Имя: Падмасамбхава (Рождённый из лотоса), Ляньхуа шэн шан ши, Бадамжунай, Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель).
Историчность: Вероятно, сильно мифологизированный исторический персонаж.
Даты жизни: VIII-IX в. Согласно легенде, родился через восемь лет после смерти Гаутамы Будды (то есть около 491 или 561 до н. э.), а «отправился в страну Ракшасов» в 864 году.
Деятельность: Индийский учитель буддийской тантры.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis. Буддийский святой, будда, бодхисаттва, особенно почитается в тибетской школе Ньингма.
Согласно преданию, Будда Шакьямуни возвестил о своей Паринирване ученикам. Услышав это, многие из них были очень опечалены. Тогда Будда сказал Ананде: «Через восемь лет после моей Паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесёт великое благо всем существам». В некоторых источниках Падмасамбхава — инкарнация самого Гаутамы, либо эманация Будды Амитабхи и Авалокитешвары, либо даже воплощение всех будд трёх времён.
Падмасамбхава родился в Молочном Океане, в стране Ургьен (Оддияна), которая, как полагают, была расположена в долине Сват (Пакистан). Его нашёл Индрабодхи, царь Оддияны, который принёс его во дворец и сделал принцем. Позднее Падмасамбхава женился на Кхадро Одчангма, но попросил царя разрешить отречься от царства, дабы следовать религиозной практике. Получив отказ, Падмасамбхава убил сына безнравственного министра, который должен был умереть в тот момент вследствие своей прошлой кармы. По закону, Падмасамбхава был изгнан на кладбище, которое и стал использовать для тантрических практик. Он был благословлён дакинями, встречался с различными учителями, изучил медицину, астрологию, логику и искусство, стал монахом и достиг понимания различных тантр. В царстве Сахора он женился на принцессе Мандараве, и они отправились в пещеру Маратика (Непал), где обрели бессмертие, а затем творили чудеса по всей Индии и за её пределами.
В девятом столетии, в возрасте более тысячи лет, Падмасамбхава отправился в Тибет по приглашению царя Трисонга Децэна, покровительствовавшего буддизму. Вместе со своей новой супругой Кхадро Еше Цогьял он совершал чудеса, передавал учение и благословлял сотни пещер, гор, озёр, монастырей и храмов, превращая их в священные места. Миссия Гуру Рипоче в Тибете прочно установила буддизм в Тибете. Школа, которая появилась после его миссии, стала известна как Ньингма. Но работа Падмасамбхавы после установления буддизма в Тибете не закончилась. Он сообщил царю, что силой медитации может преобразовать Тибет в богатую и процветающую страну. Он превратил пустоши и каменистые земли в пастбища и заставил воду истекать из скал. К сожалению, некоторые министры были настроены против буддизма, и они сказали царю, что Падмасамбхава превращает Тибет в развитую страну, чтобы присоединить его к Индии. Министры вынудили царя попросить Падмасамбхаву вернуться в Индию, но перед этим Гуру передал учения Мен Нгаг Таваи Тхренгве, царю и прочим. Множество людей пришло проводить его. Министры послали 18 человек, чтобы убить Падмасамбхаву, но когда они встретили его, тот обездвижил их силой своей мысли.
В традиции Ньингма принято считать, что страну покинула лишь магическая эманация, а настоящий Гуру Ринпоче остался в Тибете ещё на пятьдесят пять лет и шесть месяцев. В течение этого времени он посетил много уединённых мест вместе с Еше Цогьял и продолжил совершать мощные тантрические практики. Те, кто так утверждает, сходятся на том, что он покинул Тибет только во время царствования сына царя Трисонга Децэна, принца Мунэ Цэнпо. В конце концов, Падмасамбхава отправился в страну Ракшасов в 864 году, выразительно проявив свои магические силы и проскакав верхом на лошади по воздуху в месте, называемом Гунгтханг Латхог, перед царём Мунэ Цэнпо, его министрами и тысячами людей, которые собрались проводить его.