Имя: Иосиф Аримафейский.
Историчность: Скорее всего, мифологический персонаж.
Даты жизни: Первая половина I в. н. э. По легендам о Граале, дожил почти до времён Короля Артура.
Деятельность: Член Синедриона, ученик Иисуса, хранитель Грааля и копья Лонгина.
Почитание: Иногда упоминается как Святой Ecclesia Gnostica Universalis, хотя и отсутствует в официальном списке. Очевидно, входит в число «многих других […] сберёгших Копьё и Чашу […] от варваров» в тексте Гностической Мессы. Почитается как Святой в Римско-католической (день памяти — 31 августа) и Православной церкви (память чествуется в неделю жён-мироносиц после Пасхи).
Согласно евангелиям, Иосиф — богатый и знатный член Синедриона из города Аримафеи, или Рамафы, — был последователем Иисуса. Именно Иосиф просил у Пилата тело казнённого Иисуса и, получив разрешение снять его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с ещё одним учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей, которой, согласно традиционной, но научно опровергнутой версии, считается Туринская плащаница. Христиане полагают, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (Ис.53:9). В апокрифических текстах («Евангелие Петра», «Деяния Пилата» и др.) содержатся другие сведения об Иосифе. Так, например, «Евангелие от Петра» сообщает, что Иосиф Аримафейский был другом Понтия Пилата.
История Иосифа получила большое распространение благодаря легенде о Святом Граале — чаше, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери. Различные части этой истории изложены в романе «Иосиф Аримафейский» (ок. 1215) французского поэта Роберта де Борона, якобы переведшего легенду с латыни. После казни Иисуса Иосифа схватывают евреи и сорок два года держат в тюрьме, куда Христос приносит чашу со своей кровью (по более известной версии, кровь собирал сам Иосиф). Веспасиан, излеченный от проказы куском плащаницы, освобождает Иосифа. По приказу голоса Иосиф с обращёнными в христианство людьми покидает Иерусалим, неся с собой чашу. Он приходят в Саррас (откуда произошли сарацины), чьего царя, Эвелака, пытается обратить в христианство. Христос назначает Иосафа, сына Иосифа, хранителем чаши и епископом, языческие идолы разваливаются.
Когда Эвелак готовится противостоять Толомесу, египетскому захватчику, Иосиф помечает щит Эвелака красным крестом и просит его в случае нужды смотреть на этот крест и молиться Христу. Эвелака поддерживает его зять, Сераф, но Толомес всё равно побеждает. Оказавшись в плену, Эвелак смотрит на щит и видит ребёнка, истекающего кровью. В ответ на молитву Эвелака появляется белый рыцарь и обращает поражение в победу. Вернувшись в Саррас, царь благодарит бога Иосифа. Сераф становится в крещении Насиеном, а Эвелак — Мордрейном. Пять тысяч подданных Эвелака также обращаются в христианство.
Иосиф покидает Саррас и со своими товарищами прибывают в Англию по морю: носители чаши идут по воде, как по суше, другие шагают по рубашке Иосифа, кроме двух грешников, которые тонут. В Британии к Иосифу присоединяется Насиен. С помощью Грааля Иосиф насыщает двенадцатью хлебами 500 человек, затем вместе с Иосафом обращает в христианство английских язычников. Мордрейн, жена Насиена и дочь Лабеля прибывают в Англию, так как Христос приказал Мордрейну отомстить королю Круделю из северного Уэльса, заточившего в темницу Иосифа и его друзей. Приблизившись слишком близко к Граалю, Мордрейн слепнет и становится отшельником. Он основывает аббатство Белых Братьев и живёт там двести лет, пока не приходит Галахад. Умирая, Иосиф отдаёт Грааль некоему Алейну, двенадцатому из сыновей Бронса. Тело Иосифа переносят в аббатство Глэйя, которое позже станет Гластонбери, а от брата Алейна, Джошуэ, рождается Пелле, мать Галахада.