что думает на этот счёт Светлана:
Когда человек находится в гармонии с собой и с окружающим миром, когда он постигает тайны мироздания, когда чувствует присутствие высших сил непосредственно на себе, в своей жизни, в каждый свой день и час, вот тогда и приходит состояние понимания природных связей и способность управлять ими. Слова «Войдёшь во гроб…» у меня почему-то ассоциируется со смертью как с началом истинного духовного возрождения и обретения пути, т.е. как с вторым рождением, что и соответствует изображению на карте. Пшеница — плодородие. Это указывает на то, что путь избран правильно и человек готов идти по нему.
Пожалуй, ключевая фраза здесь — «Опустошению и голоду посмеёшься, и зверей земли не убоишься; ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою». Это гармония противоположностей, как и на карте. Более формальная связь с картой — слово «земля» («зверей земли не убоишься»). «Войдёшь во гроб во зрелости» и символизм жатвы — действительно, плоды пройденного пути и начало нового витка.
А вот записанные Светланой личные ассоциации (не трактовка символов!) с изображением, четверостишием, названием:
Карта вызывает у меня ощущение фантастической нереальности, захватывающей дух, встреча энергий, громадных по своей значимости, состояние, близкое к взрыву: страстей, эмоций, полёта наслаждения, экстаз. Это, к примеру, как Шива и Шакти… Неповторимый круговорот, танец во Вселенной, бешеная джига посреди мирового пространства, яркие краски, все цвета смешались и переплелись, рождается неповторимо прекрасное…
Возможное резюме карты: Начало, но, скорее, не пассивное начало, а такое, которое является завершением прошлого витка и началом следующего (см., например, выше, о нейтронном веществе как о Земле на новом уровне). Ваша прошлая усердная работа (или долгое ожидание, если читать со стороны дракона) должна принести свои результаты, которые послужат началом нового этапа. Карта советует раскрыться своей внутренней природе и следовать естественному течению вещей. Кроме того, яркая гендерность персонажей указывает на то, что трактовка карты зависит ещё и от гендерной идентичности клиента (для женщин трактовка может акцентироваться на девушку, для мужчин — на дракона). Для более подробного вывода следует учитывать все символы в совокупности, положение расклада, сущность рассматриваемой ситуации, личность клиента.
*
В заключение кратко рассмотрим по пунктам основные моменты, которые следует учитывать при разборе второго Аркана Земли, «Природа».
1. Пространственно-математический символизм. Продолжение смыслового ряда элемента Земли. Что касается положения в масти, то естественным символизмом в нечётном ряду (как у нас, поскольку в масти 9 карт) обладает только три позиции: первая, средняя (здесь — пятая) и последняя. Карты от 2 до 4 — это развитие процесса до его кульминации. Кроме того, здесь уместен естественный символизм чисел (внимание: он не всегда соответствует числам по таблицам соответствия, хотя в данном случае это как раз так). 2 — это продолжение, соединение, разделение, встреча, раздвоенность, совмещение разнородных деталей, любовь и вражда в единстве. В картинке «Творение: Земля» этот элемент присутствовал тоже, но он не был обусловлен формальным положением карты, как здесь. Так что все элементы двоичности в этом аркане имеют очень важное значение. Этим признакам двойственности следует уделять особое внимание и при анализе изображения.
2. Название Аркана — «Природа». Как можно заметить из вторых карт остальных мастей, здесь четверостишия не одинаковы, как первые, но и не столь разнообразны, как последующие. В них меняется только одно из понятий третьей строки (кем именно «поставлен на царствованье/царствие/царство» Левиафан) и эпитет самого Левиафана, «Духа Морей», в четвёртой. Об этом ещё будет сказано в пункте 5, пока же замечу, что названия вторых арканов каждой масти — это как раз понятие из третьей строки. Последовательность этих понятий: Природа (Земля), Океан (Вода), Небо (Воздух) и Бог (Огонь; при этом необходимо помнить, что Бог для нас — не надмировой Создатель, а внутреннее Я, Природа Будды, центр Индивидуации, Самость). В пятой масти вместо ответа на вопрос «кем» говорится просто «навеки» (этот момент должен рассматриваться в соответствующем месте, при разборе этого Аркана). В данном случае под Природой подразумевается именно природа материальная как порождающий исток для всего, способного ощущать (собственно Земля), чувствовать (Вода), мыслить (Воздух), испытывать духовные потребности (Огонь).
3. Символический разбор изображения. Что мы видим на карте «Природа»? На переднем плане — плоский камень, на котором лежит существо, напоминающее лань (как можно заметить, все ноги, кроме правой передней, поджаты). Из шеи у лани вместо головы растёт почти обнажённая девушка, стройная и мускулистая. Волосы у неё рыжие, длинные (почти до пояса), курчавые. Пах и груди её чуть прикрыты ниспадающими то ли с неё, то ли со стоящего за нею дерева струйками листьев, обвивающими её спиралями (даже, наверное, на груди листья налеплены, а вокруг тела обвиваются две отдельные струйки листьев: одна спереди, другая сзади). Тело девушки экстатично изогнуто, как в танце, руки подняты над головой, кисти рук расставлены в стороны и напоминают крылья. За спиной девушки/лани — дерево примерно в два — два с половиной обхвата. Кора растрескавшаяся, поросшая мхом. Нижняя часть дерева, переходящая в корни, усыпана, словно конфетти, разноцветными цветами или ягодами. Листья дерева мелкие, зелёные и жёлтые (то ли ранняя осень, то ли это эффект освещения). За деревом — небольшое открытое пространство, вроде травянистой поляны, и (в некотором отдалении) лес, более похожий на хвойный. Деревья (напоминающие ели) в левой стороне карты отчётливые и относительно невысокие, в правой они становятся выше (хотя и не достигают видимых вертикальных пределов карты) и размыты в довольно однородную массу. Небо ясное, голубое. Откуда-то слева хорошо заметными лучами (как от солнца, пробивающегося сквозь листья) льётся яркий свет. Из-за края рамки виднеется летающее существо с перепончатыми крыльями, похожее на птеродактиля. При анализе карты Вы можете составить также собственное описание, если вас чем-то не устраивает приведённое здесь, и разбирать изображённые символы точно так же, как Аркан «Творение: Земля», уделяя особое внимание символу двойственности.
4. Таблица соответствий. Знак в нижней части рамки — цифра 2. Соответственно, при разборе карты может рассматриваться символизм 2-го и 12-го ключей Каббалы, а также числа 2 в нумерологии
5. Четверостишие. Как я отметил, второе четверостишие пяти мастей практически одинаковое:
Там, где кипят веков водовороты,
Там, где бездонен синий Океан, —
Поставленный на царствие Природой
Игривый Дух Морей — Левиафан.
Вот его символьный ряд (жирным шрифтом в строфе и заглавными буквами в списке выделены те слова, которые уникальны для масти Земли): кипение — век — водоворот — бездна — синий — океан — поставить — царство — ПРИРОДА — ИГРА — дух — море — Левиафан. Обрамление вторых арканов каждой масти одинаковое, его символы можете расписать один раз, при разборе Аркана «Природа», и не повторяться в дальнейшем (если не будет нового осмысления или каких-то дополнительных смыслов, исходящих из контекста). Последовательность слов третьей строки, ставших названием карт, я называл (Природа, Океан, Небо, Бог, Вечность), а вот последовательность эпитетов Левиафана (в том же порядке): Игривый, Прекрасный, Суровый, Могучий, Великий. Как можно заметить, первые два (относящиеся к «иньским» элементам — Земле и Воде) — более женственные, вторые («янские» Воздух и Огонь) — более мужественные, последнее одинаково может подходить и к Инь, и к Ян. Так что дополнительной момент, который следует учитывать при анализе карты — почему к Земле/Природе отнесена именно игривость (по остальным вторым картам стихий задание аналогичное).
6. Смежные тексты. Этой карте соответствует глава 39 «Ловцов Левиафанов» и, конкретнее, следующий отрывок:
«Вольный среди вольных, спесивый единорог, попирает копытом молодые ростки. Захочет ли он служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли верёвкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твоё? Подъярёмный он свободе своей, и не сбросит; природа его держит его в клетке воли, и не отпустит. Нет ему нижайшего рабства, нет ему и служения вышнего».
7. Личные ассоциации.
В порядке примера приведу здесь также черновое изображение этого Аркана, сделанное мною в 1995 году:
Особо отмечу некоторые особенности. Как я уже упоминал, масть Земли на тот момент была второй, а не первой: астэроновская система кватерностей ещё не была разработана, поэтому порядок мастей — Вода (голова), Земля (тело), Воздух (хвост), Пустота (плавник) — основывалась на биологическом эволюционизме: жизнь зародилась в океане, затем выбралась на сушу, затем животными был покорён воздух, а в 1961 году человек впервые вышел в космос. Этот же биологизм присутствует и на изображении: здесь животная клетка (амёба) переходит в растительную (хламидомонада), что прекрасно отражает и тот элемент двойственности, который присутствует на нынешней версии карты и связан с символизмом числа 2 (у каждой масти, кроме Пустоты, тогда была собственная нумерация от 1 до 9, числу 2 соответствовали все вторых карты мастей, но символизм чисел в колоде практически не рассматривался, поэтому его появление на данной карте можно рассматривать как яркий пример синхроничности). Знак «левиафановского алфавита», помещённый на карту, соответствует звуку «щ» (символизм звуков в то время мною также не разрабатывался, звуки и символы были сопоставлены практически произвольно; замечу также, что работа над Астэрон на тот момент уже шла, хотя и находилась на самых ранних этапах, однако «левиафановский алфавит» был сторонним проектом, не связанным с Астэрон), имя змееподобного существа — индийский Наг. Обращает на себя внимание ещё и то, что вместо «игривый» в тексте стоял эпитет «прекрасный» (отошедший теперь к Воде). Как правило, игривость более ассоциируется с водой, тогда как слово «прекрасный» считается более уместным для Природы, чем для Океана, поэтому предлагаю рассмотреть это кажущееся несоответствие самостоятельно, исходя из контекста колоды и системы Кватерностей Астэрон.
*
И |
напоследок. Хотя колода «Ловца Левиафанов» довольно специфична, те же принципы (с незначительными поправками), что и в данной статье, можно руководствоваться при работе с любым другим карточным оракулом, будь то любая колода Таро, основанный на И-Цзин «Оракул Дао» Ма Дева Падме, карточные колоды Футарка, игральные карты и что угодно ещё, включая произвольный комплект открыток или календариков. Поэтому, даже если вы не собираетесь работать непосредственно с картами «Ловца», эта статья, надеюсь, будет вам полезна.