Чин коронации

Чин коронации

Великих Магистров и Протекторов царского рода,

на тот случай, ежели они являются

лицами Православнаго вероисповедания

 

В предшествии духовенства и при пении певчими псалма «Милость и суд воспою тебе, Господи», Его Княжеское или Царское Высочество вступает в церковь и по троекратном поклонении перед Царскими вратами прикладывается к святым местным иконам, а потом следует на приуготовленный посреди церкви трон. Духовенство становится от трона до Царских врат по обе стороны. В то время колокольный звон прекращается. По окончании пения псалма архиерей, взойдя на амвон, обращается к Его Высочеству со следующей речью:

«Благочестивейший Государь наш Великий Магистр (или Князь-Протектор)! Понеже благоволением Божиим, и действием Святаго и Всеосвящающаго Духа, и Вашим изволением имеет ныне в сём храме совершиться Вашего Высочества коронование и от Святаго мира помазание; того ради по обычаю древних христианских монархов, да соблаговолит Ваше Высочество в слухе верных подданных Ваших исповедать православно-кафолическую веру, како веруеши?»

И подносит коронуемогу раскрытую книгу, держа её на руках.

Его Высочество по поднесённой книге гласно прочитывает святой Символ Веры.

По прочтении Символа тот же архиерей к Его Высочеству возглашает: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с Тобою, аминь», прочие священники тайно говорят то же.

Начинается ектенья, на которой вместе с обычными молитвенными прошениями возносится моление о Венчаемом Монархе: «О еже благословитися Великомагистерскому (Королевскому, Княжескому) Его венчанию благословением Царя царствующих и Господа господствующих; о еже укреплену быти скипетру Его десницею Вышняго; о еже помазанием Всесвятаго Мира прияти Ему с небес к правлению и правосудию силу и премудрость; о еже получити Ему благопоспешное во всём и долгоденственное правление; яко да услышит Его Господь в день печали, и защитит Его имя Бога Иаковля; яко да пошлёт Ему помощь от Святаго, и от Сиона заступит Его; яко да подаст Ему Господь по сердцу Его, и весь совет Его исполнит; яко да подчинённые суды Его немздоимны и нелицеприятны сохранит; яко да Господь Сил всегда укрепляет оружие Его; о покорити под нозе Его всякаго врага и супостата».

По окончании ектеньи протодиакон возглашает: «Бог Господь и явися нам», и клир поёт: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне».

Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».

Стих: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».

Стих: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».

Стих: «Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла; от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших».

 

После пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» происходит чтение пророчества Исаиина:

«Тако глаголет Господь: радуйтеся, небеса, и веселися, земле, да отрыгнут горы веселие и холми правду, яко помилова Бог люди Своя и смиренныя людий Своих утеши. Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча своё, еже не помиловати изчадия чрева своего; аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе. Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу Аз, глаголет Господь: всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварию невеста. Понеже пустая твоя и разсыпаная и падшая ныне утеснеют от обитающих, и удалятся от тебе поглощающии тя».

По прочтении пророчества прокимен:

«Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоём возрадуется зело».

Стих: «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его не лишил еси его».

Стих: «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна».

Затем следует чтение Послания св. ап. Павла к Римлянам.

«Братие, всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; благое твори, и имети будеши похвалу от него. Божий бо слуга есть, тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даёте: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе. Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; и емуже честь, честь».

По прочтении Апостола «аллилуиа» трижды и затем чтение Св. Евангелия от Матфея:

«Во время оно, совет приемше вси фарисее на Иисуса, яко да обольстят Его словом. И посылают к Нему ученики своя, со Иродианы, глаголюще: учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком. Рцы убо нам, что Ти ся мнит; достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни. Разумев же Иисус лукавство их, рече: что Мя искушаете, лицемери. Покажите Ми златицу кинсонную. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; и глаголаша Ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови. И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша».

По окончании чтения Евангелия Его Высочество повелевает со стоящего у трона стола возложить на себя мантию, которую священник подносит Его Высочеству. При её возложении священник произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Его Высочество преклоняет главу, и архиерей, осенив верх главы крестным знамением, возлагал крестообразно руки на неё и читает во всеуслышание следующую молитву:

 

«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во царя над людом Твоим Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и призри от святаго жилища Твоего, и вернаго раба Твоего Государя нашего, Его же благоволил еси поставити Монархом над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеем радования, одей Его силою с высоты, наложи на главу Его венец от камене честнаго, и даруй Ему долготу дней, даждь в десницу Его скипетр спасения, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся варварские языки, хотящие брани, всей в сердце Его страх Твой, и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней вере, покажи Его известнаго хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищия Твои в суде, спасёт сыны убогих, и наследник будет небеснаго Твоего Царствия. Яко Твоя держава, и Твоё есть Царство и сила во веки веков».

«Аминь!» — поёт лик. «Мир всем», — произносит священник. «И духови Твоему», — ответствует лик. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». — «Тебе, Господи» — поёт лик. Священник читает вторую молитву:

«Тебе единому Царю человеков, подклони выю с нами, Благочестивейший Государь, Ему же земное царство от Тебе вверено: и молимся Тебе, Владыко всех, сохрани Его под кровом Твоим, укрепи Его царство, благоугодная Тебе деяти всегда Его удостой, возсияй во днех Его правду, и множество мира, да в тихости Его кроткое и безмолвное житие поживём во всяком благочестии и честности. Ты бо еси Царь мира, и Спас душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

По прочтении второй молитвы Его Высочество повелевает с того же поставленного стола подать Княжескую корону, которую подносит на подушке архиерею назначенный к тому сановник (или священник), а архиерей представляет её Его Высочеству.

Его Высочество, приняв корону от архиерея с подушки, возлагает её на главу Свою, причём архиерей говорит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь» и далее следующую речь:

«Благочестивейший Государь! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими».

Потом протодиакон возглашает полный Его Высочества титул с многолетствием:

«Благоверному, и Благочестивому, и Христолюбивому, Государю нашему, Богом Венчанному, (далее идёт титул), подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всём благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани Его на многая лета».

И певчие поют на оба лика трижды: «Многая лета».

И в то время начинают звонить во все колокола. Между пением многолетия как духовные, так и мирские особы от своих мест троекратным поклонением Его Княжеское Высочество поздравляют.

 

После пения многолетия и прекращения звона Государь, восстав с трона, преклоняет колена и произносит по книге следующую к Богу молитву:

«Господи Боже отцев и Царю царствующих, сотворивый вся словом Твоим, и премудростию Твоею устроивый человека, да управляет мир в преподобии и правде! Ты избрал Мя еси Князя и Судию людем Твоим. Исповедую неизследимое Твоё о Мне смотрение, и благодаря Величеству Твоему покланяюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя в деле, на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем. Да будет со Мною приседящая Престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес Святых Твоих, да разумею что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедех Твоих. Буди сердце Моё в руку Твоею еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово: милостию и щедротами Единороднаго Сына Твоего, с ним же благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков, аминь».

«Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся», — возглашает протодиакон по прочтении Его Высочеством молитвы. И все предстоящие, кроме Его Высочества, преклоняют колена, а архиерей, стоя, читает от лица всей братии следующую молитву:

«Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляя всяческая. Егоже премудрыми, но неиспытанными судьбами разнообразные пределы жизнь и сожительство человеческое приемлет, благодарне исповедуем: яко не по беззаконием нашим сотворил еси нам, ниже по грехам нашим воздал еси нам. Согрешихом, Господи, и беззаконовахом, и крайняго Твоего отвращения достойны сотворихомся. Ты же, о Неисчётная благостыня, Милостивый, Долготерпеливый, и каяйся о злобах человеческих Владыко, наказав нас кратким бывшия печали посещением, се изобильно исполняеши веселия и радости сердца наша, оправдав над нами правити Возлюбленнаго Тобою Раба Твоего, Благочестивейшаго Государя нашего: умудри убо и настави Его непоползновенно проходити великое сие к Тебе служение, даруй Ему разум и премудрость, во еже судити людем Твоим в правду, и Твоё сие достояние в тишине и без печали сохранити. Покажи Его врагом победительна, злодеем страшна, добрым милостива и благонадежна; согрей сердце Его к призрению нищих, ко приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчинённые же Ему правительства управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державе Его врученные люди в нелицемерной содержа верности, сотвори Его Отца о чадех веселящагося, и да удивиши милости Твоя на нас. Умножи дни живота Его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии. Даруй же во дни Его и всем нам мир, безмолвие и благоспешество, благорастворение воздуха, земли плодоносия, и вся к временней и вечней жизни потребная. О премилосердый Господи наш, Боже щедрот и Отче всякия утехи, не отврати лица Твоего от нас, и не посрами нас от чаяния на него, уповающе на Тя, молимся Тебе и молящеся на щедроты Твоя уповаем: Ты бо един веси еже требуем, и прежде прошения подаеши, и дарования утверждаеши, и всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Тебе, Отца светов. Тебе слава и держава со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы священник говорит Его Высочеству приветственную речь. По окончании её возглашает: «Слава Тебе, Благодетелю нашему, во веки веков». Певчие поют: «Тебе Бога хвалим». Происходит колокольный звон, и начинается Божественная литургия.

При начале литургии Его Высочество корону с главы снимает. По прочтении на литургии Евангелия оно подносится к Его Высочеству для целования.

По причащении внутри алтаря священнослужащих Царские врата отворяются, и из алтаря посылаются два священника с последующими им по обе стороны протодиаконами возвестить Его Высочеству время Миропомазания следующим образом:

«Благочестивейший Государь Наш, Вашего Высочества Миропомазания и Святых Божественных Таин приобщения приближися время: того ради да благоволит Ваше Высочество шествовать к Царским вратам».

Его Высочество, сойдя с трона, шествует в мантии прямо к Царским вратам. Архиерей, взяв драгоценный сосуд и омочив уготованный стручец во святое миро, помазует Его Высочество на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на ушесах, на персях и по обе стороны на руках со словами: «Печать дара Духа Святаго». Другой же священник помазанные места отирает.

По совершении Миропомазания раздаётся колокольный звон.

Потом Его Высочество Царскими вратами входит внутрь алтаря и, стоя пред Святою трапезою сделав поклонение, принимает от архиерея Св. Таин Тела и Крови Господни, как причащаются священнослужители: особо Тела и особо Крови Христовых. Другой священник подносит Его Высочеству антидор и теплоту, а третий служит в омовении уст и рук.

По причастии же Святых Таин Его Высочество, выйдя из алтаря, шествует к трону и восседает на нём.

После отпуста протодиакон возглашал многолетие. «Благоверному, и Благочестивому, и Христолюбивому, Государю нашему, Богом Венчанному, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всём благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани Его на многая лета».

И певчие поют на оба лика трижды: «Многая лета».

По окончании этого приносят Его Высочеству всеподданнейшее поздравление с благополучным совершением коронации как духовные, так и светские особы.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Коронации подлежит избранный Великим Магистром (Протектором) из числа мирян. В случае избрания из священника Ордена, чин коронации не проводится, ибо священническое рукоположение превыше всех земных церемоний.

 

 

Сие рукописание скрепляю своей собственноручной подписью и архиерейской печатью:

 

+ Высокопреосвященный ДИМИТРIЙ

Архиепископ Чебоксарский и Сарматский

(Димитрiй Руцкий герба Абданк)

23 января н/с, Свт. Григория епископа Нисскаго,

Сарматия Поволжская и Сурская (Чувашская республика)

 

 

РУССКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ

ИСТИННЫХЪ ПРАВОСЛАВНЫХЪ ХРИСТIАНЪ

Духовная консистория архiепархии Чебоксарской и Сарматской

_________________________________________________________

Исх. № 281 от «16» декабря 2011 г.

101000, РОССИЯ, Москва, Моспочтамт, до востребования Руцкому Д.Ю.

Тел: +7 906 7340497

e-mail: gotiae@narod.ruhttp://www.russianorthodox.narod.ru