30.07.2012[1]
Магнус: Ave, дорогие друзья! С вами снова я, Магнус Моргенштерн, и сегодня мы поговорим о Древе Жизни. Эта центральная концепция всего каббалистического учения, которая в схематической форме описывает Магическую Вселенную каббалы. Да, именно каббалы: как мы говорили в прошлой лекции, неокаббала берёт своё начало от обычной каббалы. Я ещё раз это уточняю, я всегда буду подчёркивать, что неокаббала — это лишь производное от каббалы. Возможно, со временем я придумаю ей другое название, ибо это название, в принципе, уже занято, и оно более широкое, так скажем, понятие, чем хотелось бы, потому что оно включает в себя множество других течений. Но, однако же, у нас всех один и тот же исходный пункт, то есть непосредственно Древо Жизни. Хочется также сказать, что в нашей каббале мы придерживаемся такого мнения, что необходимо конкретно ограничить себя, максимально ограничить от всевозможных двусмысленностей. Вообще, Путь к Истине — это Единство, и он должен быть прямым, здесь нет места каким-то двусмыслиям или многим мнениям. На каждый вопрос, который возникает в процессе духовной практики, мы должны иметь конкретное мнение. На самом деле, моё мнение может отличаться от мнений других, но спектр этих мнений не так уж и велик, не так уж и варьируется, чтобы его можно было оговорить и считать, что кто-то прав, а кто-то — нет. На самом деле, здесь трудно говорить о правде: правда — это лишь случайная категория, которой мы пользуемся для того, чтобы как-то обозначить свою позицию и в дальнейшем двигаться по прочерченному нами заранее маршруту.
Таким образом, в неокаббале вы найдёте, конечно же, какие-то отличия от официальной каббалы, от многих других течений, но, так как мы говорим о неокаббале, этим всем можно легко пренебречь. И чтобы быть до конца правдивыми, отметим один немаловажный момент, который надлежит всё время помнить с первого дня начала освоения каббалы и до самого последнего дня. Этот момент заключается в том, что невозможно знать каббалу; невозможно освоить каббалу; тем более невозможно каббале научить. Всё это потому, что это действительно наука Господа, священный язык, на котором душа общается с Небесами, со всем Мирозданием, если хотите. Из этого, тем не менее, не следует, что изучение каббалы является бесполезным и тщетным занятием. Необходимо понять, что каббала — это живое учение, в котором воплотился сам Творец, Его сознание, Его понимание мира, и упорство на пути Творца, знаете ли, всегда вознаграждается. Наградой можно назвать бессмертие и вечное сотрудничество с Творцом. Именно сотрудничество, то есть каббалист является воином на своём духовном пути и сотрудником Господа в его творении. Мы помогаем Богу, помогаем миру в его эволюции путём развития собственной монады.
Каббала является самостоятельной матрицей, которая со временем воплощается в человеческом разуме, завладевает им и начинает организовывать его по божественному принципу. Мы все хотим стать богами, мы все хотим вернуться к Источнику, как говорилось в первой лекции, и когда это начнёт происходить, знайте, что то, что внутри вас — это уже ваше, то есть это уже ваша наука, это ваша личная наука, я хочу сказать. Здесь очень важно иметь собственное мнение, которое также должно быть развито из посылок, которые содержатся непосредственно в учении. Оно похоже на дерево: оно будет расти, цвести, плодоносить в вашей душе, и ему необходимо дать волю и не вносить каких-то искусственных элементов. Не надо искусственно натягиваться на какие-то чужие теории, здесь авторитеты никакой роли совершенно не играют, тут у каждого свой путь, и Вселенная будет говорить с вами именно так, чтобы вы поняли. Не нужно сомневаться в своём понимании. Всё заранее просчитано Господом: как вы поймёте, какие вопросы вы зададите, какие символы станут вам ответом, и в каком контексте вы их будете понимать — всё это давно рассчитано, все уже в курсе, все всё знают, поэтому вам остаётся лишь следовать своим путём. А так секреты каббалы в основном непередаваемы, но система её устроена так, что многие секреты возникнут в вашем сердце. Это и можно назвать, пожалуй, плодами познания, которыми так богато это учение и само Древо Жизни.
Я надеюсь, что у вас перед глазами сейчас находится плакат Древа Жизни. Он у всех обычно стандартный, я стараюсь пользоваться тем же самым плакатом, которым пользуются также телемиты (я уверен, что среди наших слушателей таких найдётся немало). В моём Древе Жизни существуют некоторые различия, которые были установлены путём опыта, путём проверки, но я сейчас не стану о них говорить, ибо это было бы совершенно пустым звуком, особенно для тех, кто никогда в жизни не сталкивался с этой системой, и для него сейчас это просто листок с какими-то разноцветными кругами и непонятными полосами на нём, и какими-то картинками в промежутках, бесконечными надписями на иврите, эти буквы непонятные… Но мы внесём некоторую ясность; я не стану вдаваться в подробности, я также упущу имена Богов Сфирот, потому что я, например, не намерен произносить их вслух, так как имена должны быть священными, и произношение их чревато в принципе, потому что они являются одновременно Именами Силы и содержат в себе некие вселенские законы. Поэтому я не стану их произносить, но я вам рекомендую также читать мою книгу «Змеиная наука», Opus Scientia Serpentigena. Её следует непременно держать при себе, слушая эти лекции; во всяком случае, она многое вам объяснит. Большинство книг, которые вы найдёте на прилавках, написано довольно сложно. Вообще, огромная беда человечества, как мне кажется, состоит в том, что очень мало талантливых учителей. Они все задирают планку до такой степени, что простому смертному уже не понять. Здесь любая книга, которая называется «Каббала с нуля», например, или «Каббала для начинающих», «Основы каббалы», — всё это как между двух крайностей находится: либо книга всё равно получается крайне тёмной и непонятной, либо она скатывается просто до идиотической простоты, которая совершенно не отражает самой сути этого учения. Я же сделал такой компендиум всех тех книг, которые попадали мне в руки. Они в основном, конечно, придерживаются одной и той же линии с небольшими различиями, потому что каждый каббалист сам себе представляет каббалу во плоти (я имею в виду, конечно же, подлинных мастеров этого искусства, этой науки), однако здесь тоже может произойти путаница, особенно когда вам попадают в руки две книги по основам каббалы: в одной говорится одно, в другой говорится другое, и вы уже оказываетесь на распутье и теряете из виду эту простоту, этот прямой путь, по которому, мы, собственно, должны все пройти в наших духовных изысканиях. Таким образом, я свёл множество книг в одну довольно-таки небольшого формата; я думаю, она будет читаться достаточно просто, там всего страниц, может быть, 50, может, больше (со схемами, конечно, больше). И всё это проиллюстрировано схемами, всё очень подробно, поэтому вы не прогадаете, если начнёте именно с этой книги, тем более, что она не на прилавках — на прилавках её, конечно, пока не найдёшь, — но в Сети она свободно распространяется, тем более, она была опубликована в калининградском журнале «Апокриф», одном из крупнейших оккультных журналов, как мне кажется; и вы легко сможете найти эту книгу, и пользуйтесь ей как заблагорассудится.
Перейдём непосредственно к нашей схеме. Сама теория мироздания в каббале очень подкупает своей научностью. Здесь нет каких-то совершенно абстрактных аллегорий; они, естественно, присутствуют, но всё это всё равно очень упорядочено, в таком «винрарном» формате преподносится, и всегда можно проследить логические посылки. Так вот, сначала я расскажу о том, как возникало мироздание по каббале. Естественно, я не стану вдаваться в подробности, как я говорил, но, однако же, приступим. Как гласит легенда, вначале Бог существовал в несуществовании. Это может показаться довольно странным выражением — «существование в несуществовании», — однако же непостижимость превыше нашего понимания в какой-то степени. Это всё равно как отражение зеркала в зеркале. Мы можем говорить об этом долго и нудно, но вам придётся принять это так, как есть. Он был в Ничто, Эйн Соф, высшее проявление Божества, которое находится за пределами всякого понимания, за пределами существования. Это сущность, которая была заключена именно в том, что она не существовала, и несуществование было её природой. Это было подобно тюрьме, потому что Всевышний не мог анализировать Себя в силу того, что Он не существовал, и всюду, куда бы Он ни бросил свой взгляд, Он встречал только одиночество и только Себя. Легенда гласит, что Он решил как-то проявить Себя; Он решил изучить Себя; Он стал творить миры один за другим, переходя с плана на план, создавая многослойную Вселенную с исходным кодом, цифрами которого стали буквы иврита. И вот, в конце концов, Он получил своё выражение в некой абстрактной сверхплотной, можно сказать, точке. Это была точка Света. На самом деле, когда каббалисты говорят, что в начале был Свет или какая-то точка, они не имеют в виду именно тот свет, который мы можем с вами наблюдать в реальной физической действительности. Я всегда называл это Сиянием. Его невозможно понять, его невозможно почувствовать, его невозможно увидеть в силу того, что его концепция настолько тонка, что наше сознание тут же даёт сбой. Мы слепнем, мы обжигаем свои крылья и падаем вниз. Я в своей жизни лишь один раз столкнулся с видением Кетер. Это было подобно вспышке, которая длилась, возможно, меньше секунды; это невозможно описать, это невозможно представить, но это ослепляет. Такое впечатление, что все микросхемы выгорают, и прибор отказывает. Это высота, на которую мы не можем подняться, будучи воплощёнными в человеке, ибо наше сознание всё ещё несовершенно, и мы должны расти, прежде чем столкнуться с этим, иначе мы можем очень даже сильно покалечиться.
Таким образом, эта точка представляла собой первый мир, и я сразу скажу, что Древо Жизни условно разделяется на 4 мира. Я буду последовательно рассказывать о каждом из них. Первый мир — мир Ацилут, это мир, в котором обитает только Господь. Таким образом, была образована первая Сфира — Кетер, что буквально означает «Венец», «Корона». Чтобы описать Кетер, можно сказать, что это фактически переходная точка, из которой Ничто превращается в Нечто. Символически это можно выразить свастикой (да, той самой паукообразной свастикой, которую мы уже давно привыкли видеть как нацистскую, к сожалению, хотя этот символ существовал задолго до появления нацизма: его следы можно увидеть в культурном слое палеолита). Но в нашем случае свастика обозначает высшее проявление Божества, непознаваемое проявление Божества. Кетер является миром, который чётко не обозначен. Это Источник, тот самый, к которому мы должны вернуться. Здесь мы не найдём сколько-нибудь конкретных понятий, потому что понятий мы здесь в принципе не найдём. Наш разум здесь ослепнет, он просто повредится, если мы попадём туда прямо сейчас. Чтобы попасть туда, нам придётся ещё преодолеть Бездну, в которой, как я рассказывал, живёт страшный демон Хоронзон, разрушающий именно такие структуры, как сознание различного рода, чтобы очистить нашу сущность и подготовить её к восприятию Абсолютной Чистоты. Таким образом, это и был Отец, то есть Кетер символизирует Отца.
Мы будем говорить об эманациях, потому что каждая Сфира — это эманация. Что такое эманация? Эманация — это, пожалуй, что-то вроде отражения, только на более низких степенях, и вся эволюция идёт сверху вниз. Каждый следующий мир, каждая следующая Сфира становится всё грубее и всё более конкретной. Мы можем даже вспомнить Гегеля с его движением от абстрактного к конкретному, когда он описывает процесс мышления. Здесь мы видим абсолютно то же самое, только здесь вместо трёх этапов, как у Гегеля, существует десять этапов. Каждый из этих этапов придаёт некое особенное качество каждому этому шагу. Так вот, следующий шаг после Кетер — это так называемая Хокма, или Мудрость. Гностики называют её «София», но от этого ничего не меняется. Здесь Бог переходит на уровень более умопостижимый, если можно так выразиться (с огромной натяжкой, потому что по-прежнему не существует ни времени, ни материи, но здесь он выражает себя в более приближенной к нам форме, которую мы, в принципе, и сейчас неспособны понять, кроме тех, кто стоит на высоких степенях). По сути, чем является Хокма? Относительно Кетер она, несомненно, женского рода. Здесь также существует такое гендерное различие между этими Сфирами, но сложность в том, что все эти разделения относительны. То есть, относительно Кетер, Хокма — конечно же, женщина, женское начало. Следующая Сфира относительно неё будет тоже женской, а она станет, опять же, мужской, и так далее.
Итак, мы имеем две Сфиры: Кетер, которая являет собой абсолютное бесполое Ничто — и вообще, имеет ли смысл говорить об этом что-либо? Проще промолчать, как говорил Майстер Экхарт, не говорите о Боге — но о Хокма мы уже можем кое-что сказать. Её обычно рисуют серым цветом, либо пунктирными точками (вместо того, чтобы покрасить её в какой-либо цвет, она серая). На самом деле, она не серая. Пожалуй, чтобы описать этот цвет, следует представить себе светящийся мрак или тёмный свет. Это как бы два начала — Света и Тьмы, Мужского и Женского и прочих противоположностей — в одном, и в этом есть Мудрость. Но здесь мы также не встретим сотворение Бытия. Хокма выражает идеи Творца, то есть Кетер, но где реализация? Реализации нет, потому что не существует среды, которая могла бы выносить эти идеи. По сути, Хокма относительно Кетер — это как Адам. Если мы будем ориентироваться по Библии, по Торе, можно сказать, что Хокма — это Адам. Он по-своему мужественен относительно себя самого, он абсолютно полноценен, он андрогин, то есть содержит в себе оба начала, но он лишён проявления, он не может создать что-либо. Здесь мы идём путём разделения понятий, то есть от единства мы уходим во множество, хотя наш обратный путь как раз наоборот: мы должны собрать все наши понятия и направить их в одну точку, Кетер. Так вот, следующим шагом будет сотворение Сфиры Бина. Это чёрная Сфира, которая находится по левую сторону от нас, когда мы смотрим на Древо Жизни, и она ассоциируется со сферой Сатурна. Её иногда ещё называют «Тёмная Мать» или «Бесплодная Мать». Это мир, который погружён во мрак, но этот мрак олицетворяет собой пассивность, которая ничем не нарушается вначале.
И вот мы имеем триаду: Кетер, Хокма, а теперь ещё и Бина (Бина означает Понимание), то есть Корона, Мудрость и Понимание. Таким образом, именно эти три Сфиры образуют один мир — самый высший мир Ацилут. Бина создана для того, чтобы материализовать идеи Хокмы, и относительно неё она является женщиной, или Евой. Если Хокма — это Адам, условно говоря, то Бина — это Ева. Это два коренных архетипа — мужской и женский соответственно, — из которых впоследствии произойдут все прочие миры, все прочие архетипы. Можно иллюстрировать взаимоотношения Хокма, Бина и Кетер, прежде всего, как некий театр теней: Кетер является источником света, Хокма является, например, какой-то картонной фигуркой, а Бина — экраном, на который падает тень от Хокма. Таким образом, Хокма реализуется через Бина, и здесь начинается как раз сотворение материи. На Бина оно ещё не начинается, но на следующей Сфире оно уже идёт полным ходом. Сфиры, которые следуют дальше, уже находятся в реальном мире, в умопостигаемой для нас форме. И ещё, для понимания концепции этого треугольника — Кетер, Хокма и Бина — можно привести аналогию с христианской концепцией Триединого Бога, то есть Бог присутствует за чертой существующей реальности, за чертой бытия, но он является первопричиной этого бытия. С одной стороны, мы видим трёх Богов: каждая из этих Сфирот имеет свой разум и отражает конкретное качество, и можно говорить о том, что это три разных Бога, но, однако, по своей сути они представляют собой одно. Иудейские мистики объясняют это таким примером, как горящий уголёк. Существует уголь и процесс горения: это всё одно и то же явление, они неотделимы друг от друга. Мы не сможем отделить огонь так, чтобы он не погас; если мы уберём уголь, видение также пропадёт. И здесь уместна такая аналогия, как Отец, Сын и Святой Дух, Троица, то есть это мысли Господа, слово Господа и дело Господа, ибо с Бина начинается всё творение.
Как я говорил, Бина называется ещё и «Бесплодной Матерью». Она бесплодна сама по себе, то есть не может сотворить идею, и она их получает лишь посредством Хокма. И здесь мы наталкиваемся на первое противоречие с другими системами (не то чтобы противоречие, но здесь мы выбрали своё разделение). Если вы посмотрите книгу Израэля Регарди «Гранатовый сад», то вы найдёте, что он приводит несколько видов разделений по мирам Древа Жизни, и некоторые выделяют в Ацилут только Кетер, некоторые выделяют Кетер и Хокма, а кто-то — сразу все три этих мира. Мы пошли именно по этому пути потому, что считаем нецелесообразным разделять этот процесс на какие-то дополнительные дефиниции. Просто это представляется удобным именно для нас. Вы, конечно же, можете со временем избрать какую-то другую теорию, но мы придерживаемся именно этой. И здесь мы ещё раз видим, что каббала очень неоднозначна: здесь и монотеизм, и политеизм, казалось бы. Десять Сфирот — и каждая из них Бог, и каждому из них соответствуют совершенно отдельные символы, которые не применимы ни для какого другого, но всё равно помните главное, что всё это суть одно и то же, всё Древо Жизни — это иллюстрация тела Господа.
И начинается следующий акт творения. Ещё следует сказать несколько слов о Бездне, которая возникает между бытием и небытием. Это Бездна, которая иллюстрируется Сфирой Даат (той самой, в которой живёт Хоронзон), и она по-своему необъятна. Эта Троица существует над Бездной, и попасть туда для простого человека представляется совершенно невыполнимой задачей, но кто сказал, что каббалист — это простой человек? Человек, посвятивший себя пути Бога, уже не может считаться человеком. Я ещё хотел ещё принести свои соображения по этому поводу. Путь Бога уже является Богом, и, ступив на него, уже с него не сойдёшь, и твоё качество, твоё сознание кардинальным образом меняется.
Следующая, четвёртая из Сфирот — это Хесед, или Милосердие. Это первая Сфира из мира Брия, мира творения. Она традиционно соотносится с Юпитером, и её цвет, который вы можете видеть на плакате, — синий. Символом этой Сфиры является число 4, точно так же, как первые три цифры — 1, 2 и 3 — это символы первых трёх Сфирот, и вот четвёрка — это мужское. Она находится на правой колонне. Если вы заметите, вся структура Древа Жизни может быть подразделяема на три колонны: Правая, Левая и Средняя. Правая колонна считается мужской колонной, Левая — женской, а Средняя — как андрогин, то есть все Сфиры, находящиеся вдоль этого пути, этой колонны, обладают двойственной природой, которую можно сравнить, пожалуй, с ребёнком, бесполым таким. Более того, четвёрка — это число устойчивости, то есть наши стулья на четырёх ножках, квадрат, куб — всё это символы устойчивости. Это сила организующая и выстраивающая. В человеческом теле, например (а следует упомянуть о том, что каждая Сфира — это как чакра в человеческом теле), именно Хесед отвечает за конструктивную энергию: когда вы питаетесь, Хесед перерабатывает энергию и присоединяет её к вашему телу, материю тоже. Когда бывает переизбыток Хесед, мы можем увидеть ожирение; когда недостаток его — наоборот, но, в любом случае, это Милосердие, то есть конструктивная сила, которая стремится к построению, к закону, цивилизации и порядку, а также справедливости и миру.
Пятая Сфира, которая находится напротив (об этих двух Сфирах по отдельности, в общем-то, трудно говорить) — это Сфира Гебура, или Строгость. Это уже вторая Сфира мира Брия. Она ассоциируется с Марсом, и цвет её красный. Пятёрка — это как раз её число. Это как строгая и непререкаемая власть матери, которая воспитывает и наказует дитя — так её описывают, — то есть, противовес Хесед (Хесед обозначает Милосердие, а это Строгость), и Справедливость находится между двумя этими Сфирами. И недаром мы видим множество противопоставлений цветов, синего и красного: одно — активное, другое — пассивное; одно можно сравнить с огнём, другое — с водой. Отдельно, сами по себе, они не смогут организоваться, но это равновесие, которое возникает между ними, — на нём, собственно и зиждется вся Вселенная. В человеческом теле Гебура управляет процессом трансформации ткани в энергию: когда вы двигаетесь, вы потеете, худеете, вы теряете силу. И она скрывается за любой деструктивной энергией, помимо этого, то есть за ненавистью, яростью, жестокостью, войной, возмездием; всё это признаки Марса. Вы знаете, кто такой бог Марс, я полагаю. Это римское божество войны и разрушения. Также с ним ассоциируется мифический василиск — это такое жуткое существо, чем-то подобно огромной курице с когтистыми лапами, его дыхание, его взгляд несут смерть. Среди растений сила Гебура проявляется, например, в жгучей крапиве. Также символами Гебура можно назвать меч, пику, плеть, цепь и т. д., вы можете увидеть это всё в книге «777».
Эти две Сфиры, уравновешивая друг друга, также являются находящимися в таких отношениях, как мужское и женское. Можно подумать, что женское — это Хесед, а мужское — это Гебура. Так, на первый взгляд, кажется. В действительности всё происходит несколько наоборот, то есть Гебура и Марс играют здесь женскую роль, если мы смотрим относительно столбцов, потому что правая сторона, как я говорил, — это мужские Сфиры, левая — женские. В еврейской семье, например, руководящее место занимает именно мать. Именно она проявляет суровость, в то время как отец проявляет милосердие, — так в идеале. Относительно друг друга получается точно так же: Хесед — это мужское, Гебура — это женское, несмотря на то, что Марс всегда считался мужчиной и вообще проявлением мужественности, но, тем не менее, получается всё вот таким интересным образом. Но, как видите, это неоднозначно, то есть мы можем сказать, что Гебура — это всё-таки мужское в его отношении, например, с другими Сфирами. Но здесь мы сейчас переходим к одному очень интересному моменту. Вы видите центральный круг, он жёлтого цвета. Это Сфира Тиферет, пожалуй, ключевая Сфира на Древе Жизни. В человеке — это сердце. Она шестая, и обозначает собой красоту, буквально «Тиферет». Поэтому я всегда говорил, что «Красота спасёт мир» — для каббалиста это может значить совсем иное. Она находится в центре колонны Справедливости и является сердцем всего Древа, как Солнце, например, является сердцем нашей Солнечной системы. Тиферет примиряет в себе качества Хесед и Гебура. По сути, Тиферет является умопостигаемым отражением Кетер. Я бы даже сказал, что это и является Кетер, но уже в мире, в котором мы действительно можем рассмотреть её качество.
Тиферет интересна тем, что она не соотносится по полу. Серединная колонна — это андрогин, а ещё она обладает качеством Христа — Логоса Господня, то есть это явление непроявленного божества, и лишь через Тиферет мы можем познать Кетер. Невольно приходят на ум слова Христа, когда он говорил: «Никто не пройдёт к Отцу Моему, кроме как через Меня». Это именно тот случай, потому что именно Тиферет встречается нам на Серединном пути, который ведёт через Бездну к Кетер. И здесь мы можем видеть и дополнительно понять эту фразу, которая простыми людьми понимается буквально, что необходимо обязательно вступить в христианство, чтобы пройти к Богу, и так далее. В действительности смысл здесь более глубокий: мы должны познать Логос Господень, чтобы познать Кетер и самого Творца, ибо он непроявлен, но здесь мы имеем шанс всё-таки сделать это. Следует также сказать, что Тиферет содержит в себе все Сфирот, какие вы видите на Древе Жизни. Точно так же считается, что Солнце содержит в себе элементы всех планет, так как после взрыва их раскидало, и они образовались уже, и именно Солнце содержит в себе элементы их всех. Оно настолько уравновешенно и абсолютно, что Логос не чувствует себя частью какой-либо из этих Сфирот, но, напротив, он даёт свет, организует циркуляцию всей энергии в мире Брия и является этаким «узлом»: именно здесь мы встречаем своего Ангела-Хранителя, именно Тиферет является подлинным эго, нашей сутью, которую мы пытаемся познать. Все прочие Сфиры — это лишь маски, и недаром все Сфиры называются лицами. Это как актёр, Тиферет, который окружает себя лицами, и, чтобы познать подлинную свою суть мы должны, прежде всего, выявить все наши маски и последовательно их ликвидировать, отказаться от каких-то убеждений, потому что если мы посмотрим более внимательно на наши убеждения, мы заметим, что они порождены обществом, в котором мы живём, и всё это навязано нам извне. Но является ли каждая из этих истин действительно основательной? Есть ли какие-то предпосылки? Поэтому я советую вам как-нибудь в досужее время взять как-нибудь лист бумаги и рассмотреть какой-нибудь постулат. Вот, например, «Путин — вор». Все говорят: «Путин — вор». Действительно ли это так? Это просто как пример. И подумайте внимательно: действительно ли это ваша мысль? Или, например, что евреи — враги. Почему они враги и так далее. В общем, такие убеждения, которых вы придерживаетесь. Может, вы не придерживаетесь этих убеждений, выберите те, которых вы придерживаетесь, и тщательно проанализируйте; и вы для себя откроете, что многие из них просто немотивированны. Они занесены, подобно вирусу, и превратились в этакие маски вокруг вашей личности. И когда вы обретёте свободу от них, именно тогда вы познаете свою Самость, своё Я. Каббала учит нас доверять своей Самости. Вообще, если вы собрались серьёзно собираться оккультизмом, магией, вы должны воспитывать в себе уверенность в своих словах. Каждое слово ваше должно быть золотом, недаром Тиферет — именно золото, потому что это Солнце, это откровение Бога, и слова Бога представляют собой факты, просто факты природы. Они есть потому, что они есть, и именно бытие предмета обосновывает само это бытие, и всё в том же духе. Поэтому имеет смысл тренировать в себе эти волевые качества: лишний раз не говорить слов, за которыми ничего бы не стояло, держать обещания, например, и так далее; стараться развивать эти качества.
Теперь мы перейдём к рассмотрению следующего мира — мира Йецира. Мир Йецира — это мир формирования, и тут же мы сталкиваемся со Сфирой Нецах, что значит «Победа». Это седьмая Сфира Древа Жизни, и первая — в мире Йецира. Её цвет, как вы видите, зелёный, и она ассоциируется с Венерой. Кстати говоря, я хочу вас предостеречь, чтобы не путать Сфиры и планеты, это совершенно разные вещи и иерархии, которые мы на них найдём. На каждой Сфире обитают Боги, Хоры ангелов, архангелы, естественно. Точно так же и на планетах, я сейчас объясню, как это устроено. Представьте себе, что все эти Сфиры представляют собой некие мерцающие огни, круглые такие, сферические. Каждый из них внутри бесконечен, но этот духовный Свет отражается через физические планеты, он проявляется через них, — вот что имеется в виду. То есть за каждой Сфирой (или почти за каждой, кроме, пожалуй, Хокма и Кетер) прикреплена какая-то планета, которая является проводником и агентом этой Сфиры в мире вещей, в мире физическом. Также, помимо этих планет, существует огромное количество физических вещей: растений, камней и т. д., которые также являются агентами Сфирот, уже на этот раз на нашей Земле. Они связаны с планетами, а планеты связаны со Сфирами, поэтому мы можем видеть многочисленные ритуалы: какая-то трава, крапива, например, которая относится к Гебуре, к Марсу, должно быть собрана — я сейчас вам прямо скажу когда — во вторник, в первый час от восхода Солнца, ибо вторник — это день Марса. И первый час после восхода ассоциируется с той же самой планетой, а стало быть, со Сфирой; и по этим часам и делаются ритуалы, потому что именно в это время активизируются все агенты данной планеты и Сфиры на Земле. Именно поэтому производятся ритуалы в одно и то же время, какое-то рассчитанное; более того, в каждом дне существуют часы дежурств ангелов каждой Сфиры. По сути, любая магическая операция, к какой бы планете она ни принадлежала, может быть выполнена в любые сутки, в любой день, нужно просто найти этот момент, но лучше, конечно, когда совпадает и день, и час, и месяц. В общем, чем больше таких совпадений, тем больше вероятность того, что вы попадёте в этот поток, в этот промежуток, когда все агенты оживают и приобретают магическую силу. Но я для удобства буду говорить, что Сфира ассоциируется с какой-либо планетой, имея в виду, конечно, что не столько с планетой, сколько с архетипом, с божеством, которое стоит за этим. Мы употребляем римских и греческих божеств, есть также другие таблицы. Если у вас под рукой есть «777», вы наверняка наталкивались на ту таблицу, в которой описываются египетские, римские, греческие боги, как кому удобно. Я просто знаю, что римских богов люди знают гораздо больше, чем, пожалуй, всех прочих, и, пожалуй, в них легче ориентироваться, и, когда вы знаете качества бога, вполне можете составить представление о качестве самой Сфиры.
Так вот, Нецах — это Венера. Это «Победа Бога», или, как её описывают, «Долготерпение и победа Бога». Эта Сфира символизирует животные порывы и наклонности, т. е. это чувства, страсти, инстинкты, но они все естественны по сравнению со сдерживаемой реакцией. Это сфера Венеры, а Венера — владычица природы и желания, и часто сила этой Сфиры используется в таких операциях как привороты всякого рода, во всём, связанном с любовью: с лечением венерических заболеваний, например, с увеличением своей красоты. Женщинам это очень может пригодиться. Если вы занимаетесь магией, и вы женщина, я думаю, хорошо, когда Нецах вам сопутствует. Более того, мужчинам она тоже может быть полезна: если у вас, например, в жизни не хватает женщин, то, значит, у вас Нецах находится в ущербе. И существуют такие методики, как, например, чтение нараспев, как мантра, вернее даже сказать, как вибрация, Божественных Имён на Нецах. Когда вы вибрируете, ваша Сфира внутри вашего тела входит в резонанс, она начинает светиться более ярко. Это влияет, конечно же, и на здоровье, и на жизнь, и на всё на свете. В вашей жизни становится больше женщин, но главное не переусердствовать, потому что есть не только Древо Жизни, есть ещё так называемое Древо Смерти, Клипот (Клифот). Я не стану, пожалуй, его описывать, потому что вообще бесполезно об этом говорить. Но Нецах, если его становится больше, чем должно быть, если эту энергию совсем раскрутить, теряет равновесие, и это может вылиться в разврат, венерические заболевания и т. д., и т. д. В общем, во все негативные аспекты Венеры.
Следующая Сфира — это Сфира Ход, восьмая Сфира, которая характеризуется архетипом Меркурия. Цвет её — оранжевый, и восьмёрка, являясь при этом женским числом, является противоположной Сфирой от Нецах и характеризуется силой воображения, фантазией, вдохновением, интуицией и, кстати говоря, внутренним видением. Это философия, это всё, естественно, Ход: Меркурий, как вы знаете, был большим помощником в делах философии, торговли и всякой прочей умственной и интеллектуальной деятельности. Здесь они опять уравновешивают друг друга, ведь между нашими чувствами и нашим разумом всегда существует какой-то баланс, какое-то равновесие. Если мы, например, будем полагаться только на Ход, т.е. на наш разум, на нашу сообразительность, то, в конце концов, Нецах ослабеет. И вы можете, наверное, в жизни заметить, что когда долго занимаешься умственным трудом, такие чувства как половое влечение куда-то пропадают. То есть вы полностью сконцентрируетесь на работе, и это может стать, например, причиной импотенции, полового бессилия, сумасшествия, в конце концов. Всему должна быть какая-то мера, какая-то грань, поэтому мы должны жить между Хесед и Гебурой, между Нецах и Ход. Иными словами, мы должны пребывать в Тиферет, это такая суперпозиция, которая уравновешивает весь этот квадрат.
Что ещё стоит сказать о Ход — Ход любит логику и благоразумие, благодаря Ход мы сдерживаем все эти реакции, и можно перейти, пожалуй, к следующей Сфире — Сфире Йесод. Йесод мы видим в самом низу, её рисуют сиреневой, фиолетовой, оттенка индиго. Это Йесод, которая отождествлена с Луной. Её основное качество — это отражение, и она характеризует наше подсознание. Недаром существует теория, что сны надо трактовать наоборот, потому что Йесод отражает свет от Тиферет, а Тиферет, в свою очередь, является воплощением Кетер. Я думаю, теперь вам всё становится понятно: мы видим отражение, отражение всегда бывает наоборот; когда мы его переворачиваем, мы таким образом можем понять волю Бога через сон. То есть мы видим отражение нашего истинного Я в наших снах. Поэтому если у вас плохие сны или за вами кто-то гонится, значит, что-то неправильно, какой-то баланс нарушен, либо вы столкнулись с какой-то демонической энергией. На самом деле, не стоит думать, что это такой уж редкий случай — столкнуться с демонами. Демоны всегда вызывают нас, как говорил Кроули. Их вызвать совсем просто, потому что они живут буквально в воздухе, а ещё хуже, они гнездятся в нашем теле, и пока мы здесь, нам приходится постоянно бороться с нашими инстинктами, и даже если мы их сознательно победим, всё равно где-то в глубине, в подсознании у нас такой тихий омут, который просто набит чертями.
Сама по себе сфера Йесод достаточно сумрачна, и это низший астрал, можно сказать, который необходимо преодолеть, и обычно визионер сталкивается там с целыми легионами чертей, полудухов и всякой прочей мелкой нечисти, которая, впрочем, в основном пугает. Встречаются такие виды, как вампиры, и всякого, кому это интересно, я, пожалуй, отошлю к господину Ледбитеру с его книжкой «Астральный план». Я думаю, репринтное издание десятого года ещё не вышло из употребления; в любом случае, его можно найти в Сети. Число девять — это число посвящения в мистерии оккультизма, которое обещает высокие духовные достижения. Луна сама по себе всегда считалась покровительницей магии, а Йесод — потенциальная магическая сила личности, которая вырастает, можно сказать, из высших интеллектуальных способностей человека с животными порывами его существа, так обычно говорят об этом. Что ещё следует сказать? Магическая сила личности крайне связана с творчеством, и вот в Йесод мы сталкиваемся с таким моментом как зависимость творчества от пола, т.е. от нашего либидо. Именно либидо является основной характеристикой Йесод. Мы тут же видим, что неудовлетворённое половое влечение часто выливается в какое-то творчество, в какой-то перформанс, прости Господи. Вообще, знаете, я ненавижу слово «перформанс». Когда я слышу «перформанс», я понимаю, что какое-то безобразие творится (зачастую так бывает). Но с Йесод всё сложнее, то есть наша сексуальная сфера во многом контролирует наше подсознание, но Йесод сама по себе, находясь на Серединной колонне, бисексуальна: у мужчин это — фаллос, у женщин — вагина, и все остальные различия, которые, в общем-то, с этим связаны.
Нам остаётся рассмотреть самую последнюю Сфиру — это Сфира Малкут. Это уже мир Асия, последний из миров, который максимально приближен к реальности. Вернее сказать, это пятеричная реальность, которая окружает нас. Я сейчас объясню, что я имею в виду. Дело в том, что некоторые понимают Малкут как непосредственную материальность. На самом деле, это, наверное, не вполне верно. Малкут — это наше ощущение материальности, то есть, мы ощущаем реальность благодаря наличию у нас пяти чувств, и эти чувства обманывают нас, как мы уже говорили на первой лекции. Мы не можем сказать, что мир сам по себе представляет собой то, что мы чувствуем, потому что есть некоторые вещи, которые находятся вне диапазона наших ощущений и о которых мы не можем судить без, например, специальных приборов, которым нынче несть числа, тысячи их, как говорится. И вот Малкут и является этим ощущением. Когда вы слышите звук, звук — это ещё не Малкут, Малкут — это ощущение звука. Если вы немного помедитируете над этой фразой, я полагаю, в конце концов, вы поймёте, что это значит. Вообще, Малкут — это тоже очень особая Сфира, и более того, она отличается от всех прочих тем, что сама по себе является миром, королевством, миром Асия, последним миром на Древе Жизни. Собственно, Малкут переводится как «Королевство» или «Владение». Более того, это также королевство чистого духа Кетер, который находится на вершине Древа. Это физический Кетер, т. е. мы можем ощутить Кетер, но он для нас окаменел. По сути, изучая Малкут, мы можем осознать Кетер, ибо все они всё равно связаны, и наш Христос, наш Логос воплощён в Малкут, и это священная Сфира. Здесь как раз и происходят все дела Господни, которые делаются на Небесах. Там, где мы видели Кетер, на самом деле Кетер является Малкут для мира, который находится над Древом Жизни. Понимаете? И ещё есть вниз одно Древо Жизни, прямо под Малкут, Древо, но котором живут демоны, скорлупы, всякая дрянь и пакость, куда лучше не соваться, пока мы не пройдём последовательно всё Древо Жизни. Как видите, это задача не самая простая. Как мы будем это делать — мы об этом, конечно, также поговорим, но о структуре Древа Жизни я всё же скажу.
Израиль Регарди назвал свой Труд «Гранатовый сад» потому, что каждую из Сфирот иногда иносказательно называют гранатом, то есть плодом гранатового дерева. А всё потому, что каждая из Сфирот, если разобраться, является Кетер для своего собственного Древа Жизни. Можете себе это представить: разветвление идёт всё глубже, всё дальше. Например, Йесод, являясь Кетер, образует Древо Жизни, точно такое же, какое мы видим здесь, но не вполне, потому что Кетер — видите? — белый на нашем рисунке, и все остальные являются производными. А здесь уже Йесод, цвета индиго, он создаёт своё Древо Жизни, и в Йесод мы можем найти, например, Тиферет; но в Йесоде Тиферет является выражением именно этого Йесод, который является Кетер. Здесь мы опять попадаем в Бездну, и более того, каждая из Сфирот в этой системе Древа Жизни Йесод также пускает свои корни, также является Древом, и так далее, и так до бесконечности, и мир безграничен. Это бесконечная последовательность символов, это простыни и простыни бесконечного кода, из которого состоит Вселенная. Таково Древо Жизни, и оно является само по себе телом Бога. Считайте, что перед вами разложена анатомия божества.
Ещё возникают обычно вопросы по тому, что же такое каждая Сфира? Во-первых, это целый мир. Представьте, что наш мир существует на каждой из них. Наш мир безграничен со всеми возможными космическими системами, Вселенными и т. д. Настолько же он безграничен в каждой из этих Сфирот, которые находятся выше. Хотя, на самом деле, выше они находятся чисто условно, да и сама система Древа Жизни тоже довольно условна, просто она так разложена для удобства её восприятия, потому что, если бы она была свалена в кучу, мы бы уже не разобрались, кто с чем связан, но логики ради всё было устроено именно таким образом. Наш мир находится на каждой из этих Сфирот, но каждая из Сфирот является своего образа фильтром. Например, в Малкут мы можем найти качества каждого из этих архетипов, каждой из этих Сфирот, тогда как в каждой из этих Сфирот мы можем найти в основном одно доминирующее качество: на Марсе — всё агрессивно, на Хесед — всё милосердно, условно говоря, на Ход — всё умно, и так далее, и всё прочее. По сути, это миры, по которым каббалист путешествует в медитации. Более того, я заикнулся о том, что все Сфиры существуют в нашем теле. Так, если вы прислонитесь спиной к этому плакату, по правую сторону у вас будет находиться Бина, по левую — Хокма. Мы сейчас просто рассмотрим вкратце, как это будет выглядеть. Во-первых, Кетер. Представляйте его просто в виде такого энергетического центра. Он находится сразу у вас над головой — это белая сфера. Кстати говоря, если мы проведём аналогию с индийскими чакрами, — их семь — то на Древе Жизни в местах пересечении путей между Хокмой и Биной находится чакра третьего глаза, и прочее, если вы разберётесь, вы поймёте, что там прямое соответствие. Итак, Кетер находится у нас над головой, Хокма и Бина находятся у нас по сторонам (где уши, но они ещё и совпадают с нашими глазами). Далее, Хесед (Юпитер, то бишь — я вам говорю, чтобы вы не сбились, следите просто за рукой, как говорится), Милосердие, находится на нашем левом плече, Гебура — на правом плече, Тиферет — в области сердца, ещё говорят, в области солнечного сплетения. Нецах (Венера) — это левое бедро, Ход — правое, Йесод — это, соответственно, промежность, половые органы, а Малкут — внимание! — если мы стоим на земле двумя ногами, она находится у нас между пяток. Таким образом, существуют определённые методики для воззвания к этим Сфирам, чтобы их как-то совершенствовать, чтобы энергия правильно циркулировала. Об этом мы ещё будем говорить, но я хочу сказать вам, что именно поэтому человек является микрокосмом, то есть моделью Бога: каков Бог — таков и человек, устроен он так же, единственное — он не обладает таким совершенным равновесием. Поэтому он, собственно, несовершенен. Но мы и занимаемся тем, чтобы достичь этого совершенства.
Вот, фактически, и всё, что я хотел вам сказать на этой лекции. Пожалуй, ещё скажу о такой детали, что каждая из Сфирот существует в четырёх мирах, о которых мы с вами уже говорили: это Ацилут, Брия, Йецира и Асия. Помимо того, вы видите эти пути между Сфирами. О них я ничего не сказал, но я, конечно же, не стану здесь говорить о каждом из них, смысла в этом нет, потому что всё это вы найдёте в многочисленных книгах, я просто скажу, что каждый из этих путей атрибутирован одной из мажорных карт Таро. Вы знаете, я надеюсь, что такое система Таро и как она связана с каббалой. Если вы не знаете, можете посмотреть это в любой из книг по каббале. Просто я также скажу, что это тоже самостоятельные миры, на котором обитают боги, и, в общем-то, каждая буква сама по себе является богом и отображает какой-либо закон магической реальности (и физической тоже, в каком-то смысле). А так мы сегодня с вами проделали большую работу, рассмотрев эту огромную систему. Единственное, что вам следует сделать, — это полюбопытствовать в той же моей «Змеиной науке», например, касательно иерархий, обитающих на каждой Сфир. Про пути я не сказал — вот явное упущение моей книги, но, в принципе, редко в какой книге указываются имена путей, которые ассоциируются с буквами и картами Таро, но, я думаю, я исправлю этот недостаток в более поздней версии. Благодарю вас за внимание, за ваше безграничное терпение, проявленное за время лекции, и до следующих встреч на наших следующих занятиях. Ave!
[1] Транскрипт составила Марина Шевченко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.