Почитание Дьявола в Боливии1
Латинская Америка богата занятными культами. Наверное, неудивительно, что в ней есть ныне здравствующие почитатели Сатаны. Свидетельство очевидца, журналиста и политического деятеля Эдуардо Галеано (выдержка из книги «Дни и ночи любви и войны»):
На боливийских шахтах мало детей. И нет стариков. Люди там умирают, не дожив до тридцати пяти лет: их лёгкие съедает силикоз.
Боженьке не управиться здесь в одиночку.
Прежде Люцифер самолично открывал шахтёрские карнавалы. Верхом на белой лошади он проезжал по главной улице Оруро. Сегодня эти празднества привлекают рои туристов со всех концов света.
Но в шахтах Дьявол царит не только в феврале. Шахтёры называют его Дядька и возводят ему трон в каждом забое. Дядька — настоящий хозяин шахт: захочет — откроет рудоносную жилу, захочет — спрячет её; он заманивает в лабиринты тех, кого желает погубить, наводит на богатую породу своих любимцев, предотвращает обвалы или вызывает их. Произносить имя Иисуса в забое равносильно самоубийству, хотя Пречистую Деву можно поминать без страха. Иногда Дядька заключает договор с подрядчиками или арендаторами и посылает им богатство в обмен на душу. Это он подмигивает крестьянам, и они бросают свои поля и навсегда скрываются в забоях.
Шахтёры собираются под землёй возле его большой глиняной фигуры, разговаривают, пьют. Это ч’алья. Дядьке ставят свечи, перевёрнутые и зажжённые снизу, предлагают ему сигары, пиво, чичу. Дядька выкуривает сигары, опорожняет стаканы. У его ног шахтёры кропят пол каплями агуардьенте — так они угощают богиню земли.
Шахтёры просят Дьявола, чтобы порода не иссякала:
— Помоги нам, Дядька. Не дай нам умереть.
Ч’алья — нечто вроде политического университета. Диктаторы запрещают эти сборища. Люди встречаются под защитой Дядьки в самых дальних штреках, обсуждают свои проблемы, говорят о том, как изменить порядки. Здесь они чувствуют себя в безопасности, приободряются, смелеют. Они не преклоняют колени перед Дьяволом. Уходя, они украшают ему шею разноцветным серпантином.
Действующий дьяволопоклоннический культ. Шахтёры сообразили, кто хозяин подземных богатств, но колени перед ним не преклоняют =)
В сети есть источники по почитающим Дьявола шахтёрам из Оруро, но они описывают по большей степени внешнюю сторону явления, поэтому свидетельство Галеано, описывающее его «изнутри», весьма ценно.
-
Шахтёрские карнавалы, о которых говорится в первых абзацах:
Ежегодно, с 19-го по 23-е февраля Оруро — столица одноимённого департамента в Боливии — погружается в посвящённый дьяволу карнавал, на участниках которого можно самые увидеть разнообразные костюмы. Здесь можно встретить как пастухов, так и индейцев Амазонки с головными уборами, украшенными перьями. Неизгладимое впечатление на посетителей этого красочного карнавала, как правило, производят музыкальные выступления, танцевальные шоу и фейерверки. Неотъемлемой частью фестиваля является исполнение на карнавале «дьявольского танца», который берёт свои корни из своеобразного поклонения тёмным силам.
Дело в том, что Оруро издавна был городом шахтёров и его жители, проводившие долгое время под землёй, со временем решили поклоняться владыке подземелья. Согласно христианской традиции, им является Сатана, который и был принят местными жителями как бог. Ему регулярно приносили жертвы и исполняли в его честь ритуальные танцы. Обычаи проистекают из веры в Сатану, как защитника шахтёров под землёй. Со временем на карнавале всё больше внимания стало уделяться покровителям горнодобывающей промышленности Соваконской Деве и Пачамаме — матери Земли, однако «дьявольские танцы» по-прежнему не утратили своей популярности. Возглавляют торжественное шествие во время карнавала Сатана в компании своей подруги и окружении дьяволов и дьяволиц с копытами и рогами.
За ними идут участники, переодетые в животных персонажей, общих для всего Средневековья, включая рычащих медведей, величественных кондоров и пум. К своему логическому завершению карнавал подходит в понедельник, также известный как День дьявола и тёмных сил. На главной площади города в этот день собирается огромное количество желающих взорвать водяные «бомбы», что они и делают.
http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=257473
-
Миссионеры о шахтёрах из Оруро (английский язык):
В девяностых годах в одной из шахт Оруро работали 10 000 шахтёров. Из них только двое были христианами.
http://www.minersmission.com/view_country.php?g=21
-
О почитании Tio (Дядьки) и февральском карнавале (английский язык):
Статуя Дьявола выглядит как сидящий сатир и выкрашена в красный цвет (скорее всего, у католиков позаимствовали изображение).
http://www.igougo.com/journal-j67145-Bolivia-The_Bolivian_Way.html#1336608
-
Некрашеная статуя Дядьки в серпантине и с сигареткой:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/El_Tio_Potosi_Bolivia.jpg
-
Другие изображения:
-
См. также:
http://www.travelpod.com/travel-photo/somasized/1/1253822797/el-tio-otra-vez.jpg/tpod.html
1 Компиляция из разных источников.
Другие статьи из Апокрифа:
- Летопись тупшимату
- Прикосновение к святыне
- Беседы о магии и науке
- Малая книга Гекаты
- Полное гадание по Книге Перемен
- Пошаговая инструкция к ритуалу гадания на Таро
- Лавкрафтианские зелья
- Эзотерическая теория познания
- Инстинкт как инструмент религиозного и мистического опыта
- Подмена сатанизма или к чему приводит религиозное восприятие