20 июля 2012 года в арт-клубе «Альтернатива»
(Калининград) состоялось открытие I персональной фотовыставки Элиаса Отиса и
Эланоры Отис «Таро Цитадели» (http://vk.com/tarocit),
в ходе её зачитано несколько стихотворений на мистические темы, а также
проведён краткий ликбез по Таро, Телеме и биографии Алистера Кроули. Одним из
посетителей выставки, Петром Старцевым, велась аудиозапись, расшифровка
которой, снабжённая иллюстрациями, и предлагается ниже.
http://magicterritory.ru/public/music_song/8a/56/5634_247c.mp3?c=e8e4
Fr. N. O. исполняет стихотворения «Блаженных
кущ не удостоен…» (см. вып. 53, «Слово редактора») и «Toth—a—Toth» (по мотивам Таро Тота):
0
Рогатый
сумасброд, меж львом и крокодилом
1
танцую.
Звёзд венец над головой зажжён.
2
Луна
двурога. Чист и сладок ветра стон.
3
Меня
Сыра Земля из пепла возродила,
4
меня
Отец Небес влечёт в святой полон.
5
Я —
хлеб на алтаре. Вино предвечным силам
6
поднесено.
Молчать! «Молчание» — лишь Слово
7
под
скрежетом колёс, на трепете знамён.
8
Жена
Багряная! Я Волк Семиголовый
9
пред
псом трёхмордым. Я — изгнанник?.. или он?
10
Судьба
— крылата! Но… над головой — Тифон.
11
Испил
бы я до дна… до дна… да надо… надо,
12
спустясь
на дно небес, перевернуть поддон,
13
и,
воспарив, узреть, что на вершинах ада
14
Орёл и
Лев кротки, вкушая Воду с Нею.
15
Как
Агнец смирен я. Как Дьявол — несмирён.
16
Дрожит
земля от битв Гаруды с древним Змеем,
17
когда
ведёт Звезда над реками времён
18
из
сновиденья — в явь, из бодрствованья — в сон…
19
Но
помню: Солнце жжёт лишь тех, кто не посмеет
20
лечь
Новою Землёй под Новый Небосклон
21
и Змеем
танцевать в объятьях Бабалон.
Исполняется стихотворение «Rubedo» (см. вып. 39).
Fr. N. O.: И последнее, очень короткое,
относится, прежде всего, к аркану Звезда:
Ты можешь стать звездой на пять
минут,
Но лишь тогда причастен Небосводу,
Когда горишь.
Теперь можете задавать вопросы.
Мужской голос из зала: Как пришла сама идея сессии?
Fr. N. O.: В этой теме — оккультизм,
эзотерика, Таро — я уже 20 лет. В частности, сейчас работаем над тем, чтобы
сделать у нас отделение Ordo Templi Orientis, орден Кроули — я упоминал, когда говорил о Таро Тота. А конкретно на
эту фотосессию — так сложилось, что называется. Эта работа по оккультной части,
и про форт № 3 вспомнил, и фотоаппарат как раз обновлял — так всё и сложилось.
Мужской голос из зала: Как происходил процесс съёмки?
Fr. N. O.: Процесс съёмки происходил очень торопливо
— всё-таки у модели шило в попе 🙂 — за два дня. Выглядело это так: большой
рюкзак за спиной, лошадь [для аркана Колесница] в руке, со всем этим лезем
через стену, поскольку там дверь закрыта, лошадь перекидываем, дитё за ручку по
стене, перелезаем и там щёлкаем. Понятно, что нельзя всё отщёлкать идеально,
как всё планировалось, потому что и ей на месте не сидится, и не всё из
реквизита можно сразу захватить.
Мужской голос из зала: Вопрос модели: а тебе понравилось фотографироваться?
Эланора: Понравилось!
Fr. N. O.: Тем не менее, во второй день,
чтобы она согласилась ехать на форт, пришлось пообещать сводить её после съёмок
на батут 🙂
Мужской голос из зала: Скажите, какая карта, на Ваш взгляд, удалась лучше
всего?
Конечно же, Луна. Значение аркана Луна — что-то вроде «В
плену иллюзий», из-за этого на ней решётка и эти образы — где две собаки, где
два волка, где волк и собака, по-разному. Выражение лица там вообще идеальное
получилось. Это самая лучшая. Достаточно хорошо получились Дьявол, Колесница,
Дурак… А вот Норе больше нравится Колесо Фортуны, но, на мой взгляд, она как
раз из самых неудачных.
Мужской голос из зала: Как получилась фотография Повешенного?
Fr. N. O.: Повешенный — это не я
фотографировал, попросил одну из девушек, которые охраняли форт, а я держал
Нору вверх ногами, и тот кадр, где она прямо — тоже на самом деле один из
дублей, которые делались перевёрнутыми, поэтому такое странное выражение лица.
Женский голос из зала: Можете для тех, кто не в теме, рассказать о каждой
карте отдельно?
|
|
Fr. N. O.: Первая, вернее, нулевая карта —
это Шут, или Дурак. Классическое изображение — человек на краю обрыва (здесь,
понятно, не большой обрыв, а порожек) и собачка. Это одна из самых двояких
карт: с одной стороны — это лёгкость до безумия, невежество и т. д., а с другой
стороны — почти противоположное значение, что-то из серии «просветлённый мудрец»,
который уже тоже полностью в Потоке.
Мужской голос из зала: Почему Глупец — нулевой аркан?
Fr. N. O.: По некоторым старым колодам, она
располагалась между той, которая раньше называлась «Страшный суд», и Вселенной,
она вклинивалась между ними. Почему изначально номер — именно 0, я не могу
сказать, но традиционно принято нумеровать именно так.
|
|
Карта Маг. Сложно было найти подходящую карту из другой
колоды. Я подбирал их не до, а после самой фотосессии, сложность заключалась в
том, что обычно изображают отдельно волшебную палочку, а на столе присутствует
ещё и посох. А эта карта — единственная, которая мне попалась, где волшебная палочка
— это и есть посох. Вообще так представлены 4 стихии. Вода — Чаша, Земля —
Пентакль, Монета, Диск, а с остальными в разных колодах бывают разночтения:
либо Меч — Огонь, а Посох, или Жезл — Воздух, либо наоборот. По Таро Тота и
вообще классически принято, что Жезлы — это Огонь, я лично считаю, что к Огню
ближе Меч, в некоторых колодах такое же тоже есть. Маг с четырьмя стихиями —
это Воля, управление ситуацией. Конечно же, то, что я говорю о значении — это
очень кратко, потому что там зависит от расклада, от колоды и куча от чего ещё.
Следующие две карты лучше рассматривать вместе, это два
проявления женского архетипа. Императрица — это больше женское материнское
начало, здесь же плодородие (отсюда все эти фрукты: тоже единственная карта
такого рода, которую удалось найти). А Жрица — более «тёмная», мистическая
сторона женского архетипа.
|
|
Мужской голос из зала: Геката?
Fr. N. O.: Да. Геката — это ещё отчасти аркан
Луна, но именно по планетарному соответствию Луна всё-таки — Жрица, и она —
Геката.
|
|
Императрица, как я уже сказал,
символизирует плодородие.
|
|
Император — это власть, отцовская фигура. Очень сложно было придумать,
как ребёнок женского пола может изображать такой откровенно мужской и взрослый
архетип, но разобрались. Кстати, обратите внимание на шахматную доску, там не
обычные шахматы — доска обычная, я ещё не сделал правильную доску, — это розенкрейцерские
шахматы.
Там
четыре цвета, они восходят к чатуранге — к исходной шахматной доске на четыре
позиции, это тоже 4 стихии, те же самые, которые на аркане Маг. Это тоже,
фактически, не просто игра, но и как тарошная колода в какой-то степени:
дивинационная, гадательная. Кстати говоря, случайно получилось. На изображении
плохо видно, отсвечивает, но там на заднем плане ещё собака. Я её в новой карте
всё-таки отфотошопил, убрал, она всё-таки не совсем по теме, но получилось
интересно.
|
|
Вот эта карта — Жрец, Иерофант, в
старых колодах — Папа (в смысле, Папа Римский). Достаточно сильно различается
по значениям в старых колодах и в новых, от Таро Тота и дальше это, прежде
всего, Магический Ребёнок. Если раньше спаривались (не в том смысле :))
Жрец-Жрица и Император-Императрица, то с Таро Тота делить на пары стали так:
Маг-Жрица, Император-Императрица остались так же, а карта Жрец — там она
называется Иерофант — это уже Магический Ребёнок, это не просто жрец как
таковой, это сочетание «мужского магического» и «женского магического», грубо
говоря.
|
|
Следующая карта называется обычно Влюблённые, Любовники и
т. д. Это значение тоже сложно передать одному человеку, но у неё ещё есть
значение Выбор — допустим, между образом Евы и образом Лилит (понятно, что это
уже зависит от конкретной системы). Здесь это пришлось обходить двумя
зеркалами.
Эланора: А я на чём здесь сижу?
Fr. N. O.: А ты здесь сидишь на камне, на
какой-то постройке.
|
|
Карта Триумфатор, Колесница…
Женский голос из зала: У модели такой взгляд интересный!..
Fr. N. O.: Да, он как раз очень подходящий.
Там было несколько дублей, и этот я выбрал именно из-за взгляда.
По значению Колесница — это, прежде всего, триумфатор,
победа, победоносность, что ли.
|
|
Следующая карта. Нора, скажи, что ты тут делаешь?
Эланора: Я тащу тигра за хвост.
Fr. N. O.: А зачем ты его тащишь?
Эланора: На мясо. Чтобы съесть.
[Смех в зале.]
Fr. N. O.: Да, это её собственная трактовка,
ей это никто не подсказывал 🙂 Обычно, опять же, изображают со львом, вот эта —
единственная карта, которую мне удалось найти с тигром. Нет, две, по-моему,
было.
Comahon: Ещё одна с тигром есть, по-моему,
в придворных арканах Таро Тота.
Fr. N. O.: Да, но я говорю о Старших. Это
Сила, в Таро Тота она значит Страсть, Вожделение — единство женского и мужского
начала, здесь, конечно, больше к старым колодам, именно Сила. Там обычно
девушка, побеждающая льва (здесь — тигра).
|
|
Это у нас Отшельник, образ, связанный с огнём, практически на всех
картах есть фонарь или факел, а вот свечка — опять же, с трудом нашёл, очень
мало где встречается.
Эланора: Нет, в одной. Только в одной.
Fr. N. O.: Значит одиночество скорее в плане
уединения — именно такое мистическое уединение, отшельничество — и в прямом, и
в переносном смысле.
Эланора: А зачем ты тут маленькие карты наклеил?
Fr. N. O.: Чтобы можно было посмотреть
имеющиеся колоды и сравнить с тем, что мы с тобой сделали.
|
|
Колесо Фортуны с рулеткой — это достаточно напрашивающийся
образ, поэтому всё-таки в современных колодах рулетки достаточно часто
встречаются. Это судьба, переменчивость событий, Сансара, случайность — всё в
этом духе.
|
|
Карта Правосудие и карта Сила в разных колодах меняются
местами по номерам. Тоже долго объяснять, почему, но эта карта была 8-й, а Сила
— 11-й. Это Справедливость, Правосудие, Равновесие, Регулирование. Завязанные
глаза — это, понятно, Фемида.
Эланора: Чем завязанные?
Fr. N. O.: Ленточка у нас была такая. Обычно
там, конечно, весы, тут — Солнце и Луна. К сожалению, солнечную чашу мы сразу
после фотосессии разбили.
Мужской голос из зала: Искусство требует жертв.
Женский голос из зала: А это что за чаши?
Fr. N. O.: Это аромакурильницы.
Значение понятно: равновесие, уравновешенность,
справедливость и всё такое.
|
|
Карта Повешенный тоже очень неоднозначная, некоторые — в
том числе достаточно видные тарологи — считают её очень неприятной картой, у
них трактовка больше «подвешенное состояние», я предпочитаю другое значение,
потому что сам долгое время находился, так сказать, под влиянием этого аркана.
Для меня это больше «взгляд на мир с другой стороны», «взгляд наизнанку».
Женский голос из зала: Мне тоже так показалось.
Fr. N. O.: Посмотрите на выражение лица, это
она тоже, на самом деле, вверх ногами была, поэтому такое необычное лицо.
Эланора: Как будто это старая фотография.
Fr. N. O.: Да.
Эланора: Видишь? Эта мне нравится, и эта [показывает на
Фортуну] мне нравится.
Fr. N. O.: Держать 14 кг в таком вот виде [поднимает Эланору и держит, как для фотографирования на аркан Повешенный]
— это достаточно сложно 🙂 Да ещё верх ногами, чтобы не уронить.
Эланора: А то ещё уроним вот эту девочку.
Маленькую.
|
|
Достаточно сложно было с арканом
Смерть.
Удивлённый женский голос из зала: Это Смерть?..
Comahon: Кавайная Смерть такая :)
Fr. N. O.: На самом деле там всё мрачно, там
Смерть с косой, скелеты, всё такое. Здесь я подобрал карту из Таро Цветов, и там
— цветочный эльфик… с серпом, он — Смерть для цветов. Нашёл, опять же, уже
после того, как мы это сфотографировали, и здесь наша модель обдувает
одуванчики на фоне ржавой бочки, и там ещё плохо видно, но тоже есть — кружка с
изображением черепа.
Если по значению — это не столько смерть как таковая, то
есть, если выпала эта карта, это не значит, что кто-то умрёт обязательно. Это,
прежде всего, символическая смерть, отход от чего-то, умирание для чего-то
старого.
Женский голос из зала: То есть это довольно хорошая карта?
Fr. N. O.: Трудно сказать, потому что если ты
умер для чего-то старого, ещё неизвестно, какое будет новое, для чего ты можешь
родиться. Это у нас 13-я, если считать нулевую — то 14-я.
|
|
Следующая карта — Умеренность, в Таро Тота — Искусство. В
самом образе Умеренность — в значении «бережливость», переливает каждую
капельку в одну чашу. В принципе, само название — это и значение её тоже, тут
достаточно просто.
|
|
Дальше — практически всё по классике. Карта Дьявол. Вот, собственно,
наш Дьявол. В оригинале на цепочке два человека, мужчина и женщина, у нас —
кукла-негритёнок и кукла белая, так сказать, и они — на ленточках. Дьявол — это
тайное влияние, управление, подчинение, зависимость, — тоже очень много
смыслов: как я и говорил, это значение — очень беглое и только по некоторым
колодам.
|
|
Очень сложно было фотографировать Башню, потому что или,
когда щёлкнул, она уже упала, или, наоборот, фальстарт сделали, когда она ещё
стоит. А тут так получилось, что она не падает сейчас на самом деле: тут такой
выступ, и она просто прислонилась к нему, и поэтому удалось сфотографировать.
Башня считается даже ещё более жёсткой картой, чем Смерть, это такое «форматирование
диска». Если Смерть — это больше твоё личное умирание, то тут всё вокруг тебя
начинает рушиться — все связи, все интересы, всё, что есть вокруг, — и ты
оказываешься неизвестно кто и в чистом поле, полная смена самоидентификации.
Она может привести и к гибели личности, а может и наоборот, тут нет такого, что
какая-то карта обязательно положительная или обязательно отрицательная, всё
очень сильно зависит от ситуации.
|
|
Все карты можно отслеживать как единый сюжет: некая «биография сферическая
в вакууме». Например, здесь у нас идёт разрушение, а дальше идёт Звезда. Такие
связки можно везде делать, хотя, конечно, не в каждой колоде они в полной мере
проявлены. Звезда — это, прежде всего, надежда, когда, вроде, всё темно, ночь,
а там — Звезда. И тоже: случайно получилось, что карта, которая внизу — почти
то же самое, что у нас, даже поза близкая, и звезда в руке. Основное значение —
надежда, то, на что смотришь, маяк, путеводная звезда и т. д.
|
|
Про карту Луна я уже говорил. Там ещё часто изображают с
морем рядом, это, прежде всего, «в плену иллюзий», бездна подсознательного.
Многие считают, что это самая худшая карта по значению. Если карта Башня, то
это уже всё понятно, что форматирование, что нужно что-то с этим делать. А вот
те, кто находится под влиянием этой карты, как правило, считают: «у нас-то всё
хорошо как раз». А если копнуть ближе, то окажется, что они заблудились.
|
|
А вот это, наоборот, самая солнечная карта, она так и
называется — Солнце. На ней практически всегда изображаются именно дети, очень
часто — жёлтые цветы, правда, обычно подсолнухи. Это Солнце во всех
проявлениях, это дарение, изобилие, радость, свет и т. д. Хотя тоже она далеко
не всегда такая радужная, как это кажется.
|
|
Следующая карта в старых колодах называется Страшный Суд,
в новых это Эпоха, Время, Эон. Это подведение итогов, завершение какого-то
старого отрезка жизни и начало… вернее, даже подступы к новому этапу. И тоже:
достаточно редко встречается, что именно с песочными часами, я нашёл только
одну. И такое суровое лицо Владыки Времени 🙂
|
|
Последняя — или, вернее, предпоследняя карта — Вселенная.
Кстати говоря, ещё один момент. Фотошопил я по минимуму: либо надпись, либо
бумажка, либо ещё что-то такое. Где фотошоп по сюжету — это только Жрица,
Повешенный и вот эта карта, по-моему, и всё. Остальное — скорее ретушь, чем фотошоп
как таковой. Вселенная — это целостность, это весь мир вокруг, и всё это моё.
Практически идентично получилось той карте, которую я нашёл из другой колоды.
И последняя карта — то, с чего мы начинали, но на том
самом втором уровне, о котором я говорил. Вот и всё.
Женский голос из зала: Спасибо, было очень интересно. Я думаю, что первая
работа — удачная.
Мужской голос из зала: Скажите, какое отношение к Таро имеет Алистер Кроули?
Fr. N. O.: Таро Тота Алистера Кроули — в наше
время одна из самых популярных колод. Есть Райдер-Уайт — самая «классическая из
классических», а вторая по известности — это как раз Таро Тота. Это одна из
последних работ его жизни, уже, можно сказать, подведение итогов.
Мужской голос из зала: Какие годы примерно?
Fr. N. O.: 40-е годы, а начал, возможно, в
30-х.
Мужской голос из зала: А издана она когда?
Fr. N. O.: Издана она вообще в 70-х, кажется.
При жизни Кроули издали — не знаю, как по тогдашней технике, это примерно как у
нас бы — на домашнем принтере, а именно официальное издание — это 70-е или,
может, конец 60-х.
Мужской голос из зала: В Штатах было издано или в Европе?
Fr. N. O.: По-моему, в Штатах, точно не могу
сказать. Недавно перечитывал биографию художницы, с которой он работал, Фриды
Харрис, и оказалось, что инициатором этой колоды была как раз Харрис — точнее,
именно в том виде, — потому что сам Кроули хотел взять старую колоду, немножко
доработать её в соответствии с его собственными представлениями, а Харрис
настаивала, что это должна быть принципиально новая колода, и они очень долго
на эту тему общались.
Мужской голос из зала: По какой причине старая не устраивала?
Fr. N. O.: Эта колода возникла как раз по
причине возникновения Телемы — учения Кроули. Эти карты должны были в
символическом виде выражать Новый Эон примерно так же, как, например, колода
Райдера-Уайта или что-то в этом духе символизировала Старый Эон.
Мужской голос из зала: Можно вопрос? Во-первых, кто такой Алистер Кроули?
Хоть чуть-чуть. Я знаком только в общих чертах, что это какой-то философ,
мистик и т. п.
Fr. N. O.: Да, оккультный философ. Подробно о
нём очень сложно, хотя бы потому, что это, наверное, одна из самых
противоречивых личностей XX
века.
Мужской голос из зала: И ещё. И что такое Эон? Новый Эон и Старый Эон —
что это вообще такое? Хотя бы самую суть.
Fr. N. O.: Суть — смена Эонов конкретно в
представлениях Телемы. Эон — это эпоха. Примерно как Эра Водолея, и даже по
времени они примерно — плюс-минус век — совпадают. Считается, что, так сказать,
официальное начало Нового Эона — 1904 год, когда была получена Книга Закона —
главный текст Телемы. Это откровение Кроули, очень трудно сказать, сам он писал
или это какие-то силы через него писали, всё это достаточно спорные вопросы, но
датой начала Эона считается 1904 год. Первая эпоха, которая описывается в
Телеме — это эпоха, связанная с образом Матери. Грубо говоря, это матриархат,
но это не значит, что исторически в то время был именно матриархат, но это
период, связанный с образом Матери. Называется он Эоном Исиды, там используется
египетская терминология. Второй идёт Осирис, это эпоха Умирающего и Воскресающего
Бога. То, что как раз закончилось — связано как раз с самой популярной в наше
время религией Умирающего и Воскресающего Бога, то бишь с христианством, и это
— образ Отца. Соответственно, следующий образ — это Иерофант, о котором я
говорил, Магический Ребёнок, это Эон Гора, египетскую мифологию, думаю,
представляете. Это не просто эпоха Ребёнка, а эпоха Играющего Ребёнка. Трудно
этот образ адекватно в двух словах передать, но главный телемитский принцип — «Делай,
что Желаешь». Это тоже очень скользкий момент. Важно, что это не «делай, что в
голову взбредёт и левой пятке захотелось», а осознание собственной Воли,
собственного Желания и направление всех своих сил на реализацию собственной
Воли.
Мужской голос из зала: Очень близко к Шопенгауэру и вообще к волюнтаризму.
Fr. N. O.: От Шопенгауэра и от Ницше Кроули
тоже очень много брал. Кроули — это последние десятилетия XIX века, а умер он в 1947-м, как раз
та эпоха, тот период, когда все эти веяния: и теософия, и розенкрейцерское
возрождение, и новинки в психологии и психоанализе, и увлечение спиритуализмом,
— всё вместе это и породило. Сюда же и Мировые войны — период, очень связанный
с арканом Башня. Форматирование культуры, форматирование пространства
геополитического, религиозного, — всё совершенно по-новому. Теория эволюции,
теория относительности, революции, — очень революционный период. Так вот,
Кроули — это один из представителей неогерметической традиции, один из
философов, мистиков, оккультистов, которые выросли на Западной мистической
традиции. Западная традиция — это в значительной степени гностическое
христианство, в значительной степени Египет, с большим влиянием герметизма.
Мужской голос из зала: Тот-Гермес.
Fr. N. O.: Да, отсюда и Таро Тота. Благодаря
теософским новшествам — ещё и с большим влиянием Востока, и много с чем ещё.
Кроули участвовал во многих оккультных орденах того времени. По определению
журналистов того времени, это «самый порочный человек эпохи». Ему много что
приписывают, и многое приписывают вполне себе не без поводов, скажем так. Это
один из предтеч сексуальной революции, один из предтеч психоделической
реаолюции, — всё это через него и его окружение очень даже плотно прошло.
Мужской голос из зала: А жил-то он где?
Fr. N. O.: Где он только ни жил. Вообще он
англичанин, британец, а так — весь мир объездил.
Мужской голос из зала: А как к нему относились всевозможные режимы того
времени?
Fr. N. O.: «Режимы» выперли его с Сицилии,
где у него как раз было Аббатство, община в Чефалу. Муссолини его выпер, его
преемник орденский, Карл Гермер, в немецких лагерях был, с формулировкой «эмиссар
масона высокого посвящения» или что-то в этом духе (он был представителем
Кроули в Германии). Он много времени провёл в лагерях, где наизусть учил
священные книги Телемы.
Мужской голос из зала: И выжил?
Fr. N. O.: Выжил. Его то ли выкупило
американское правительство, то ли бежал, не помню точно. То есть да — от
тамошних режимов Кроули вполне себе пострадал, и, несмотря на это, его обвиняют
чуть ли не в фашизме. Очень неоднозначная личность, и на этот счёт очень
порекомендовал бы «Жизнь мага» Мартина Бута. Это одна из немногих биографий,
где он описывается именно как человек, не со стороны последователя, но и не со
стороны ругателя. По многим параметрам как личность он достаточно
омерзительный. Многие из текстов — очень галлюцинативные… Он дожил до 72-х
лет, хотя героин, всякие растительные наркотики, кокаин — всё это он перепробовал.
На героине долгое время сидел, потому что в то время героин считался средством
от астмы. Когда он начал, героин ещё не считался чем-то опасным, это было
средство от астмы, а когда он подсел уже, то смог слезть только тогда, когда
обнаружил безопасное средство от астмы. Психологическую привязанность он смог
преодолеть, а физиологически — у него постоянно обострялась астма, когда он
пытался прекратить.
Женский голос из зала: Это как-то связано с его художественной книгой «Дневник
наркомана»?
Fr. N. O.: Книга почти автобиографическая.
Понятно, что не совсем автобиографическая, но многие переживания списаны с
натуры. Плюс эта книга была одной из тех, которые он писал именно для
коммерции. Сначала он был очень богатым, наследство было огромное. Но он
совершенно не умел обращаться с деньгами, проматывал их на всё подряд и совсем
не считал. В конце концов, он был признан банкротом, чуть ли не нищенствовал,
подрабатывал он как раз публицистикой, литературной деятельностью и т. д.
Пётр Старцев: Зачем в это всё вовлекаются дети?
Fr. N. O.: Представления Кроули в
значительной степени обусловлены Викторианской Эпохой, Викторианской Англией, в
которой он вырос, — это раз. И, во-вторых, он ещё был сыном главы одной из
очень жёстких христианских сект — «Плимутские братья», одна из самых
пуританских, догматичных и т. д. Понятно, что это был во многом ответ на
общество, и понятно, что дети, подростки эту эпатажную сторону очень хорошо
ловят. Это во-первых. Во-вторых, он очень хорошо работал с образами, с
архетипикой. Если чисто по тексту, текст может быть и потоком сознания, но там
есть такие образы, которые цепляют именно в силу архетипичности.
Пётр Старцев: А почему именно ты вовлёк в это
ребёнка?
Fr. N. O.: Какого ребёнка?
Пётр Старцев: Непосредственно Нору. У многих возникнут вопросы: разве не
надо, чтобы она сама выбирала, чем ей заниматься?
Fr. N. O.: Она и выбирает. Например, у нас
были с нею занятия по астрологии. Как это бывает? У нас на компьютере заставка
с летающими знаками Зодиака. «А что вот это такое за значок?» Рассказываю.
Потом она смотрит мой магический рунный посох, говорит: «Хочу такой же». Она
нашла специально палочку, выжег тоже ей значки. «А что вот это такое за значок?
А что вот это такое за значок?» Или, например, один из любимых мультиков — «Смешарики».
А Смешариков там 9 основных персонажей и ещё несколько дополнительных. Что я
сделал? Я наложил этих Смешариков на картинку Древа Жизни и по этой схеме уже
ей объясняю. Вообще, всё эта схема — хорошее мнемоправило. Там можно объяснить,
какие планеты есть, там расположены они — Меркурий, Венера, Марс — по удалению
от Солнца, те свойства, образы, которые связаны с именами тех богов, именами
которых они названы: Марс — воинственность, Венера — любовь, грубо говоря. Это
всё очень просто объяснять на таких схемах. Понятно, что если она скажет: «Нет,
всё, хватит, неинтересно», — никто ей силой навязывать не будет. Что она ещё
любит — она спрашивает: «Покажи мне богов». Я ей показываю картинки: вот это
Миктлантекутли, вот это Ктулху, вот это Сет, вот это Иисус Христос, вот это ещё
кто-то, — все на одном уровне. Спрашивает о ком-то более конкретно — а что вот
это за бог, — начинаю, естественно, рассказывать, причём не так, что «вот это
плохой, его не надо», независимо от моего отношения, а «был такой-то народ, они
считали, что есть такие-то боги, которые управляют тем-то и тем-то». Никакого
навязывания, всё в пределах её интереса.
Пётр Старцев: Но в данном случае всё равно берёшь ребёнка, ведёшь его на
фотосъёмки карт Таро…
Fr. N. O.: Как правило, мы договариваемся.
Скажет она «пойдём в зоопарк» — пойдём в зоопарк.
Мужской голос из зала: Как в истории с батутом.
Fr. N. O.: Как в истории с батутом.
Договоримся, что сегодня пойдём туда или доделаем это, а завтра пойдём в
зоопарк. Точно так же я могу взять её и куда-то туда, куда ей совсем не нужно и
не интересно, просто потому, что мне нужно — например, если бабушки нет под
рукой. А то, что ребёнок, растущий в семье оккультста, перенимает именно
какие-то оккультные интересы — это совершенно нормально, как в той истории,
когда сына математика спросили «а это что за крючочки?», а он ответил: «Это не
крючочки, это интегралы!»
Закрытие выставки состоялось 27 июля. На нём выступили со стихами и песнями калининградские поэты и музыканты.
Отзывы из Интернета
Андрей Румянцев
Снимки все оч. понравились. Красивые! Если смотреть с
проф. точки зрения, то по цветам и ракурсам всё замечательное. Единственное,
это кое-где хромает композиция, в кадре всё должно быть гармонично (каждый
объект на снимке относительно соседнего), не должно быть, чтобы рука, нога и
т.д. модели «касалась» края кадра или вовсе была подрезана. И по перспективе
первых фотографий. По возможности, все вертикальные линии стен и т.п. должны
быть вертикально-ровными и никуда не падать влево-вправо.
Анна Гомора
Респект… Это придумать надо было!.. Особенно последнее
Солнышко понравилось)))
Екатерина Забалуева
Классно вышло. Звезда она у вас с Марой!)
Алексей Сидоров
Ужас. Возможно, я слишком серьёзно отношусь к предсказательным системам, но, по моему мнению, это уродство. Никакого
уважения.
Роман Чёрный
Это просто отвратительно, господа. Честное слово. Да что
уж там… Говоря по правде, это полный пиздец и ёбаный стыд.
Магнус Моргенштерн
AVE!
На мой взгляд, это просто шедевр. Просто чтобы понять и
оценить гениальность концепции, нужно вспомнить, что все арканы по своей сути
являются ликами единицы, т.е. Глупца и Ребёнка. И здесь мы видим как раз этот
феномен созидания Вселенной. Кроме того, сама по себе идея замечательная.
Получился не просто набор фотографий, которые эта девочка будет рассматривать
всю свою жизнь и вспоминать своего батька-затейника, но всегда будет задумываться
о тех гранях вселенной, какие скрыты за ширмой аллегорий каббалы, в тайной
мудрости Создателя. Посему, выше голову, Отис. Не будем забывать, что «пиздец»,
как изволил выразиться вышеподписавшийся господин, он в глазах смотрящего,
точно так же, как и Красота. А магия — это занятие для людей с открытым
сердцем. А по поводу отсутствия «серьёзного отношения» и «уважения» — то именно
это и является чертой истинного Мага. Маг знает, насколько важно не впадать в
серьёзность, ибо именно серьёзность на этом пути населяет жёлтый дом и умножает
идиотов в этих скорбных стенах. Будьте как дети! — вспомнилось мне, глядя на
эту потрясную композицию. Круто!
Другие статьи из Апокрифа:
- Апокриф, жизнь 5
- «Эволюция 2045» партия интеллектуального, технологического и духовного прорыва
- Предварительный список персоналий второго блока рубрики
- Религия и наука
- Понятие мистики и сверхъестественного
- Положение о рецензируемой рубрике
- Атлантида поиск глазами разума
- Рецензия на статью Владимира Гарматюка «Атлантида поиск глазами разума»
- Ответ на рецензию Владимира Гуськова
- Рецензия на статью Владимира Гарматюка «Атлантида поиск глазами разума»