Имя: Фридрих Вильгельм Ницше.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 15 октября 1844 — 25 августа 1900.
Деятельность: Филолог, философ, писатель, поэт, композитор.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи»
Ordo Templi Orientis.
Фридрих Ницше родился в Рёккене (Пруссия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. С раннего детства проявил способности к филологии и музыке (его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения). В 1864-1869 годах Ницше изучал теологию и филологию в Боннском и Лейпцигском университетах, в этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому в возрасте 24 лет он получил должность профессора классической филологии Базельского университета. В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира. В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах, переезжая из города в город, он создал все свои основные произведения. Ницше весьма бедно жил на университетскую пенсию по инвалидности, но получал ещё и финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х.
Произведения Ницше охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наибольший интерес у него вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Его метафорическое, афористическое изложение снискало ему славу великого стилиста. Однако афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль есть симптом болезни и разложения. В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода. «Свободные умы» должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Ницше ратует за приход тех, кто поставит себе сознательные цели «улучшения» человечества, чьи мысли уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного» человека по ту сторону добра и зла Ницше и называет «сверхчеловеком».
Подобно Марксу, Ницше испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание — не что иное, как проявление воли к власти. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», — не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь — дать возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. Как от обезьяны в результате борьбы за существование произошёл человек, так человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Разум и все так называемые духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность; возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также «заказное отравление», которое связано с активной политической деятельностью, развёрнутой Ницше в конце 1880-х. Философ был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной рёккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.