Глава 5. Подвиги Шивы
Появление мирового яда
Однажды боги решили поднять амриту из мировых вод.
Амрита — это небесный нектар, содержащий эссенцию всей жизни. Любой, кто выпивает его, становится бессмертным, живущим так же долго, как сам космос. Боги жаждали достичь этого.
Воды пролегали в бесконечности; чтобы вспахтать их, боги соорудили необыкновенную машину. Ее основой была Акупара, божественная черепаха. На ее спине была установлена гора Мандара, небесная ось, вокруг которой, как устройство для пахтания, пребывал Шеша, Змей вечности.
Адитьи и Дайтьи, боги света и тьмы, тянули за хвост и шею Змея, сначала в одну сторону, затем в другую. В результате воды стали вращаться и крутиться, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Пена собралась возле горы, и воды начали сворачиваться.
Боги проверили воды на первые признаки Амриты. Но, к их испугу, первое, что появилось на вспенившейся поверхности, было темным и липким, накипью-пеной, источающей едкие испарения; это был чудовищный яд Халахал! Яд начал растекаться вокруг, заражая воды и отравляя воздух. Шешу начало тошнить; Акупара потерял контроль над недрами. Все боги отравились и стали слишком слабы, чтобы даже позвать на помощь; само бытие космоса оказалось под угрозой.
В этот самый момент на месте событий появился Шива. Он вычерпнул смертоносную жидкость и выпил ее, как будто она была сладким вином.
Парвати, опасаясь за Шиву, взяла его за шею и остановила прохождение яда в его тело. Яд остался в горле Шивы. Он впитался в кожу его шеи и окрасил ее в синий цвет.
Действия Шивы спасли космос. С уходом яда воздух стал свежим, а океан — чистым. Боги восстановили свою силу и возобновили пахтание.
Когда, наконец, появилась Амрита, боги жадно выпили ее. Потом они вспомнили об ужасном Халахале. Вдруг они осознали, что желание вечной жизни чуть не разрушило всю вселенную.
Они поблагодарили Шиву за его своевременную помощь. Чтобы увековечить это великое событие, Вишну дал Шиве новое имя: Нилакантха, тот, у кого синяя шея.
Третий глаз
Однажды Парвати, играя, прикрыла глаза Шивы руками. Едва она так сделала, весь мир погрузился во тьму. Глаза Шивы содержат силу солнца. И они были закрыты Парвати.
«Спаси нас!» — воскликнули боги, демоны и люди. Без солнца весь космос был обречен.
Тогда Шива открыл свой третий глаз и через него выпустил свои энергии.
Солнце вновь ярко засветило.
Молитвы благодарности были поднесены всей вселенной трехглазому богу по имениТрилочан Махадэв.
Происхождение Ганги
Бхаджиратх, принц клана Икшаваку, однажды наткнулся на кучу пепла. Из нее донесся скорбный плач 60 000 юношей. Их печальные рыдания растревожили доброго принца. «Кто эти люди?» — спросил он своего деда, мудрого Аншумана.
Аншуман рассказал ему трагическую историю 60 000 сыновей Шагара.
«Давным-давно мой дед, царь Шагар, правил этой землей. Завидуя его растущей силе, Индра, царь небес, украл его лошадь. Мои дядья нашли ее в жилище мудреца Капилы. Они обвинили отшельника в краже, как и надеялся Индра. Разозленный этим обвинением, Капила призвал силы магии и сжег моих дядей дотла. Так как они были убиты раньше своего времени, их души застряли в сумеречной зоне, между жизнью и смертью».
«Есть ли для них хоть какая-то возможность?» — спросил Бхаджиратх.
«Да, но она невыполнима. Если их пепел буден предан Ганге, небесной реке, они смогут продвинуться к своей следующей жизни. Но Индра не позволит нам подняться на небеса, и Ганга никогда не спустится на землю. Так что наши предки обречены страдать целую вечность».
«Посмотрим, смогу ли я помочь. Я заставлю Гангу спуститься», — поклялся Бхаджиратх.
Бхаджиратх ушел из своего дворца и стал аскетом. Он постарался умилостивить богов практикой ужасных аскез. Его тапас, который включал сто лет голодания и воздержания, вынудил Индру позволить Ганге спуститься с небес.
Когда Ганга услышала про это, она презрительно рассмеялась: «Мое снисхождение с небес разрушит все до основания на земле, — сказала она. — Города, джунгли, даже горы будут смыты мощью моих вод».
Обеспокоенный гордыней Ганги, Брахма сказал Бхаджиратху обратится к Шиве: «Он великийКапардин-Джатадхари, обладатель густых волос. При помощи своих локонов, умащенных баньяновым соком, он поймает эту великую реку, как веревками спутывают блуждающих быков».
Бхаджиратх стал молиться Шиве: «Можешь ли ты помочь, Великий Господин?»
Шива сказал: «Пусть самолюбивая Ганга сойдет с небес. Я остановлю ее поток и разрушу ее тщеславие».
Шива стоял на горе Мандара, космической оси. Он смотрел на небеса в готовности поймать реку. Все собрались подле него, чтобы быть свидетелем этого события: боги, демоны, люди, птицы и звери.
Ганга обрушилась из своей небесной обители с силой, равной сотням тысяч океанических потоков. Звук был оглушительным. Казалось, что Ганга собиралась смыть всю землю. Мир затрепетал в ожидании.
Ганга упала точно на макушку головы Шивы. Она надеялась расколоть череп своей силой. Вместо этого она запуталась в его густых волосах. Спутанные пряди и плотные пучки волос поймали ее воды в ловушку, твердо сдерживая ее поток. Захваченная волосами Шивы, строптивая река, наконец, появилась из верхнего пучка волос, но не как сильный поток, а просто как струя, которая мягко текла в сторону моря и делала плодородной землю на своем пути.
Бхаджиратх бросил пепел своих предков в божественную реку. Они появились в виде духов и перед тем, как двинуться дальше к своей следующей жизни, дали Шиве имя Гангадхар, тот, кто управляет могущественной Гангой.
Ганга стала второй женой Шивы.
Даже сегодня люди бросают пепел своих предков в Гангу в надежде сделать безопасным путешествие в следующую жизнь.
Былинка
Однажды боги сидели перед Брахмой, хвастаясь своими умениями. «Я могу сжечь океан своим пламенем», — сказал Агни, бог огня. «Я могу сдуть горы порывами штормового ветра», — сказал Вайю, бог воздуха. А Индра, царь богов, повелитель молнии, сказал: «Я могу сокрушить всех демонов своим оружием, ваджрой».
Брахма впал в уныние от высокомерия своих сыновей.
Вдруг на сцене появился якша. Он держал былинку на своей ладони. «Может ли кто-нибудь из вас избавиться от этой былинки?» — спросил он. Агни извергнул огонь; он шипел и потрескивал, но к своему удивлению обнаружил, что былинка осталась невредимой. Вайю надулся и породил ураган, но былинка отказывалась даже пошевелиться. Индра применил ваджру и выпустил свою молнию, но былинка осталось такой же, как и была.
«Что это все значит?» — спросили боги.
«Это значит, что за каждой великой силой находится еще одна, более великая», — ответил якша.
«Кто это сказал?»
«Шива».
Якша исчез, и наступила тишина. Агни и Вайю, усмиренные произошедшим, повесили пристыженно головы. Но Индре этого было недостаточно: «Что он о себе возомнил, этот Шива?» Индра взял свою ваджру и отправился к Кайласу, чтобы преподать Шиве урок.
Он увидел перед собой нагого аскета, авадхута. «А где Шива?» — спросил Индра.
«Это я», — спокойно ответил аскет.
«Ты набрался дерзости учить меня, царя богов?»
Шива не ответил.
Его молчание взбесило Индру. Он поднял свою ваджру, чтобы поразить его. Шива открыл свой третий глаз. Брахма понял, что сейчас может произойти.
«Постой! — закричал он, умоляя Шиву не причинять вреда Индре. — Не убивай Индру. Он предводитель богов; без него будет потеряно космическое равновесие».
Тогда Шива сбросил свой огонь в океан.
«Скоро Индра повстречает равного противника, и его гордыня будет разрушена, — сказал Шива. — Он осознает, что хвастовством не выигрывают сражения».
Джаландхара — морской демон
Огонь Шивы обжег воды океана. Из пара возник демон по имени Джаландхара.
Сразу после своего рождения он стал предводителем демонов. Он повел их на борьбу против богов и одержал великую победу. Индра был совершенно унижен, повержен, покорен и выдворен с небес. Он был лишен своего трона, дворца, богатства, силы и власти, его ваджра была выброшена.
Индра пошел к Брахме за помощью. «Как я могу победить Джаландхара?» — спросил он.
«Ты не сможешь. Только Шива может», — ответил мудрый создатель.
Индра вспомнил и пожалел о высокомерии, которое он проявил не так давно.
«Поможет ли Шива тому, кто оскорбил его?» — поинтересовался он.
«Шива никогда не держит зла».
Джаландхара, как Индра перед Шивой, заявил: «Я самый великий воин в мире».
«Нет, ты не таков, пока не победишь Шиву», — сказал Индра.
«Кто этот Шива?» — спросил Джаландхара.
«Один отшельник».
Джаландхара рассмеялся и поспешил к Кайласу, чтобы сразиться с Шивой.
Шива улыбнулся и большим пальцем очертил круг на земле: «Я буду сражаться, только если ты сможешь удержать эту часть земли на своей голове».
«Да! Я смогу, — похвастался Джаландхара. Он вырвал часть земли, которую обозначил Шива, и поместил ее себе на голову. — Видишь, я могу это сделать».
Внезапно круглый кусок земли на голове Джаландхары начал крутиться, как диск, и увеличиваться в размере. Прежде чем он смог что-либо сказать, диск стал таким большим и настолько давящим, что расколол его череп и сломал его позвоночник.
Последнее, что услышал Джаландхара прежде, чем испустил дух, были слова Шивы: «Я ношу Луну на своей голове, а ты не можешь выдержать даже небольшой кусок земли. И при этом ты считаешь, что ты самое сильное существо во вселенной?»
Прикосновение Бхасмаки
Однажды Шива употребил целый горшок бханга, потерял рассудок и перестал отличать реальность от опьяняющих снов. В этом состоянии он даровал демону по имени Бхасмака силу убивать любое создание простым прикосновением.
Демон решил опробовать эту силу на самом Шиве. Он угрожающе потянул свои руки по направлению к Шиве.
Шива, мгновенно протрезвев, вскочил и убежал. Весь космос был свидетелем этого происшествия: Шива, преследуемый Бхасмакой.
Они бы рассмеялись, если бы не осознавали всей серьезности ситуации: разрушение Шивы привело бы к космическому уничтожению.
Шива поспешил к Вишну. «Помоги мне!» — прокричал он.
«Я помогу», — пообещал космический спаситель. Приняв восхитительную женскую форму, Мохини, Вишну появился перед Бхасмакой. Взглянув на нее, демон забыл про Шиву. «Могу ли я обнять тебя?» — спросил он.
Мохини заглянула в его глаза и сказала: «Только если ты потанцуешь со мной».
Мохини начала танцевать, и Бхасмака повторял все ее движения.
Когда она поставила левую ногу вперед, он сделал то же самое. Затем она положила правую руку себе на пупок, он сделал то же самое. Наконец, когда она положила свои руки на макушку головы, он сделал то же самое. Вместе с этим собственное тело Бхасмаки вспыхнуло в огне.
Вишну спас жизнь Шиве; за это Шива был очень ему благодарен.
Наука омоложения
Шукра (планета Венера) практиковал ужасные аскезы, чтобы изучить науку бессмертия.
«Нет такой науки. Все, что рождается, должно умереть», — сказал Шива.
«Тогда научи меня науке омоложения, Сандживани Видья, которая может излечить любое заболевание и залечить любую рану».
Шива, повелитель всех трав и всех лекарств, научил этой науке Шукру.
Шукра стал наставником демонов. Используя свои знания, он был способен оживлять и восстанавливать здоровье всех тех, кто был ранен в сражениях с богами. Поэтому асуры никогда не страдали от потерь на войне.
Брахма пожаловался Шиве: «Шукра нарушает космический баланс, оживляя асуров, погибающих в небесных баталиях. Сделай что-нибудь. Останови его! Убей его!»
«Я остановлю его, нет необходимости убивать его», — сказал Шива.
В следующий раз, когда боги и демоны сражались, странное существо появилось на горизонте. Это была великанша-людоедка по имени Критья, гана Шивы. Она втянула Шукру в своё тело. Там он и остался — нерождённый, неспособный использовать свою магию для помощи демонам. Благодаря этому сражения богов и демонов стали проходить честно.
Брахма посмотрел на Шукру, заключенного в утробе Критья, и улыбнулся изобретательности Шивы… только Махакала мог лишить существо жизни без того, чтобы убить его!
Три летающих города
Три демона однажды построили три летающих города, Трипуру. На этих летающих городах демоны появлялись везде со своими армиями и семьями; ни одна гора не была слишком высокой для них, ни один океан не был слишком широким. Словно соколы, налетали они на города для насилия, грабежа и террора вселенной. Они казались неостановимыми.
«Они должны быть уничтожены», — решили боги.
«Но как?» — поинтересовался Индра.
«Только при помощи единственной стрелы!» — сообщил Брахма, хранитель всех знаний.
«Но это невозможно, — пожаловались они. — Нет такого охотника, который мог бы убить двух птиц одной стрелой, не то что разрушить три летающих города».
«Это вполне возможно, если есть подходящий стрелок, обладающий нужным луком и стрелой, перемещающийся на подходящей колеснице», — сказал Вишну. Все знали, что он говорил про Шиву, который также известен как Шарва, космический стрелок-лучник.
«Он может это сделать», — согласились они.
«Но только когда три города будут расположены на одной линии», — напомнил Индра.
«Не беспокойтесь, — заверил Вишну. — Я просчитал курс этих трех городов, и я знаю, что очень скоро они выстроятся в одну линию, но лишь на мгновение. Если именно в этот момент Шива выпустит стрелу, они обязательно будут уничтожены».
«Если кто-нибудь и может это сделать, то только он», — сказал Брахма.
Боги обрадовались и тотчас принялись за работу.
Сначала они использовали всю свою энергию, чтобы собрать подходящую военную колесницу: сама земля вместе с солнцем и луной служили ей колесами. Брахма стал ее возничим, а звезды — лошадьми.
Затем они создали лук: Меру, король гор, служил аркой лука, а как Васуки, царь змей — тетивой. Ее звенящий от натяжения звук наполнял всю вселенную.
«Но у нас нет подходящей стрелы», — сказали боги.
«Есть», — ответил Вишну, который превратился в огненный снаряд, сверкающую шастру.
Шива манифестировался как Угра, свирепый бог войны, и взошел на космическую колесницу. Он взялся за небесный лук и преследовал три города по всем галактикам. Он следовал за ними вверх по яркому небосводу и вниз до мрачных вод нижнего мира. Он ожидал момента, когда три летающих города выстроятся в один ряд. И когда это случилось, через тысячу лет ожидания, Шива выпустил смертоносную стрелу — Вишну-шастру.
Снаряд прошел через основание трех городов. Тут же они погрузились в пламя и стали разваливаться. Крики демонов, их женщин и детей наполнили пространство. Все были убиты. Остатки городов превратились в космические осколки: кометы, астероиды и метеориты. После этой расправы Шива стал известен как Трипурантака, разрушитель трех городов.
Боги возрадовались подвигу Шивы. Но он не улыбался.
«Я не могу праздновать смерть ни одного существа, каким бы испорченным оно ни было». Лицо Шивы было сурово; слезы скатывались по щекам. Крики демонов, наполненные болью, звучали эхом в его ушах.
«Знайте, — сказал Шива всем, кто собрался вокруг него, — придет день, когда весь космос, каждый его атом будет испорчен. В этот момент я возьму мой лук снова и разрушу три мира».
И чтобы каждый запомнил это грозное предупреждение, он нанес три линии на своем лбу, горизонтальные, как труп, используя оставшиеся угли от трех летающих городов.