Имя: Хильдегарда Бингенская.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1098 — 17 сентября 1179.
Деятельность: Монахиня, настоятельница монастыря, автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, трудов по естествознанию и медицине.
Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis. Неофициально почитается как святая в католической и англиканской церкви. В октябре 2012 года папа Бенедикт XVI собирается официально канонизировать Хильдегарду Бингенскую и присвоить ей титул Учитель Церкви.
Хильдегарда родилась в Бермерсхайме (Рейн-Гессен), в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. В 8 лет она была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св. Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало, по меньшей мере, элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев. После смерти Ютты в 1136 году Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной. В 1147-1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину. В 1165 году был создан филиал монастыря в Айбингене, сохранившийся до сих пор.
Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд Sci vias lucis («Познай пути света, то есть Господа»), визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда.
С детских лет Хильдегарда сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений». В него вошло более 70 одноголосных песнопений, сгруппированных по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей», которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом.
Среди других важных работ Хильдегарды следует, прежде всего, назвать написанную около 1150-1160 годов «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий», которая сохранилась в виде двух частей, «Книги о простой медицине» и «Книги об искусстве исцеления». В первой части описываются растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и иными свойствами, причём некоторые их этих сведений и советов не потеряли свою актуальность и по сей день. Во второй части Хильдегарда обращается к человеческому телу, его органам и функциям, причинам и методам лечения болезней.
В наследие Хильдегарды входят также более короткие работы, в том числе биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь, а также множество писем. Среди адресатов Хильдегарды были такие известные личности как папы Евгений III, Анастасий IV, Адриан IV, патриарх Иерусалимский, просивший её молиться за него, и святой E.G.C. — германский император Фридрих I Барбаросса, которого она критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы и оказывая поддержку, но временами касалась и своих мистических переживаний. Хильдегарда много путешествовала в окрестностях и часто принимала стремившихся повидаться с нею посетителей.
Умерла Хильдегарда в 1179 году в основанном ею монастыре Рупертсберг. Её житие было написано монахами Готфридом и Теодорихом.