Гамурет

Имя: Гамурет.

Историчность: Литературный персонаж.

Даты жизни: Персонаж отнесён традицией к эпохе короля Артура (V-VI вв. н. э.). Однако множество анахронизмов не позволяет сколь-нибудь точно говорить о датировке. Можно уверенно отметить лишь то, что, как отец Парсифаля, Гамурет относится примерно к тому же поколению, что и Амфортас.

Деятельность: Рыцарь, искатель приключений.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica.

Гамурет — отец заглавного героя в рыцарском романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» (ок. 1200-1210), отважный рыцарь и искатель приключений, главным образом любовных. Роман Вольфрама представляет собой переработку неоконченного «Персеваля» Кретьена де Труа, однако Вольфрам сильно увеличил объём текста, довёл до конца фабульные нити и добавил вступительную часть, в которой и рассказывается история Гамурета. Также он внёс некоторые изменения в основной сюжет, разработанный Кретьеном, но в целом следовал замыслу последнего, развивая и углубляя его. Дополнения Вольфрама впервые в литературе придают сюжету о поисках Грааля всемирно-исторический размах.

Когда Гандин Анжуйский погибает на поле битвы, его старший сын милостиво предлагает своему младшему брату Гамурету разделить наследство поровну. Гамурет отказывается от богатства и отправляется в чужие края, чтобы рыцарскими подвигами прославить имя короля. Он предлагает свою помощь властителю Багдада Баруку и одерживает победу за победой. После многих приключений морские волны прибивают корабль Гамурета к берегам королевства мавров под названием Зазаманка. Повсюду юноша видит следы военного поражения. Чернокожая королева Зазаманки — красавица Белакана — просит у него помощи. Рыцарь доблестно сражается с врагами мавров, одерживает победу, добивается любви Белаканы и становится королём Зазаманки. Но вскоре в нём снова просыпается жажда военных подвигов, и он тайно покидает супругу. В его отсутствие у Белаканы рождается сын Фейрефиц, тело которого наполовину чёрное, наполовину — белое. Гамурет прибывает в Испанию. Королева Герцелойда, желая выбрать себе достойного супруга, посещает рыцарский турнир. Гамурет одерживает верх над многими рыцарями (в том числе рыцарями Круглого Стола), и суд присуждает ему руку Герцелойды, хотя сердце рыцаря больше склоняется к французской королеве, которая с юности была объектом его куртуазной любви. После долгих колебаний он соглашается обвенчаться с Герцелойдой, но выпрашивает право отлучаться для новых подвигов на Востоке (куда его призывает Барук), где и погибает от коварства и меча сарацинского воина, оставив Герцелойду вдовой, с сыном Парцифалем на руках.

В заключение рассмотрим некоторые моменты, делающие невозможной даже приблизительную датировку описанных событий, даже если бы они имели реальную основу, и потому подчёркивающие, что Кроули считал допустимым включать в список Святых откровенно литературных персонажей. Излишне говорить, что на карте не найти мавританского королевства Зазаманка, а в списке графов и герцогов Анжуйских нет имени Гандина. Прототипы Артура, к эпохе которого формально отнесена история Парсифаля, датируются II-VII(чаще V-VI) веками, хотя традиция рыцарских романов окружает его более поздним антуражем. Испания как самостоятельное королевство прекратила своё существование в VII веке, когда вестготское государство было захвачено сперва Византией, затем арабами, а на её территории было несколько разрозненных графств и королевств, враждующих с Кордовским халифатом. Трудно представить и анжуйского рыцаря, в самый разгар Реконкисты равно поддерживающего и мавров, и испанцев. Наконец, Багдад был основан в 762 году, через несколько веков после времён Артура, а единственный его правитель с именем, хоть немного напоминающим «Барук» (Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Мубаррак, ум. 839), правил Багдадом короткий период с 817 по 819 год и потому вряд ли мог дважды брать на службу Гамурета. Но должны ли нас смущать все эти анахронизмы, если всякий образ мифоисторичен и входит в нашу реальность не подлинностью своего происхождения, а тем влиянием, которое он на нас оказывает?..