Неоплатоники утверждали, что о порче вещей можно судить лишь до тех пор, пока есть то, что портится, о Зле — пока есть Благо. Добро и Зло выступают как объективное проявление парных божественных атрибутов: милосердия и мщения. Они есть суть желания Всевышнего манифестировать себя. Но если это так, то следует признать естественность присутствия в мире Добра и Зла, а также бессмысленность преодоления последнего. Отсюда следует полное подчинение предначертанной Богом доле, признание нецелесообразности высоких помыслов и усилий, направленных к личному совершенствованию, отрицание свободы воли, данной Богом Человеку. В действительности, хотя Добро и Зло объективны, Человек свободен сделать выбор. К сожалению, чаще он выбирает Зло.
Мусульманские мистики считают, что грехопадение Адама — прародителя людей — произошло вследствие искушения его Сатаной. Но не соверши Адам грех, он не был бы изгнан из Рая и не смог бы стать хозяином Земли. Для суфия Сатана не враг божий, а союзник его в деле испытания и совершенствования Человека. Согласно аль-Халладжу, Иблис (Сатана) первоначально был ангелом, причём самым правдивым и преданным Богу. Среди обитателей неба никто не мог сравниться с ним в убеждённости, что Бог един. Падение Иблиса произошло после того, когда Бог потребовал от него, чтобы тот склонился перед Адамом, которого Он сотворил и который был частицей Его. И тогда Иблис возразил: «Ни перед кем другим, кроме тебя… Я отвергаю твой приказ, чтобы подчеркнуть твою святость. Что такое Адам? Без тебя — ничто». И далее: «Он меня отодвинул далее других, чтобы иметь возможность видеть моё усердие… Он меня покинул, потому что сделал создателем своего предвидения. Он сделал меня таковым, чтобы отличить меня от других». Итак, Адам — творение Бога, его частица, а значит (т. к. Бог бесконечен и беспределен, с точки зрения математической логики — теории множеств) и сам он бесконечен и беспределен. Но не совершенен. А для его совершенствования необходимо Зло — двигатель единства и противоположности. В борьбе со злом Человек совершенствуется и приближается к духовности Бога, постепенно приближаясь к нему. Но Бог настолько глубок и беспределен, что невозможно сравняться с ним Человеку.
Ни одна религия не обходится без понятия Зло. Это борьба светлого и тёмного начала в человеческом подсознании, это отношения личностей с различными религиозными и нравственными мировоззрениями, это различное отражение в зеркале земного существования личности. Зло нераздельно со страданием, а страдание — это путь человека к очищению от скверны, гордыни, зависти. Страдание также память о времени. В Талмуде сказано: «Человек приходит в Мир для страданья. Кто не страдает, тот не человек».
«Безгранична энергия Зла и безверия. Никто не в силах посчитать её запасы. Она не программируется для компьютера, да и какая счётная машина могла бы дать ответ по формуле высшей математики страдания, где десятки лет надо было перемножать на миллионы замученных, прибавить многие миллионы потерпевших, разделить на бессильный гнев, возвести куб непреходящего ужаса, взять интеграл в пределе от разорённого крестьянина до убитого академика, снова возвести в квадрат бесконечной нищеты, вычесть все права и возможности, извлечь корень смысла жизни, продифференцировать по униженности и покорности, смирению, ещё раз разделить на состояние всеобщего похмелья, вынести постоянную миллиардов пролитых слёз и представить весь народ стройными логарифмическими рядами бессмысленных цифр статистики. Высшая математика страдания. Беспредельная энергия ненависти. Её испепеляющее ужасное пламя пока под спудом. Люди измучены растворённой в них энергией ненависти. Они неосознанно мечтают освободиться от неё и однажды пламя этой ненависти вспыхнет, затмив солнце своим неистовым полыханьем. Придёт умытая кровью Злоба и с криком кинется на людей. История людской жестокости померкнет, ибо энергия ненависти не переходит в другие формы, пока не выжжет всё дотла. Обиталище этой невиданной энергии станет пустыней. Конец света. Наверное, это и будет Армагеддон». Именно так охарактеризовано Зло и энергия ненависти в книге братьев Вайнер «Петля и камень в зелёной траве».
Зло всегда порождает Зло, даже, если зло творят во имя будущего всеобщего добра, счастья и процветания человечества. Энергия Зла, вероятно, передаётся экосфере, окружающей нас среде. Возможно, не случайно в зонах Земного шара, где идёт война, где атмосфера насыщена злобой и ненавистью, чаще, чем в других местах, возникают природные катаклизмы — землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы, тайфуны.
Невозможно посредством Зла построить счастливое, процветающее общество. Пример — Третий Рейх, Коммунистическая Российская империя, Камбоджа. В итоге строители такого общества, основанного на Злобе, гибнут в первую очередь. На смену им приходят не менее одиозные личности. Но и их сметает История.
Но, вероятно, как и думали древние, да и современные философы, Зло неистребимо и в то же время необходимо для прогресса духовности. Именно оно ускоряет процесс духовного совершенствования.
Л. Фейтфангер пишет: «Подобно тому, как один человек должен испытать немало зла, чтобы стать воистину добрым, так и человечеству необходимо пройти через царство Зла, чтобы подняться в царство Добра. Без Сатаны, без Антихриста немыслим Христос, без тысячелетнего царства греха, без кары за грехи не может осуществиться обетованное спасение».
«Да послужишь ты Господу и дурными твоими помыслами», — говорили иудейские учителя («Завет иудейских учителей»). «Ищите в дурном хорошее, в хорошем — дурное», — вторит им великий Станиславский.
Зло от неудовлетворённости — высшее благо. Но оно доступно далеко не всем. Как бороться со Злом внутри своего сознания? Древние говорили, что одна из причин зла есть печаль. Не следует предаваться печали, так как это сильнейший яд. Он убивает слабого. Кто предаётся печали, горю, когда приходят невзгоды, того покидают силы и мужество. Ему кажется, что зло победило. И тогда он нередко прибегает ко злу. Следовательно, борьба с неудовлетворённостью является также борьбой со злом. И прежде всего со злом внутри себя. По крайней мере, эта борьба не вредит окружающим, но, несомненно, приносит пользу каждому в отдельности. «Дьявол искушает человека, — говорит Фазиль Искандер, — предлагая ему якобы совсем не страшное Зло. Это ведь обыденно, это встречается каждый день, это совсем не страшно, это никто не замечает. Зато потом будет хорошо. И Человек чаще всего соглашается с Дьяволом».
Самая опасная и пока совершенно непобедимая человеческая страсть, граничащая с величайшим злом, есть властолюбие. «Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самое свирепое — властолюбие… ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие, — писал Виссарион Белинский. — Все войны, нашествия гуннов, татар, рождения и крушения великих империй — в первую очередь результат деятельности этой страсти. И, к сожалению, все эти беды, как правило, инициируются одним человеком — вождём. Он и есть носителем великого Зла, вероятно, порождение и слуга дьявола». «Великий человек — всегда народное бедствие», — говорит древняя китайская мудрость. Хорошо о нраве властителя сказал Наполеон: «Когда о каком-то короле говорят, что он был добр, значит, его правление не удалось». Человек, приходя к власти, полон великолепных планов переустройства общества для его же блага. Но, получив власть, становится в лучшем случае рабом обстоятельств. В любом государстве столько проблем и противоречий, различных партий, что правитель волей-неволей становится деспотом. Да ещё привыкание к власти. Боязнь её потерять. И никакие демократии не могут ликвидировать процессы страстей властолюбия в сознании правителя. И вот он уже готов на любое Зло, лишь бы сохранить власть. Власть делает человека его рабом. «Не то делаю, что хочу, а то, что ненавижу, делаю», — говорит апостол Павел в «Послании к римлянам». И, конечно же: «Власть без злоупотребления теряет свою прелесть», — Поль Валери, французский поэт-символист.
«Власть — это идея, которая, вылетев из головы, становится деянием, побеждает тупую действительность. Подавляющее число людей мирятся со свершившимися фактами. Они говорят: раз это так, то так должно и быть. В этом и состоит великая косность, великий порок людей…» (Л. Фейтфангер, «Лже-Нерон»). Никто, достигнув власти, ощутив её силу, не смог остаться самим собой, прежним, относительно свободным человеком. Страсть власти сжирает его. Итак, властолюбцы — сеятели Зла. В то же время народ, беспрекословно подчиняющийся власти — пособник распространения Зла. А возможна ли власть без Зла? Наверное, нет. Так как Бог сотворил Человека по образу и подобию своему и дал ему свободу воли, то человек подсознательно желает подражать Богу, у которого абсолютная власть. Но при этом человек забывает, что Бог обладает одновременно и абсолютным светом любви, которую человеку нужно ещё приобрести.
Часто видимое Добро переходит в Зло. Примером может служить западноевропейская толерантность. Правительства Западной Европы создают условия для иммиграции людей с Востока. В этом есть определённая необходимость. Во-первых, выгода для работодателей, во-вторых, нежелание аборигенов выполнять дешёвую и часто грязную работу. Западная толерантность призывает граждан своей страны с пониманием относиться к менталитету приезжих, с терпимостью — к их религии. Иммигранты вскоре получают гражданство и определённые социальные льготы. Эти льготы позволяют иммигрантам жить намного лучше, чем они жили бы в своей стране. Но они вскоре забывают об этом. А их дети вообще считают, что общество им что-то должно, и часто не желают выполнять работу, которую выполняли их отцы и деды. Внутри стран Западной Европы возникает балласт, тяжесть которого ложится на плечи аборигенов. Кроме того, толерантность предполагает уступки со всех сторон. Но бывшие иммигранты не желают ассимилироваться, а живут общинами, в которых царит менталитет их бывших родин. Мало того, они навязывают свой менталитет аборигенам стран, где они проживают. Строят мечети, устраивают уличные молебны, вызывая неудовольствие основных граждан. Они образовывают анклавы, в которые боятся заходить местные жители.
Есть примеры: Косово, когда иммигранты, приглашённые в своё время Б. Тито, как беженцы и угнетённые в своей стране, размножились и через много лет стали считать землю сербов своей исконной родиной и на этом основании образовали своё государство, изгнав местных сербов. И западноевропейские либералы признали их права. В результате в центре Европы возникло криминальное государство. Но либералы запада предпочитают не замечать этого. Итак, и здесь первоначальное добро породило Зло. Западноевропейская толерантность уже породила Брейвика. Конечно, убийство детей во имя предупреждения общества об опасности — абсурд и величайшее Зло. Но если Запад не поймёт сигнал, то появятся тысячи пусть не таких кровожадных и безумных, но явно фашиствующих особей, и снова наступит хаос, взаимное истребление. Вероятно, толерантность — это оружие людей, стремящихся к мировому господству. Кто они? Пока нельзя точно указать их адрес. Но они, несомненно, существуют, обладают огромными финансовыми, технологическими и психологическими возможностями. Они — порождение Дьявола, а может быть и сам Дьявол, который, как и Бог, бессмертен.