Имя: Бхадрапа.
Историчность: Возможно, исторический персонаж.
Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма).
Деятельность: Йогин.
Почитание: Лев Будды.
В Манидхаре жил брахман, любивший хорошее общество и развлечения. Однажды, проводив друзей, он лежал в ванне, когда к нему в дом постучал йогин и попросил поесть.
— Прочь отсюда! — сказал брахман. — Ты весь в грязи. Являясь сюда, ты оскверняешь мой дом. Сейчас мои родственники или гости увидят нас вместе, и пойдут сплетни. Убирайся!
— Но что грязного ты нашёл во мне? — спросил йогин.
— Я скажу тебе, — закричал брахман. — Ты не моешься. Ты ходишь голый. Ты таскаешь с собой череп. Ты ешь всякую дрянь. И ты из презренной касты. Пошёл вон!
— Это не грязь, — ответил йогин. — Когда речь, тело и ум не очищены от дурных наклонностей, вот это — загрязнение. Водой из ванны не отмоешь ум от заблуждений. Настоящую грязь смывают только наставления гуру, потому что они изначально чисты.
Он продолжал:
— Лучшие люди идут в Махаяну — куда до них кшатриям и брахманам! Когда тело в грязи, это плохо, но простым омовением не очистишь себя целиком. Только то, что скажет настоящий учитель, отмоет тебя добела. Иначе самая лучшая пища пресна, и бесполезна любая диета.
Брахман задумался и попросил йогина продолжать. Йогин ответил:
— Хорошо, я дам тебе наставления, если ты накормишь меня.
— Учась у тебя здесь, в доме, — сказал брахман, — я навлеку на себя подозрения друзей и родственников. Я лучше буду приходить к тебе. Что ты скажешь?
— Я живу на кладбище. Возьми свинины и вина и приходи.
— Как?.. Брахману нельзя даже произносить слова «свинина» и «вино», не то что носить это с собой.
Но йогин сказал:
— Сделай так, если хочешь наставлений.
— Хорошо, — ответил брахман. — Но я не могу днём. Я приду ночью.
Преодолевая отвращение, брахман принёс йогину свинины и вина. Тот съел немного и дал немного брахману. Потом он прямой передачей энергии посвятил брахмана в Дхарму, а тот сделал подношение мандалы. Чтобы преодолеть гордость его касты, йогин предложил брахману подмести дом, и после этого объяснил ему, что такое правильное понимание. Заставляя его штукатурить стены, он рассказывал о правильном действии.
— Цвет штукатурки здесь обозначает медитацию, — говорил он, — а соединение всех трёх — стены, штукатурки и акта накладывания — означает результат.
После всего этого брахман понял, что мир сплошь представляет собой проекцию иллюзий. Он отказался от идеи касты и стал йогином. Через шесть лет медитаций он достиг сиддхи Махамудры и стал известен как йогин Бхадрапа. Он действовал на благо всех живых существ и, окружённый пятьюстами учеников, в этой жизни «ушёл в ясный свет».