И как-то сами собой закрываются глаза на то, что наш американский Павлик ненавидит стариков, потому что в западной культуре царит культ молодости. Ненавидит бедных, но лезет со своей навязчивой благотворительностью, потому что он гуманист. Ненавидит некрасивых людей и ненавидит людей, которые красивее его, потому что в западной культуре царит культ красоты.
Как-то сами собой закрываются глаза на то, что наш американский революционер — типичный мещанин, влюблённый в свои кожаные чемоданы и страдающий приступами немотивированной агрессии и всякими маниакальными состояниями, для которого одноклассник-самоубийца (покончивший с собой лишь из-за того, что его попросили извиниться) — это герой.
Я не берусь утверждать, что Сэлинджер был буддистом, но в этой книге есть, как минимум два момента, указывающие на это:
1) Извечный холденовский вопрос с утками.
2) Сожаление Холдена о том, что в этом мире не может быть всё неизменно, как в музее.
В одной дзенской истории рассказывается о двух монахах, которые прогуливались среди цветущих сакур и увидели летящих уток. Проводив их взглядом, один из них сказал: «Утки улетели», — а второй сильно схватил его за нос и спросил: «Куда они улетели?» — и первый монах получил мгновенное сатори, потому что, исходя из философии дзен, утки не могут никуда улететь. Исходя из философии дзен, в этом мире всё всегда неизменно, как в музее.
Если читать эту книгу с обыкновенных гуманистических позиций, то мы получаем заурядную книжонку, повествующую о неправильном мире вокруг, такой манифест воинствующего гуманиста, но потому-то эта книга и незаурядная, что повествует не о мире вокруг, а о внутреннем мире Холдена. На протяжении всей книги Холден ничего не сообщает нам о мире вокруг, он сообщает нам СВОЁ МНЕНИЕ о мире вокруг.
Наш американский Павлик совсем не глуп, он способен оценить действительно талантливый рассказ своего брата и бейсбольную перчатку, расписанную стихами и превращённую, таким образом, в арт-объект. Холден — это типичный представитель западной интеллигенции, которые на протяжении не одной даже сотни лет создавали ошибочные духовные ценности западной культуры.
Это книга о внутреннем мире типичного представителя западной интеллигенции — интеллектуала и эстета, который падает в пропасть, стоя на асфальтовой дороге. Это история типичного представителя западной культуры, которая начинается в психушке…