Имя: Ульрих фон Гуттен.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 21 апреля 1488 — 29 августа 1523.
Деятельность: Рыцарь, философ-гуманист, писатель, общественный деятель.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis.
Ульрих фон Гуттен был старшим сыном в бедной рыцарской семье. По причине его слабого здоровья отец отдал его в 1499 году в бенедиктинский монастырь в Фульде, чтобы тот стал монахом по достижении нужного возраста. Но Ульриху не понравилось в монастыре, и летом 1506 года он поступил в Эрфуртский университет, затем перешёл в Лейпцигский.
В 1508 году в Лейпциге он заразился сифилисом. В 1509 году Ульрих издал свой первый труд «Немо», в 1511 году — труд о стихосложении «De Arte Versificandi», который стал известен как в Германии, так и за рубежом. В Италии он учился юриспруденции, в 1514 году получил приглашение ко двору майнцского архиепископа Альбрехта, и в Майнце познакомился с Эразмом Роттердамским. Здесь же он написал вторую часть «Писем тёмных людей» с критикой противников Иоганна Рейхлина. В 1522 году стал идейным вождём Рыцарского восстания.
Ульрих фон Гуттен был одним из первых гуманистов, осознавших необходимость объединения сил оппозиции для решительной борьбы против Рима за независимость Германии и свободное развитие культуры. Вопреки устойчивым предрассудкам своего сословия, он блестяще освоил достижения европейского гуманизма и стал выдающимся мастером сатиры, риторики, политической публицистики, самой светской по своим взглядам фигурой среди гуманистов Германии. Он энергично пропагандировал античное наследие, защищал свободу слова от нападок «цензоров наук», славил силу разума и воли человека в борьбе за земное счастье и утверждал, что «Бог помогает лишь тем, кто предприимчив и деятелен». Схоластическое богословие Гуттен воспринимал как лженауку и прибежище невежд. Не отказываясь от дворянской гордости своей родословной, он разделял гуманистические представления о роли личных заслуг человека в обретении подлинного благородства. Гуттен был одним из остроумнейших писателей своего времени, мастерски сочетая гневные обличения с пафосом утверждения гуманистических идеалов.
Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам церковные институты, все ступени церковной иерархии, эксплуатацию Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности «Константинова дара» — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях, — с иронией посвятив это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Тему освобождения страны от римского засилья Гуттен развивал и в других своих диалогах, речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.
Первоначально оценив выступление Лютера против индульгенций как полезную для гуманистов «грызню монахов», Гуттен вскоре осознал национально-политическое значение сочинений и действий Лютера и примкнул к Реформации. Стремясь активизировать широкие слои немецкого общества, он дополнил свои работы на латыни произведениями на немецком языке, преодолев свойственную гуманистам ориентацию на образованные круги. В отличие от Лютера, он стал ведущим выразителем антикняжеских тираноборческих идей и призывал к войне против Рима и попов. Хотя конечные цели его политической программы отражали надежды рыцарства на контроль над обществом, главное место в творчестве Гуттена заняло выступления за единое немецкое централизованное государство, независимую от Рима церковь, развитие культуры на гуманистической основе. За Гуттеном в результате закрепилась слава патриота, борца «за свободу Германии». Его высказывание «Веет воздухом свободы» стало девизом Стэнфордского университета.
Умер Ульрих фон Гуттен в возрасте 35 лет на Цюрихском озере от осложнений сифилиса.