Популярный эзотерический словарь: Карты

Карты в оккультизме — магический или мантический инструмент в виде бумажных, картонных, пластиковых, деревянных, металлических и иных тонких листов (обычно прямоугольных, реже квадратных, круглых и пр.) с нанесёнными на них символическими изображениями. Несмотря на то, что в виде карт могут изготавливаться самые разнообразные оракулы (славянские[1] и скандинавские руны[2], тибетское гадание Мо[3], основанный на И Цзин Оракул Дао[4], геомантическая колода[5], а также всевозможные авторские колоды — Симболон[6], Карты Ловца Левиафанов[7] и пр.), в обыденной речи принято называть «картами» или карты Таро (включая их модификации с отличным от классического числом карт или составом мастей) или, чаще, игральные («цыганские») карты, использующиеся в гадании.

В соответствии с эзотерическими представлениями, в картах Таро присутствует герметическая, гностическая и/или каббалистическая символика, поэтому герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая в эпоху Возрождения, могли оставить свой след в Таро. Подобные символические «следы» натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от каких-то древних культур (египетской или вавилонской), что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого (порою даже Атлантиды или «дочеловеческой истории Земли»).

Согласно одной из подобных легенд, в Древнем Египте существовал храм, в котором было 22 комнаты, на стенах которых были изображены символические картины, от которых впоследствии и произошли Великие (Старшие) Арканы Таро[8]. Согласно другой легенде, карты Таро произошли от виньеток древнеегипетской Книги Мёртвых, рисунки которых на самом деле наносились на стены священных сооружений — гробниц. К XV веку относится предание, согласно которому тайное общество, обладавшее древнеегипетской «Книгой Тота», распространяло её краткое изложение на карточках, которые и стали картами Таро. Впервые эту мысль высказал член королевской Академии Ла Рошель Кур де Жебелен в пятом томе «Первобытного мира» (1778): «Таро. Карточная игра, распространённая в Германии, Италии и Швейцарии. Это игра египетская, как мы ещё однажды покажем; её название состоит из двух восточных слов, Tar и Rha (Rho), и означает “царский путь”»[9]. Это заявление было сделано до открытия Розеттского камня в 1799 году и тем более до того, как были расшифрованы египетские символы. Кур де Жебелен ошибочно предполагал, что цыгане, которые одними из первых в Европе стали использовать карты, являются потомками древних египтян. Также он утверждал, будто получил доступ к древнеегипетской книге, уцелевшей после разрушения Александрии: «В ней содержались безупречно сохранившиеся наставления на самые интересные темы. Эта древнеегипетская книга — карты Таро; до нас они дошли в виде игральных карт»[10]. По одной из версий, первоначальный вариант козырных карт Антуана Кур де Жебелена намеренно изменил легендарный Сен Жермен (с которым де Жебелен якобы состоял в одной масонской ложе), чтобы скрыть некоторый их сакральный смысл, легко сопоставимый с «Откровением» Иоанна Богослова (в котором 22 главы, столько же, сколько Старших Арканов в Таро). Хотя указанных де Жебеленом слов (Tar и Rha) в египетском языке не оказалось, эта версия прочно закрепилась в оккультной традиции, а в середине XX в., основываясь на ней, знаменитый оккультист Алистер Кроули назвал разработанную им колоду «Таро Тота» (закончена в 1944 году), а руководство к ней — «Книгой Тота»[11].

Согласно другой легенде, Таро уходит корнями в Каббалу (двадцать две буквы и десять Сфирот Каббалы — основа системы Таро), а отправной точкой в истории Таро является 300 год нашей эры, когда, вероятно, была написана «Сефер Йецира», фундаментальный труд по Каббале[12]. Однако, по всей видимости, первым, кто соотнёс 22 козыря с буквами иврита и путями Каббалы, которые, согласно герметической традиции, в свою очередь соотносились с астрологическими, алхимическими и другими мистическими символами, был французский оккультист Элифас Леви, написавший в 1856 г. работу «Учение и ритуал высшей магии». Именно этой схемой пользовался Самуэль Лидделл МакГрегор Мазерс при создании колоды Таро Золотой Зари. В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своём манускрипте «Книга Т». Эти работы дали толчок к развитию Таро не только как способу гадания, но и как мощному инструменту магии в целом. В 1910 году Артур Эдвард Уэйт (Уайт) публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Памелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене Золотой Зари, нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера-Уайта (самую популярную из ныне существующих колод).

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт, на которого произвели большое впечатление идеи книги де Жеблена. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен как Эттейла, этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии (в Корее и Китае они упоминались уже в XII в.). Один из самых древних словарей Чинг цзе Тунга датировал происхождение первой китайской колоды 1120 годом. Существуют также и более ранние (IX в., период правления Династии Тан) упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы. До появления бумажных карт китайцы и японцы пользовались плоскими продолговатыми табличками из слоновой кости или дерева. В Индии играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа. В средневековой Японии во времена сёгуната была распространена карточная игра Ута-гарута, в качестве колоды в которой использовались раковины мидий, изображавшие сцены быта, времена года и сцены стихов.

О том, как карты попали в Европу, нет точных данных. Предполагается, что они распространялись по маршруту Китай — Персия — Индия — Египет — Европа. Долгое время «импорт» через арабские страны, как и участие мусульман в развитии карточных игр, отрицали. Однако позже было установлено, что последователи ислама не только играли в карточные игры, но и создали собственную колоду. Об этом свидетельствует запись итальянского живописца Никколо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими “наиб”». Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет (пентаклей, или дисков) и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки), — и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Однако существовали и карты мамлюков с 22 козырями — очень похожие на Таро и, возможно, бывшие их предком и предком самих игральных карт (или же Таро были вначале, произойдя от карт мамлюков, а уже из них возникли игральные карты). С 1377 года учащаются упоминания карт (чаще всего в связи с запретами), самое полное из которых находится в работе некоего монаха в городе Фрайбург[13].

Как считается большинством современных исследований, карты Таро в их теперешнем виде появились в Италии в начале XV столетия (1420-1440). Сохранившиеся фрагменты колод, изобретённых семействами Висконти и Сфорца в Милане (1450 г.), послужили прототипом современной колоды из 78 листов. Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. В 1465 г. появляется колода Тарокки Мантеньи, структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Колода состоит из 50 карт, 5 серий, или мастей (Небесный свод, Основы и добродетели, Науки, Музы, Общественный статус), по 10 карт в каждой. Некоторые изображения на современных картах Таро (старших и младших арканов) были заимствованы из колоды Тарокки[14]. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже. Однако колода «Таро Карла VI», хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.

Игральные карты с современными мастями (трефами, пиками, червами, бубнами) введены в употребление французами незадолго до 1480 года. Версия о том, что игральные карты произошли от Таро, основывается, помимо прочего, на существовании джокера, который рассматривается как единственный уцелевший козырь Таро («Шут»; или пара «Шут» и «Фокусник/Маг»). Но, видимо, это может являться заблуждением. Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т. н. «дикой» карты в покере, или в качестве старшего козыря в игре юккер.

Как и обычные игральные карты, Таро использовалось первоначально в азартных целях. Точно неизвестно, с какого момента оно стало использоваться при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 году) они относятся к судьбе человека. В 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti») Франческо Марколино да Форли, в которой автор указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании на картах. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Что касается происхождения самого названия, то известно, что первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» (итал. carte da trionfi), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, для того чтобы отличить игру с Таро от игры с обычными козырями (triumphs — trumps). Поскольку в слове «Tapo» (Tarot) последняя буква «т» не произносится, можно считать, что слово это — французское. Однако есть тарологи, подчёркивающие эту букву. Объясняют они это тем, что первая и последняя «т» — это одна и та же буква, они «накладываются» друг на друга, как если бы это слово было написано на колесе, поэтому название карт якобы происходит от латинского rota — «колесо». Остаётся вспомнить ещё латинское слово orat — «говорит» и имя египетской богини жреческих посвящений Ator (Хатхор), и тогда получится целая фраза, которую американский оккультист Пол Фостер Кейс построил из перестановок четырёх произносимых букв этого слова: ROTA TARO ORAT TORA ATOR — «Колесо Таро провозглашает Закон Посвящения».

Считается, что каждая фигурная (придворная) карта представляет определённого исторического персонажа. Так, король Пик (мечей) — это Царь Давид, король Треф (жезлов) — Александр Македонский, король Бубён (пентаклей) — Юлий Цезарь, король Червей (чаш) — Карл Великий. Стандартная колода Таро состоит из 78 карт, полная игральная — из 54: тузов, двоек, троек, четвёрок, пятёрок, шестёрок, семёрок, восьмёрок, девяток, десяток, валетов, дам, королей и двух джокеров (Старшие Арканы, а также четвёртая фигурная карта, отсутствуют, а туз считается самой старшей, а не самой младшей, как в Таро, картой). Есть и сокращённые версии игральной колоды:

  • 52 карты (с двоек до туза),
  • 48 карт (с троек до туза),
  • 44 карты (с четвёрок до туза),
  • 40 карт (с пятёрок до туза),
  • 36 карт (с шестёрок до туза),
  • 32 карты (с семёрок до туза).

Крупные исследователи символики Таро принадлежат, в основном, к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов. Согласно представлениям французской школы (основоположник — Элифас Леви), аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг», и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль есть начало всех других чисел, как Ничто есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф соотносится уже с «Шутом». Кроме того, в некоторых колодах Таро карта «Шут» может размещаться последней или даже повторяться дважды, под номером 0 и под номером 22 (иногда с одинаковыми изображениями, иногда с разными; например, в «Остеровском Таро»[15] две «ипостаси» Шута отзеркалены друг относительно друга, а в Ошо Дзен Таро[16] этот аркан раздваивается на карту «Мастер» и карту «Ничто»). Есть также некоторые основанные на Таро современные колоды, где подобным же образом «раздваиваются» и другие карты (так, в колоду Ключ Гермеса входит не 78, а 84 аркана[17]).

В многообразии (не менее нескольких тысяч — только из тех, что было опубликовано) современных колод помогают разобраться следующие классифицирующие признаки:

  1. Положение аркана Шут (Дурак):
  • в начале колоды (под номером 0);
  • в конце колоды (под номером 22, а не 21, поскольку аркан Маг всегда под номером 1);
  • в начале и конце колоды (используется тогда, когда нежелательно учитывать «двойное» значение Шута; в этом случае Шут-0 — невежество, Шут-22 — мудрость, не отягощённая умственными размышлениями);
  • между Судом (Эоном) и Миром (Вселенной).
  1. Положение арканов Сила (Вожделение) и Правосудие (Справедливость, Равновесие, Регулирование):
  • классические («староэонные») колоды — Сила под номером 11, Справедливость под номером 8;
  • «новоэонные» колоды (восходящие к Таро Тота Алистера Кроули; используются в том случае, если оператор принимает провозглашённый Кроули Закон Телемы и телемитскую магическую систему) — Вожделение (или Сила) под номером 8, Регулирование — под номером 11.
  1. Симметрия рубашки:
  • симметричные рубашки — допускают толкование прямых и перевёрнутых значений карт;
  • асимметричные — не допускают.
  1. Изображения на пронумерованных картах:
  • «марсельская» система — изображаются только знаки мастей, составляющие определённый орнамент;
  • система Райдера-Уайта — Младшие Арканы такие же сюжетные, как и Старшие;
  • система Кроули — изображены только знаки мастей, однако они неодинаковы и могут образовывать не просто орнамент, но и символическую композицию.
  1. Связь с той или иной традицией, мифологией, системой, литературным произведением и т. д.
  2. Наличие (а также конкретные варианты) или отсутствие вспомогательных знаков соответствий: с планетами, знаками Зодиака, геомантическими фигурами, рунами Футарка, гексаграммами И Цзин, буквами иврита и т. д.

 

  1. Наличие или отсутствие сквозной нумерации карт колоды, авторские наименования Младших Арканов (и авторские варианты названий Старших), расположение Придворных Арканов друг относительно друга и относительно нумерованных карт (а также использование наименования Паж или Принцесса для первого из них) и ряд других признаков.

Каждая карта (неважно, Таро, любой другой системы или даже произвольный набор картинок, вроде коллекционной карточной игры Dixit[18] или набора календариков) может быть истолкована по следующей типовой схеме:

    1. Пространственно-математический символизм. Каждая карта обладает своими формальными, математически выражаемыми признаками (например, для Таро это положение Аркана на Древе Сфирот). Даже если у нас имеется белый, без всяких слов, знаков и изображений, листок, где написано «18» или «Q♣», мы по этим формальным признакам уже можем сделать некие выводы о значении карты, исходя из положения на Аркана на Древе (и учитывая при этом, что в разных системах могут использоваться разные каббалистические модели).
    2. Название Аркана. 8 Аркан в разных колодах может зваться «Сила» или «Вожделение» (а может и «Справедливость», если речь идёт не о Таро Тота, а о «староэонных» колодах), и от этого тоже зависит оттенок трактовки.
    3. Символический разбор изображения. Трудно дать какие-то чёткие указания по прочтению, однако для глубокой трактовки рекомендуется обратиться к аналитической психологии по Юнгу в целом и к теории архетипов в частности, а также к любым другим материалам по символоведению, будь то сонники или комментарии к Таро. Даже если автор не закладывал какой-то символ в колоду, если оператор может его там обнаружить, значит, он там есть. Единственный метод, который можно здесь применить — это планомерное созерцание карты миллиметр за миллиметром, медитация на неё, с попыткой воспринимать каждый элемент как символ.
    4. Таблица соответствий. По Таро таковых очень много (иногда они противоречат друг другу; например, существует не менее четырёх вариантов сопоставления Старших Арканов и рун Футарка). Одной из классических таблиц соответствий при работе с Таро является, в частности, книга «777» Алистера Кроули[19].
    5. Текст на карте. Как правило, на картах Таро текст (кроме названия) отсутствует. Однако имеются карты (например, «Ловцы Левиафанов» Элиаса Отиса), где он имеется, и в таком случае он тоже могут послужить для трактовки карты, а в тех случаях, когда гадание проводится, например, по иллюстрированным книгам, этот текст может быть не менее важным, чем само изображение.

 

  1. Смежные тексты. Мифы, легенды, литературные произведения, связанные с изображёнными на картах персонажами и сюжетами.
  2. Личные ассоциации. Например, в некоторых случаях карты «Дьявол», «Жрец», «Шут» и пр. могут трактоваться в отрыве от их классических значений, как ассоциирующиеся с этими картами люди или события. Возможны и другие пути ассоциаций.
  3. Наконец, учитывается положение в раскладе[20].

Любая карточная колода (не только игральная или Таро) может использоваться как для мантики (гадания на повседневные дела) и дивинации (получение «совета» на пути личностного развития, индивидуации), так и для магических операций, причём основным инструментом того и другого является расклад. Существует огромное множество традиционных раскладов (3 карты, Кельтский крест, Древо Сфирот и пр.), но допустимо (а во многих случаях необходимо) и составление произвольных авторских раскладов. При составлении расклада необходимо сперва присвоить тому или иному положению карты своё значение (продумав при этом символическую взаимосвязь с соседними позициями), и лишь затем выкладывать карты (обратное — присвоение значений после того, как открыта карта — недопустимо, поскольку может вызвать криптамнезию, или «обратную память» — неосознанную попытку «подогнать» расклад под известную ситуацию). В гадательных техниках карты вытаскиваются из колоды и кладутся на ту или иную позицию вслепую, в магических оператор составляет тот расклад, который наиболее соответствует желательному для него варианту развития событий (точно так же действует и «пасьянс Медичи» — система, разработанная Хакерами Сновидений для изменения «цепочки событий»[21]). Выпавшие в раскладе Старшие Арканы означают, как правило, некие глобальные события и тенденции, Младшие — более мелкие, бытовые (по этой причине игральные карты используются преимущественно для бытовых гаданий). Значение придворных карт может быть связано как с конкретными личностями, так и с архетипическими образами[22] — например, по их соответствиям соционическим типам[23]. Примерный порядок прочтения расклада таков:

  1. Отметить общие закономерности расклада (скажем, большое количество Старших Арканов указывает на высокую внутреннюю значимость рассматриваемых в нём событий; большое количество карт той или иной масти связано с особым влиянием символизируемых этой мастью сил, и т. д.).
  2. Прочесть формальное значение первой карты (по приведённой выше методике).
  3. Внести поправку к значению с учётом места в раскладе.
  4. Прочесть формальное значение второй карты.

 

  1. Внести поправку к значению с учётом места в раскладе.

… (повторить то же с остальными картами)

  1. Отметить наиболее очевидные связи и параллели между картами расклада, их композиции (например, арканы Луна, Жрица и любые карты под номером 9, связанным с лунной Сфирой Йесод, подчёркивают лунарный символизм) и объяснить их с учётом положения этих карт в раскладе.
  2. Прочитать расклад по порядку, от первой карты расклада к последней, подчёркивая взаимосвязи между соседними (и иным образом взаимодействующими) картами.
  3. Подвести итог, в котором особо отметить основные причины ситуации, рекомендуемые пути действия и возможные исходы.

Кроме магической и мантической работы, каждая карта может служить объектом для медитации. Особняком стоят также вопросы о необходимости очищения и освящения колоды, допустимости делать расклады для себя, давать колоду для использования другому оператору, этики оператора, о том, необходимо ли «сдвигать» колоду, какой рукой вытаскивать карты и пр. Поскольку эти моменты сильно зависят от личных этических и оккультных представлений оператора, дать общие для всех рекомендации невозможно[24].

 

 

[1] Александр Асов. Славянские руны. 25 карт и руководство по гаданию

(http://netbook.perm.ru/book/antinauka/Antinauka330.html).

[2] Карты рун (http://lizi-black.com/?p=2790).

[3] http://sandalhouse.ru/catalog/new/podarok_karty_dlya_gadanya_mo_sew046.html

[4] Интервью с Ма Дева Падмой (http://oshogid.ru/article_intervyu-s-ma-deva-padmoy.html).

[5] http://www.neir0mancer.ru/goodluck/2543.php

[6] http://symbolon.se-ua.net/

[7] http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif/c01.pdf

[8] Куманяева Наина. Подлинное Таро Эттейлы. — Москва: Рипол Классик, 2006. — P. 5,6,22,23,32,33,37. Бартлет Сара. Таро: Полное руководство по гаданию на картах Таро. — Кладезь-Букс, 2007. — P. 16,18.

[9] Карты правду говорят

(http://catlongtail.info/index.php?option=com_content&task=view&id=75&Itemid=9).

[10] Жак Бержье. Проклятые книги (http://nadrez.narod.ru/JakBerjieProcleatiiKnigi.htm).

[11] http://lib100.com/book/the_book_of_thoth/%ca%ed%e8%e3%e0%20%d2%ee%f2%e0.doc

[12] Куманяева Наина Подлинное Таро Эттейлы — Москва: Рипол Классик, 2006. — P. 6,7.

[13] http://trionfi.com/0/p/10/

[14] Энциклопедия современной магии, т. 2. 1996 г.

[15] http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif/c02.pdf

[16] Трансцендентная игра Ошо Дзен Таро (http://zorba-budda.ru/oracles/zen_tarot/).

[17] http://www.green-door.narod.ru/transtaro.html

[18] http://www.igroved.ru/games/dixit/

[19] http://lib100.com/book/mag/b_777/%c0%eb%e8%f1%f2%e5%f0%20%ca%f0%ee%f3%eb%e8,%ca%ed%e8%e3%e0%20_777_.doc

[20] Элиас Отис. Анализ 1-го Аркана Карт Ловца Левиафанов как пример работы с карточными мантическими системами (http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_bh05n36_55).

[21] http://blog.kalarupa.com/

[22] Телемский Олег. Прыжок в бездну вершин. Азбука символа. Современный взгляд на Таро Алистера Кроули. — Издательство «Весь», 2008 г. — 272 с.

[23] См., напр.: http://socionik.com.ua/taro-tip.htm

[24] Элиас Отис. Курс лекций «Основы Таро» в калининградском Колледже «Телема-93».