Симон Волхв

Имя: Симон Волхв, Симон Маг.

Историчность: Вероятно, исторический персонаж.

Даты жизни: Не раньше кон. I в. до н. э. — не раньше сер. I в. н. э.

Деятельность: Основатель гностической секты симониан и христианского гностицизма как такового.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis.

 

Симон Волхв из самарийского местечка Гиттон — современник апостолов, по преданию, основатель существовавшей до III в. гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы, Елены Тирской). По общему мнению некоторых древних христианских писателей (Иустин, Ириней, Ипполит, Тертуллиан и пр.), Симон Волхв был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви.

Главные известия о его жизни и учении имеют исторический характер. Первое свидетельство о нём находится в книге Деяний Апостолов (8:4-24), где рассказывается, что диакон Филипп, успешно проповедуя евангелие в Самарии, крестил там, помимо прочих, и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией». Когда из Иерусалима прибыли апостолы Пётр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Духа Святого на крещённых, Симон Волхв предложил им денег за сообщение ему их «секрета» и был строго обличён и отвергнут апостолом Петром. Симон смиренно принял обличение и попросил апостолов помолиться за него.

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников. Из Самарии Симон прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем. Симон объявил, что он есть «отец» — три явления единого сверхнебесного Бога: как отец, он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын — в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ею космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus. Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне — о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной — воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мёртвым.

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах — отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностицизма и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему сочинения «Великое изъяснение», откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это сочинение вышло из среды ближайших последователей Симона.