Архивы

Нарратив & Дискурс

1 НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) — это определённым образом структурированный текст, рационально-прагматическое, но тесно связанное с эмоционально-интуитивной сферой жизни высказывание (рассказ, история) вместе с социально-культурной практикой, к которой оно принадлежит и которую несёт в себе. Нарратив открывает, что смысл жизни корениться не только в рациональных, научных, поддающихся исчислению и строго научному анализу … Читать далее Нарратив & Дискурс

Дух и душа

щё у Фалеса речь идёт, скорее всего, о некоем боге-демиурге, волевым актом «вдувающем» жизнь в альтернативный ему водный субстрат; у ранних пифагорейцев распространено представление о пневматической природе души; Гиппас говорит об огненном составе души как особом виде гармонического «напряжения» вещества, ею соединяемого в организм; последнее согласуется с учением Гераклита, природой души полагавшего огонь; в атомизме … Читать далее Дух и душа

Катастрофы и календари

Календари древних египтян и ассирийцев указывают на одну и ту же дату, от которой ведут отсчёт в своих календарях — 11 542 г. до н. э. Например, египетский Большой Год (солнечный цикл) насчитывает 1 460 лет. Дата завершения одного из них точно известна по записям жрецов — это 1322 г. до н.э. От этой точки можно отнимать солнечные … Читать далее Катастрофы и календари

Борея и Гиперборея

В 2003 г. вышел из печати журнал «Перехід-IV» (№11), посвящённый теме «Вешняя Борея: Земля Вепря». Предложенные в нём интерпретации вызывают дискуссию, например, из-за отождествления древнегреческого мифологического Борея с ведическим мифологическим Варахи. Предлагаем результаты наших исследований данной проблемы.   По мнению Ю. Эволы, изначальная цивилизация «белой расы» на Севере была именно по своему определению «олимпийской», «солнечной», … Читать далее Борея и Гиперборея

Граничный вопрос

Известный геополитик и «старообрядец-метафизик» Александр Дугин, альтернативой «креативизму» (либерализму) и «мистическому материализму» (коммунизму), типологизируя все идеологии относительно «субъект-объект» (см.: Дугин А. Г. Радикальный субъект и его дубль. — М., 2009), предлагает «абсолютно правую» идеологию — «полярно-арийскую», «гиперборейскую», иными словами — «суперфашистскую» (см.: Дугин А. Г. Четвёртая политическая теория. М., 2009). Но исходит он в своих построениях из принципиально неверной предпосылки — «метафизического … Читать далее Граничный вопрос

Золотой Лев и Золотое Дитя Фридриха Ницше

Восстановить привлекательность настоящего бытия можно, как указывал Б. Пастернак, только с помощью «темы силы» («…той самой “силы”, которая… есть псевдоним Божественной энергии» [Степанян Е. В. Категории поэтического мышления Б. Пастернака // Вопросы философии. — 2000. — № 8. — С. 70]), «материала и силы» (Ж. Делёз и Ф. Гваттари), «силы и иррациональности» (О. Седакова), выполняя завет Ф. Ницше о том, что создать … Читать далее Золотой Лев и Золотое Дитя Фридриха Ницше

Заметки о христианском платонизме

Греческой философии, а в особенности платонизму, была чужда идея о Боге-Творце. Всё существующее существует вечно, а бог-демиург занимается лишь установлением порядка. В то время как в платонизме центральное место отводилось вечности идей, в учении Аристотеля утверждалась вечность материи. Бог греческих философов всецело укладывался в категории человеческого разума. В учении Оригена эта идея трансформировалась следующим образом: … Читать далее Заметки о христианском платонизме

Кёроглы — сын могилы и правитель Чамбули Мастон

(К объяснению сущности эпического образа) 1 резвычайно интересен тюркский мифоэпический герой иранского происхождения Гургули, Кёроглы («сын могилы») или Кор-оглу («сын слепого»), рождённый в могиле. Его отец-конюх был ослеплён врагом, и за это герой мстит. Но Кёроглы также воин, волшебник, поэт и музыкант. Настоящее его имя — Равшан (Ровшан). Он принадлежал к племени теке (текинцев) из Северного Хорасана, был представителем династии … Читать далее Кёроглы — сын могилы и правитель Чамбули Мастон

Змей Древний

«…если еда Иезавели есть ваш Бог, тогда пусть стошнит вас, когда вы её едите» (Иоанн Златоуст, из «Послания Константинопольскому собору 403 года»).   С емитское слово «ханаан» одного ностратического истока с дравидо-тамильским «анангу» — «мучение», «переживание», «страх», Т. е. «внутренняя сила, находящаяся в предметах, вещах, людях», разрушительная, но и благодатная, требующая постоянного ритуального контроля и подчинения … Читать далее Змей Древний

Шу-Атон, Атланты и Солнечный Павлин

Н астоящее значение врага рода людского Сатаны забылось и в народном представлении иудеев соотнеслось с др.-евр. satan, sitena — «противник в суде, в споре или войне», «препятствующий», «обвиняющий», «подстрекающий»[1], то же, что и арабское «шайтан» (shaitan). «…Разумеется, Сатана не был змеёй. Существо, обманувшее и соблазнившее Еву — это не чешуйчатая рептилия. Змей — перевод слова … Читать далее Шу-Атон, Атланты и Солнечный Павлин

Яматодамаси — мистический дух Японии

Чтобы лучше понять «японский феномен», следует изучить его исторические корни, которые можно проследить уже со второй половины XVII века Первым тезис о национальной исключительности и божественной избранности японцев сформулировал Ямадзаки Ансай (1618-1682), армейский священник. Он стал основоположником нового религиозного течения, стремившегося объединить национальную веру «синто» — «путь богов» — с китайским конфуцианством. Оно получило название … Читать далее Яматодамаси — мистический дух Японии

Радость и вина

ифологическое мышление предков базировалось на идее, что во время происхождения мира смешались антагонистические элементы и что самой главной задачей богов было их разделение[1]. Человеку, соответственно, суждено привыкнуть к этому созданному богами состоянию «разделения», узнать нормы, войти в роль. Однако желанное человеком соединение, сцепление всего в гармонию осуществимо только в мире богов, существование которых есть гарант … Читать далее Радость и вина

Философия, в конце концов

Самый короткий путь к себе идет вокруг мира. Герман Кайзерлинг   …Отак на вітрі Пожежа знищує ліс. Не зраджуй! Тарас Мельничук   1   К иевский русскоязычный ежемесячник «Взгляд» (редактор — докт. хим. наук, писатель, происходящий из Буквины Лесь Качковский) в выпуске 1-2 за 1997 г. предлагает в виде редакционной статьи (без подписи) притчу о … Читать далее Философия, в конце концов

Тараканы чистого разума: Предисловие

Это приложение целиком посвящено творчеству замечательного петербургского философа Алексея Иваненко. В свои 32 года он успел состояться как академический философ. Иваненко защитил кандидатскую диссертацию по философии, получил звание доцента и наработал десятилетний непрерывный педагогический стаж в петербургских вузах. Однако как истинный петербургский интеллигент он не мог замкнуть свои духовные искания в жёстких рамках государственного стандарта. … Читать далее Тараканы чистого разума: Предисловие