Магия с мясом1
Интервью с редактором журнала «Апокриф», членом Ordo Templi Orientis и Комитета Общественной Самозащиты, биологом и оккультистом Романом Олеговичем Адриановым, также известным как Элиас Отис, автором книг «Дхаскар» (2000), «Ловцы Левиафанов» (2002), «Мифоистория Некрономикона» (2009, 2012), «Liber Rosae Ventorum» (2012, 2013)…
Финиковый Компот: Каков онтологический статус оккультного?
Роман Адрианов: Такой же, какой всего остального окружающего мира. Оккультное — не нечто принципиально сокрытое, это то, что ещё недостаточно хорошо доступно другим методам познания. То, что было оккультным тысячу лет назад, сейчас может быть в ведении академической науки, а то, что оккультно сейчас, может стать вполне научным в будущем.
ФК: Что значит, что есть нечто сокрытое, такое, что поддаётся изменению посредством нашей воли?
Р.А.: Это значит, что многое вообще поддаётся изменению посредством нашей воли, но кое-что из этого сокрыто от тех, кто не очень озаботился тем, чтобы это открыть. А так — была бы воля…
ФК: Я знаю, что сейчас среди рефлектирующих оккультистов популярны две концепции: психологическая и прагматическая. Какая тебе ближе и каковы мыслимые альтернативы?
Р.А.: Насколько понимаю, под прагматической понимается «наколдовать что-то для себя», под психологической — познание и развитие? Тогда мне ближе психологическая, хотя, конечно, познание и развитие помогают и «наколдовать что-то для себя». Оккультист на пути развития может обрести сиддхи, но если сиддхи становятся самоцелью, познание сильно замедляется. Но, в принципе, лучшая альтернатива — совмещать приятное с полезным.
ФК: У тебя есть рассказ про автостоп. На что больше всего, на твой взгляд, похожи отношения водителя и автостопщика? Какое сравнение будет более точным? Религиозное (проситель — даритель), экономическое (покупатель — продавец) или какое-то иное?
Р.А.: Хороший автостоп — это симбиоз. Стопщик получает возможность добраться до нужного места, водитель — компанию (может быть, интересную), возможность не заснуть в дороге, почувствовать себя сильным и кому-то нужным. Может быть, и чистку кармы заодно.
ФК: Недавно мы обсуждали джедайское движение (подробнее см. С. Науменко «Что значит быть джедаем», ФК №3, апрель 2013). Очевидно, что у него был пик (2005-2007 года), а потом спад, продолжающийся и поныне. Паша (Павел Ивашкин, автор биологических статей в «ФК») предположил, что причиной этого изменения было появление и быстрая популяризация социальных сетей, которые, в отличие от форумов и ЖЖ, направлены на обмен короткими сообщениями, фотографиями, лайками и подмигиваниями, а не полноценными нарративами. Это понизило качество споров и, соответственно, ослабило движение. Что ты об этом думаешь?
Р.А.: Очень похоже на то. Во всяком случае, это могло бы быть одной из причин. Среди других мог бы назвать то, что 2005-й год — это год выхода «Мести ситхов» (последующие 3D-серии, видимо, оказались не столь впечатляющими; у меня есть мысли, почему именно, но это отдельный разговор), а массовый интерес к фильму постепенно идёт на спад. Также, вероятно, это «успехи» современного образования, которое не очень-то старается прививать детям интерес к глубоким духовным изысканиям, тогда как поколение, смотревшее «Звёздный Войны» ещё на пиратских кассетах в конце 80-х — начале 90-х, как правило, уже нашло себе другие средства приложения сил.
ФК: Что есть?
Р.А.: Картошку с мясом.
ФК: Меня восхищают качество и успех журнала «Апокриф», который ты редактируешь. Сколько часов в день ты тратишь на работу над ним?
Р.А.: Как говорится, «простой русский дзенствующий медитирует круглые сутки». «Апокриф» — моя главная медитация, стало быть, и работаю я над ним круглые сутки — даже когда занят чем-то другим.
ФК: Какой смысл ты вкладываешь в отношение «учитель-ученик»?
Р.А.: Это преемственность поколений, для ученика — возможность узнать что-то новое, получить совет, критичнее относиться к своей практике и т. д., для учителя — чётче сформулировать для себя свои взгляды и систематизировать знания, и много чего другого. При этом надо различать «того, у кого чему-то научился» (это может быть практически любой человек, кто знает и умеет что-то такое, чего не знаешь или не умеешь ты сам), и учителя (того, у кого ты берёшь не столько какие-то знания, навыки и т. п., сколько некую «матрицу поведения»); а также последователя (того, кто старается за тобой повторять) и ученика (того, кто пытается приспособить перенятые от тебя знания, умения и взгляды к своим собственным нуждам).
ФК: О чём ты никогда не думал?
Р.А.: Никогда не думал об этом.
1 Специально для журнала московского Философского Кафе «Финиковый Компот»
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Преображенское (Еврейское) кладбище, Санкт-Петербург
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха