Глава 4. Сыновья Шивы

Глава 4. Сыновья Шивы

 

 

Нападение Тараки

 

Каждое космическое событие начинается с триумфа демонов и заканчивается триумфом богов. Никто не остаётся непобедимым навсегда.

Праджапати Кашьяпа, патриарх небесной расы, был отцом и дэвов, и асуров.

Кашьяпа создал дэвов, богов света. Асуры были демонами тьмы. Подарив им взаимноантагонистические роли, он обеспечил их вечную вражду.

Боги и демоны находились на противоположных полюсах космоса. Что бы ни совершали боги, демоны выступали против. Боги боролись за день; демоны — за ночь. Боги восславляли лето, демоны — зиму. Боги помогали луне расти, демоны вызывали её убывание. Это вечное противостояние, космические войны с попеременными триумфами и трагедиями обеспечивали динамизм, на основании которого космос поддерживал свою непрерывность.

Часто богам, увеличивающим свою силу через жертвоприношения и подношения, яджны, удавалось победить демонов. Но иногда приходило такое время, когда необходимо было призывать подкрепление. Так случилось, когда Тарака стал командующим асуров. Дэвы находили победу над ним почти невозможной. Они обратились к Брахме за помощью.

«Он может быть убит только ребёнком семи дней от роду», — объяснил Брахма, создатель жизни, повелитель судьбы.

«Где же мы сможем найти такого могущественного ребёнка, способного возглавить богов?» — спросили они.

«Конечно, у Шивы», — ответил Вишну.

Божественная искра Шивы

 

Шива и Парвати уединились в своей пещере подальше от всяких вмешательств. Вход был запрещён даже богам.

Поэтому дэвы стояли снаружи и во весь голос обсуждали хаос, вызванный демонами, особенно Таракой. Они начали реветь и плакать, сожалея о своей неспособности разобраться с этой ужасной ситуацией. Будучи потревожена этим шумом и сочувствуя богам, космическая пара вышла из пещеры. «Как я могу помочь вам?» — спросил Шива.

«Дай нам ребёнка, способного победить демонов, семи дней от роду», — взмолились боги.

Шива согласился: «Возьмите сущность моих аскез. Из неё возникнет мой сын, самый великий бог войны в мироздании».

Он передал свою духовную энергию огню. Но Агни, бог огня, не смог долго выдержать её сияние. Он передал её реке Ганге, вызвав кипение её прохладных вод. Ужасная жара, созданная таким образом, воспламенила тростник по берегам реки. В этом великом пламени энергия Шивы превратилась в сияющего ребёнка, мальчика с шестью головами и двенадцатью руками.

Когда огонь улёгся, шесть нимф, зовущихся Криттики, нашли дитя среди тлеющих углей и в дымящейся золе, среди лепестков прекрасного лотоса. Они принесли его Шиве.

Вид этого необыкновенного ребёнка наполнил богов благоговейным страхом. Ему было дано много имён в соответствие с его статусом: Сканда — излучение энергии; Махасена — великий предводитель; Гуха — таинственный; Шанмукха — шестиликий; Паваки — сын огня; Гангея — сын Ганги; Сарабху — рождённый среди тростника; Кумар — мальчик и Картикейя — сын дев Криттика. Шива дал ему могучее копьё-пику, Вёл, в качестве оружия; павлина как средство передвижения, вахану. Он стал Веланом, обладателем копья.

На седьмой день своей жизни он издал пронзительный военный клич и вызвал демонов на битву. Это было великолепное сражение, которое потрясло космос до основания. Картикейя убил не только демона Тараку, но и демонов Банукопна, Соорпадама и Симукха. Боги возликовали и благодарили Шиву за его сына.

Рождение Ганапати

 

Парвати хотела ребёнка, чтобы кто-нибудь составлял ей кампанию, если она оставалась одна на Кайласе, когда Шива выбирал медитации в уединении. Гора Кайлас в отсутствие своего повелителя была пустынным местом: одни снега и камни, наполненные гнетущей тишиной.

Шива отказался обременять себя семьёй. В одиночестве Парвати решила сама создать себе ребёнка. В конце концов, она была Божественной Матерью!

В следующий раз, когда Шива исчез в лесу деодар в поисках передышки от семейной жизни, Парвати пошла на озеро Манасаровар. Там она растирала своё тело, пока оно не стало красным. Она собрала грязь и мёртвую кожу, смешала с сандаловой пастой и глиной и создала из этого куклу, симпатичного маленького мальчика. Парвати полюбила своё создание и быстро вдохнула в него жизнь.

Она назвала его Виньяка, предводитель, и проводила целые дни, разговаривая и играя с ним. В его компании она совсем забыла про Шиву. Так проходили дни.

Однажды Парвати сказала Виньяке: «Я хочу, чтобы меня не беспокоили. Никого не впускай ко мне в пещеру».

«Не пущу», — пообещал он.

Через некоторое время, закончив свою длительную медитацию, Шива вернулся на Кайлас. Он обнаружил, что вход в его пещеру преграждал мальчик, которого он никогда раньше не видел.

«Стой! — сказал тот, когда Шива направился к пещере. — Ты не можешь зайти в эту пещеру». Шива не обратил на мальчика внимания и попробовал пройти мимо него. «Стой! — настаивал парень, направляя копьё на Шиву. — Ещё один шаг, и я буду вынужден применить силу».

«Послушай, парень, разве ты не знаешь, кто я?» — спросил Шива.

«Нет, не знаю. Ты можешь быть самим Брахмой, но я не позволю тебе войти в пещеру».

«Как ты смеешь разговаривать со мной в таком тоне? — сказал Шива, начиная злиться. — Отойди в сторону, пока я не ударил тебя». Шива попытался оттолкнуть парня в сторону и зайти в пещеру силой, но копьё упёрлось ему в горло.

Шива рассердился. Он поднял свой трезубец, страшную тришулу, и метнул его в парня. Острые лезвия перерезали шею Виньяки. Он упал замертво, кровь хлестала из обезглавленного тела.

Потревоженная суматохой снаружи, Парвати вышла из пещеры. Вид отрезанной головы Виньяки и безжизненного тела привели её в ужас.

Она упала на землю, хлеща себя по груди, плача кровавыми слезами. «Мой сын, мой сын», — кричала она, прижав изувеченную голову к сердцу. Безутешная, она растрепала волосы и измазала своё тело грязью.

Шива, осознав серьёзность ситуации, пожалел о своём гневе и о нехватке сдержанности. Чтобы всё сгладить, он решил воскресить мальчика. Иначе Парвати никогда бы не простила его.

Шива сказал своим ганам: «Принесите мне голову первого живого существа, которого увидите покидающим Кайлас».

Они сделали так, как было велено. Они повстречали могучего одноклыкого слона и принесли его голову Шиве. Он поместил её на обезглавленное тело и оживил мальчика.

Виньяка с телом, вылепленным Парвати, и головой, данной Шивой, стал известен какГанапати, предводитель ганов. Ему дали мышь, чтобы она служила ему его ваханой. Он стал охранником порога, космическим стражем.

Он тот, кто удаляет все препятствия — Вигхнешвара. Без того чтобы умилостивить его, ни одна работа не может быть сделана, ни одна задача не может быть завершена, ни один проект не будет успешным. Он наблюдает за каждым препятствием.

Андхака, слепой сын Шивы

 

Однажды Парвати, играя, закрыла глаза Шивы. Её руки начали потеть, так как в глазах Шивы таилась энергия солнца. Из жара Шивы и пота Парвати возник истощённый слепой мальчик.

«Это наш сын», — сказал Шива. Парвати растила его, пока он не развил сильное шестое чувство, заменившее ему его зрение.

Шива отдал своего слепого сына королю-демону Хираньякше, своему любимому преданному, у которого не было своих детей. Под присмотром Хираньякши ребёнок вырос сильным воином, которого боялись даже боги. Он был назван Андхака, слепой демон.

Однажды Андхака услышал о Парвати, самой прекрасной женщине на земле. Поэты описывали её красоту столь бесчисленными эпитетами, что он решил сделать её своей королевой.

Андхака зашёл на Кайлас в момент, когда Шива и его ганы ушли на озеро Манасаровар. Парвати была одна.

Увидев Андхаку, она почувствовала его нечистые намерения. Она могла легко уничтожить его, но материнский инстинкт взял верх над чувством безопасности.

Она помолилась о помощи Вишну. Космический спаситель услышал её молитвы и пришёл на Кайлас в облике сотни тысяч двойников, Мохинис, каждая прекраснее другой. «Какая из них Парвати?» — размышлял Андхака.

Проходили часы. Андхака бродил среди прекрасных женщин, совершенно растерянный и смущённый.

Когда вернулся Шива, он сразу понял, что происходит. В ярости он проткнул Андхаку своим трезубцем; затем, подняв его вверх, как флаг, он выставил слепого демона напоказ. Так он оставался сотни тысяч лет, расплачиваясь за свои низменные инстинкты.

Андхака потерял свой божественный облик. Он стал истощённым и слабым, в нём только остались силы, чтобы просить прощения у матери и молиться отцу.

Шива, который никогда не держал долго зла, был тронут раскаянием своего сына: «Я прощаю тебя, Андхака. Ты был рождён в темноте, поэтому у тебя тёмная индивидуальность. Но теперь ты просветлён. Ты должен жить среди моих ганов, заняв своё законное место сына».

Андхака, демон тьмы, стал просветлённым последователем Шивы. Милость повелителя убрала завесу вожделения, которое затуманило здравый смысл.

Свадьба Ганапати

 

Парвати не могла решить, какой из двух её сыновей должен жениться первым: Картикейя или Ганеша. Шива предложил соревнование. «Давайте отпразднуем свадьбу того, кто первым вернётся из кругосветного путешествия», — сказал он.

Как только соревнование было объявлено, Картикейя оседлал своего павлина и помчался по космосу. Путешествие было долгим, но решительность Картикейи помогала ему идти.

Ганеша и не подумал сдвинуться с места. Когда он увидел Картикейю, возвращающегося на Кайлас, он быстро обошёл вокруг своих родителей.

«Я выиграл», — заявил Картикейя.

«Нет, я выиграл. Я обошёл вокруг мира раньше, чем ты», — сказал Ганеша.

«Что ты имеешь в виду? Ты не сделал ни шага с Кайласа! Это же я объехал мир на своём павлине».

«Ты обошёл вокруг своего мира — великого космоса. Я обошёл вокруг моего мира — моих родителей. Так как я закончил первый, я выиграл».

 

 

Парвати сказала: «Вы оба выиграли, каждый по-своему: Картикейя — победитель на осязаемом уровне. Но на более тонком уровне, в более интеллектуальном смысле, победитель — Ганеша».

Парвати гордилась своими сыновьями, сильным Картикейей и мудрым Ганешей. Она объявила: «Тот, кто будет поклоняться Картикейе, получит силу; тот, кто будет поклоняться Ганеше, достигнет мудрости. Вы оба — два аспекта моей силы, шакти».

Но насчёт свадьбы Шива решил, что Ганеша должен жениться первым: «Я думаю, его ловкость заслуживает награды».

Картикейя пришёл в ярость.

Картикейя оставляет Кайлас

 

Шива позволил Ганеше жениться первым, несмотря на очевидные аргументы и несогласие Картикейи. Две дочери Праджапати Вишварупы, Сиддхи и Вуддхи, богини успеха и ума, стали супругами Ганеши, усилив его статус бога мудрости, остроумия и победы.

Это событие ужасно раздосадовало Картикейю. Он чувствовал, что его родители не ценят его, его качества и его чувства. Но немногие хотели прислушиваться к нему. Все радовались на свадьбе Ганеши.

Картикейя стал считать, что он не был желанным. Поэтому он покинул Кайлас и двинулся на юг. Когда горы Краунча попытались встать на его пути, он просто бросил своё копьё-пику и прорубил дорогу прямо через них.

Шива попытался помириться со своим сыном, но Картикейя отказался встречаться и разговаривать с ним. Он просто хотел, чтобы его оставили в покое.

Свадьба Картикейи

 

Расстроенный явной предвзятостью своих родителей, Картикейя ушёл в южные горы и жил там среди местных племён. Местные называли его Муруган, божественный юноша. Он защищал их от демонов и чудовищ, которые населяли долины и лесные дороги. Но, несмотря на всё это, он оставался несчастным и одиноким.

Индра, царь дэвов, заметил бедственное положение этого великого бога войны. Он решил подарить ему жену, свою дочь Девьяни, также известную как Сена. Это было самое малое, что он мог сделать для такого могучего победителя. Они сыграли свадьбу в присутствии богов, в соответствии с обрядами священников.

Немного позже Картикейя, бродя по девственным джунглям земель Тамил, повстречал Валли, прекрасную девушку из местного племени. Она стояла посреди отцовского поля проса, прогоняя прочь птиц и зверей. Поражённый её красотой, Картикейя попросил её руки. Валли согласилась, и они поженились по природному ритуалу, вдохновлённые любовью и в присутствии стихий.

 

Агастья развивает Юг

 

Однажды Шива давал даршан по йоге. Все существа мира — боги, демоны, мудрецы, колдуны, цари, торговцы, священники, рабы — поспешили на Кайлас услышать, что он говорит. В результате этого массового собрания в северных горах мир стал крениться на одну сторону.

«Мудрость, цивилизация, знания, умения, всё перешло на север; на юге ничего не осталось. Баланс космоса абсолютно потерян», — воскликнул Брахма.

Шива осознал всю серьёзность ситуации. Он обратился к Агастье, своему умнейшему ученику, и сказал: «Иди на юг. Возьми с собой всё, чему я обучил тебя: мастерство общения, секреты астрономии и медицины, искусство театра и музыки, науку сельского хозяйства и животноводства, основы философии, знания военного искусства, священные истины, сущность жертвоприношения. Возьми всё это. Помоги космосу восстановить равновесие».

«Как ты пожелаешь, — сказал Агастья, — только дай мне что-нибудь, что будет напоминать мне горы Кайласа». Шива дал ему две большие горы, чтобы отнести их на юг. Демон Эттумба предложил нести их на своём кавади (длинном шесте): он привязал каждую гору по обоим концам крепкого кавади, который положил на плечо, и двинулся на юг.

В Палани, Тамил Наду, Эттумба положил горы на землю и подошёл к реке, чтобы освежиться. Когда он вернулся, то обнаружил, что не может поднять горы снова. Как будто кто-то удерживал их.

Он посмотрел по сторонам и обнаружил прекрасного молодого юношу, сидящего на одной из гор. «Слезь с горы, парень, — сказал Эттумба. Но юноша отказался. — Если ты не слезешь, я ударю тебя». Парень даже не пошевелился. Эттумба разозлился и поднял свою руку, чтобы ударить парня и заставить подчиниться.

Когда Агастья прибыл к месту происшествия, он сразу понял, что это был необычный юноша. «Кто ты?» — спросил он. «Я — Картикейя, сын Шивы, — ответил юноша. — Эти горы напоминают мне Кайлас, мой дом на севере, который я оставил очень давно. Я бы хотел остаться здесь». Агастья согласился.

С тех пор говорят, что Картикейя проживает на вершинах гор Палани, а как Агастья — на равнинах. Когда эти двое представителей Шивы появились на юге, больше не было необходимости путешествовать через всё пространство к Кайласу на север. Равновесие космоса было восстановлено.

Считается, что каждый год Шива и Парвати навещают своего сына на юге, примирившись с ним.

 

Сыновья Шивы

 

Есть очевидная путаница по поводу свадьбы Ганеши и Картикейи в Джамбудвипе, материке-предшественнике Индии.

На севере считается, что Картикейя был старшим сыном Шивы и Парвати, рождённым раньше Ганеши. На юге Ганеша описывается как старший брат, а Картикейя как младший.

На севере говорится, что Картикейя не был женат, потому что видел свою мать во всех женщинах. На юге считается, что Ганеша был Брахмачари, сыном, который не женился, потому что не нашёл женщины, столь же прекрасной, как его мать.

На севере Индии Картикейя описывается как неженатый бог войны, одержимый командующий богов, который вдохновлял мужчин на битвы и вёл их к славной смерти. Там, где восхищаются этим качеством, женщины поклоняются Картикейе в поисках такого мужественного жениха, как он. Но в большинстве мест его воинственный дух воспринимается с опаской, и женщины, кроме некоторых вдов, не смеют поклоняться ему. Для них он — бог мужчин, бог их боевого братства.

На юге, в окружении своих двух жён, Картикейя всегда являлся персонификацией доблести и мужества. Его красота легендарна. Его жёны, Сена и Валли, символизируют его армию и оружие. Таким образом, оба этих брака усиливают его роль предводителя богов, бога силы, бога могущества.

На севере Сиддхи и Буддхи считаются жёнами Ганеши. Они — богини совершенсства и ума. Этот важный союз делает Ганешу богом разума, богом мудрости.

Два сына Шивы и Парвати представляют два аспекта силы, шакти. Возможно, никто из них не выше и не старше другого, так же как ни один человек не может быть по-настоящему сильным, если сила и мудрость у него не уравновешены.