Имя: Вирупа.
Историчность: Возможно, исторический персонаж.
Даты жизни: Вероятно, не ранее IV-V вв. н. э. (предположительное время возникновения тантрического буддизма) и не позднее XII в.
Деятельность: Йогин.
Почитание: Лев Будды.
Вирупа родился на востоке, в Трипуре, в столице царства Девапалы. В Южной Индии существовал буддийский центр Сомапури («Город Луны»), круг Дхармы в несколько тысяч человек. Там Вирупа попросил посвящение. За двенадцать лет он дважды повторил мантру Ваджраварахи миллион раз, но ни сном ни духом не увидел ни следа сиддхи. Придя в отчаяние, он разорвал свои чётки и выбросил их в отхожее место.
Вечером, без чёток, он оказался на обязательной молитве. Неожиданно появилась дакини. Она вернула ему чётки со словами ободрения: «Дорогой ученик, не теряй надежды на моё благословение. Делай практику, которая исключает все знаки и концепции. Самое естественное, постоянно присущее состояние ума и есть сущность Ваджраварахи. Имеешь её в себе, а ищешь на стороне. Ты неопытен, как ребёнок. Наш ум — драгоценность, исполняющая желания, если не затемняешь её грубостью суждений». После этого случая Вирупа практиковал двенадцать лет и обрёл сиддхи.
Однажды служка купил вина и мяса и принёс ему; после этого Виpупа стал ловить голубей и есть. Когда голубей не стало, монахи заинтересовались: «Кто среди нас поедает голубей? Монах не может заниматься этим». Монахи осмотрели кельи, и в том числе келью Вирупы. Заглянув в окно, они как раз застали его за вином и голубиным мясом. На ближайшем же собрании было решено изгнать Вирупу из вихары. В день изгнания он поднёс образу Будды своё монашеское одеяние и чашу для подаяния, сделал поклоны и вышел. Один из последних монахов на дороге спросил его: «Куда пойдёшь ты теперь?» Вирупа ответил: «Вы изгнали меня, к чему это любопытство?»
Неподалёку было большое озеро. Вирупа сорвал цветок лотоса и поднёс его Будде. Потом на краю озера он встал на лист лотоса и побрёл по воде на другой берег. Те, кто был в Сомапури, исполнились раскаяния и сожаления. Они поклонились Вирупе и, схватив его колени, обратились к нему: «Зачем же вы убивали птиц?» — «Я никого не убивал», — ответил Вирупа и попросил служку принести останки. Когда мастер щёлкнул пальцами, перья превратились в голубей, ещё более гладких и упитанных, и все вокруг были этому свидетелями.
Покинув общину, Вирупа добрался до Канасати и купил в харчевне вина. Девушка подала ему вино и рисовые лепёшки, которые ему очень понравились. Он оставался за столом два дня, и солнце не двигалось, а тамошний царь, озадаченный, потребовал узнать, кто сотворил это чудо. Богиня солнца явилась царю во сне и сказала: «Странствующий йогин оставил меня в заклад девушке из харчевни». Через некоторое время, когда царь и его свита заплатили за вино, расход которого уже достиг колоссальных размеров, Вирупа направился в страну Индра. Там был сорокаметровый образ Шивы. Вирупе предложили поклониться ему, но он ответил: «Старший брат не обязан кланяться младшему». Царь и его приближённые закричали, что убьют Вирупу, если он тут же не сделает поклонов. Когда мастер сложил руки и сделал простирание, огромная статуя раскололась пополам, и раздался голос: «Я подчиняюсь тебе!» После клятвы колосс вновь стал целым, как и был. Местные жители посвятили Вирупе все дары, принесённые статуе Шивы, и обратились в буддизм.
После этого Вирупа отправился в Девикоту, где почти всё население к тому времени стало колдунами и ведьмами. Они зачаровывали любого, кто решался остановиться у них. Прибыв туда, мастер сразу нашёл, где ему поесть, но не смог отыскать места для ночлега. Единственный буддист, которого он встретил, молодой брахман, рассказал ему, что в стране совсем не осталось людей, поскольку все стали ведьмами, и это приносит неисчислимый вред. Они прошли в заброшенный храм, где мастер мог остановиться. Здесь он дал юноше посвящение и научил его мантрам.
Тем временем ведьмы решили принести обоих буддистов в жертву, но были остановлены юношей-брахманом. Позже они заметили Вирупу на стволе поваленного дерева. Схватив мастера вместе с деревом, они хотели сварить его в вине, но он выпил всё, что у них было. Тогда, пытаясь убить его, они испустили пронзительный шипящий крик, но Вирупа рассмеялся в ответ двенадцатью взрывами ужасающего хохота, и все ведьмы упали замертво от страха. Вирупа обязал ведьм дать обет, что отныне они примут Прибежище в Будде и не будут вредить другим буддистам. Они не должны наносить вред ни одному живому существу, разве что иногда отпить немного крови у тех, кто живёт без Прибежища или не следует пути Просветления. Если же они нарушат обет, им отрежут головы, и северный Якша выпьет их кровь. Позже мастер включил связанных обетом ведьм в число защитников Дхармы.
И снова Вирупа вернулся в Девикоту. Шива и богиня Ума создали для него на дороге призрачный город с населением 450 000 человек, а боги Небес «Тридцати Трёх» и всех высших миров подносили ему дары. Прочтя последние наставления в стихах, Вирупа, как утверждает традиция, в своём теле «ушёл в ясный свет».