О сути неокаббалы

 11.07.2012[1]

 

Магнус: Ave, дорогие друзья! Я приветствую вас, и меня зовут Магнус Моргенштерн. Сегодня наша лекция будет посвящена рассмотрению учения неокаббалы. Я написал книгу по неокаббале, в которой достаточно подробно, как мне кажется, и доступно излагаются основные пункты, основные признаки этого учения, цели, задачи и концепция. Я назвал его «Змеиная наука» — так называется этот опус. Там вы можете почерпнуть, конечно, более подробную информацию, но сейчас я вам вкратце расскажу о сути этой концепции. Само название было выбрано нами для того, чтобы произвести какую-то дифференциацию между сугубо моим видением каббалы и другими течениями, которые также основаны на каббале, ведь в настоящее время неокаббалистических течений достаточно много, потому что каббала всё время развивалась, она далеко уже отошла от ортодоксальной каббалы. Естественно, ортодоксальная каббала также существует, но сама эта жажда к духовным поискам свойственна людям не только еврейской цивилизации, она свойственна и людям-европейцам, например.

Собственно, вы знаете, возможно, историю самого учения каббалы. Она, конечно, во многом противоречива и во многом, может быть, кажется парадоксальной. Также далеко и отнюдь не стопроцентно известно, откуда она берёт свои корни: некоторые думают, что из Вавилона, некоторые думают, что из Египта, некоторые считают, что Моисей получил её на горе Синай из рук самого Бога. Но, однако, от этого её суть не меняется. Она захватывала умы на протяжении столетий и давала огромное количество пищи для размышления. И европейцы переняли каббалу и, конечно, весьма её модернизировали.

Сама по себе каббала подобна храму; путь к нему, на самом деле, в наше время доступен для всех, для каждого: вы видите многочисленные работы, книги, которые публикуются немереными тиражами и которые можно купить буквально на каждом углу. Однако каббала отличается от многих других духовных систем тем, что она имеет собственный уровень защиты. Вообще все книги по каббале можно сравнить с книгами о яме. Книга может так и называться «Книга о яме», однако о яме вы не найдёте там ни слова. Всё, что вы найдёте, — это чёткие инструкции по тому, как создать лопату. И вот, люди, прочитавшие эти книги, создают свои лопаты и, думая, что постигли учение, начинают делиться им с другими людьми, и так получается целый отряд, обладающий лопатами, но никто из них ни разу не прикоснулся к яме лишь потому, что ему в голову не приходит как-то использовать это знание.

 

Каббала всегда ставила перед собой такую задачу как познание Творца, познание духовной Вселенной, познание человека как такового. Также и неокаббала, в общем-то, не отстаёт. И неправильно, наверное, говорить, что мы что-то взяли из каббалы для того, чтобы использовать это как-то в своём учении, — мы ничего не брали, мы просто основываемся на каббале. И все наши соответствия мы также основываем на космологической системе Древа Жизни, но наши соответствия практически идентичны соответствиям, данным Алистером Кроули в его книге «777» (очень рекомендую вам приобрести этот труд, он состоит в основном из таблиц, из символов, но это является хорошим подспорьем, если вы всерьёз решили заняться магией, оккультизмом либо просто духовными искательствами и саморазвитием). Каббала — очень многомерная наука, и её можно использовать во многих отраслях жизни, как это ни кажется парадоксальным, но, в общем и целом, она направлена на изучении Бога, природы и человека.

Концепция неокаббалы отличается, пожалуй, некоторыми основными моментами. Во-первых, какова цель этого учения? Какую цель преследуем мы, изучая эту науку? Всё, что мы хотим, — это возвращение; всё некогда пришло из Источника, из Источника всего. Об этом говорят многие религии мира, и даже во многом они сходятся, но это, в основном, религии, исповедующие Бога единого: того, что скрыт за гранью бытия, того, что недосягаем для нашего глаза, но, однако, он присутствует в каждой точке человеческого сознания, в каждой точке Вселенной, в любом явлении. Таким образом, Вселенная представляется нам безграничным кругом, а, сами понимаете, если круг безграничен, то центр его может быть везде, где угодно. Таким образом, каждый предмет, каждое животное, каждая точка в пространстве может быть центром чьего-то сознания. И наша цель — вернуться к Источнику всего путём духовных изысканий, путём совершенствования нашей души, потому что, как говорит легенда, когда все живые существа вернутся к Господу, обратно, тогда случится великий юбилей и вечный Шаббат. Именно так гласит древняя иудейская легенда. И наша цель — возвращение. Но на этом пути нас ждёт, пожалуй, два кризиса (как минимум, два). Первый кризис — это кризис самоопределения. Очень трудно уподобиться Творцу; это задача кажется невыполнимой на низких степенях, но, в конце концов, даже когда мы поднимаемся до высоких степеней, всё равно этот идеал не открывается нашему взору, потому что непознаваемость его иллюстрируется на Древе Жизни.

Если у вас есть под рукой плакат Древа Жизни, вы можете видеть белый круг на самой вершине этой схемы — он называется Кетер, то есть «Венец». Это непознаваемый Источник всего, к которому мы, собственно, и держим свой путь. Прежде всего, наше учение отличается концепцией Божества. Оно не то чтобы сильно отличается, но во многом, как мне кажется, концентрирует эту концепцию и делает её более приемлемой, более постижимой для человека. Так, я расскажу вам о концепции так называемой Звезды. Мы практикуем медитацию на сердечную чакру. Вообще, во многих религиях мира, во многих солярных культах сердечной чакре и сердцу в частности придавалось всегда очень большое значение: это как вместилище личного Бога, личного Гипер-Эго, то есть это божья искра (можно так сказать, если переключиться на христианскую терминологию), божья искра в сердце человека. Совершенствуясь в медитации, можно достичь единства с этим центром и Собеседования со своим личным Богом. Телемиты называют этот промежуток САХ, то есть Святой Ангел-Хранитель, который находится в Сфире Тиферет. Если вы посмотрите опять на Древе Жизни, в центре будет жёлтая сфера, которая символизирует также солнце и всё, что с этим связанно, солярное, и атрибутирована она, соответственно, всеми символами солнца: это и жёлтый цвет, это и золотой цвет, и шестёрка, и соответствий также очень много на различных уровнях. Но это не суть.


tree-of-life-2

Проблема заключается в том, что человек до сих пор не идентифицировал себя самого. В настоящее время мы видим, что по улице разгуливают целые толпы индивидуалов. Как им кажется, каждый из них индивидуален, и каждый из них имеет своё мнение; и от этих толп индивидуалов, на самом деле, очень трудно куда-то спрятаться, потому что они очень навязчивы. Но, тем не менее, в их философии отсутствует один очень важный элемент: те, кто пытается выделиться из толпы, попадают в толпу, которая пытается выделиться из себя самой, и так до бесконечности, что, конечно, может растянуться на целые тысячелетия и на многие инкарнации. Мы же говорим о том, что человек, по сути своей, не существует. В каком смысле? Алистер Кроули в своей Книге Закона как-то произнёс: «Каждый человек — звезда». Именно эта фраза превосходно иллюстрирует нашу идею о том, что каждый из нас — прежде всего, существо; существо, которое не познано, которое ещё не известно миру, оно должно лишь родиться; и родится оно тогда, когда человек осознает, какое он существо, к какому качеству он принадлежит. Но для этого необходимо именно достичь этого Собеседования, как сказали бы телемиты, со Святым Ангелом-Хранителем. В нашем случае это Собеседование, можно сказать, со Звездой, олицетворением своей сущности в виде Звезды в пункте Тиферет. Когда мы занимаем своим духом пункт Тиферет, мы оказываемся именно на своём месте, ибо наше место именно там, где пребывает наше сердце, как сказал бы Иисус, будь он здесь. Именно отсюда мы начинаем своё движение вверх, но для начала нам, конечно, предстоят огромные сражения с целыми легионами, состоящими из злобных духов, из иллюзий — этим характеризуется Сфира Йесод, которую нам естественным образом придётся преодолеть, ибо движение наше следует по Серединной колонне Древа Жизни. Таким образом, когда мы занимаем эту позицию, можно сказать, что именно отсюда мы впервые делаем наши первые робкие шаги по этому огромному миру. Источник находится, в таком случае, сразу над нашей головой, сразу вверх по Древу Жизни.

Итак, судари мои, я говорю, конечно же, о самоидентификации. Каждый человек — звезда, но что мешает этой звезде наконец-то проявить себя? А мешает именно ложь: мы все живём во лжи, мы боимся признать, мы боимся увидеть себя такими, какими мы являемся на самом деле. Мы строим вокруг себя карточные домики из каких-то представлений: нет, мы будем покупать только Apple; нет, мы будем одевать только Hugo Boss, потому что это модно, потому что мода диктует нам, как одеваться, телевидение диктует, как нам думать, и так далее. И, тем не менее, это постоянная подмена понятий: хотя каждый из нас знает влияние этого зомбоящика, но, тем не менее, никто всерьёз и не задумывался, кем мы являемся на самом деле. Путь к открытию себя самого является пониманием Единицы, то есть Единица равна Единице, и всё, что мы можем сказать о себе, всё, что может сказать о себе мастер неокаббалы, — это Я есть Я. И это, наверное, ослепительная истина, осознание которой и приводит на этот самый Тиферет, то есть даёт единство, понимание себя самого. Это главный постулат, из которого следуют все прочие вытекающие отсюда умозаключения. Кто мы, и куда мы идём, — вот этот вопрос, который действительно тревожит человечество, который мешает ему обрести свободу. Вернее, ответ на этот вопрос даёт свободу, а задаться этим вопросом не так-то просто. Как я уже говорил, на вопрос «Куда мы идём» — мы возвращаемся к Источнику, но вот вопрос: «Кто мы?» Неокаббала однозначно утверждает: мы боги, и каждый из нас уникален, и каждый из нас обладает свойством, которого нет у всех прочих, потому что каждый из нас неповторим, ибо Господь не делает одинаковых вещей, каждое из того, что он делает, — это шедевр. И когда я говорю: «Я есть Я», я заранее соглашаюсь, возможно, с какими-то моими недостатками, однако что есть недостаток? Я не могу жить, как «принято у людей»; я имею право на то, чтобы жить так, как я пожелаю, ибо «Делай, что желаешь» есть главная заповедь мага.

Существует ровно два кода. Отчего человеческие страдания? Оттого, что код человека не соответствует коду Вселенной. Да, говорят, и много было сказано о том, что человек — это уникальная модель Бога, что он создан по Его подобию, но кто сейчас вспоминает об этом? Пожалуй, об этом уже никто не вспоминает, или они забыли уже давно. Тем не менее, мы должны вспомнить об этом. Да, мы действительно модель Бога; да, мы действительно созданы по Его подобию; но, тем не менее, наш код нарушен, и мы здесь для того, чтобы исправить его и идентифицировать его с кодом Вселенной. И тогда случится именно то, к чему мы стремимся: мы вернёмся к Источнику. Чем больше твой код соответствует коду Вселенной, тем больше у тебя и власти над ней, и работать над этим следует.

О методах я, конечно, расскажу чуть позже. Но я расскажу вам также и притчу. Возможно, кому-то из вас она известна. Это буддийская притча. Некогда Будда медитировал, как обычно, и тут его ученики спросили его: «Будда, скажи нам, кто ты? Может быть, ты Бог? Или, может быть, ты ангел, может быть, демон? Скажи же нам, кто ты, чёрт тебя подери! В чём твоя суть вообще?». На что Будда ответил: «Я — Будда». И тем самым он иллюстрировал эту великую истину, которая ускользает от нашего сознания, которую мы давно потеряли. Мы идентифицируем себя как люди, как граждане, но мы не выйдем за пределы человеческого. А познание Бога требует от нас того, чтобы мы всё-таки сделали это, чтобы мы приняли Его. Как вы примите Бога, если вы не хотите отказываться от человеческого? Иисус требовал, чтобы ученики его бросили всё и следовали за ним. То, что делают его «ученики» в настоящее время, всем нам известно, хотя среди них и встречаются поистине подлинные последователи, которые и украшают эту религию (как, впрочем, и во всех других религиях). Конечно, материальное выходит во многом на первый план, но такова жизнь, мы должны во многом бороться с материей. Это и есть действие Тёмного Князя, который владеет всем материальным миром. Его называют «Дьявол», «Сатана», по-разному, и у него тысячи имён, тысячи лиц, но он отнюдь не враг нам. Напротив, он наш учитель. Я бы сказал даже, что он наш отец, потому что именно он создал наше физическое тело, дав нам возможность страдать, испытывать наслаждение, учиться, совершенствовать свой дух. Да, он ставит многочисленные препятствия, но, пожалуй, это сделано не из какой-то ненависти или злости. Скорее, такова его форма любви к человечеству. Мы должны учиться; учиться, постоянно сражаясь с материей, и в этом наша привилегия.

Мистический опыт неотделим от занятия неокаббалой. Если вы только впервые связываетесь с каким-то мистическим учением, то вы непременно переживёте этот опыт. Существование духов, ангелов — пока всё это может быть в книгах, но нам придётся столкнуться с ними со всеми, потому что каждый из них является частью нашего подсознания. Так, однажды я задался вопросом: «Чем я могу помочь Вселенной? Как я могу развить Её, если я всего лишь маленький червь, обитающий на крошечной планете?» Тогда явился некий дух, который сказал мне удивительную вещь. Он сказал: «Всё бытие существует лишь постольку, поскольку воспринимается твоим сознанием». Да-да, именно сознание определяет бытие — так мы отвечаем на этот вопрос. Совершенствуя своё сознание, ты совершенствуешь своё бытие, и в этом миссия каждого неокаббалиста (и каббалиста, конечно, тоже). Созидание своего сознания, укрощение своих эмоций, получение полного контроля над этим сознанием — именно это позволит нам встать на этот Серединный путь, на эту Серединную колонну. На самом деле, этот путь куда тоньше, чем о нём принято думать. Вообще, вы знаете, к истине не ходят толпами потому, что тропа слишком узка для многих, и лишь единицы могут постичь её. Этот путь тоньше человеческого волоса и требует идеального баланса. Пока мы разрываемы страстями, нашими похотями, нашими слабостями, нашими истериками, мы, естественно, не можем держаться его. Но мы должны сделать всё, чтобы уравновесить себя, со всех сторон изучив собственное сознание, собственную натуру, поэтому первое, что мы будем делать, — изучать себя. Но параллельно мы будем познавать и Творца, потому что Он и является Источником всего этого. В действительности же Он является нашим истинным Я.

Как я говорил, мы боги, и этот путь — может быть, он не из лёгких, может быть, он кажется сумасшедшим. Но что кажется ещё более сумасшедшим? Существует множество религий, множество сект и т. д., и у каждой какие-то свои концепции… Мне концепции неокаббалы совершенно не кажутся более безумными, чем концепции, например, того же христианства. Это всё лишь вопрос догмы. Наше же учение за то, чтобы догм не было. Учение — это лишь метод, и никто не говорит, что наше учение — это учение Света или учение Тьмы. Это просто учение, это обычный метод, с помощью которого вы можете достичь как Тьмы, так и Света. Но вообще следует достичь Ничего. Именно Ноль — вот предел, которого следует держаться, не отклоняясь по шкале ни влево, ни вправо. Это и есть Путь Серединного столпа. Его основное качество — это Справедливость, ибо Бог справедлив. Во многом следует, конечно, загуглить такие понятия как «яма» и «нияма», но об этом, мы, пожалуй, поговорим позже.

Итак, Творец. Что Он представляет собой в свете каббалистического учения? Некогда Он существовал как какое-то непроявленное Единство, которое, пожелав воплотить Себя, проявилось последовательно в десяти Сфирот, в десяти эманациях, в десяти лицах — как угодно можно это понимать, — каждое из которых было всё более и более приближено к материи. Так и образовалась эта знаменитая система — Древо Жизни. Весь мир создан был Им из цифр, поэтому Сфира — буквально «цифра». Поэтому мир неокаббалиста — это огромный код, познавая который, он постепенно познаёт и собственную природу, а познавая собственную природу, он познаёт Творца. Таким образом, как гласит легенда, Творец ещё до создания бытия рассчитал его. Он рассчитал все возможные варианты, исходы, все вещи, которые будут и которых не будет, — всё рассчитал Он заранее. И из этих цифр, из этих понятий Он создал бытие. Да, основная, пожалуй, концепция, которая свойственна, в частности, и каббалистическому учению, — это некий эгоцентризм, но не в общепринятом смысле. Избавление от эго даёт нам новое эго, то есть, можно сказать, анти-эго, которое именно и заключается в отсутствии эго. Это даёт нам Абсолют, даёт право считать наше сознание единственным существующим, потому что здесь мы ведём разговор о Боге, здесь нельзя говорить о каких-то толпах, общающихся с ним, — это уже уровень пророков. Здесь вы один на один остаётесь с Творцом; всё, что вокруг, не должно иметь никакого значения. Только ваше сознание и только Он — больше ничего. Ровно два кода — запомните это! — ваш код и код Вселенной. Всё остальное — это уже случайности, иллюзии и так далее. Таким образом Бог проявляется в нашем сознании.

Основные практики, которые имеют место в неокаббале, — это, конечно, работа с текстом. Например, существует множество методик, которые были подробно описаны в «Змеиной науке», для того, чтобы разбирать тексты Священных Писаний. Мы практикуем разбор Торы, в частности, потому что иврит — это божественный язык, как считается каждым каббалистом, и каждая буква олицетворяет какой-либо закон, и каждая буква является по-своему Богом. Каббалист может годами разбирать одну и ту же фразу, получая различные вариации, получая какой-то свой мистический опыт. Также, как я уже говорил, практикуются медитации для того, чтобы развить своё воображение, свой дух, путешествия по Сфирам в астральном теле (вы наверняка знакомы с этой методикой — когда человек отделяет свою душу от физического тела и отправляется путешествовать по всем этим мирам). Цель неокаббалиста, как, в принципе, и каббалиста, — это путешествие по Древу Жизни: он должен минуть каждую Сфиру, пройти каждый из Путей, ориентируясь по картам Таро, через которые, собственно, он выходит на эти Пути. Так, преодолевая миры один за другим, он встречает различных существ, он получает различные посвящения, таким образом выравнивая свой код относительно этого эталона, называемого Древо Жизни.

Концепция мира такова, что он состоит из цифр. Каждое явление может быть олицетворено цифрой. Всё вокруг для каббалиста имеет значение. Вообще, в вещах нет смысла, нет «смысла жизни», но смысл появляется именно там, где мы находим смысл, и мы можем думать, что этот смысл был в этой вещи, в этом числе изначально. Мы находим смысл, трактуем текст, и текст трактует нас. Когда мы истолковываем символы, символы истолковывают нам собственную природу, и именно поэтому этим следует заниматься, потому что это своего рода йога разума. Я думаю, что каббала вообще была выбрана европейцами именно потому, что она близка их мировоззрению. Различного рода индуистские учения кажутся несколько витиеватыми и сложными, тогда как, например, каббала полностью отвечает этой необходимости европейского человека созерцать своё сознание извне.

Таким образом, мы подходим, наконец, к концепции человека. Так как человека мы должны познать, и человек является мерой всех вещей, как это уже было сказано задолго до нас, во многом мы делаем упор именно на это. Но в эпоху нашего постъядерного модернизма слово «человек» более не звучит так гордо, как оно звучало некогда. Мы совсем смешались с толпой, мы стали толпой, мы даже мыслим толпами, и все наши категории зависят от мнения общества. Уйти от общества, стать духовным воином — вот призвание неокаббалиста. Это призвание каждого, кто встал на духовный путь. Духовное воинство велико, но наш враг ещё больше. Ибо наш враг — это тьма невежества, тьма иллюзии, которую мы должны преодолеть. Что мы можем сказать о себе? Я даже не могу сказать, как правильно звучит моё имя, как оно пишется. Моё имя — это бесконечная последовательность символов, которые описывают тот путь, который прошло моё сознание. На самом деле, открытие собственного имени синонимично открытию имени Бога. Давно утерян и 72-буквенный (как это ни парадоксально звучит) Тетраграмматон. Мы ищем это имя на протяжении уже многих тысячелетий, но не можем его найти. Но, пожалуй, не стоит отчаиваться и не следует прекращать попытки. Эта последовательность начертана на небесах. Раз за разом, расшифровывая этот мир, мы открываем ещё одну букву нашего имени, имени нашего Творца.

Бежим ли мы от реальности? Может сложиться впечатление, что мы бежим от неё, что мы пытаемся уйти из этого мира в мир собственных представлений, но совсем не это движет нас на нашем пути. Нас движет жажда, жажда реальности. Мы желаем реальности, ибо что есть на самом деле каждая вещь? Об этом мы не можем судить, ибо мы обманываемся аж пятью чувствами. Мы не являемся этими пятью чувствами, но в настоящее время наша тюрьма состоит именно из пяти чувств, которые водят нас за нос, которые рисуют картины. Как говаривал Кроули (я часто на него ссылаюсь, потому что это действительно настоящий философ, маг и великий каббалист), роза является какой угодно, только не красной. Чем является каждый из предметов, каждое из явлений, которые встречаются на нашем пути? Всё это часть нас самих. Таким образом, человек представляется целым комплексом очень сложных явлений, будь то физические, психические, духовные. Но человек совершенен, его потенциал огромен, и совсем не беда, что большинство из нас не могут им воспользоваться на 100%. Во всяком случае, мы знаем, что он есть. Ведь люди строили пирамиды. Мы можем многое, и это многое мы должны заставить себя сделать.

Жизнь скоротечна, истина непознаваема. В чём истина? Истину искали многие философы. Наверное, на сегодняшний день, после двенадцати лет изучения каббалы всё, что я могу знать об истине, — это лишь то, что её нет. Но это совсем не значит, что её нет; точнее было бы сказать, что она существует в том, что её нет, и этим характеризуется, возможно, Творец. И по прошествии лет я иногда оборачиваюсь назад, я вспоминаю своих учеников и много сокрушаюсь о том, что, на самом деле, я так и не смог никого по-настоящему обучить каббале и неокаббале хотя бы на том уровне, на котором нахожусь я сам. Возможно, он относительно невысок, это всё не имеет значения. Но, тем не менее, дело не в моей нерадивости или нерадивости их, а дело в том, что, как я и говорил в самом начале нашей лекции, каббала представляет собой этакий храм: храм, в котором живёт маленькая принцесса. Она олицетворяет собой Истину. Духовный воин должен вначале проникнуть в этот храм, должен пройти по всем залам этого храма, добраться до святыни, святой святых и, наконец, встретить эту маленькую принцессу.

Во многом ортодоксальная каббала говорит о том, что в Торе заключён закон Вселенной — это, по сути дела, буквенное его воплощение, это все инженерные коды к ней, это все инженерные коды к каждому явлению, в том числе и к природе человека. Поэтому столь много было сказано о внимательном изучении этой великой книги, книги, которая была написана никогда, книги, которая была написана никем. И мы должны открыть её тайны. Все, естественно, мы не откроем, но все нам и не нужны. Всё, что мы делаем, уже давным-давно рассчитано Творцом, и здесь мы не можем ошибиться. И это, может быть, дело веры, дело воли, но мы должны полагаться на истинную суть себя. Мы не можем решать, на самом деле, что лучше для нас, ибо наше желание во многом неосознаваемо. Наше желание именно в том, чтобы всё было так, как оно есть. Но вы скажете: «Зачем нам тогда неокаббала?». Мы хотим изменять мир, мы хотим гнуть его под себя, и вы будете гнуть его под себя, и никто не говорит, что не следует заниматься магией. Во многом благодаря магии удалось понять законы Творца, как был сделан этот мир, какие законы управляют движением звёзд, как создавалась материя. И магия, если рассматривать её не просто как средство к достижению каких-то личных своих выгод, во многом иллюстрирует эти законы, и можно провести многие опыты в каких-то лабораторных условиях. Конечно, никто не запретит вам добиваться своих целей; на первых ступенях кажется, что, пожалуй, магией можно и ограничиться. Но я всё это время рассказывал вам о принципах Высшей Магии, потому что принцип Высшей Магии — это не достижение каких-то физических, материальных ценностей; это достижение себя самого, потому что именно Самость является самым ценным, что мы только можем достигнуть. Именно полное отождествление себя с Вселенной, растворение в ней и, в конце концов, отказ от собственной Самости, которая столь долго приобреталась, ради пересечения Великой Бездны Даат, в которой обитает демон Хоронзон. Ты не пройдёшь мимо него, пока ты являешься хоть чем-то, пока ты хоть как-то можешь сказать о себе. Но это, конечно, был бы очень долгий разговор на эту тему. И вот, каббала защищает себя. Далеко не каждый может проникнуть в неё. Многие ученики упрекали меня, что я открываю в своих опусах какие-то «тайны», которые следует беречь от непосвящённых, но, на самом деле, нет здесь никаких тайн. Тайны сами берегут себя, потому что они принадлежат не нам, они принадлежат Творцу, и если Он посчитает кого-то достойным, тот, конечно же, поймёт то, о чём Он хотел сказать в своих явлениях.

Многие методы магии также практикуются в неокаббале. Это и создание талисманов, это и предсказывание будущего с помощью различных способов, это, конечно же, вызывание духов, это отправление на различные планы бытия с целью совершения магических операций, различные ритуалы, заклинания, — всё это вы найдёте в неокаббале, как, собственно, и в обычной каббале. И ко всему, конечно же, нужен подход и знание, желательно глубокое знание и владение символами каббалистического учения, и не придётся лезть в какие-то книги, постоянно впадать в какие-то заблуждения. Можно самому творить свои ритуалы, свои собственные талисманы, подписи и печати духов, — это, собственно, так называемая демонография, которой был посвящён Opus Hargolia, написанный уже, наверное, года два назад. Поэтому методов очень много. И всё, что я сказал вам сегодня, я думаю, в большой степени иллюстрирует это течение.

Я выражаю большую благодарность Отису, главному редактору журнала «Апокриф», за его труд на этом нелёгком поприще, во многом труд неблагодарный. Находятся даже те, кто смеют упрекать его в чём-то. Но специально для него и были записаны эти лекции в благодарность за всё, что он для всех нас делает. Я благодарю вас за внимание, и до встречи на наших следующих лекциях. Надеюсь, они действительно принесут вам пользу. Это всё, что можно желать, — может быть, кто-то из вас действительно станет мастером, чего я вам и желаю. Благодарю вас за внимание, и всего доброго. Ave!

 

[1] Транскрипт составила Марина Шевченко, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.